Good example: “This night” exhibition in the “Nakovalnya” gallery

on view

Photos: by the "Nakovalnya" gallery

06 March, 2023

On February 15th, the new exhibition curated by Nadya October and Maria Stepecheva opened its doors at the "Nakovalnya" space on Prechistenskaya embankment. The project, which features 10 contemporary artists, is dedicated to the night as a time "to meet yourself". In an interview with The Gathering, Nadya shares how she and Masha came up with the idea of an exhibition about nighttime sensations and discusses the thoughts of the curator Viktor Miziyano regarding their exhibition.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

ВПЕРВЫЕ ЛИ ВЫ ВМЕСТЕ РАБОТАЕТЕ С МАШЕЙ ИЛИ УЖЕ ДЕЛАЛИ КАКИЕ-ТО ПРОЕКТЫ? СЛОЖНО ЛИ ВАМ БЫЛО РАБОТАТЬ В СОКУРАТОРСТВЕ НАД ЭТОЙ ВЫСТАВКОЙ?

В галерею «Наковальня» Машу и меня пригласили в качестве галерейных кураторов. Мы с Машей 4 года работали вместе в одном известном российском аукционе современного искусства, делали аукционы, выставки, каталоги, затем занимались частной практикой на арт-рынке. У нас достаточный опыт насмотренности и оценки. Мы коллеги и друзья: много говорим об искусстве, и видение у нас синхронное, даже чаще без слов обходимся и редко спорим на эту тему. В сокураторстве над групповыми выставками нам интереснее и проще работать, потому что, если возникают сомнения в выборе работы или художника, то можно друг с другом все обсудить и глубже увидеть. У нас в процессе само собой сложилось, что каждый из нас нашел по пять художников, которых каждый и вел при подготовке к выставке. Мы вместе выбирали работы, вместе утверждали эскизы, согласовывали уровень цен.

КАК ДЛЯ ВЫСТАВКИ ОТБИРАЛИСЬ ХУДОЖНИКИ И ХУДОЖНИЦЫ? ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТИХ?

В этой выставке был фокус именно на молодых художниках, которые находятся в начале карьеры, но уже зарекомендовали себя интересными сериями работ, участвовали в выставках, ярмарках. Выбирая художников, мы отталкивались от нашего общего желания сделать выставку созвучную внутреннему состоянию в текущем периоде (только не надрывному, а будничному) — мы пытались его нащупать. И «прислушивались» к творчеству художников, к тем, кто «попадает» в это состояние. При этом конечно, мы смотрели, чтобы визуально и стилистически все складывалось. Большинство работ было сделано специально к выставке.

С другой стороны, Маша и я работаем именно на арт-рынке, это, можно сказать, наша специализация, поэтому выбирая художников для галереи, мы смотрим не только на институциональную карьеру, но и на коммерческий потенциал и готовность художника к долгосрочной работе. Вообще, мы провели обширный поиск, и у нас, конечно, есть лонг-листы из выпускников, участников групповых выставок, из соцсетей.

Работы на выставке недорогие, визуально классные, а художники отобраны перспективные — я вам как art-advisor рекомендую их покупать сейчас.

Выставку «этой ночью» посетил российский куратор-классик Виктор Мизиано в сопровождении нашей с Машей экскурсии — это очень ценно для меня лично. Общий нарратив ему был понятен, но критика была в том, что слишком много живописи, мало объектов, фото, нет видео. Хотя у нас на выставке две комнаты — фактически «тотальные» инсталляции Насти Антиповой и Кирилла Бурыгина, и cюда бы я еще отнесла третью комнату — «девичью келью» с работами Полины Майер. Основный тезис Виктора был: от производства объектов — к производству смыслов. Но выставка галерейная, по приглашению, и выбор формата работ был осознанным.

Но, надо сказать, художественная практика, например, Михаила Добровольского, Насти Антиповой и Олеси Лавриненко выходит далеко за рамки живописи, которая представлена на выставке. Эти художники — в поиске, чем не перестают меня удивлять, делая новые проекты. При этом, они цельные в своем творчестве, и каждый развивает свою тему. Добровольский в 2022-м начал делать более жесткие работы в целом, вообще он работал с паблик-артом, саунд-артом, делает объекты, а к своим картинам пишет рассказы в стиле то Хармса, то Мамлеева. Антипова занимается телесными практиками, работает с пространством: делает инсталляции, видео, фото, в планах — работа с архивами. Лавриненко сейчас больше уходит в диджитал и изучение возможностей разных типов нейросетей, черпает оттуда визуальные референсы. И самая популярная на выставке не живопись, а фоторабота Маресия Иващенко, который занимается концептуальной фотографией и видео, а сейчас готовит новые фотопроекты.

ПОЧЕМУ ДЛЯ ОБЩЕЙ ТЕМЫ ВЫСТАВКИ БЫЛА ВЫБРАНА НОЧЬ?

Мы обсуждали с Машей, какую форму найти для выражения вот этого будничного состояния в новой реальности, когда ты уже не «надрываешь одежды», но и как прежже уже ничего не будет. Идея «формы» появилась у меня после тревожной ночи из-за очередных плохих новостей и прогнозов будущего. Мы не можем говорить напрямую о текущих событиях, но говорить о наших переживаниях нам пока никто не запрещал.

Ночь — это пространство переживаний наедине с собой. Если цитировать текст к выставке: «в самое темное время в нашем сознании появляются самые яркие образы». Под внешним давлением психика ищет возможности успокоиться и находится примерно в том, о чем выставка. Визуально выставка выглядит легкой, но на самом деле там многое про тревогу и поиск опоры — в самом личном, сокровенном, памяти и чувствах, движении. Нижний зал — это про внутренние переживания, он начинается с нежной живописи Дарьи Емельяновой и заканчивается «пеленой» Людмилы Барониной. Верхний зал — про «выход из комнаты», побег на танцпол и вечеринки с друзьями — с работами Саши Кокачевой и Саши Нестёркиной. И это происходит именно с тобой, этой ночью. «Драматургия выставки» сложилась сама собой.

Поэтому кураторский текст на выставке сделан в виде полуночного монолога в Телеграме — наверное, вы получали такие неожиданные откровения от друзей. Они не требуют ответа, это возможность поделиться чем-то важным. Здесь, конечно, не просто набор пространных рассуждений: каждое сообщение отсылает к работам художников выставки, и это легко считывается.

Почему выставка про переживания, а не осмысление? Потому что во время сильной тревоги, мы не можем рационализировать происходящее. При этом в наших буднях мы не находимся в эпицентре ужаса. Мы замыкаемся в комнате. Могла бы быть критическая выставка, но это выставка про уход в себя — эскапизм. Когда живая тревога уйдет и можно будет осмыслять наше время, будут другие выставки.

ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ СТОИТ ПРИЙТИ НА ВАШУ ВЫСТАВКУ?

Сейчас, кажется, мало кураторских проектов в целом, а ведь это всегда приглашение к диалогу, возможность отрефлексировать свой опыт. «этой ночью» — это трип сквозь разные состояния, от укромной тишины, грез и бессознательных страхов до побега куда-то вовне. На выставке можно увидеть новые работы художников-современников, подумать, как вам лично это все отзывается внутри. И в галерее «Наковальня» красивое светлое пространство, там просто приятно находиться.

Выставка открыта до 31 марта. Вход свободный.

on view

Photos: by the "Nakovalnya" gallery

06 March, 2023