Wardrobe: what wears and gets inspired by the artist Boris Chayka

INTERVIEW

Author: Irina Netbay

Photos: by the heroes of the article

25 September, 2023

Boris Chayka is an artist who intentionally strips his works of any specific meaning. While perusing his social media profiles, one can't help but notice how frequently he complements his image with various accessories, dons chains, and incorporates bold accent details.

We engaged in a conversation with Boris to uncover the sources of his inspiration, trace the origins of his artistic journey, and explore how his personal transformation is mirrored in his art.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

КАК ДАВНО ТЫ НАЧАЛ СОЗДАВАТЬ ИСКУССТВО И ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЛСЯ ДО ЭТОГО?

Все началось лет десять назад, когда мы с моим приятелем насмотрелись граффити-бомберских видосов и решили, что будем тоже делать стрит-арт. Довольно быстро выяснилось, что рисовать мы не умеем, а тогда это казалось необходимым навыком, который я и пошел приобретать в частных уроках. Потом я учился с переменным успехом — то там, то тут. Наверное, до того, как это занятие стало для меня чем-то серьезным, было два важных эпизода.

Первый — когда стало ясно, что дома рисовать довольно грязно, и я снял часть мастерской, где познакомился с «‎настоящей»‎ художественной жизнью — работой, общением с коллегами. Часть мастерской снимали девочки-керамистки, и с тех пор я долго мечтал о своей печи, которой и обзавелся полтора года назад.

Второй эпизод — момент, когда я увлекся печатной графикой. Я снимал с девочками маленькую мастерскую, где раз в неделю приходил печатать гравюры. Это было классно, в работе быстро растешь, формулируешь, что хочешь. В печатной мастерской, думаю, появились какие-то наброски моей будущей практики.

Все изменилось, когда я снял мастерскую и смог полноценно работать. Мне кажется, за эти полтора года я очень сильно вырос как профессионал. До всего этого я работал сварщиком на производстве, 3,5 года. С теплотой вспоминаю то время, особенно мужиков с работы, великолепные люди.

ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ ТЕБЯ НА СОЗДАНИЕ РАБОТ?

Я не особо верю во вдохновение. Мне кажется вдохновение (как и успех, и удача, и прочее) — это результат труда, эмоциональной и интеллектуальной работы.

Могу сказать, что меня интересует в работе сейчас — это, в числе прочего, материал. Зимой и весной я как-то снова угорел по живописи, хотя почти весь год работал с керамикой. Нравится изучать технические моменты: как правильно делать живопись, чтобы она хранилась долго и не отваливалась, чего можно добиться техническими моментами. Недавно я колеровал грунт для одной работы, а потом сообразил, что вообще-то можно и лак заколеровать. Задался вопросом, а что будет, если не покрывать картину одним лаком, а покрыть холст лаками, колероваными в разный цвет? Будет ли это красиво? Насколько яркий цвет удастся получить? А если весь слой живописи — это лак, он не треснет? Можно ли будет транспортировать такую работу?

В итоге, я нашел пару магазинов, где работают знающие ребята и продаются всякие прикольные штучки, теперь хожу туда как на праздник. Опять же, начал красить палки, и думаю, а что, если покрасить кирпич? А асфальт? А если отлить из цемента и покрасить? В общем, сейчас я интересуюсь и экспериментирую с материалом. А что меня вдохновляет — не знаю, с тех пор, как появилась мастерская, просто непонятно, что еще делать, если не работать. Мне тяжело сидеть дома, это даже раздражает, потому что можно пойти и поделать каких-нибудь приколов, чего сидеть-то...

А ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МОДНЫЙ КУМИР?

Нет, не думаю. Я вообще мало за чем слежу, кроме художественного мира, поэтому знаю, например, что вроде бы классно одевается Канье, но не больше. Хотя я подписан на страницу «отказала модная железа», но они скорее на приколе. Там бывают классные и красивые вещи, которые мне очень нравятся. Еще, кажется, я подписан на Gucci. Всегда мечтал о кейпе от них.

В СВОИХ РАБОТАХ ТЫ ПРИДЕРЖИВАЕШЬСЯ ПРИНЦИПА ОБЕЗЛИЧЕННОСТИ, ЧТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАЗВАНИЯХ (UNTITLED) И ПАСТЕЛЬНЫХ ТОНАХ. ПРИДЕРЖИВАЕШЬСЯ ЛИ ТЫ ТОГО ЖЕ В ОДЕЖДЕ?

Раньше я старался одеваться максимально ярко: краситься, привлекать к себе внимание, выбирать какие-то ассоциативные аксессуары, ошейники, цепи, рваные колготки в сетку. Думаю, это было от нереализованности. Сейчас не могу себе представить, чтобы я так оделся. Зачем? В этом смысле, наверное, можно сказать, что я ношу «обезличенную» одежду — просто шмотки. Но, возможно, со стороны для других людей это тоже, в итоге, превращается в какой-то наряд.

Мне очень нравятся мои сапоги, в которых я хожу зимой. Такие черные обычные сапоги, в которых ходят работяги. Они очень удобные, но из-за того, что у нас так не принято одеваться, это становится каким-то исключительным аксессуаром. Еще мне нравится отцовская дубленка, я забрал ее с дачи, еле отстирал от запаха дыма, а потом немного порвал — за гвоздь зацепился. Она огромная, нелепая, но очень теплая и, мне кажется, работает как и сапоги.

В этом смысле моя ролевая модель — фриковатый бомж с района.

Мне кажется это смешным. Правда иногда приходится одеться нормально, потому что в приличные заведения в таком виде как-то стремно заходить.

ЕСТЬ ЛИ УНИФОРМЫ У ХУДОЖНИКА?

Нет, я вообще ужасно злюсь, когда романтизируют художников. Это тяжелая работа, а не легкая и беззаботная жизнь, где художник — это кто-то особенный. Вопрос про униформу — отсюда же.

КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ВЕЩАМ?

Если смотреть на вещи совсем широко, то их можно поделить на четыре категории. Мои рабочие инструменты — к ним у меня максимально трепетное отношение. Так, как за ними, я, кажется, ни за чем больше не ухаживаю.

Есть бытовые вещи очень хорошего качества, за которыми я слежу тоже трепетно — моя чугунная сковородка, например, или кастомная клавиатура.

С одеждой, скажем так, отношения такие — когда-то она была чистая. Моя жизнь крутится вокруг работы, собак и велосипеда — и все три эти штуки очень пачкающиеся. Поэтому теперь я отношусь к одежде сугубо утилитарно: как они выглядят уже все равно, потому что их просто невозможно поддерживать в нормальном состоянии. Если я хочу, чтобы какая-то вещь сохранила приличный вид — я ее не надеваю. У меня есть красивый свитер и штаны, они просто висят в шкафу. Надевал на свадьбу и вроде не испачкал, больше не ношу.

Ну и вообще рваные и грязные вещи вполне укладываются в парадигму моего условного стиля.

Самые классные футболки — это те, у которых от ношения начинает отрываться резинка воротника, а на спине появляются дырки.

Когда я работал сварщиком, все мои футболки сзади были похожи на паутину из-за дырок, потому что, когда пилишь болгаркой или свариваешь, искры летят за шкирку и прожигают одежду. Если все пачкается, то почему бы не сделать это таким приколом? А четвертый тип вещей, для меня, — это все остальное, на них я не очень обращаю внимание.

МНОГО ЛИ У ТЕБЯ ОДЕЖДЫ?

Сложно сказать. Почти все вещи оказываются у меня каким-то образом сами. От жены, от друзей, еще кого-то... Я не покупаю себе одежду, потому что в этом нет никакого смысла, она все равно будет выглядеть как старая, а у меня уже есть та, что выполняет свою утилитарную функцию. Без верхней одежды и обуви это все выглядит как ком, который занимает половину шкафа. В основном он состоит из футболок.

У ТЕБЯ ЧАСТО ПОЯВЛЯЮТСЯ ЯРКИЕ И НЕОРДИНАРНЫЕ АКЦЕНТЫ В ОБРАЗЕ. ЭТО ВЫХОДИТ СЛУЧАЙНО ИЛИ НАМЕРЕННО?

На это мне трудно ответить... Не могу сказать, чтобы это было сознательно, но, наверное, оно там как-то само внутри обдумывается, не знаю. Могу сказать, что мне нравятся короткие вещи — короткие футболки, короткие рукава, короткие штаны.

КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ? КАК ОН ФОРМИРОВАЛСЯ?

Меня иногда называют персонажем, думаю, это относится и к одежде в том числе — людям кажется, что она какая-то особенная. Тяжело оценивать самого себя. Но, как я уже говорил, все стало так, как есть, в основном по утилитарным причинам. Хочется, чтобы было удобно, тепло, комфортно, а пачкается и рвется все и так.

ТВОИ ОТКРЫТИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА?

Открытия есть! Я отрастил волосы, и они стали мешать в работе и лезть в рот, в глаза, что, особенно в период аллергии, вообще невыносимо. Так что возникла потребность их как-то контролировать. Так что я открыл для себя кепки, хотя головные уборы мне особо никогда не нравились: голова у меня не мерзнет, даже когда я ходил бритый.

Еще я катаюсь на велике в эирподсах, которые боюсь потерять. Поэтому я открыл для себя бафф, и это оказалось настолько удобным, что я теперь часто ношу его в повседневной жизни. Волосы не лезут, лицу тепло, шею закрывает, наушники не потеряются — кайф!

В моем гардеробе появились также очки для катания на велике, чтобы пылища не летела в глаза. В этом сезоне хожу в них часто.

Из художников очень нравится коллектив warblingcollective. Недавно я узнал, что его организовала Робин Грэхем, и она очень крутая художница!

INTERVIEW

Author: Irina Netbay

Photos: by the heroes of the article

25 September, 2023