Where beauty gets created: in Nadia Likhogrud’s studio in Moscow

studio visit

Author: Irina Gerasimova

Photos: Olga Izakson

23 May, 2025

The sculptures of Nadia Likhogrud — forms that combine antiquity and modernity — prompt reflections on time in the context of personal and collective memory. In her new works, shown in the exhibition “Meanwhile” at Mokh, the artist shifts from the future to the present, through contemporary details woven into a historical narrative.

We visited Nadia’s studio, where she was working on a new series, and talked about her love of ancient art.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

РАССКАЖИ НЕМНОГО О СВОЕМ ПУТИ. ТЫ УЧИЛАСЬ В СУРИКОВСКОМ ИНСТИТУТЕ, А СЕЙЧАС ТЫ ОДИН ИЗ ЛЮБИМЕЙШИХ СКУЛЬПТОРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. ЧТО БЫЛО МЕЖДУ ЭТИМ?

Путь начался еще задолго до начала учебы, творчеством я занималась с самого детства. У нас в школе был кружок керамики, где мы лепили всё, что нам хотелось, и там я проводила всё свое свободное время. Воплощение любой идеи с помощью кусочка глины было для меня естественным процессом. Но при этом у меня еще не было понимания, что можно стать художником и тем более скульптором, потому что в семье таких примеров не было и я просто не знала, что так можно.

Дальше была художественная школа, а потом я пошла учиться на дизайн костюма — это был компромисс, потому что в детстве я любила рисовать одежду и, казалось, что это достаточно практичная профессия. Но так получилось, что именно благодаря текстильному институту я серьезно занялась скульптурой. Отец моей одногруппницы, скульптор Леонид Баранов, начал вести мастер-классы, где мы лепили портреты с натуры. Он приглашал интересных людей из своего окружения, общался с ними и одновременно лепил, а мы подсматривали за этим процессом и работали вместе с ними. Потом мы продолжили в его мастерской, где я увидела абсолютно другой мир, мир художника. И тогда я поняла, что скульптура это то, чем я хочу заниматься всю жизнь и начала посвящать этому все свободное от учебы время.

После текстильного я поступила на второе высшее в Суриковский институт на факультет скульптуры и проучилась там несколько лет: в какой-то момент почувствовала, что академических и ремесленных навыков мне хватает и начала работать самостоятельно.

ПОМНИШЬ, КАК СКЛАДЫВАЛИСЬ ПЕРВЫЕ ШАГИ — ПЕРВАЯ МАСТЕРСКАЯ, ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА, ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ?

Первую мастерскую я начала снимать, когда училась на первом курсе в Суриковском. Я нашла ее через Facebook, это была прекрасная узенькая комната в пространстве бывшего Оптико-механического завода недалеко от института. Там были высокие потолки и окно в пол. После натурных классов в институте я приходила туда лепить творческие композиции. Иногда я там ночевала и утром шла пешком в институт. В общем, это был мой отдельный мирок — маленький, но любимый.

А потом через несколько лет я переехала в Дом Лансере в Милютинском переулке, где уже снимали студии многие современные художники. На этаже, где была моя мастерская, работали Миша Мост, Савва Савельев, в какой-то момент моим соседом стал Леша Дубинский. Тогда я уже перестала ходить в Суриковский и, мне кажется, эта среда стала логичным продолжением моего обучения: я находилась там, где люди делали свои проекты и жили этим, что послужило для меня большим вдохновением и примером после академического образования.

НАВЕРНОЕ, ТОГДА ЖЕ У ТЕБЯ НАЧАЛИСЬ ПЕРВЫЕ ВЫСТАВКИ?

Первой значимой выставкой стала для меня выставка «РайON.0» в Музее Москвы, которую сделали мои друзья. С нее началось мое возвращение к керамике. Пока я училась на скульптуре, мы не работали с керамикой — считалось, что это несерьезный и декоративный материал, поэтому я и забыла тогда, насколько это классно.

Выставка была посвящена восприятию молодыми художниками постсоветского наследия, и я придумала серию скульптур про свои воспоминания о детстве моего поколения. Мне захотелось выразить эти образы через эстетику фарфоровых статуэток, но сделать их более небрежными и обезличенными. Так я вернулась к керамике и к тому, что делала в детстве.

А ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ?

Пока я училась, у меня даже не было мысли, что свои творческие работы можно продавать, точнее это было мечтой. Я работала как исполнитель: рисовала портреты на заказ, расписывала стены, лепила камины, фонтаны, бюсты для музыкального клипа, как-то лепила эмбрион по снимкам УЗИ в виде абстрактной скульптуры и вырезала портрет Артемия Лебедева из авокадо. Чего только не было.

ЕСТЬ ХУДОЖНИКИ-ОДИНОЧКИ, А ЕСТЬ ТЕ, КТО СООТНОСИТ СЕБЯ С БЛИЗКОЙ ПО ДУХУ ГРУППОЙ ЛЮДЕЙ. ЧТО ТЕБЕ БЛИЖЕ И ПОЧЕМУ?

Мне важно быть в кругу единомышленников — тех, кто меня понимает, и тех, кого понимаю я. У меня много близких друзей-художников, общение с которыми меня очень поддерживает и наполняет. Но работать с кем-то мне трудно, так как у меня зачастую есть свое четкое представление о том, что и как нужно делать.

ОТКАЗЫВАЛАСЬ ЛИ ТЫ ОТ ЧЕГО-ТО, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧЕМ ТЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕШЬСЯ, БЫЛ ЛИ МОМЕНТ ВЫБОРА, КОТОРЫЙ ЗАПОМНИЛСЯ?

У меня всё получилось естественным путем. Первую керамическую серию вылепила для реализации своей идеи, вообще не задумываясь, что это может стать моим направлением в будущем. Просто очень искренне лепила эти работы, у меня не было даже мысли, что после этой серии я продолжу работать в таком стиле.

Но так получилось, что мне захотелось продолжить и я поняла, каким именно языком я хочу рассказать истории, а затем — стала придумываться новые серии и проекты.

РАССКАЖИ ПРО СВОЮ НЫНЕШНЮЮ МАСТЕРСКУЮ — КАК МНОГО ВРЕМЕНИ ТЫ ЗДЕСЬ ПРОВОДИШЬ, КАКОЕ МЕСТО ОНА ЗАНИМАЕТ?

Мастерская — мое место силы и пространство, в котором я создаю свой собственный мир. Она находится в так называемом городке Художников на Масловке, и местные помещения специально оборудованы под мастерские. Я работаю здесь уже шестой год и провожу здесь много времени. С тех пор, как она у меня появилась, я прихожу сюда буквально каждый день, если нахожусь в Москве. Даже когда у меня нет срочной работы, всё равно иду в мастерскую: могу просто сидеть весь день на диване, пить чай или общаться со своими любимыми соседями. Это тоже заряжающие процессы.

Последний год я живу на две страны и часто приезжаю в Москву, чтобы поработать и воплотить задуманные проекты. В такие приезды я из мастерской просто не вылезаю. И это, конечно, всё в радость, но почти каждый день работаю до ночи. Иногда мне тяжело совмещать работу и заботу о себе. Обычно я выжимаю из себя максимально всё, что могу, а потом еду в Англию и еще неделями просто отлеживаюсь с собакой в обнимку.

ПОМИМО МАСТЕРСКОЙ, ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ ДЕЛАТЬ И ЧТО ЕСТЬ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ, ЧТО ТЕБЕ ПРИДАЕТ РЕСУРС

Прежде всего моя собака, русская борзая по имени Весна, я ее обожаю. Не представляю свою жизнь без нее.

Очень большой заряд дают мне путешествия и взаимодействие с искусством, особенно когда это можно совместить. В любой поездке хожу по музеям как сумасшедшая. Я люблю быть в позиции наблюдателя, обожаю просто уйти в никуда и фотографировать все любопытное мне на телефон. Это важная часть моей жизни — фиксировать то, что цепляет и может пригодиться, о чем хочется подумать или, возможно, вылепить. Поэтому у меня в телефоне около 250 тысяч фотографий.

Еще моя большая страсть — коллекционирование. Помимо современного искусства, я собираю старинные иконы, киоты, скульптуру, предметы быта. Некоторые предметы я собираю для своих будущих работ. Так, в углу моей мастерской скопилось «стадо» алюминиевых лошадей, фрагментов советской карусели, с помощью которых я хочу сделать большую инсталляцию, совместив их со своими скульптурами. А на день рождения я подарила себе дореволюционную деревянную настенную скульптуру херувимов и фарфоровую статуэтку Матвеева, о которой давно мечтала. Его музей-мастерская находится за стенкой от моей мастерской.

Я собираю то, что интуитивно меня привлекает, и могу часами зависать на Авито в поисках чего-то интересного. Честно говоря, это становится проблемой, потому что домой мне никто не разрешает это тащить, и приходится все хранить в мастерской, где уже не хватает места.

ТВОИ СКУЛЬПТУРЫ МНЕ НАПОМИНАЮТ «ВОСПОМИНАНИЯ О ВОСПОМИНАНИЯХ» — ЧТО-ТО ЗНАКОМОЕ, ХОТЬ И НЕ БУКВАЛЬНО. ВКЛАДЫВАЛА ЛИ ТЫ САМА ТАКОЙ СМЫСЛ?

Да, мне кажется, что воспоминания, как и скульптуры, всегда объемны. Мы помним не конкретное детали событий, а скорее воздушные образы. Поэтому именно в этой форме мне хотелось работать со своей темой и я намеренно делаю силуэты такими размытыми и никогда не делаю деталей лиц своим персонажам. Когда я создаю серии из конкретного периода моего детства, я даю приметы этого времени — образ может быть неуточненным, но там, например, будет пакет «Мария», что-то такое, что срабатывает и запускает цепочку ассоциаций. Мы храним внутри себя кучу воспоминаний, словно в облачном хранилище, и они могут от какого-то нашего импульса загружаться.

Кажется, мои работы иногда помогают выцепить воспоминание, которое затаилось где-то, а ведь оно может быть очень важным. И тогда путем ассоциаций ты можешь к этому моменту подобраться. И да, как-то получается, что мои работы часто помогают зрителям вернуться к важному через эти образы.

КАК БЫ ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ЗРИТЕЛЬ ВОСПРИНИМАЛ ТВОИ РАБОТЫ, КАКИЕ ОЩУЩЕНИЯ ТЫ В НИХ ВКЛАДЫВАЕШЬ И ВКЛАДЫВАЕШЬ ЛИ?

Нет, не могу заранее режиссировать, что человек может почувствовать. Оставляю это пространство зрителю.

НАД КАКИМИ ТЕМАМИ И ИДЕЯМИ ТЫ СЕЙЧАС РАБОТАЕШЬ?

Все проекты я вынашиваю годами. Мне кажется, я работаю над идеями 24 на 7: постоянно что-то фиксирую, придумываю образы, накапливаю материалы. Иногда мне кажется, что ничего не происходит, процесс может быть очень хаотичным, но в последний момент всё выстраивается и собирается в пазл.

Над выставкой «Тем временем» я размышляла в течение нескольких лет. Идея сделать археологическую инсталляцию пришла ко мне во время первой поездки в Грецию три года назад. Я обожаю античную скульптуру и то, как выставлено это искусство в археологических музеях. Изначально я думала, что сделаю функциональные объекты, вазы, а потом поняла, что хочу дополнить их разными сериями и артефактами.

Сейчас в Англии купила первую в своей жизни печку и планирую осенью сделать зарубежную выставку. Думаю, она будет вытекать из этой выставки — хочу и дальше работать с темой памяти через призму античности.

РАССКАЖИ ПОДРОБНЕЕ О ТОМ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЕНО НА ТВОЕЙ НОВОЙ ВЫСТАВКЕ «ТЕМ ВРЕМЕНЕМ» С «ОБЪЕДИНЕНИЕМ»?

Всё началось с моей любви к античному искусству. Я давно его изучаю и многое видела вживую в музеях. Меня очень вдохновляет, как в древности скульптура была внедрена в быт и применялась в обиходе. Вазы, выполненные в форме головы, это буквально портреты с горлышком и ручками. То есть это — скульптура, которая несет функцию, что приводит меня в восторг. Я решила это переосмыслить и придумала серию ваз — фигурных сосудов в форме голов, которые мне захотелось наполнить маленькими приметами времени. Например, когда я лепила женские головы, намеренно уделяла особое внимание деталям прически, вылепливала гребешки или шапочку для плавания. В античности были важны сакральные смыслы предметов, я от них отказываюсь, но при этом воссоздаю чувство античной инсталляции и придаю ощущение, будто мы смотрим из будущего в настоящее.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ САМОЕ ВАЖНОЕ В ЭТОМ ПРОЕКТЕ?

Тема фиксации действительности, момента и хрупкости воспоминаний. В инсталляции можно найти образы, через которые мы узнаем наше время, но они будто бы найдены в будущем. В каком-то смысле, работая с глиной, я противостою цифровизации и говорю через язык вечности. Мои скульптуры выглядят древними, но при этом в них воплощаются наши повседневные моменты. По сути, это свойство фиксировать действительность всегда сопровождало человека, просто сейчас это всё ушло в цифровой формат, а раньше это происходило с помощью кусочка глины. Возможно, я хочу выстроить этим связь времен. Например, недавно в книге про античную керамику наткнулась на сюжет, где парикмахер стрижет мужчину, а у меня — мама заплетает дочке косичку. Такие параллели я создаю интуитивно и нахожу им подтверждение уже постфактум.

У меня получился естественный переход от пост-советской эстетики к античной, еще более упрощенной. Это — еще более свободное воспоминание. При этом, опять же, я обращаюсь к большому символическому фрагменту времени.

Название «Тем временем» — емкая фраза, которая хорошо описывает размышления на эту тему, — будто бы в прошлом и настоящем одновременно.

КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СОВРЕМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД?

Я люблю разную скульптуру, в том числе абстрактную. Лично мне ближе — как для восприятия, так и для моей практики — фигуративная скульптура, но я себя никак в этом не ограничиваю. У меня нет предубеждений о том, какой должна быть современная скульптура, — она может быть абсолютно любой. Главное, чтобы она была сделана искренне и из любви к форме, потому что она представляет собой что-то живое.

Скульптура вытесняет воздух, в отличие от живописи, где работа идет лишь со слоем краски. Скульптура в каком-то смысле намного ответственнее, потому что она внедряется в реальное пространство. И поэтому ее надо наделять жизнью. Лично я всегда чувствую, есть ли в скульптуре жизнь. Очень важно, чтобы она там была. Иногда мне кажется, что мои фигурки оживают по ночам, — глядя на последнюю серию, представляю, как все они перепрыгивают с вазы на вазу.

studio visit

Author: Irina Gerasimova

Photos: Olga Izakson

23 May, 2025