Кто это придумал и как это работает: знакомьтесь с самоорганизацией «побеги»

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Лобачёва Анастасия

Фотографии: Анастасия Острикова

12 July, 2022

В нашем материале о 13 независимых площадках мы рассказывали о том, с кем художникам сотрудничать. В новом материале рассказываем о самоорганизации «побеги», которые вот уже несколько лет успешно делают фестивали и выставки в лесу, не прибегая к помощи институций. Этой осенью «побеги» планируют выйти на международный уровень – для этого они создали новую инициативу «мицелий». В конце августа будет однодневное событие в окрестностях Москвы, а весь сентябрь будет наполнен мероприятиями в королевстве Шато Шапито в Грузии, где также пройдет финальная часть фестиваля в начале октября. Для участия художникам предлагают заполнить заявку в опен-колле.

Мы поговорили с участниками самоорганизации, выяснили, зачем объединяться, что для них «побеги» и лес.

Даниил Двинских

КАК ТЫ ПРИМКНУЛ К «ПОБЕГАМ»?

Конкретно я в «побегах» с самого начала. Можно даже сказать, что я виновник первой выставки, так как она была сделана на мой день рождения в 2018 году. Тогда мы с небольшой компанией друзей буквально за несколько недель смогли сделать, как мне кажется, очень масштабное и важное событие несогласованное ни с кем в Битцевском лесу. Пришло больше пятиста человек. Многие кураторы, мои одногруппники и однокурсники высказали желание повторить событие в лесу и через год состоялась вторая выставка, которая называлась «Точка отсчёта — лес». Только после второй выставки мы решили как-то назваться, тогда мы и стали «побегами». На самом деле я сам до сих пор хочу узнать что такое «побеги» и рад открывать что-то новое для себя каждый год нашего существования.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОБЕГИ»?

Это на самом деле очень сложный вопрос, потому что я вижу явление «побегов» как очень живо текучую и гибко изменяющуюся культурную субстанцию. Наверное, именно это свойство и описывает лучше всего то, чем мы занимаемся. Однако у нас есть некоторые основные принципы, которым мы стараемся следовать от мероприятия к мероприятию: бережная коммуникация между всеми агентами искусства и культуры — будь то зрители и зрительницы, художники и художницы, кураторы и кураторки. Мы также придерживаемся горизонтальных принципов в команде организаторов, выступаем за ненавязчивое кураторство — почти никак не вмешиваемся в проекты художников и даем им самим выбрать, где они хотят экспонироваться, и как они хотят рассказать о своих работах. Также мы совсем не работаем с государством и крупными институциями — особенно, если они навязывают какие-либо условия. Мы не приемлем цензуру и насилие любого вида. Но еще у нас есть наш главный политический слоган, который как нам кажется, полностью описывает наши принципы, он звучит так — «Мы побеги, наш метод — лес».

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ПОБЕГАХ»?

У нас в команде нет четких закрепленных ролей — все меняется в зависимости от каждого мероприятия. Допустим я могу быть и организаторам, и куратором, и координатором волонтеров. Но, если описывать какую-то устоявшуюся традицию, наверное, можно сказать, что я в большей степени отвечаю за идеи событий и координацию работы разных частей команды. Но и эту роль я с радостью уступаю при необходимости.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ СЕЙЧАС РАБОТАЮТ «ПОБЕГИ»?

Сейчас у нас очень активный этап нашего существования в связи с катастрофическим положением в мире и тотальной цензурой в стране. Мы довольно мощно активизировались и считаем нашим долгом продолжать культурную деятельность во имя идей мира и свободы. Недавно закончили большую конференцию самоорганизаций, где дали слово многим маленьким и крупным самоорганизациям из Москвы и регионов. В итоге произошло много новых знакомств, полезных и важных диалогов, необходимых споров в рациональной плоскости. Мы считаем, что это очень важная деятельность на сегодняшний день — создавать новые микро-сообщества и обмениваться опытом с уже существующими. Это единственный инструмент культуры, который может как-то отвечать государственным системам подавления. Почти сразу после окончания конференции мы приступили к организации нашего полу-юбилейного пятого лесного фестиваля. В этом году это будет очень амбициозная задача. Мы решили, что фестиваль должен проходить на территории России и Грузии. Мы хотим дать возможность эмигрировавшим художникам, кураторам и организаторам продолжать свое дело и направить энергию на создание горизонтального движения мира и свободы. Также нам важно дать возможность высказаться безцензурно и безопасно тем, кто остался в России. В наши цели входит создание поля открытого диалога про то, каким языком может говорить искусство теперь. Искать этот язык мы будем как всегда через тесные взаимодействия между всеми участниками фестиваля. Отсюда и название «Мицелий» — это очень близкий нам образ, который отлично описывает механизмы живого ризомного взаимодействия различных элементов культуры. Разумеется, на событие такого масштаба нам нужен бюджет, поэтому в данный момент проходит крупный краудфандинг в пользу фестиваля. Мы будем рады, если читательницы и читатели «Объединения» захотят нам помочь. Также нам очень нужны полезные контакты людей, проживающих в Грузии — и местное население и иммигранты.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ?

Это очень общий вопрос — как спрашивать, зачем нужны компании. У всех художественных объединений разные принципы и целеполагания. На прошедшей конференции я еще более четко в этом убедился. Единственное, что я могу сказать с уверенностью — нам надо учиться объединяться и «не зависеть», потому что всю долгую историю нашего государства и империй система работает на то, чтобы подавить базовые социальные умения. И, к сожалению, это подавление приводит к таким ужасающим последствиям, за которыми мы наблюдаем сейчас — атомизация общества, практически полное отсутствие гражданского мышления и тотальный страх перед властью. Все это — наши глубокие травмы, и нам предстоит долгая работа над ними, и такая работа возможна только в низовых кооперациях.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЛЕС?

Для меня лес — это, прежде всего то, о чем я ничего не знаю. Одновременно это то, что мне очень хотелось бы хотя бы немного понять и изучить. Мы с побегами используем лес как пространство для наших фестивалей, но при этом — мы стараемся исключить всяческое властное отношение к нему и к природе как таковой. Мы приходим в лес, чтобы учиться у него горизонтальности и естеству, и все равно мы всегда будем от него отставать. Лес — это территория, очищенная от социальных и культурных наслоений, и поэтому, возможно, именно он самый лучший проводник человека с космос, с богом или с искусством — называйте это как хотите. При этом лес совсем не пустой, лес — это изобилие жизни и процессов обмена. Когда ты находишься в нем, то чувствуешь себя частью этого большого важного механизма, и для меня это очень важное чувство, через него я борюсь с эго и всем, что мне мешает.

ГОРОД ИЛИ ПРИРОДА?

Я, как человек который родился и прожил почти всю жизнь в городе, не могу ответить на этот вопрос беспристрастно и честно. Я городской житель, часть городских механизмов и это определяет мою идентичность. В лесу — я гость, и, как уже сказал, лишь пытаюсь найти с ним общий язык, и понять есть ли он вообще. На протяжении всей жизни меня тянуло из города, но всегда это желание было непостоянным, лишь для разовых столкновений. По итогу мне все равно надо вернуться, чтобы проанализировать эти контакты в более социальной среде.

МЫ ВЫЖИВЕМ ОБЪЕДИНЯЯСЬ ИЛИ ПО ОДИНОЧКЕ?

На этот вопрос, мне кажется, я уже дал исчерпывающий ответ. Человек не может быть одиночкой по определению, все индивидуалистские модели, в итоге, все равно нужны для изящного встраивания в общественные цепочки, нам придется научиться осознавать себя всегда как часть чего-то, иначе мы просто друг друга перебьем или уничтожим землю, на которой живем. Надеюсь, наша деятельность в «Побегах» действительно может как-то повлиять на мир, но это возможно только если сами «побеги» тоже будут осознавать себя как часть чего-то бОльшего.

Катерина Бычкова

КАК ТЫ ПРИМКНУЛА К «ПОБЕГАМ»? КАК УЗНАЛА ОБ ЭТОМ ОБЪЕДИНЕНИИ?

Летом 2018 года я наткнулась на анонс выставки, и он меня очень заинтересовал. Выставка называлась «Мы никогда не потеряемся в этом лесу». Захотелось ее посетить, ведь тогда я только начинала интересоваться современным искусством, а еще я люблю природу и леса.

Из описания выставки я узнала, что принять участие в ней может любой желающий, и это было неожиданно. Я написала организатору — это был Даня Двинских, и меня добавили в чат. Оказалось, что выставка — это такой способ отпраздновать день рождения Дани. По задумке она должна была представлять из себя много маленьких спотов художников, у которых были паблики Вконтакте с их искусством (тогда это было популярно, у меня тоже был такой).

Я очень загорелась идеей лесной выставки и много помогала с ее организацией. Прошел год, и Даня написал мне с предложением повторить подобное событие, но с уже более проработанной концепцией. Я согласилась, и мы много работали над идеей и организовали опен колл вместе с первыми участницами и участниками команды.

Мы попробовали сами для себя понять, почему нам хочется делать выставку именно в лесу, и назвали её «Точка отсчета — лес». Тогда нам хотелось посмотреть на природную среду как на начальное, нулевое, нейтральное пространство, которое художник может использовать как белый лист.

Вторая выставка прошла очень хорошо, на нее пришло много прекрасных людей и проекты были интересные. Мы ощутили, что нашей команде нужна очерченная цель и проговоренные ценности, а также название — так и появились «побеги». Таким образом, об объединении я узнала в день его создания, ведь принимала в этом непосредственное участие.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОБЕГИ»?

«побеги» для меня — это большой совместный труд, который я чувствую нужным. В первую очередь, это концентрированная интеллектуальная работа, которая фиксируется во времени и пространстве.

А еще — это сеть взаимно поддерживающих людей со схожими ценностями, которым небезразлично современное искусство; гибкий горизонтальный коллектив, состоящий из очень разных персон.

Другие участницы и участники команды для меня — что-то среднее между коллегами и друзьями. Это очень важные связи, которые помогают развиваться и смотреть на себя со стороны.

Еще я верю, что «побеги» как инициатива — это хорошая возможность чему-то научиться, потому что у нас каждый может заниматься тем, что интересно. Наши мероприятия стали отличной платформой для того, чтобы набраться опыта и попробовать себя в участии или организации сложносоставного события.

И, конечно, хочется надеяться, что мы можем послужить кому-то примером самоорганизации и сподвигнуть к образованию своих ячеек, с которыми мы будем дружить!

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ПОБЕГАХ»?

Всем, как и все! Однако у каждого из нас есть какой-то определенный фокус деятельности.

Больше всего я занимаюсь текстами и соцсетями — большинство из того, что вы читаете в нашем инстаграме или телеграме, написано или отредактировано мной.

Еще я ставлю задачи дизайнеркам, разрабатываю концепцию мероприятий, исследую разное по теме наших выставок, пишу кураторские тексты, организовываю художников, расклеиваю указатели, формирую расписание — все это делаю вместе с остальными участницами и участниками команды.

В данный момент ставлю себе приоритетной целью разработать механизмы продуктивного и бережного включения новых людей в коллектив, потому что состав команды сильно изменился за последние полгода, и поэтому есть риск упустить в суете наши первоначальные ценностные ориентиры, которые когда-то собрали наших первых зрительниц и зрителей в лесу.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ?

На мой взгляд, художественное объединение — это больше, чем просто собранные вместе художники. Как правило, у художественных объединений есть своя система ценностей и позиционирование.

Работа в команде позволяет делать все более продуманно, оперативно получать критику и похвалу, развиваться.

Художественные объединения нужны, чтобы прорабатывать новые подходы к созданию искусства и организации мероприятий, развивать художественный язык вместе. Когда ты находишься в коллективе, ты участвуешь в обмене ресурсами и опытом.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЛЕС?

Для меня Лес — это дом. Это не фигура речи, а очень понятные вещи из детства: я родилась и выросла в городе Троицке в 25 километрах от Москвы. Троицк стоит в лесу и построен таким образом, чтобы в черте города оставались островки дикого леса. Из каждого дома в нашем городе видны деревья.

Дом, в котором я выросла, обычная двенадцатиэтажная панелька, с одной стороны выходит на главный проспект, а с другой — на густой лес. Чтобы попасть в него, достаточно пройти десять метров от дома.

Лес — это первый раз на лыжах, это пленэр в художке, это прогулянная физкультура, это похороненные домашние животные, это солнце в глаза сквозь листву, это «ого, это реально прям лес?», это изучать первые растения по весне.

Я часто задумываюсь, что именно благодаря родному городу я воспринимаю лес как безусловную часть жизни, как ценное общественное пространство, как символ чего-то самого важного.

ГОРОД ИЛИ ПРИРОДА?

Природа в городе и город в природе — только так.

МЫ ВЫЖИВЕМ ОБЪЕДИНЯЯСЬ ИЛИ ПО ОДИНОЧКЕ?

Думаю, мы выживем, если научимся прислушиваться друг к другу, если будем чуткими и бережными. Все люди разные. Кому-то важно быть одиночкой, кому-то нужно быть в коллективе единомышленниц и единомышленников.

Главная ценность — понять, кто перед тобой, и не навязывать человеку свой подход, а изучать своего собеседника как цветочек на прогулке в Лесу.

Саша Левакова

КАК ТЫ ПРИМКНУЛА К «ПОБЕГАМ»? КАК УЗНАЛА ОБ ЭТОМ ОБЪЕДИНЕНИИ?

Город крошечный. Если ребята из тусовки начинают что-то делать — рано или поздно про это услышишь, узнаешь. Я ходила на первую лесную выставку, но помню смутно.
А прошлым летом познакомились с Даней в Инстаграме. Я делала видеоработу для диплома и подумала, что Данина графика очень подошла бы к визуальному ряду. Мы это обсуждали, ходили на деловую встречу, но потом оба забили, зато подружились. Потом я как-то сказала, что могла бы отвечать за перформативную часть в «побегах». Ну и вот, слово не воробей, в марте я примкнула.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОБЕГИ»?

Солнечная полянка, на которую все приглашены: попить чайного гриба, показать свою новую шляпку, поговорить о важном — c одной стороны
С другой — команда рейнджеров, которая занимается очень ценными вещами и своими силами создает на полянке наиболее комфортные условия.

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ПОБЕГАХ»?

У нас нет четкого распределения ролей — все занимаются всем. От события к событию каждый может выбирать задачи, которые ему больше нравятся. На прошедшей конференции я курировала перформативную программу, вела одну из площадок и участвовала в остальных общих процессах.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ?

Для того же, для чего друзья или другие объединения, как мне кажется. Куда прикольнее и проще придумывать и делать что-то вместе. Совместная работа отличается от индивидуальной тем, что с наибольшей вероятностью родится что-то неожиданное и новое. А еще, взрослым тоже нужны кружки по интересам, художественное объединение — просто один из вариантов. Зимой, например, у нас с девочками был вязальный клуб. Прошлой весной с другими ребятами мы играли в пинг-понг. В позапрошлом сезоне — в баскетбол, у нас был чат, который к осени стал просто огромным. У нас также был банный кружок, один из самых успешных и приятных.
В общем, такие штуки организуют и просто мотивируют что-то делать, и это прекрасно.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЛЕС?

Краш. Источник любви, спокойствия, тишины. Он всегда дарит мне новые впечатления, не перестает удивлять. Иногда в городе я забываю про силу леса. В парках тоже можно почувствовать себя хорошо и умиротворенно, но в лесу…

ГОРОД ИЛИ ПРИРОДА?

Я родилась в Москве — в одном из самых быстрых и активных городов в мире. Кажется, этот темп у меня в крови. Даже когда приезжаю в Питер, чувствую большую разницу. Поэтому радикальный выбор в пользу природы в этой жизни уже точно сделать не смогу.
При этом, во мне много натуральной энергии, и я очень чувствительна к отсутствию природы в своей повседневности. Временами забываю себя природно насыщать и вспоминаю об этом, когда совсем плохо. Тогда нужно в срочном порядке пощупать траву или обнять дерево.
Несмотря на свои урбанистические привычки, могу с удовольствием помыться как в ванной, так и в реке. Люблю спать в палатке, но в кровати после этого еще приятнее.
Короче, в этом вопросе я за индивидуальный баланс.

МЫ ВЫЖИВЕМ ОБЪЕДИНЯЯСЬ ИЛИ ПО ОДИНОЧКЕ?

Выжить можно и так и так, но жить хочется объединяясь.
В общем, для тех, кто не пробовал объединение, советую. Это очень просто, тема может быть любая, спрос есть всегда.
В нынешних обстоятельствах эта форма взаимодействия дает возможность заниматься и более серьезными и полезными вещами. Главное — понять, для чего вам это, что вы хотите, и что вы можете.

Лиза Перебатова

КАК ТЫ ПРИМКНУЛА К «ПОБЕГАМ»? КАК УЗНАЛА ОБ ЭТОМ ОБЪЕДИНЕНИИ?

До того как «побеги» стали называться «побегами», я поучаствовала в первой выставке (праздновании дня рождения Дани) как художница. Я дружила с ребятами и делала с ними совместные проекты по учебе на современном искусстве. Не помню, как я стала участвовать непосредственно в создании выставок — как-то органически и незаметно для себя. Помню момент, когда мы придумывали название для объединения, зачитывая определения из википедии.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОБЕГИ»?

Во многом для меня это компания людей. Состав довольно сильно изменился со временем, пережил разные кризисы и вопросы — насколько это дружба, а насколько работа. Изначально я тянулась к людям. Потом стало понятно, что «побеги», в целом, про создание пространства для людей. В прошлом году темой фестиваля было «объединение» — для участия необходимо было делать проект совместно с кем-то. Уже сформировавшимся коллективам мы предлагали попробовать поработать с кем-то еще, а тем кто пришел без команды — поучаствовать в пуле и найти близкого идейно художника в нашем чатике. В общем, «побеги» — это какое-то пространство или почва для коммуникации, для объединения, для художественных проектов.

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ПОБЕГАХ»?

Чем нужно в данный момент! Зачастую отвечаю за волонтеров. Иногда занимаюсь логистикой, ведением таблиц, текстами, участием в продумывании концепции, коммуникации с площадками, уборкой. Сейчас вот видео по прошедшей конференции монтирую. Очень зависит от мероприятия, количества свободных рук и уровня включенности.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ?

Чтобы чувствовать общность.
Чтобы делать вместе то, что в одиночку не получится.
Чтобы встречаться с другими мнениями и взглядами в общей области. Притираться, уточнять, впечатляться другими.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЛЕС?

Место про спокойствие, с которым важно здороваться и внимательно входить.
Отдых, травинки, местные жители.
Мир прекрасно существующий без человека, но способный принять его.

ГОРОД ИЛИ ПРИРОДА?

Я живу в городе. В лесу долго не умею. Но быть там люблю. Сложно выбраться, а потом легко оставаться. Еще важно, с кем ты в городе или на природе. Что вы можете делать совместно, как пребывать. Пока условия города для меня понятнее и питательнее. Ответ — город и заходить в гости к природе. В том числе и спрятанной в городе.

МЫ ВЫЖИВЕМ ОБЪЕДИНЯЯСЬ ИЛИ ПО ОДИНОЧКЕ?

Объединяясь в желании быть по одиночке.
Шутка.

Если хочешь идти быстро — иди один. Если хочешь идти далеко — идите вместе

  • Лиля Владимирова
    Лиля Владимирова

Света Шиланкова

КАК ТЫ ПРИМКНУЛА К «ПОБЕГАМ»? КАК УЗНАЛА ОБ ЭТОМ ОБЪЕДИНЕНИИ?

Я примкнула к команде «побеги» в феврале этого года по приглашению Кати Бычковой. В прошлом у меня был опыт участия в самоорганизации, но там были другие принципы и отношения. Казалось, что инициатор события работает самостоятельно, неминуемо выгорая или влезая в долги. Поэтому я была очарована тем, что задачи могут распределяться, а решения приниматься в расслабленном диалоге. О «побегах» я узнала несколько лет назад через Инстаграм, вдохновлялась классным дизайном и трогательными текстами Кати, а потом волей случая мы оказались на одной территории.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОБЕГИ»?

Это пространство, где совместно делается невозможное. Ребята настоящие профессионалы и с ними приятно работать. К тому же, я разделяю стремление коллективной деятельности на территории искусства и верю в силу сообществ, особенно сейчас, когда важно быть включенным в процессы коммуникации, обмена опытом и поддерживать друг друга.

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ПОБЕГАХ»?

Я участвую в обсуждениях и подготовке лесного фестиваля, а еще отвечала за PR конференции самоорганизаций «САМИ», которая прошла в мае.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ?

Чтобы показывать актуальное искусство, которое увидеть вне институций было бы сложно, быстро реагировать на изменяющиеся условия, быть искренними и сохранять независимость.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЛЕС?

Меня успокаивает возможность уйти в леса, что бы ни случилось. Это такая автономная зона, дикая и безымянная, которая потенциально может принимать любые значения, мифологические, политические, эстетические. Леса, окружающие Москву, постоянно испытывают на себе вмешательства политических сил, становясь территорией открытых споров и конфликтов, которые часто оказываются невозможны в городе. В лесах можно отчуждаться от культурных кодов или пересобирать их с учетом контекста конкретного места, пограничного положения между природным и культурным, которые находятся в постоянной динамике, двигаясь от одного полюса к другому.

ГОРОД ИЛИ ПРИРОДА?

Когда как.

МЫ ВЫЖИВЕМ ОБЪЕДИНЯЯСЬ ИЛИ ПО ОДИНОЧКЕ?

Определенно, только вместе.

Маша Виноградова, Олеся Воронина — дизайнеры проекта

КАК ВЫ ПРИМКНУЛИ К «ПОБЕГАМ»? КАК УЗНАЛИ ОБ ЭТОМ ОБЪЕДИНЕНИИ?

Первая выставка получилась довольно спонтанно, это был день рождения Дани. Ребята решили продолжать, появилась идея создать самоорганизацию и на следующую выставку позвали нас. Мы уже были знакомы с некоторыми участниками команды через общую учебу.

ЧТО ДЛЯ ВАС «ПОБЕГИ»?

Проект про внеинституциональное искусство, и для нас это хорошая возможность поддержать низовую маргинальную инициативу.

ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ В «ПОБЕГАХ»?

Мы отвечаем за визуальную часть «побегов» и занимаемся дизайном мероприятий.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ?

Художественные объединения дают возможность формировать свое альтернативное поле — людей, объектов, идей, информации.

ЧТО ДЛЯ ВАС ЛЕС?

Лес — самодостаточная среда, которая интересна сама по себе. Особенности этого пространства приходится так или иначе учитывать. Выставка за пределами города подразумевает какое-то осознанное усилие, которое нужно совершить, чтобы выйти за пределы подчиненной человеку среды и оказаться на природе.

МЫ ВЫЖИВЕМ ОБЪЕДИНЯЯСЬ ИЛИ ПО ОДИНОЧКЕ?

Смысл самоорганизаций в объединении.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Лобачёва Анастасия

Фотографии: Анастасия Острикова

12 July, 2022