Кто это придумал и как это работает: команда Дома творчества Переделкино
Дом творчества Переделкино — одно из самых литературных мест в России. Творческий центр и сегодня является местом притяжения литераторов: здесь живут писатели, поэты и критики. В Доме творчества организованы условия для работы авторов: здесь проводят резиденции и фестивали, проходят встречи книжного клуба, работает коворкинг и библиотека с книгами, подписанными авторами.
В канун Нового года мы познакомились с их командой, и узнали, как нужно делать культурные проекты, с какой книгой из библиотеки стоит провести каникулы и что каждый участник команды пожелает своим коллегам в 2024 году.
Мария Федотова
программный директор
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Я около 10 лет работала на ярмарке non/fiction, а в конце 2020 года ушла из команды, пообещала завязать с культурой и литературой, лежала на диване и страшно страдала (всегда думала, что сделать небольшой перерыв и уйти в саббатикал здорово, но через неделю «ничегонеделанья» я переставила всю мебель в квартире десять раз, двадцать раз все помыла и залегла страдать). Внезапно мне позвонил Борис Куприянов и предложил подумать о новом проекте под названием «Дом творчества Переделкино». «Боже, опять писатели и издатели», — подумала я и побежала знакомиться с Дарьей Бегловой и работать.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧЕМ «ПЕРЕДЕЛКИНО» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИЙ В РОССИИ?
Отличается тем, что других таких нет, правда. Это самая большая литературная резиденция, находящаяся при этом в уникальном историческом месте, где история литературы развивается у тебя на глазах, отдавая дань наследию переделкинских писателей.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И ЧТО САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Сложно отделять жизнь Дома творчества от всего остального, работа и место затягивают, а самое классное — это команда и возможность реализации самых странных идей. В ином месте о каких-то задумках и слушать бы не стали, а тут всегда поддержка и доверие.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Я могла бы долго страдать о старой переделкинской станции, самой такой настоящей — с деревянным помостом, странным закатом, где «вставали ветлы пустыря», но этим летом станцию переделали, теперь доехать можно практически со всех вокзалов, не перебегать перед поездом и не мокнуть в ожидании электрички. Не буду жаловаться, комфорт важнее, но все равно, немного грустно.
КАКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ФЕСТИВАЛЬ В ПЕРЕДЕЛКИНО ТОЧНО СТОИТ ПОСЕТИТЬ КАЖДОМУ, И ПОЧЕМУ?
Ну почему бы не начать прямо на каникулах и посетить Конференцию сказочников, нашу новогоднюю программу? Обойдемся без спойлеров, но вы окажетесь прямиком на Луне.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Пожелала бы только хороших новостей и событий, и хорошей погоды, для Переделкина это очень важный момент.
Дарья Беглова
руководитель Дома творчества Переделкино
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Так вышло, что команда присоединилась ко мне. До какого-то момента ничего не было, кроме моего энтузиазма и уверенности, что это место надо спасти. Постепенно ими стали заряжаться люди вокруг меня, так и появилась команда, которая вместе развивает Дом творчества.
КАК УСТРОЕН ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Он состоит из встреч и прогулок. Праздного в них мало. Пока идет стройка и рассказы о событиях, которые должны открыться в обозримом будущем, мы придумываем и обсуждаем те большие проекты, которыми займемся вместе, например, через полгода.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО И СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПОДОБНЫЕ АНАЛОГИ МЕСТ В РОССИИ И В МИРЕ СЕЙЧАС?
Дом творчества Переделкино — единственное в своем роде явление. Нет в мире писательских городков такого масштаба и значения, нет таких крупных литературных резиденций. В 2023 году Дом творчества дал возможность 135 авторам, художникам и переводчикам работать в Переделкине.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Дом, в котором мне посчастливилось пожить. Сейчас там открыт Книжный дом писателя.
ПОДЕЛИТЕСЬ СЕКРЕТОМ: КАК РУКОВОДИТЬ ДОМОМ ТВОРЧЕСТВА ТАК, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛО ИНТЕРЕСНО ДЛЯ СТОЛЬ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЛЮДЕЙ?
С любовью к людям, к самому городку писателей, к его истории, жителям бывшим и настоящим.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Не сдаваться.
Наташа Захаркина
продакшен директор
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
В октябре 2021 года я случайно узнала, что Даша Беглова ищет человека на должность директора по производству. Я всегда мечтала поработать с Дашей, и вот звезды совпали. В этот же день я приступила к новому этапу в своей жизни, чему несказанно рада.
КАК УСТРОЕН ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Мой рабочий день никогда не бывает похожим ни на какой другой. Каждый день — это новые задачи, люди, встречи, эмоции и впечатления. Одно могу утверждать — мне никогда не бывает скучно или однообразно.
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ДЕЛАТЬ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ: В ЧЕМ СЕКРЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ЛЮДЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Необходимо свободно мыслить, не допускать стандартного подхода. Каждое событие мы проживаем вместе. Сначала рождается идея, она трансформируется, наполняется и воплощается в проект, которого еще нет, но мы уже знаем, каким он будет.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Балкон в торце исторического корпуса. Там можно остаться незамеченным, слушать пение птиц и наблюдать за эмоциями людей.
КАКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ФЕСТИВАЛЬ В ПЕРЕДЕЛКИНЕ ТОЧНО СТОИТ ПОСЕТИТЬ КАЖДОМУ В НОВОМ ГОДУ И ПОЧЕМУ?
Стоит обязательно сходить на выставку «Хроники Переделкина», которая продлится недолго, до мая. Это уникальный исследовательский проект, ничего похожего вы не встретите нигде в мире.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Сил, задора, новых идей и больше поводов для улыбок.
Денис Крюков
заведующий библиотекой
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Человеку, с детства зависимому от книжной пыли, не так-то просто найти подходящее место службы. А вот библиотека Дома творчества — похоже, идеальное место для таких, как я. Именно так я к нему и отношусь.
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
XXI век потребовал пересмотреть взгляды на многие ранее понятные и привычные вещи, и сам институт библиотеки — один из них. Библиотека Переделкина, на мой взгляд это мощный инструмент в исследовании культуры прошлого века, а заодно в процессе по возврату престижа тексту.
С КАКОЙ КНИГОЙ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ДОМА ТВОРЧЕСТВА СТОИТ ПРОВЕСТИ КАНИКУЛЫ?
Хороших книг в библиотеке много, но главное, как мне кажется, как раз не выделять отдельные единицы хранения, а составлять их все вместе в некое высказывание. Высказывание о хорошо забытой, но большой культуре.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Юрий Никулин в фильме «Новенькая» говорил: «Ну что вам пожелать? Всего хорошего!» И, кстати, книга воспоминаний Юрия Владимировича — мощнейший текст для любого времени, и она есть у нас в библиотеке.
Анна Рязанова
дизайнер
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Это вышло случайно, преподаватель из Школы Дизайна (в которой я училась) написал в чат, что в Доме творчества ищут дизайнера, я подумала, что было бы здорово сходить на собеседование и понять, какая атмосфера в этом месте. Даша пригласила меня на встречу, ей очень понравились мои иллюстрации, а мне очень понравилась Даша и все, что я увидела в Переделкине.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Еду на метро и электричке до офиса, здороваюсь со всеми своими коллегами, захожу в свой кабинет и открываю ноутбук: в разные дни очень разные задачи, это может быть что-то срочное, например придумать kv (key visual) для выездной выставки в Новой Голландии, или это может быть спокойный день, когда нужно нарисовать афишу, утвердить ее с коллегами и сделать ресайзы на разные форматы.
ЧТО ВАС ВДОХНОВЛЯЕТ В СОЗДАНИИ ДИЗАЙНА ДЛЯ ДОМА ТВОРЧЕСТВА? ЕСТЬ КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО, НА КОГО ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ?
Переделкино — это особенное место. Находясь здесь, уже вдохновляешься и архитектурой, и историей, и произведениями которые здесь были созданы. Для меня главный источник вдохновения — переделкинская природа. На наших афишах часто можно увидеть птиц, цветы и деревья. Ну и, конечно же, я очень вдохновляюсь эпохой, изучаю советские плакаты, книжные иллюстрации второй половины XX века.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Одно выбрать сложно. Думаю, это кабинет моих коллег Маши и Паши, там придумываются самые безумные идеи по развитию Дома творчества и, наверное, скамеечка около «Архилеса», летом там здорово сидеть со стаканчиком кофе, наслаждаться природой и покоем.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Бесконечного вдохновения, много сил на реализацию придуманных идей, гармонии и любви.
Александр Филиппов-Чехов
куратор переводческих резиденций
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Я присоединился к команде еще до начала активной реставрации и реновации Дома творчества, кажется, в 2020 году. Дарья Беглова пригласила меня в лабораторию, в которой участвовали и переводчики, и режиссеры, и драматурги, и сценаристы, и музыканты. Мы жили в Переделкине неделю, еще в старой, не отремонтированной, гостинице и делали совместные проекты, одним из которых была переводческая мастерская. Результатом этой коллаборации с режиссером Екатериной Августеняк стал иммерсивный спектакль. А уже потом, когда началась активная стадия восстановления Дома творчества, было принято решение делать переводческие резиденции. Сейчас переводческая резиденция — вторая по объему приезжающих людей после писательской, а, может, уже и больше.
КТО МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ЭТУ РЕЗИДЕНЦИЮ И ЧТО ИМЕННО ЭТОТ ОПЫТ ДАЕТ РЕЗИДЕНТАМ?
Переводческие резиденции проводятся 6 или 7 раз в год, каждый раз это разные языки, за 3 года они еще ни разу не повторились. Туда могут попасть специалисты на конкурсной основе самого разного опыта и самого разного бэкграунда со всей России. Это открытый конкурс, в котором могут принимать участие все — от студентов до преподавателей и активных переводчиков. Мы заранее объявляем языки, с которыми делаем мастерские. Отобранные переводчики приезжают на неделю в Переделкино, обмениваются с коллегами своими методиками и навыками, работают. На самом деле у нас нет конкретной педагогической или образовательной цели, скорее это нетворкинг с профессионалами со всей страны — от Владивостока до Калининграда. Переводчики могут познакомиться с коллегами вживую, научиться чему-то или понять, чему учиться не стоит.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Он начинается довольно поздно, так как я поздно встаю. Я живу в Переделкине, переехал сюда, когда стал тут работать, живу на соседней улице от Дома творчества. В Переделкине есть такая странная штука — он довольно быстро начинает занимать большую роль в вашей жизни, и в итоге все к нему сводится. Чем больше вы здесь работаете, тем меньше бываете в Москве. День складывается из того, что я планирую эти самые мастерские на год вперед, занимаюсь организацией мастерских. У каждой мастерской есть свой ведущий, обычно это самый активно работающий переводчик с этим языком. Я выбираю этих людей, нахожу, приглашаю, порой приходится их уговаривать, но уезжают все очень довольные. А дальше чисто технические моменты: покупка билетов, бронирование питания, бронирование гостиничных номеров и так далее, оформление договоров.
Также вот уже второй год мы проводим большой переводческий фестиваль. Он очень классный и неформальный. Это не скучная университетская конференция, а скорее веселый бестиарий из разных специалистов и наших резидентов. Его организация, естественно, тоже требует большого количества времени. У нас в Доме творчества есть такая горизонтальная свобода: я отвечаю за переводческие резиденции, вот я их и делаю. Но мы стараемся большинство важных решений принимать коллегиально, поэтому обсуждение наших планов и текущего процесса тоже занимают значительную часть дня.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Вы, наверное, знаете, что Дом творчества Переделкино является крупнейшей в Европе резиденцией для писателей, переводчиков и других людей, работающих с текстом. И самое классное в моей работе то, что ни у кого из других переводчиков нет такой работы. К тому же, это единственная резиденция для переводчиков, и я очень рад, что мне доверили ее организацию. Наверное, это самый большой предмет моей гордости, так что легкое чувство тщеславия тоже есть — таких возможностей, как у меня, для развития перевода в России нет ни у кого. Простите мой пафос, но, действительно, Дом творчества — уникальное пространство и, надеюсь, за эти три года мы сделаем переводческие резиденции самым главным местом в сфере художественного перевода в России.
Когда вы занимаетесь любимым делом, оно не кажется вам трудным. Мы придумали такую вещь, как выездные переводческие мастерские — «Переделкино плюс». В прошлом году мы организовали их в самых разных регионах, от Владивостока до Нальчика, и решили, что надо масштабировать Дом творчества. Наверное, это и есть самое сложное, поскольку в Москве возможностей у всех больше, а в регионах — гораздо меньше.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Это сложный вопрос, поскольку я теперь здесь живу и, конечно, утратил те чувства, которые испытываешь обычно, приезжая сюда из Москвы. Здесь другой ритм, другие звуки — собственно их здесь гораздо меньше, здесь очень тихо. Мне нравится дом Афиногенова, в котором я живу, и мой кабинет — он очень хорошо расположен, в окно я вижу практически всех наши резидентов и гостей, идущих в клуб, кафе, библиотеку, коворкинг, и могу следить, что они делают.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
В 2024 году я не буду желать нам новых идей, у нас и так их масса. Я бы пожелал сил на то, чтобы действительно провести масштабирование Дома творчества Переделкино, чтобы о нем узнало как можно больше людей в регионах, и чтобы мы как-то громче прозвучали. Мы делаем очень много, намного больше, чем любая другая резиденция, но нам, и мне лично, хочется, чтобы об этом знало как можно больше людей. Вот это внимание, не от общественности, а скорее от профессионального сообщества, — мне его хочется еще больше.
Юлия Вронская
креативный директор Дома творчества
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Я начала работать в Доме творчества Переделкино в начале 2021 года. Буквально за месяц до этого я ушла из музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», где 11 лет занималась большими международными проектами, литературной премией и программами для местной аудитории. Думала, что несколько месяцев буду предоставлена сама себе, но Борис Куприянов пригласил меня на встречу с руководителем Дома творчества, где я узнала, что в Переделкине должны появиться писательские резиденции. И уже через месяц мы начали вместе работать.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Я очень люблю даже не просто место, а конкретное место и время. Место — балкон Дома творчества. Время — солнечное утро буднего дня в марте, когда можно сесть в кресло на долгожданное солнце и встречать весну.
ПОДЕЛИТЕСЬ ВАШИМ ТОП-3 МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОГРАММ, СОБЫТИЙ В ПЕРЕДЕЛКИНО ЗА 2023 ГОД
Самая важная новая инициатива Переделкина в 2023 году для меня — открытые питчинги резидентов Дома творчества. Начиная с этого года, мы предлагаем резидентам выступить перед издателями и получить возможность опубликоваться. Летний и зимний питчинги вызвали большой интерес со стороны издателей — работы резидентов получили высокие оценки, и четверть из них появятся в виде книги в 2024 году. Для Дома творчества это возможность выстраивать новые способы попадания в литературу для начинающих авторов. Также в этом году мы сделали первую резиденцию для авторов конкретного региона. При поддержке транспортной группы FESCO мы пригласили авторов Дальнего Востока в Переделкино, где их ждали консультации и работа с наставниками. В следующем году выйдет сборник рассказов, объединенных дальневосточной темой. Но самое важное в 2023 году в Доме творчества — это открытие выставки «Хроники Переделкина», которая восстанавливает историю десяти домов городка писателей от 1936 года до наших дней.
В ЧЕМ СЕКРЕТ ПРОГРАММ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО: КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ГОВОРИТЬ О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ, ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЭТИМ СТОЛЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ?
Чтобы в чем-то заинтересовать, нужно сильно верить, что это интересно, и не жалеть своего времени
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Чтобы все были здоровы.
Евгения Петровская
куратор резиденций и продюсер мероприятий
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Я много лет продюсировала независимые театральные проекты. Когда возможностей для этого почти не осталось, я стала думать, где бы я хотела работать. Вернее даже не где, а с кем. Мне невероятно повезло — я давно и хорошо была знакома с Дарьей Бегловой и Борисом Куприяновым, а с креативным директором Дома творчества Юлей Вронской дружила (наверно, я могу так нагло говорить). С такими товарищами я готова работать где угодно. И к счастью, в этот момент в Доме творчества была вакансия куратора резиденций. Щедрые коллеги дают мне возможность реализовать мои «театральные навыки» на этой позиции.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Мне очень нравится ходить в гости к коллегам, которые живут в городке. Их дома очень люблю.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПЕРЕДЕЛКИНО ДО СИХ ПОР ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ МЕСТОМ ДЛЯ МНОГИХ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ ПОПАСТЬ В ВАШИ РЕЗИДЕНЦИИ?
Мы одна из крупнейших европейских резиденций, в год в Переделкине бывают 120-130 резидентов. Постепенно и, возможно, еще не четко декларируя это, резиденции Дома творчества становятся продюсерским центром для авторов: местом, где можно найти издателя, соавтора, новые проекты, получить агентскую консультацию, а также центром построения горизонтальных связей.
В РЕЗИДЕНЦИЯХ ДОМА ТВОРЧЕСТВА РАБОТАЮТ И ЖИВУТ НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖНИКИ И ПИСАТЕЛИ, НО МЫ ОБНАРУЖИЛИ ДАЖЕ АНТРОПОЛОГА, АРТ-ТЕРАПЕВТА, МОРСКОГО ГЕОЛОГА. МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ ЭТИХ ЛЮДЕЙ? И ВСЕ-ТАКИ ЧТО МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЖЮРИ ПРИ ВЫБОРЕ РЕЗИДЕНТА?
Этих людей объединяет любовь к литературе и книге, желание работать со словом и текстом. И если это желание честное, оно «сквозит» даже через формальную структуру заявки на сайте. Жюри это видит.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Самое сложное, оно же и самое классное — непрерывная коммуникация с огромным количеством разных людей.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Наша команда растет. Хочется пожелать быть в силах сохранять атмосферу небольшой дружеской компании, где у всех со всеми есть, о чем поговорить.
Ирина Ерисанова
куратор, автор идей и организатор выставочного пространства
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Я уже сотрудничала с командой, поскольку работала недалеко, в Доме-музее Пастернака. Около года назад я по целому ряду причин ушла из музея, предполагая как-то продолжить заниматься выставками, но уже в свободном режиме. Переделкинцы практически сразу позвали к себе, предложив именно то, что меня интересовало — выставки. Справедливости ради надо сказать, я некоторое время сопротивлялась, а потом все-таки сдалась. С сентября работаю здесь.
ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ПЛАНАМИ НА ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОМЕ ТВОРЧЕСТВА В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ?
Я расскажу про один долгоиграющий проект, который мы придумали. Он рассчитан на год. Я очень люблю такие литературные тексты, которые, кажется, «с наскока» не поддаются читающему — они слишком сложные, и для того, чтобы их прочитать, нужно сделать некоторые усилия. А люди сейчас, кажется, на такие усилия не слишком заточены. И чаще хочется открыть книжку, полистать, убедиться, что это «не мое», и закрыть ее. Так вот, по моему мнению, выставка — это инструмент, который помогает открыть книжку и начать ее читать как-то иначе. Это что-то вроде перевода с одного языка на другой. Хорошие тексты, как живые организмы, движутся, дышат, звучат, меняют цвет. С помощью выставки можно заворожить книгой, войти в нее и начать в ней жить. А для того, чтобы начать в ней жить, одного месяца недостаточно. Думаю, и года-то недостаточно.
Наша выставка будет открываться постепенно, с каждым днем обрастая новыми смыслами, визуальными и звуковыми метафорами. Мы будем все время что-то добавлять, художники в процессе создания/чтения будут совершать для себя новые открытия. Это такое путешествие в текст. И происходить все это будет публично, на глазах у гостей Переделкина. То есть процесс создания и будет собственно выставкой.
Речь идет о «Хазарском словаре» Милорада Павича. Это книжка, которая заслужила совершенно невероятную мировую репутацию, но при этом огромное количество людей ее не прочитало. Более того, сам Павич, когда опубликовал ее в первый раз, оставил пустую страницу в начале книги и написал: «На этом месте лежит читатель, который никогда не откроет эту книгу. Здесь он спит вечным сном».
Сам автор практически провоцирует на то, чтобы мы не стали таким читателем, а нашли свой способ прочтения. Павич нам говорит, что книга зависит не столько от автора, сколько от читателя. Читатель, по его мнению, главный создатель книги. А поскольку речь идет о словаре, то нет ничего странного, что читать книгу можно начинать с любой страницы. И текст сам идет навстречу.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Практически все. Когда постоянно думаешь о работе и пускаешься в это путешествие, — все невероятно классно. Это такой тонизирующий эффект, который дает сама жизнь. Когда ты в этом состоянии, то можно проснуться ночью оттого, что у тебя, кажется, есть ответ еще на один вопрос. Ты будто бы оказываешься в плену идей, текстов, образов. И если твоя «поисковая система» настроена правильно, ответы обязательно приснятся.
Самое сложное, конечно, это выстроить точную и четкую стратегию поведения, чтобы воплотить проект в жизнь. Сделать так, чтобы не замусорить и не похоронить в панике пришедшие во сне идеи. Чаще всего это бывает, если открытие выставки «прям завтра». Очень трудно быть гибким и не бояться отказываться от уже сделанного. Сложно не терять время и силы на возражения, а уметь все скорректировать и перестроить. Ведь, возможно, в новых обстоятельствах получится даже лучше.
ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТЛИЧАЕТСЯ ДОМ ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО ОТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИЙ?
Могу сказать, что тут есть одна очень классная штука. Люди, которые здесь работают, не спешат говорить «нет» или «так нельзя». Здесь нет твердокаменных убеждений в собственной правоте. И мне это ужасно нравится. Больше всего на свете я боюсь «незыблемых правил», которые, кажется, и составляют суть большинства остальных институций. Не всех, но большинства.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Место моей предыдущей работы — Дом-музей Пастернака. Я его очень люблю, у меня много всего с ним связано, я даже там жила, когда была пандемия. Его невозможно не любить.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Продолжать быть такими же дерзкими и неуступчивыми. Не терять интереса к жизни — это самая непростая вещь, потому что всегда найдутся аргументы, чтобы перестать ею интересоваться. Именно живой интерес сохраняет жизнь, другого варианта не поставить на ней крест — нет.
Борис Куприянов
заместитель руководителя
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ДОМА ТВОРЧЕСТВА ПЕРЕДЕЛКИНО?
Я присоединился к команде осенью 2020-го, в самом начале. Меня позвала Дарья Беглова. Я сильно сомневался в успехе этой истории, казалось, что это какая-то авантюра. Но, пока мы две недели обсуждали с Дашей проект, я увидел, как все кардинально изменилось, как все быстро делается и как сильно Даша верит в него — что я все-таки поддался и был соблазнен.
КАКИЕ СОБЫТИЯ В 2023 ГОДУ БЫЛИ САМЫМИ ВАЖНЫМИ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ ДЛЯ ДОМА ТВОРЧЕСТВА?
На это сложно ответить, потому что события были важными все. У нас была совершенно необыкновенная резиденция с турецкими переводчиками. Также был крайне интересный съезд независимых книготорговцев и конференция сказочников.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Самое сложное в работе — постоянное общение с людьми. И самое классное — тоже постоянное общение с людьми.
КАКОЕ У ВАС ОДНО ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ГОРОДКЕ ПЕРЕДЕЛКИНО И ПОЧЕМУ?
Усадьба Измалково, потому что это уютная деревянная усадьба (деревянные под Москвой редкость) с замечательным небольшим уютным парком. Исторически это очень значимое место, где был создан один из самых важных документов в России — здесь Юрий Самарин написал в 1861 году по требованию Александра II манифест об освобождение крестьян. Собрал все наработки в единый документ. Это был, наверное, важнейший документ XIX века.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ В 2024 ГОДУ?
Я пожелал бы развития, чтобы как можно больше людей к нам приезжало не за тем, чтобы посетить ресторан, а чтобы узнать о прошлом и нынешнем состоянии литературы и литературного процесса.