“When species meet”: three female artists referring to the nature images in sculpture

INTERVIEW

Author: Dmitriy Belkin

Photos: provided by the heroes of the article

Cover: Alena Troitskaya. Object 1 (from the New Archeology series)

15 February, 2023

Exploring the integration of ecological issues into contemporary art, we delved into the representation of nature in sculpture with three female Russian sculptors. In our conversation, we discussed their preferred art materials, the balance between work and personal life, and their individual fears.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Маша Александрова

Художница, ситуативная кураторка. Участница арт-групп «Наденька» (с 2015 года) и «Никаких Оправданий» (с 2020 года). Работает с проблематикой нечеловеческой коллективности и семейной памяти на постсоветском пространстве. Выпускница Школы Вовлеченного Искусства (2014 год) и Школы Родченко (лаборатория Кирилла Савченкова, 2022). Живет и работает в Омске.

ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ОБРАЗЫ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?

Отовсюду, хотя в последние пару лет стала больше всматриваться в природное, наблюдать за растениями, их устройством, пластикой, архитектурой. Но интересна и повседневность: вещи на рынках, окраины, товары на «Авито», барахолки, китч.

КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ?

Мне нравится работать с тканью, глиной, керамикой, бетоном, землей. Люблю мять, лепить, выращивать, стучать молоточком. Восхищаюсь людьми, которые могут запрограммировать Arduino и грамотно что-то спаять, но я предпочитаю не работать с цифровыми приборами, датчиками, сложными технологиями. Мои попытки с этим разобраться не приносили удовольствия.

ГДЕ ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ТВОЕЙ СКУЛЬПТУРЫ?

В саду! Желательно общественном, чтобы его посещали люди, птицы, насекомые, и чтобы скульптуры жили и вступали во взаимодействие со всем, что их окружает. Одним они могут стать домой, другим — пищей.

КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ?

Я очень люблю отдыхать, поэтому выработала много способов расслабляться. Самый любимый из них — заниматься искусством. За ним я отвлекаюсь от быта и всей другой жизни.
Но последний год поставил многое под сомнение. На какое-то время у меня пропало понимание, что такое искусство и что я могу в нем для себя найти. Тогда у меня появился сад. В нем я отдыхаю от города, новостей, переживаний, повседневных задач, там совсем другая жизнь — волшебная и осознанная. Здесь я разговариваю с растениями, забочусь о почве, гуляю по лугам, слушаю птиц. И вот следующим летом планирую подружить этот мир и искусство, чтобы оно прорастало в саду, а сад прорастал в художественных практиках.

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?

Боюсь, что кончатся силы верить в весну и приближать ее. Но пока что я в нее верю. И зима, наверное, всем нам тоже что-то даст.

  • Маша Александрова. Жители подводных садов. 2021. Керамика
    Маша Александрова. Жители подводных садов. 2021. Керамика
  • Маша Александрова. Колыбельная для гибискуса. 2021. Текстиль, металл, гипс, жгут
    Маша Александрова. Колыбельная для гибискуса. 2021. Текстиль, металл, гипс, жгут
  • Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника
    Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника
  • Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника
    Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника

Алёна Троицкая

Междисциплинарная художница. В своей практике изучает взаимодействие природного и человеческого, тему времени и исторических слоев. Живет и работает в Москве.

ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ОБРАЗЫ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?

Образ — отражение той идеи или ощущения, которое хочу передать в своей работе. Иногда он рождается вместе с идеей, а порой в результате долгого поиска и экспериментов с формой и материалами.

КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ?

Пока что в фаворитах гипс. Ему не нужен обжиг в отличие от керамики или специальные инструменты и усилия, как для камня. Обычно я соединяю его с другими материалами в одном объекте — измельченным кирпичом, найденными предметами, камнями — или покрываю им основу. Еще мне интересна техника папье-маше, потому что для нее я использую бумажные отходы. Но отношения с ней пока не складываются.

ГДЕ ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ТВОЕЙ СКУЛЬПТУРЫ?

Всегда интересно наблюдать, как работа своим присутствием создает какую-то ситуацию, входит во взаимодействие со зрителями или окружающей средой. Помещая один и тот же объект в разный контекст, замечаешь новые смыслы. Поэтому я за самые разные и даже неожиданные пространства!

КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ?

Переключаю внимание.
Восстановиться помогает природа: смотреть на что-то бескрайнее — горизонт или небо. Это хороший способ отвлечься от проектов, хотя именно в такие моменты посещают самые классные идеи. Поэтому время отдыха достаточно «продуктивно».

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?

Осознать, что ресурсы, вложенные в работу, не оправданы, что она представляет опасность для природы и окружающих. Поэтому я, например, прибегаю к ресайклингу, заранее думаю о возможности утилизации объекта и сейчас размышляю о более нематериальных медиумах.

  • Алёна Троицкая. Объект 1 (из серии «Новая археология»). 2021. Бетон, плиточный клей. 21×13×9
    Алёна Троицкая. Объект 1 (из серии «Новая археология»). 2021. Бетон, плиточный клей. 21×13×9
  • Алёна Троицкая. Дары предков. 2022. Керамика, глина, поталь, лак. 23×22×5
    Алёна Троицкая. Дары предков. 2022. Керамика, глина, поталь, лак. 23×22×5
  • Алёна Троицкая. Колонны. 2022. Смешанная техника, гипс, металл, пластик, бмуага. Размеры варьируются
    Алёна Троицкая. Колонны. 2022. Смешанная техника, гипс, металл, пластик, бмуага. Размеры варьируются

Алина Бровина

Мультидисциплинарная художница. Работает с графикой, скульптурой, фотографией и лабораторными данными. Исследует разные типы отношений растительного, телесного и исторического. Живет и работает в Хайфе.

ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ОБРАЗЫ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?

Как-то раз я кормила грудью своего ребенка, и молока было так много, что оно залило мне одежду и кровать. Везде были эти струи! Потом однажды я увидела березу, обвешанную пакетами для сбора сока. И эти образы для меня соединились: я — дерево, из надрезов на теле которого берут сок. Так растения стали для меня подобием женского тела, и наоборот. И это тождество меня долго интересовало и вдохновляет до сих пор.

КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ?

Я люблю неустойчивые материалы, расплывающиеся: силикон, ткань, пластилин. Хотя как-то я работала с известняком и не рассчитала, что камень будет настолько тяжелым. Перевозить и работать с ним было очень сложно.

ГДЕ ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ТВОЕЙ СКУЛЬПТУРЫ?

Мне важно, чтобы работы были соизмеримы с телом, поэтому я работаю в камерном формате. Наверное, идеальным было бы пустое гулкое пространство, в котором живет множество небольших объектов. Контраст между давящей, звенящей пустотой и миниатюрной тактильной работой меня сильно привлекает.

КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ?

Я люблю гулять, люблю лес, люблю поля. Лучший отдых — пешая прогулка на несколько часов.

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?

Боюсь будущего и людей в форме.

  • Алина Бровина. Женщина. 2020. Газобетонный блок, гладиолус. 180×25×10
    Алина Бровина. Женщина. 2020. Газобетонный блок, гладиолус. 180×25×10
  • Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
    Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
  • Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
    Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
  • Алина Бровина. Гибрид. 2019. Кора, целлюлоза, краска
    Алина Бровина. Гибрид. 2019. Кора, целлюлоза, краска
INTERVIEW

Author: Dmitriy Belkin

Photos: provided by the heroes of the article

Cover: Alena Troitskaya. Object 1 (from the New Archeology series)

15 February, 2023