«Когда виды встречаются»: три художницы, обращающихся к образам природы в скульптуре

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Алёна Троицкая. Объект 1 (из серии «Новая археология»)

15 February, 2023

Экологическая проблематика плотно вошла в обиход тем современного искусства. Но если живописный пейзаж — частый гость всевозможных выставок, то какое воплощение природа получает в скульптуре? Мы поговорили с тремя российскими художницами-скульпторами о любимых художественных материалах, work-life balance и персональных страхах.

Маша Александрова

Художница, ситуативная кураторка. Участница арт-групп «Наденька» (с 2015 года) и «Никаких Оправданий» (с 2020 года). Работает с проблематикой нечеловеческой коллективности и семейной памяти на постсоветском пространстве. Выпускница Школы Вовлеченного Искусства (2014 год) и Школы Родченко (лаборатория Кирилла Савченкова, 2022). Живет и работает в Омске.

ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ОБРАЗЫ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?

Отовсюду, хотя в последние пару лет стала больше всматриваться в природное, наблюдать за растениями, их устройством, пластикой, архитектурой. Но интересна и повседневность: вещи на рынках, окраины, товары на «Авито», барахолки, китч.

КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ?

Мне нравится работать с тканью, глиной, керамикой, бетоном, землей. Люблю мять, лепить, выращивать, стучать молоточком. Восхищаюсь людьми, которые могут запрограммировать Arduino и грамотно что-то спаять, но я предпочитаю не работать с цифровыми приборами, датчиками, сложными технологиями. Мои попытки с этим разобраться не приносили удовольствия.

ГДЕ ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ТВОЕЙ СКУЛЬПТУРЫ?

В саду! Желательно общественном, чтобы его посещали люди, птицы, насекомые, и чтобы скульптуры жили и вступали во взаимодействие со всем, что их окружает. Одним они могут стать домой, другим — пищей.

КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ?

Я очень люблю отдыхать, поэтому выработала много способов расслабляться. Самый любимый из них — заниматься искусством. За ним я отвлекаюсь от быта и всей другой жизни.
Но последний год поставил многое под сомнение. На какое-то время у меня пропало понимание, что такое искусство и что я могу в нем для себя найти. Тогда у меня появился сад. В нем я отдыхаю от города, новостей, переживаний, повседневных задач, там совсем другая жизнь — волшебная и осознанная. Здесь я разговариваю с растениями, забочусь о почве, гуляю по лугам, слушаю птиц. И вот следующим летом планирую подружить этот мир и искусство, чтобы оно прорастало в саду, а сад прорастал в художественных практиках.

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?

Боюсь, что кончатся силы верить в весну и приближать ее. Но пока что я в нее верю. И зима, наверное, всем нам тоже что-то даст.

  • Маша Александрова. Жители подводных садов. 2021. Керамика
    Маша Александрова. Жители подводных садов. 2021. Керамика
  • Маша Александрова. Колыбельная для гибискуса. 2021. Текстиль, металл, гипс, жгут
    Маша Александрова. Колыбельная для гибискуса. 2021. Текстиль, металл, гипс, жгут
  • Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника
    Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника
  • Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника
    Маша Александрова. Околки. 2022. Инсталляция, смешанная техника

Алёна Троицкая

Междисциплинарная художница. В своей практике изучает взаимодействие природного и человеческого, тему времени и исторических слоев. Живет и работает в Москве.

ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ОБРАЗЫ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?

Образ — отражение той идеи или ощущения, которое хочу передать в своей работе. Иногда он рождается вместе с идеей, а порой в результате долгого поиска и экспериментов с формой и материалами.

КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ?

Пока что в фаворитах гипс. Ему не нужен обжиг в отличие от керамики или специальные инструменты и усилия, как для камня. Обычно я соединяю его с другими материалами в одном объекте — измельченным кирпичом, найденными предметами, камнями — или покрываю им основу. Еще мне интересна техника папье-маше, потому что для нее я использую бумажные отходы. Но отношения с ней пока не складываются.

ГДЕ ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ТВОЕЙ СКУЛЬПТУРЫ?

Всегда интересно наблюдать, как работа своим присутствием создает какую-то ситуацию, входит во взаимодействие со зрителями или окружающей средой. Помещая один и тот же объект в разный контекст, замечаешь новые смыслы. Поэтому я за самые разные и даже неожиданные пространства!

КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ?

Переключаю внимание.
Восстановиться помогает природа: смотреть на что-то бескрайнее — горизонт или небо. Это хороший способ отвлечься от проектов, хотя именно в такие моменты посещают самые классные идеи. Поэтому время отдыха достаточно «продуктивно».

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?

Осознать, что ресурсы, вложенные в работу, не оправданы, что она представляет опасность для природы и окружающих. Поэтому я, например, прибегаю к ресайклингу, заранее думаю о возможности утилизации объекта и сейчас размышляю о более нематериальных медиумах.

  • Алёна Троицкая. Объект 1 (из серии «Новая археология»). 2021. Бетон, плиточный клей. 21×13×9
    Алёна Троицкая. Объект 1 (из серии «Новая археология»). 2021. Бетон, плиточный клей. 21×13×9
  • Алёна Троицкая. Дары предков. 2022. Керамика, глина, поталь, лак. 23×22×5
    Алёна Троицкая. Дары предков. 2022. Керамика, глина, поталь, лак. 23×22×5
  • Алёна Троицкая. Колонны. 2022. Смешанная техника, гипс, металл, пластик, бмуага. Размеры варьируются
    Алёна Троицкая. Колонны. 2022. Смешанная техника, гипс, металл, пластик, бмуага. Размеры варьируются

Алина Бровина

Мультидисциплинарная художница. Работает с графикой, скульптурой, фотографией и лабораторными данными. Исследует разные типы отношений растительного, телесного и исторического. Живет и работает в Хайфе.

ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ОБРАЗЫ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?

Как-то раз я кормила грудью своего ребенка, и молока было так много, что оно залило мне одежду и кровать. Везде были эти струи! Потом однажды я увидела березу, обвешанную пакетами для сбора сока. И эти образы для меня соединились: я — дерево, из надрезов на теле которого берут сок. Так растения стали для меня подобием женского тела, и наоборот. И это тождество меня долго интересовало и вдохновляет до сих пор.

КАКОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ?

Я люблю неустойчивые материалы, расплывающиеся: силикон, ткань, пластилин. Хотя как-то я работала с известняком и не рассчитала, что камень будет настолько тяжелым. Перевозить и работать с ним было очень сложно.

ГДЕ ИДЕАЛЬНОЕ МЕСТО ДЛЯ ТВОЕЙ СКУЛЬПТУРЫ?

Мне важно, чтобы работы были соизмеримы с телом, поэтому я работаю в камерном формате. Наверное, идеальным было бы пустое гулкое пространство, в котором живет множество небольших объектов. Контраст между давящей, звенящей пустотой и миниатюрной тактильной работой меня сильно привлекает.

КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ?

Я люблю гулять, люблю лес, люблю поля. Лучший отдых — пешая прогулка на несколько часов.

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?

Боюсь будущего и людей в форме.

  • Алина Бровина. Женщина. 2020. Газобетонный блок, гладиолус. 180×25×10
    Алина Бровина. Женщина. 2020. Газобетонный блок, гладиолус. 180×25×10
  • Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
    Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
  • Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
    Алина Бровина. Из проекта «Коннектор». 2021. Силикон, олово, фото
  • Алина Бровина. Гибрид. 2019. Кора, целлюлоза, краска
    Алина Бровина. Гибрид. 2019. Кора, целлюлоза, краска
ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Алёна Троицкая. Объект 1 (из серии «Новая археология»)

15 February, 2023