ХУДОЖНИЦЫ О ТЕЛЕ ФИЗИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ИНТЕРВЬЮ

АВТОР: ЭЛЬМИРА МИНКИНА

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТВЛЕНЫ ХУДОЖНИЦАМИ

17 November, 2021

В последние годы тема телесности получила большой резонанс. Причиной тому и глобальное движение за разнообразие, включающее понятия равноправия, толерантности и инклюзивности, и пандемия с акцентом на соотношении изоляции и единения, здоровья и болезни. Телесность стала одним из ключевых тегов 6-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, тема которой — 'Время обнимать и уклоняться от объятий' — исследует границы тела и его возможности, тактильность и движение. В этом материале пять художниц рассказали нам о своих проектах, в которых по-разному интерпретируют, переживают и оформляют телесность.

Катя Правда / 'XTAL CASTLE'

В художественном арсенале Кати — лепестки, стебли и листья растений, камни, фрукты, овощи и прочие дары природы, а холстом выступает ее тело. 'Я соединяю, казалось бы несовместимые вещи, выращиваю своих химер. Все мои работы собраны из кусочков образов, легко отзывающихся у зрителя. Я заигрываю с детским опытом, щекочу ту, обычно приятную и беззаботную часть воспоминаний, которая связана с постоянной жаждой открытий и приключений, — делится Катя, — но при этом мои картинки выпадают из привычного представления о прекрасном: они гипертелесные, без ретуши, кожа показана со всеми 'недостатками', все волоски выделены и очерчены, видны сосудики в глазах. Это провоцирует на самые разные чувства, люди предпочитают не разглядывать чужую, а тем более свою собственную телесность при таком экстремальном приближении'.

Слагаемые ее работ знакомы каждому, но практически бесшовный монтаж с помощью клея для ресниц превращает Катю из садовника в сад, и автопортрет фиксирует случившийся переход в незнакомое. Кураторы выставки Юлия Юсма и Алексей Рюмин сравнивают такой переход с играми на детской площадке, когда ребенок варит кашу из песка и воды, придумывая привычным вещам диковинные свойства, легко и без злого умысла выдавая одно за другое.

И если пятилетний архив материализовался в галерее на Малой Пионерской улице, то еще один проект Кати — 'маникюрный салон' xtal_nails — существует виртуально в виде ногтевого паблика. Художница называет его визуальной комедией наблюдений, которую режиссирует с помощью привычного, на первый взгляд, контента бьюти-аккаунтов и сопроводительных подписей в духе 'Поставь лайк любимому мастеру'. Подвох снова скрывается за детской игрой с образами: вместо пластмассовых типсов на ногти приклеены лепестки гербер и листья домашних растений, а на пальцах распускаются бутоны нарциссов и колокольчиков. На этот раз художница совершает переход обратно в детство, когда любопытство примерить на себя роль взрослого подталкивает ребенка украшать себя с помощью подручных средств, экспериментировать и знакомиться с собой.

Алина Зайнабетдинова / 'ART YAGODA'

Алина Зайнабитдинова, художница, основательница детского благотворительного проекта 'Овсянка' и создательница бренда нижнего белья 'Волчья Года', придумала проект 'ART YAGODA' во время карантина весной 2020 года. Как и многие, она с семьей переехала за город. Оказавшись на даче в сосновом лесу, без возможности подбирать ткани и заниматься пошивом изделий на производстве, Алина решила создавать материалы из того, что росло в огороде — груш, капусты, редиски, огурцов и баклажанов.

Два с половиной месяца ушло на эксперименты и разработку технологии нарезки и сушки овощей и фруктов. Чтобы 'лоскуты' будущего полотна получались тонкими, Алина купила специальный слайсер и четыре диска от колес машины Daewoo в качестве пресса для извлечения влаги. 'Овощи и фрукты требовали постоянного присутствия. Я не могла никуда уйти дольше, чем на три часа — ломтики надо было постоянно переворачивать и менять мокрые салфетки на сухие'. Следить за тем, чтобы продукты не начали гнить, приходилось и ночью: художница заводила будильник, убирала излишки сока, проверяла, не появилась ли плесень.

После завершения процесса сушки и склеивания кусочков по лекалам 'Волчья Года' получились первые экземпляры органического белья: панталонов, лифчиков, купальников, чулок. Они не утратили первоначальный аромат: панталоны из груши пахли грушей, а лифчик из цветной капусты — цветной капустой. Фотографу Наталье Молодых удалось передать прозрачность и структуру материалов с помощью естественного света и мягких теней, а в перерывах между съемками белье находилось между листами оргстекла.

По словам Алины, все, что нас окружает, есть природа и энергия. 'По своему 'составу' амеба, орхидея и человек почти не отличаются друг от друга. Однако тело человека покрыто не только одеждой, но и культурными условностями, невидимым информационным слоем. Проект 'ART YAGODA' — это попытка представить, что было бы, если бы люди заменили социальную оболочку природной и воссоединились с миром, частью которого являются'.

Екатерина Янова / 'MICRO-MOVEMENTS'

Фотопроект 'MICRO-MOVEMENTS' Екатерины Яновой посвящен исследованию движений, повторяемых людьми бессознательно, и поиску ответа на вопрос, являются ли такие движения неотъемлемыми чертами личности или наоборот, нарушают ее целостность.

Рассматривать тему микро-движений Екатерина начала с себя — она с раннего детства дергает и кусает губы: 'Иногда я стараюсь себя контролировать, но чаще всего забываюсь, впадаю в некоторый транс и отрываю кожу с губ, пока не станет больно и не пойдет кровь. Я думаю никто, даже самые близкие люди, не видели меня с целыми, чистыми губами. Этот ритуал со мной настолько давно, что где-то на бабушкиных антресолях есть видеокассета, где мне нет еще и двух лет, но я уже сосредоточенно дергаю губы руками'.

Она стала замечать подобные неосознанные движения и за окружающими — в общественном транспорте и на улице, среди знакомых. Так появилась идея объединить и зафиксировать эти наблюдения, чтобы побольше узнать о природе явления. Опросы, проведенные среди друзей и подписчиков в инстаграме, вызвали живой отклик: многие поделились личными историями о том, какие движения они воспроизводят, и отдают ли при этом себе отчет. Часто люди говорили об одних и тех же манипуляциях, например, о том, что чешут переносицу, грызут кожу на пальцах, трут глаза, вращают зрачками, натирают мочку уха, зажимают нос, хрустят костяшками пальцев, отламывают секущиеся концы на волосах, скрещивают руки на груди. Но встречались и такие редкие движения, как непроизвольное гипертрофированное открытие рта, когда кажется, что заложило уши, или систематическое похлопывание по одежде, когда человек будто проверяет, на месте ли она, частые наклоны вперед, когда присутствует постоянное ощущение напряжения в спине.

Некоторые движения входили в привычку в связи с работой: танцоры рассказывали о том, что ритмично стучат пятками о пол, чтобы расслабить мышцы ног, и даже по окончании профессиональной деятельности движение не уходит, а приживается и в определенный эмоциональный момент дает о себе знать.

Екатерина выбрала пять героев фотопроекта. Изначальный замысел был в том, чтобы попросить их по-своему интерпретировать одно или несколько из выявленных в ходе опросов микро-движений, но в процессе выяснилось, что почти всем участникам было намного важнее и проще показать на камеру свои движения, а не трактовать чужие.

Формат изображений тоже поменялся: 'Я планировала сделать серию видео-бумерангов. Это показалось символичным — бесконечно повторяющееся, зацикленное движение. Потом поняла, что не хочу обрекать микро-движения на 'вечную жизнь' и взяла за основу фотографию. Тем самым мне хотелось добиться некоторой визуальной недосказанности. На фотографиях не всегда понятно, что происходит с человеком, как и в повседневной жизни'.

В результате получились черно-белые и цветные снимки, чередование которых, по мнению автора, задает вибрирующий ритм и ощущение беспокойства, а повторное использование одного сюжета подсказывает зрителю необходимость присмотреться внимательнее, чтобы обнаружить отличия между одинаковыми на первый взгляд кадрами. Это особенно чувствовалось на небольшой двухдневной выставке, которую Екатерина организовала в своей студии в старом здании бывшей водонапорной башни недалеко от Казанского вокзала: 'Экспонировать работы я решила достаточно дробно, используя разные форматы и материалы. Венчала выставку работа, распечатанная на ткани, с небрежно сформированными складками, имитирующими движение'.

Диана Капизова / 'DEPRESSOR ANGULI ORIS'

Диана, будучи химиком-аналитиком по первому образованию, увлеклась фотографией и в 2017 году поступила в Британку на курс мультимедиа-дизайна. Во время изучения различных типов контента и оборудования начала снимать первые видео и рисовать 3D-графику: 'Я мыслю кадрами и сюжетами, люблю отходить от реальности и придумывать свои миры — формат видео позволяет наиболее полно воплотить задуманное, найти равновесие между высокой и популярной культурой, мифологией и повседневностью'.

Во время работы в Институте хлебопекарной промышленности пришла идея слепить что-нибудь из теста: 'Как научный сотрудник я занималась техно-химическими и производственными вопросами и заметила, что тесто само по себе очень похоже на человеческое тело. В детстве мне нравилось мять кожу на бабушкиных руках и наблюдать за тем, как она собирается в складки. С возрастом и от недостатка влаги кожа теряет упругость, как и тесто, в котором слишком много воды, расползается и теряет форму'. Так сложилась история о хлебном человечке, который верил, что станет счастливым, если изменит свою внешность.

Проект получил название 'DEPRESSOR ANGULI ORIS' в честь мышц, отвечающих за опускание уголков рта. По сюжету видео главный герой, нечто среднее между гомункулом Гете и колобком из русских народных сказок, обращается к пластическому хирургу, чтобы достичь красоты и счастья, однако в результате нескольких операций превращается в ком из теста. Телесность в этой работе раскрывается через тесто как протосубстанцию, узнаваемые образы и критику индустрии красоты и вечной молодости.

Кроме десятка 'бюстов' и 'эмбрионов' из соленого теста, проект имел и перформативное продолжение. В январе на выставке-аттракционе 'Плаза', организованной художественным объединением 'Побеги' в кластере 'Басманный двор', Диана устроила перформанс 'Сохрани естественный баланс'. Художница предлагала посетителям пройти омолаживающую процедуру с помощью маски из теста: 'Я играла роль врача и представителя компании по производству этих масок, а моим бизнес-партнером и идейным вдохновителем был как раз герой из 'Depressor anguli oris'. Ради счастья других он решил производить маски из своего тела'.

Маша Сомик / 'FLOWERS, I LOVE YOU'

Интерес к теме телесности у Маши Сомик возник в 2018 году одновременно с присоединением к команде танцевальных курсов TOKMOSCOW. Занятия не требовали специальной физической подготовки и включали экспериментальные и перформативные практики в общественных пространствах. Это помогло художнице принять свое собственное тело и понять его как средство самовыражения и взаимодействия со средой: 'Для меня это был новый и интересный опыт во многих смыслах: мы много придумывали, двигались, снимали видео, даже устроили 'общественно-танцевальный' интенсив в Барселоне. Это был по-настоящему сплоченный проект, танцевальная группировка, с которой началось мое автономное развитие, правда, не связанное с хореографией'. Маша решила сфокусироваться на изобразительном искусстве, но использовать тело как инструмент.

Несколько лет назад Маша решила воплотить давнюю мечту — бить татуировки. В том числе, и себе: сейчас на ее теле больше пятидесяти, часть из которых она нанесла собственноручно по своим эскизам. Больше всего ей нравится техника фрихенда, когда клиент приходит без готовой идеи, и Маша рисует 'черновик' сразу на его теле специальными фломастерами, а после согласования финализирует. Самые частые сюжеты — абстрактные фигуры и линии в цвете, хотя сейчас художнице интересно поработать с коричневыми чернилами, которые, по ее мнению, смотрятся деликатно и не выцветают. Маша делится скетчами и фотографиями готовых татуировок в отдельном аккаунте в инстаграме: 'В каком-то смысле это продолжение художественной практики на грани иллюстрации и перформанса, а еще хороший способ заработать деньги'.

Два года назад Маша прошла конкурс на участие в арт-резиденции Extrapool в Неймегене, Нидерланды с проектом 'What type of abstract are you?'. В него вошли зин (своеобразная методичка об абстрактных формах и качествах человеческого характера, которым они соответствуют), инсталляция и перформанс, в ходе которого художница после непродолжительного контакта с участниками пришивала к их одежде вырезанные из бумаги фигуры. Провести интерактивную часть удалось не только в резиденции, но и в Роттердаме, где, по воспоминаниям Маши, она получила много поддержки от совершенно незнакомых людей разного возраста: 'Во время перформансов воспринимала взаимодействие с людьми как работу, на которой нужно сосредоточиться. Я оставляла в стороне свои эмоции и оценки и наблюдала за тем, как участники постепенно сбрасывают скованность и напряжение, а главное, что через прикосновения и простые движения абстракция переставала казаться чем-то сложным и бессмысленным'. В Москве проект продолжился уже в реалиях локдауна: за донейшн художница интерпретировала фотографии всех желающих в виде абстрактных форм. Так собралась целая портретная галерея 'Abstract people' с музыкальным сопровождением Саши Виноградовой, в соавторстве с которой Маша выпустила тематический зин.

Работа над проектом 'FLOWERS, I LOVE YOU' началась весной 2020 года: Маша много гуляла по Крылатскому, где живет, снимала короткие видео и фото для Stories, на которых покрывала свое лицо цветами, гладила ими друзей. Ей никак не удавалось сформулировать идею, но нужные слова нашлись в книге 'Вопросы и ответы' Матери — 'Почему вы дарите людям цветы?'. Для художницы цветы стали синонимами нежности, хрупкости и красоты, а момент прикосновения к человеческому телу — призывом довериться миру, расслабиться, принять себя: 'Все люди — прекрасны, как цветы, и каждому из нас порой нужно напомнить об этом и поддержать. Этот проект для меня как раз про поддержку'. Маша планирует организовать одноименную выставку и показать полнометражный фильм, картины, скульптуры и зин.

ИНТЕРВЬЮ

АВТОР: ЭЛЬМИРА МИНКИНА

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТВЛЕНЫ ХУДОЖНИЦАМИ

17 November, 2021