Что делают и чем занимаются сейчас выпускники Garage Academy?
Учащиеся в Garage Academy часто говорят о том, что образование им дало много практических навыков, что помогает сразу влиться в профессиональную арт-среду. Мы решили спросить выпускников магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве» о том, где сейчас они работают и как применяют полученные знания, каким образом был устроен их учебный процесс, а также какие советы они дали бы поступающим.
Иван Ярыгин
27 лет, Москва
год выпуска: 2021
кем работает: куратор и исследователь в «Центре Вознесенского», ассистент программы «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж»
Нужно сказать, что на момент поступления у меня не было совсем никакого представления о возможном карьерном пути. Тогда я слабо понимал, что такое мир современного искусства — просто потому, что раньше с ним профессионально никогда не сталкивался. Я надеялся, что магистратура даст общее представление об индустрии, объяснит специфику главенствующих дискурсов и познакомит с важными участниками художественного процесса. Так в конечном итоге и произошло. Из всех занятий мне больше всего запомнились пары Екатерины Алленовой, историка искусства, редактора. Она наставляла нас писать тексты по существу, без всякой излишней «кураторской болтовни».
Что могу посоветовать абитуриентам? Углубляясь в изучение индустрии современного искусства, постарайтесь не забывать про само искусство как таковое. Старайтесь серьезнее погружаться в художественные феномены, а не только заучивать их искусствоведческие описания.
Ангелина Ворона
27 лет, Нижний Новгород
год выпуска: 2022
кем работает: ассистент продюсерского отдела Дома культуры «ГЭС-2»
Перед поступлением в магистратуру я была архитектором. Еще работая в бюро, я задумалась о том, что хотела бы поменять свой профессиональный трек и уйти из архитектуры в сферу современного искусства. Архитектуру нужно строить на века, а художественные проекты носят временный характер и остро отзываются на окружающую действительность. Из-за моего архитектурного образования я обращала внимание не только на работы художников, но и на то, как устроены проекты с архитектурно-технической точки зрения. Поэтому первый интерес к сфере и к программе у меня был вызван вопросом «Как сделать выставку?».
Я сразу понимала, что программа будет очень практическая. Но итог превзошел все ожидания: по окончании магистратуры мы стали готовыми специалистами, обзавелись базой контактов людей из индустрии – вплоть до подрядчиков, которые могут помочь на монтаже выставок. Все полученные навыки мне помогают и сейчас. А если не получается решить какой-то вопрос, то я знаю, что всегда есть поддержка в лице однокурсников и преподавателей, к которым можно обратиться. У меня появилась уверенность в том, что можно написать письмо, собрать презентацию, распланировать монтаж — и в целом много с чем разобраться в процессе реализации любого проекта.
Учеба позволила совершить банальное открытие — нужно брать и делать. Если хочешь, чтобы получилось чуть-чуть лучше, то сделай заранее. А мой главный совет — это поступать в магистратуру и не бояться. Не переживайте о том, что у вас совсем другая профессиональная деятельность, нет контактов художников или недостаточно знаний. Это не страшно. Еще один важный совет — кайфовать. Моя учеба выпала на сложные времена, когда получать удовольствие от образовательного процесса было не так-то просто. Но, тем не менее, это классная возможность попробовать себя в новом деле, поработать с интересными людьми, совершить и исправить ошибки — еще и в ситуации, когда тебе дают деньги на реализацию итогового проекта.
Дана Авраменко
25 лет, Казань
год выпуска: 2022
кем работает: менеджер по работе с галереями в Cosmoscow
Еще до поступления в магистратуру я работала в сфере культуры и искусства и так или иначе была знакома с внутренними процессами. Поэтому обучение в Garage Academy было закономерным шагом для получения нового опыта и полезных навыков, а также расширения кругозора. Я из Казани, и мне было интересно посмотреть на то, как работают культурные институции в Москве. Изначально я хотела пойти на кураторский трек, но преподаватели посоветовали попробовать себя в качестве менеджера. Это шло вразрез с моими планами, но по итогу решение было действительно верным и даже определяющим мой профессиональный путь на ближайшее время.
Сейчас я постоянно применяю в своей работе знания, которые получила в магистратуре. Это касается многих вещей: от продуманных и реально удобных excel-таблиц до формирования лаконичных идей во время брейнштормов. И, что самое важное, мы так часто обсуждали различные кейсы и, казалось, безвыходные ситуации, которые могут произойти во время подготовки выставки или большого культурного проекта, что у меня появилась уверенность в том, что так или иначе со всем можно справиться. Это многого стоит.
За время обучения я многое узнала сама про себя: про то, как я работаю в команде, отстаиваю идеи, реагирую на форс-мажоры. Хочется верить, что я стала чуть лучше. Самое главное, как мне кажется, у меня расширился кругозор, я стала мыслить более гибко. Я теперь по-другому смотрю на искусство и процессы, которые происходят в нашей сфере.
Совет абитуриентам: помимо чтения рекомендуемой литературы и посещения музеев, пообщайтесь с различными участниками культурного процесса в неофициальной обстановке — пусть они вам расскажут, как на самом деле создаются и существуют проекты в сфере искусства. Это позволит лучше понять, как устроена арт-индустрия, что поможет принять правильное решение и о поступлении, и о выборе трека. И самое главное — будьте честными с самими собой и другими людьми. Удачи!
Алёна Реудина
28 лет, Улан-Удэ
год выпуска: 2023
кем работает: независимый эксперт по доступности и инклюзии в культуре
Я поступала в магистратуру с целью получить новую специализацию, и теперь планирую применить полученные знания в сфере культуры. По первому образованию я востоковед со знанием арабского языка, и при поступлении мне хотелось связать обе специальности и посмотреть, что из этого получится. У меня не было и нет конкретного запроса: я даже не до конца понимала, как сложится учеба в перспективе двух лет. Но я точно хотела связать себя с культурой и чувствовала, что эта магистратура будет лучшим помощником. В том числе в личном поиске своего «трека». Например, я, сама от себя не ожидая, внезапно заинтересовалась инклюзией ко второму году обучения, и это вылилось в хороший и полезный для меня опыт реализации выпускного проекта: наша выпускная выставка проходила в Центре «Рельсы» в Твери, и я продумала, как сделать пространство выставки и культурного центра более гостеприимным и доступным для посетителей с разным опытом.
Для меня было самым сложным совмещение работы и учебы. Мне повезло, что я фрилансер и могла распоряжаться своим расписанием, но не представляю, как при других условиях это делать, потому что даже так было тяжело. Полезным для меня было все, не могу выделить что-то одно. Даже то, что мне казалось «неполезным», иногда всплывает в памяти, когда нужно применить эти знания и навыки на практике.
Несмотря на то, что я углубилась в тему доступности культурных проектов, я не могу сказать, что инклюзия стала для меня главным открытием. Куда больше меня поразили разнопрофильность и разноформатность преподаваемого материала, в котором ты можешь найти для себя что угодно, и в этом уникальность магистратуры.
Я не хочу давать советы, но могу сказать, как было у меня. Я готовилась к поступлению полгода: ходила по несколько раз на выпускные выставки первого набора магистратуры. И так как к моменту поступления я совсем не была погружена в мир современного искусства, то параллельно посещала выставки и подбирала тему для вступительного эссе. Еще я постоянно старалась быть «в контакте» с учебной частью по почте, чтобы они меня запомнили, и ходила на дни открытых дверей. Такова была моя стратегия: проявить искренний интерес. По итогу к моменту очного собеседования на вступительной кампании меня узнали несколько человек из комиссии.
Анна Шведова
24 года, Москва
год выпуска: 2023
кем работает: младший менеджер Garage Academy, менеджер независимого регионального проекта
Я поступала на программу, закончив вышкинский бакалавриат по истории искусств и отучившись на общеуниверситетском майноре Гаража и Вышки. Я была тем искусствоведом, который не хотел строить академическую карьеру, но которого с подросткового возраста (я занималась в Клубе юных искусствоведов ГМИИ имени А.С. Пушкина) завораживали музеи. Я понимала, что магистратура поможет мне еще глубже окунуться в жизнь музея, понять, как функционируют разные команды, как устроена работа над проектами — в частности, выставкой. В общем, у меня был очень практический запрос: я хотела стать хорошим арт-менеджером.
Мне повезло: у меня случился стопроцентный мэтч с магистратурой и в части моих запросов как студента, и в части ценностей. Я наслаждалась учебой и узнавала много нового: от того, как вкручивать лампочку, пользоваться шуруповертом и клеить оракал, до того, как считать бюджет, планировать риски и работать в команде над продолжительным проектом. На выпускном моя мама сказала, что я стала жестче за время учебы. Мне это кажется забавным, но я с ней согласна: благодаря программе я точно стала взрослее. Вместе с моими сокомандницами мы сталкивались с разными сложными ситуациями в процессе подготовки выпускной выставки: несговорчивые контрагенты, форс-мажоры во время монтажа, усталость и необходимость договариваться внутри команды, когда у тебя нет сил, поиск стажеров на выпускной проект и необходимость делегирования задач. И эти сложности очень закаляют: учишься тому, что ошибки не фатальны, задачу можно решить разными способами, а команда — одна из самых больших ценностей.
Открытий и сложностей в процессе обучения было немало, но столкновение с ними точно пошло мне на пользу. Помимо получения огромного количества новых знаний и навыков, я многое поняла про себя, и благодаря учебе стало ясно, что сильные и слабые стороны есть вообще у всех — это нормально, и надо просто работать над собой. Например, я осознала, что мне сложно делегировать задачи и хочется все контролировать, поэтому во время подготовки выпускной выставки я, в какой-то момент вынужденно, стала по-другому распределять задачи, и появились зоны ответственности, в которые я практически не влезала. Для меня это уже достижение!
Магистратура помогла несколько переосмыслить карьерные планы на ближайшие годы. Во время учебы мы ездили в поездки, много знакомились с институциями в разных регионах, и сейчас мне хочется активнее работать с немосковскими проектами и помогать развивать среду там, где для этого нет такой инфраструктуры, как в Москве или Санкт-Петербурге. Еще мне интересно поработать на стыке образования и культуры, потому что сейчас я больше верю в невыставочные форматы культурного производства.
Главный совет для будущих студентов Garage Academy прост: не бойтесь и пробуйте поступать! На программе учились и учатся очень разные ребята, поэтому не стыдно чего-то не знать, не быть искусствоведом, не иметь опыта реализации выставочных проектов. Самое важное — быть открытым новым знаниям и готовым интенсивно работать в команде. А если вы сомневаетесь, то всегда можете спросить студентов и выпускников программы о нашем образовательном опыте. Мы готовы делиться впечатлениями!