Who invented this and how it works: the Victoria Gallery team in Samara
The Victoria Gallery in Samara was founded in 2005 and has since maintained its status as the largest independent art venue in the city. Over the years, it has grown beyond the gallery format and functions as a full-fledged contemporary art and culture center. In 2023, the gallery building on Nekrasovskaya 2 began a major renovation, which is expected to be completed by 2025.
We visited the new, still under-construction gallery site and spoke with its team about how a private cultural institution operates in Samara. We discussed the challenges faced by regional projects and why publishing anonymous reviews of contemporary art exhibitions is essential.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Людмила Патрати
генеральный директор
РАССКАЖИТЕ, КАКОЙ БЫЛА ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» НА ЗАРЕ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Галерея открылась в 2005 году — время, когда в Самаре рос интерес к выставочной деятельности. В какой-то мере это стало даже модным. В Москве галерейный бизнес уже развивался лет десять и наконец докатился до нас. В нулевые еще не все бизнесмены успели перебраться в Москву или заграницу и с удовольствием общались у нас на вернисажах. Интерьер галереи соответствовал духу времени: французские шторы, белый рояль, античный портик на входе… Выставки были понятными для широкой аудитории — показывали привычную классику, живопись. Такое искусство было прилично дарить партнерам по бизнесу.
Авторитет, значимость и доверие галерея приобрела благодаря тому, что, в отличие от других в городе, имела возможность привозить дорогие музейные проекты (например, выставку Петрова-Водкина из Русского музея в 2009 году). Тогда в Москве многие галереи уже были ориентированы на современное, концептуальное искусство, и мне часто говорили, что надо менять курс. Но нам хотелось, чтобы сначала в Самаре привыкли и поверили, что в нашей галерее, если что-то показывают, то это достойное искусство.
Прошло несколько лет, сменилась команда галереи на молодых, талантливых людей, увлеченных творчеством современных художников. Сменился вектор выставочных проектов и аудитория: наша публика помолодела, в ней все больше людей, искренне интересующихся современным искусством.
С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
По образованию я архитектор и в перестроечные годы работала в Самаре у итальянца в дизайн-студии. Комплектовали интерьеры не только мебелью, дизайнерскими предметами, но и картинами.
В 2002 году мне предложили курировать строительство будущей галереи, быть представителем заказчика. С некоторым опасением и страхом, но я включилась в эту работу. Приходилось общаться с проектировщиками, архитекторами, всевозможными службами для согласований. Было много проблем. И вот настал волнительный день открытия. Для меня масштаб совершенно непривычный: зал большой, картин много — все не как в дизайн-студии. Первый опыт по организации выставочных проектов я получила от Натальи Гончаровой, которая пришла к нам работать арт-директором из Самарского художественного музея. Мы также приглашали кураторов из Москвы, каждый из них имел свой подход и профессиональный почерк. Это давало невероятный творческий импульс.
В ТЕЧЕНИЕ 19-ТИ ЛЕТ ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» ЗАРЕКОМЕНДОВАЛА СЕБЯ КАК КУЛЬТОВОЕ МЕСТО, СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПОКАЗЫВАЮЩЕЕ ОЧЕНЬ РАЗНОЕ, НО НЕИЗМЕННО КАЧЕСТВЕННОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, В ТОМ ЧИСЛЕ САМАРСКОЕ, — И В ЭТОМ ЕЙ НЕ БЫЛО И НЕТ РАВНЫХ В ГОРОДЕ. КАКОЙ СТРАТЕГИИ ВЫ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ В ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЛЕРЕИ?
В первые годы проводилось 9-10 выставок в год, каждая длилась месяц. Выставлялись разные виды искусства, мы сотрудничали с государственными музеями, коллекционерами, и посещали мастерские художников в разных городах, включая Самару. Благодаря оснащенности галереи и поддержке учредителя, даже крупнейшие музеи страны предоставляли свои работы.
В начале 2010-х, завоевав аудиторию, мы сосредоточились на современном искусстве. В Самаре появились молодежные самоорганизации, интерес к современному искусству рос, но не хватало масштабных проектов. Мы восполнили этот пробел, запустив программу образовательных мероприятий.
В МАЕ 2023 ГОДА «ВИКТОРИЯ» ОБЪЯВИЛА О МАСШТАБНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ И НЕ ТОЛЬКО — О ТРАНСФОРМАЦИИ ГАЛЕРЕИ В ПОЛНОЦЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. РАССКАЖИТЕ, ЧЕГО ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ЖДАТЬ В 2025 ГОДУ В ОБНОВЛЕННОЙ «ВИКТОРИИ».
Сейчас мы наблюдаем «перформанс» длиною в два года по глобальному изменению здания, в котором находилась галерея. Меняется фасад, планировки, оснащенность, а главное — галерея будет располагаться уже не на одном этаже, а займет практически все здание. Будет привлекательный вход с набережной, торжественные лестницы, выставочные залы на каждом из 3-х этажей, мастерские керамики и шелкографии, библиотека, книжный магазин, кафе, детская зона творчества, хранилище картин с высокой степенью защиты, мечтаем о саде скульптур на крыше. И, что немаловажно, мы, наконец, станем доступными для маломобильных граждан.
НА КОГО ИЗ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ СЕЙЧАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
У нас много хороших и перспективных художников, но мне нравится компромисс между смыслом и визуальной эффектностью работ Андрея Сяйлева и Александра Филимонова.
Сергей Баландин
куратор
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Я пришел в конце 2012 года, когда в критический для себя момент хотел уходить с предыдущего места работы, Самарского литературного музея, а галерея просто искала «мальчика» в женский коллектив. Так вышло, что я стал не просто «мальчиком», но предложил несколько образовательных проектов, а позже и выставочных, и через пару лет стал куратором, хотя такой должности до меня в галерее не было.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
Формирование выставочного плана — при этом многие выставки как куратор делаю я сам — чтение лекций, ведение просветительских курсов по современному искусству, ведение библиотеки и архива галереи, организация аукционов работ самарских художников, проведение внешних проектов — таких как Самарская квартирная триеннале — участие в ярмарках по всей России. Галерея «Виктория» дает очень большую свободу в реализации амбиций и миссий своих сотрудников. Воспользоваться этой свободой — наша работа.
ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» ОРГАНИЗОВАНА ПО ТИПУ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА. ОТСУТСТВИЕ СОБСТВЕННОГО ПУЛА ХУДОЖНИКОВ — ЭТО ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ?
Многие, говоря о нашей галерее, называют ее музеем. Мы не просто выставочное пространство, мы — арт-центр, работающий на создание творческой и интеллектуальной среды. Именно для этого у нас появились «Недели современно…» и (прим. автора – серия фестивалей, посвященных современному танцу, музыке, театру, кино, литературе, архитектуре и др.) городские фестивали. Зацикливаться на отдельных персонах, фетишизировать их мы просто не можем и предпочитаем опен-коллы и постоянную ротацию имен в наших коммерческих проектах. Неизбежно для регионального города, что определенные авторы в наших событиях появляются чаще других, но мы делаем все, чтобы разнообразить принципы отбора и форматы взаимодействия с художниками.
РАССКАЖИТЕ ПРО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ДЛЯ ВАС КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ».
Как родитель, я не только люблю всех своих детей одинаково, но и стремлюсь к тому, чтобы каждый год был такой проект, которым можно гордиться: где-то важной темой, вроде «Музея революции. 100 лет левого искусства» (2021), где-то глубиной исследования как в «Для себя и для них. Официальное и неофициальное искусство советских нонконформистов» (выставка, за которую мы получили премию «Инновация» в 2020 году), где-то работой с уникальными партнерами и их коллекциями как в «Современник. 100 лет советского фотопортрета» из коллекции ММАМ (2017) или «Художники у станка. Искусство после революции» из коллекции ГТГ. И, конечно, для меня было очень важно, что Самарская квартирная триеннале стала примером для подобных фестивалей в Томске, Екатеринбурге, Перми и даже Астане.
С 2023 ГОДА ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» СТАЛА АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ЯРМАРКАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ЭТОТ ОПЫТ ДЛЯ СЕБЯ?
Эта история для нас про коммерческий успех самарских художников, которые в связи со многими обстоятельствами не имеют выхода к арт-рынку. В Самаре нет других галерей, которые принимают участие в этих ярмарках, художники сами не знают цен на свои работы. Мы решили, что помощь художникам может быть не только в разработке системы поощрений (выставки, гонорары, региональные премии) или образовательном ресурсе, но и в организации прямых продаж, выявлении их коммерческого потенциала. И успех в этом на лицо: художников покупают, а некоторых, например, Милу Гущину, даже перевербовывают московские игроки.
И это замечательно!
А свой символический капитал мы бы хотели зарабатывать в другом поле.
ЕСТЬ ЛИ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ В САМАРЕ? КТО ОНИ, ЧТО ПОКУПАЮТ И КАК ВЫ С НИМИ РАБОТАЕТЕ?
Коллекционеры в Самаре еще молодые. Вместе с нами они ездят по ярмаркам и ходят на наши аукционы. У Самары в этом смысле все еще впереди.
НА КОГО ИЗ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ СЕЙЧАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Великолепная Яна Арбузова уже нашла спрос на blazar в прошлом году. А в этом мы подаем Евгения Греки и Алексея Журавлева. Зрелый и яркий художник Александр Филимонов, которого мы с успехом возим на каждую ярмарку. Этих и других самых замечательных самарских авторов мы покажем в июле в Москве на выставке «Их неудержимо клонило в сон» в Stella Art Foundation.
Анастасия Альбокринова
куратор
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
В 2019 году я работала в Средневолжском филиале ГЦСИ. Куратор «Виктории» Сергей Баландин и дизайнер Оксана Бондарева пришли на одно из моих мероприятий, отозвали в сторону и развернули лист А4, на котором был план незнакомого помещения, и спросили, хотела бы я работать в галерее «Виктория» над развитием нового пространства. Оно находилось на первом этаже здания и должно было принять на себя те функции, которые не вмещались в основную галерею на третьем этаже, — выставочный зал для местных авторов, студия для занятий художников и лекционный зал. Я согласилась, а это пространство впоследствии стало известно как Victoria Underground.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
В первый год, пока шел ремонт, я работала дизайнером галереи и курировала свою первую масштабную выставку «Нежные касания цифровых тел». С запуском Victoria Underground летом 2020 до реконструкции здания весной 2023 я курировала выставочную программу, запустила цикл «Неделя современно…», читала лекции и создала проект-прощание «На заре».
Миссию Victoria Underground я определила как «локальное и экспериментальное» — это касалось и искусства, и кураторской практики. Мы открывали выставки с пустыми стенами, продавали экспозиционную поверхность, показывали искусство собакам, приглашали художников на застолье, давали голос растениям.
При этом проводили выставки локальных художников и арт-групп. Кураторы и художники, победители премии галереи «Виктория», делали проекты в Victoria Underground. Были и привозные проекты из Воронежа, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Белграда.
КАК КУРАТОР И В РАМКАХ ПРОЕКТА VICTORIA UNDERGROUND ВЫ МНОГО РАБОТАЕТЕ С ХУДОЖНИКАМИ ИЗ ДРУГИХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ САМАРСКОГО ХУДОЖНИКА?
Недавно я принимала участие в выставке преимущественно сибирских авторов в Екатеринбурге, и там все крутилось вокруг камней — Красноярские столбы, Сибирская трапповая провинция, Тунгусский метеорит. Для екатеринбуржцев эта тема оказалась близка и понятна — их культурная идентичность и повседневность базируются на камнях-самоцветах и преданиях о хозяйке Медной горы.
В случае с Самарой территориальный нарратив — Волга. Если она не проявляется буквально как сюжет в работах современных авторов, то часто переходит в качество и медиальность. Горизонтальность, созерцательность, текучесть, дрейфование, укрытие, покорность времени — все это проявляется не только в живописи, но и в инсталляциях, перформансах и мультимедиа-работах самарских авторов.
Но сверх этого меня интересует мифологический и криптонаучный слой, присутствующий в локальной географии. Миражи, порталы, недры, парадоксальные связи, выходя из криптонаучного дискурса и попадая в область современного искусства, реализуются в форме многослойных, мистических и энигматических сюжетов.
На самом деле, с вопросами региональной идентичности мы планируем разбираться на протяжении ближайших лет после реконструкции здания. Период новейшей истории с 1990-х по настоящее время очень мало осмыслен, не проговорены связи и разрывы, существующие между авторами разных поколений. Поэтому для новой «Виктории» мы готовим большой ретроспективный цикл искусства Самарского региона, который будет сопровождаться критическим пересмотром основных нарративов и событий и, надеюсь, станет еще и печатным проектом.
РАССКАЖИТЕ ПРО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ДЛЯ ВАС КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ».
Думаю, это последний проект в стенах галереи перед реконструкцией — «На заре». В нем мне захотелось открыть нашим посетителям ту часть здания, в которой они никогда не были, — бывший офис банка, который снимал части первого и второго этажей, хранилище, банкетный зал с шиком 2000-х. Этот первый и последний взгляд на то, что скоро будет разрушено и станет частью обновленной «Виктории», я предложила сделать через метафору «альбы» — вида серенады, которую исполняют друг другу любовники, расставаясь на заре. Мой со-куратор по музыкальной части (а заодно и наш дизайнер) Дмитрий Крылов собрал по опен-коллу композиции на тему расставания, а в залах я поместила художественные произведения. Путешествуя по этажам в наушниках, посетители наедине с собой созерцали музыку, здание и искусство.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
При большом количестве классных художников в Самаре крайне мало независимых площадок. Большинство авторов ходят на работу, чтобы выжить, и появление такой вещи, как фонд поддержки самоорганизаций или новых проектов был бы очень кстати. Ведь часто для реализации идеи не хватает малого — аренды мастерской, материалов, технической или информационной поддержки, возможности показать проект в другом городе.
НА КОГО ИЗ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ СЕЙЧАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Не считаю правильным выделять любимчиков и очень ценю то, что есть разные. В моем кураторском опыте в галерее (как и в частной коллекции) может оказаться каждый — все зависит от контекста и задач.
Виолетта Гришина
директор по развитию
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Я была в числе посетителей галереи «Виктория», которая сразу после открытия в 2005 году стала самой модной площадкой в городе. О том, что в ней проходил предаукционный показ «Сотбис» (прим. автора – уточнение: в 2006 году в галерее «Виктория» прошел предаукционный показ русских торгов аукционного дома Christie's) написали все газеты. Помню, как пришла на выставку «Знаки реальности» и увидела замечательные рисунки Никиты Алексеева на черной бумаге. Набралась смелости и подошла к сотруднику подробнее узнать про автора. Так я познакомилась с Сергеем Кривчиковым, который на тот момент работал в галерее и рассказал мне не только про Никиту Алексеева, но и про всю выставку. Даже не знаю, что на меня произвело большее впечатление: галерея, выставка или тот факт, что есть люди, которые в рабочее время открывают новых для себя художников и смотрят очень много искусства. Поэтому я задала Сергею вопрос, не нужны ли в галерею сотрудники. Меня направили к руководству. Директор Людмила Иосифовна провела собеседование и не отказала мне с порога, а дала надежду. На тот момент сотрудники были не нужны, но галерея развивалась, и они могли понадобиться. Я приходила, звонила в галерею на протяжении нескольких месяцев. И в какой-то момент меня взяли на испытательный срок. Прошло 16 лет, и я до сих пор счастлива здесь работать, наблюдать за всеми переменами, участвовать в развитии галереи.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
На данный момент я ответственна за образовательную программу и книжную лавку. Когда я пришла в галерею, мы делали только выставки, иногда — лекции. В Самаре есть много традиционных художественных школ, но мы стали первой площадкой, где можно было попасть на теоретические и практические занятия именно по современному искусству. Со временем мы открыли книжную лавку, в которой продаются книги по искусству и небольшие работы самарских художников. У нас очень маленький коллектив, поэтому я, как и каждый сотрудник галереи, дополнительно выполняю функции кассира, при необходимости — экскурсовода, помогаю нашему специалисту по связям с общественностью с рассылками по СМИ. Принимаю участие в обсуждении всех проектов галереи. Веду учет хранения и пополнения коллекции галереи.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАЗВИТИИ И ПРОДВИЖЕНИИ ЧАСТНОЙ ГАЛЕРЕИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В САМАРЕ?
С одной стороны, с особыми сложностями мы не сталкиваемся, так как в Самаре у нас пока нет конкурентов. С другой — в нашем городе отсутствует арт-критика. Здесь никто не пишет о современном искусстве. Все СМИ с удовольствием публикуют анонсы и наши релизы, но почти никто не комментирует нашу деятельность, обратной связи от аудитории будто бы и нет. При этом с каждым годом посещаемость галереи растет, чему я очень рада.
КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НУЖНО РАБОТАТЬ С АУДИТОРИЕЙ В РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ, ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЕЕ ТЕМОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
В регионах распространено провинциальное мышление, когда особым вниманием пользуется все «столичное», «европейское», «музейное», поэтому удивить, заинтересовать зрителя из регионов довольно просто. Сложнее произвести впечатление на профессиональную аудиторию страны, знакомя ее с искусством современных самарских художников. Это стало заметно, когда мы решили принимать участие в ярмарках современного искусства.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
В городе нет современной скульптуры, есть советская, есть памятники Ленину и Куйбышеву, какие-то смешные бронзовые фигуры литературных и киногероев, а современных арт-объектов нет. Мы с коллегами недавно смеялись и мечтали, чтобы на набережной появился, например, стаканчик с перевернутым мороженым Класа Олденбурга, чтобы его было видно с проплывающих мимо Самары пароходов.
Два года назад я была в Выксе и очень порадовалась за них. Вот с кого хочется брать пример по тому, как работает их программа резиденций (прим. автора — арт-резиденция «Выкса» в Нижегородской области для художников). Художники со всей страны приезжают к ним и создают прекрасное искусство, которое находится в парках и жилых кварталах. Есть авторы, которые вовлекают местных жителей в производство арт-объектов, и это обеспечивает их лояльность к искусству, которое находится рядом с домом. Очень не хватает такого Самаре.
Григорий Пилипец
специалист по связям с общественностью
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Меня пригласили в «Викторию» почти сразу после окончания университета. Еще в вузе я подрабатывал в онлайн-медиа о Самаре — Bigvill.ru, сейчас это СМИ, к сожалению, уже не существует, также работал на Ширяевской биеннале, которая тоже больше не проходит (прим. автора – Ширяевская биеннале современного искусства проходила в селе Ширяево Самарской области с 1999 года и имела международный статус), и делал научпоп лекторий «Человек-наук» (сейчас проект заморожен). К выпуску из вуза я имел опыт работы с медиа, продвижением и организацией мероприятий, чем уже почти 6 лет и занимаюсь в «Виктории».
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
Если коротко, мне нужно освещать в разных каналах деятельность галереи «Виктория», анонсировать мероприятия, выставки, снимать сторис и рилсы, отвечать в директ, заказывать съемки и так далее. В общем, сейчас я больше погружен в SMM. У нас небольшой коллектив, но мы стараемся этого не замечать и делаем вшестером такие проекты, где по-хорошему понадобилось бы в два раза больше рук. Поэтому мы все тут кассиры, монтажники, грузчики и администраторы. В этом есть большой плюс — ты понимаешь, как функционирует пространство, как создаются выставки, общаешься с гостями и художниками, получаешь классный опыт. Но нередко это мешает — сложно успевать максимально качественно продвигать выставку, когда ты ее монтируешь.
После реконструкции здания мы собираемся расширять штат, в том числе и PR-отдел. Позовем еще двух специалистов по маркетингу и контенту, будем делать большие проекты и разнообразим контент, чтобы привлечь новую аудиторию.
СОЦСЕТИ — ЭТО ЦЕНТР КОММУНИКАЦИИ ГАЛЕРЕИ С АУДИТОРИЕЙ. ЧТО ДЛЯ ВАС ВАЖНО В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Очень люблю открытость и честность в контенте. Раздражает, когда коллеги из других институций пишут об отмене или переносе мероприятия «по техническим причинам». Я предпочитаю об этих причинах говорить аудитории прямо. Например, в феврале 2022 года у нас была выставка украинского современного искусства и одна из художниц попросила демонтировать инсталляцию — мы честно рассказали в соцсетях причины отсутствия работы. За 6 лет мы поменяли много подходов к контенту и взаимодействию с подписчиками и посетителями, но всегда старались максимально сокращать дистанцию в общении с аудиторией.
КАКИМ РЕАЛИЗОВАННЫМ PR ИЛИ SMM-КЕЙСОМ ЗА ВРЕМЯ ВАШЕЙ РАБОТЫ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ» ВЫ ГОРДИТЕСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Пожалуй, самое интересное — это эксперимент с нашим телеграм-каналом в 2019 году. Нам не хотелось, чтобы канал был кладбищем анонсов, поэтому решили сделать открытую платформу для обсуждения искусства и культуры Самары. Любители искусства и критики присылали нам свои рецензии и мнения о какой-либо выставке, открывшейся в Самаре, и мы публиковали это анонимно. Мы взбудоражили арт-сцену города, люди обсуждали, критиковали, защищали свои проекты, пытались выяснить, кто автор, просили удалить, ссорились в комментариях. Потом мы и сами в коллективе поссорились из-за телеграм-канала, точнее, из-за редакционной политики, которую заранее никто толком и не проговорил. А потом случился ковид и наш эксперимент закончился. Но до сих пор содержание канала отличается от наших других соцсетей. Наш телеграм стал наполовину блогом сотрудников «Виктории», где кураторы могут порассуждать о самарском и не только искусстве, а также пошутить над другими институциями или самими собой. Сейчас после стремительного роста аудитории телеграма, мы планируем немного изменить подход к контенту, введем несколько новых рубрик, будем писать экспертные заметки и больше говорить о самарских художниках.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
Нужно отменить все рейсы и поезда в Москву и Петербург, чтобы художникам некуда было бежать. А если серьезно, стоит детально изучить опыт Нижнего и Казани, которые гораздо лучше развиты культурно. Пусть их статусы в иерархии выше – столица ПФО и столица республики Татарстан, но есть в их управленческой модели инструменты, на которые Самаре стоило бы обратить внимание.
Дмитрий Крылов
дизайнер
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Я присоединился к команде галереи в августе 2020 года. До этого я работал дизайнером в HoReCa секторе на протяжении долгого времени. Куратор галереи Сергей Баландин уже давно звал меня работать в «Викторию», но я собирался переехать в Санкт-Петербург. Когда этого не произошло и я получил повторный оффер, то уже не смог отказаться, о чем ни капли не жалею и по сей день.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
Выполняю стандартный пул задач графического дизайнера: делаю афиши, контент для социальных сетей, веду сайт, делаю фирменные стили выставок и все, что можно или нужно сверстать. Так как команда у нас небольшая и любая инициатива поощряется, в галерее я также занимаюсь кураторством музыкальных программ. Веду свой цикл мероприятий «Звук», а также в нерегулярном формате провожу мини-фестиваль «Неделя современной музыки». Помогаю кураторам галереи с саунд-сопровождением, если того требует проект или выставка. Бывает, конечно, что занимаюсь, как и все сотрудники тут, более приземленными вещами: смонтировать выставку, разгрузить работы с Газели, поработать гидом или гардеробщиком. В общем, тут не соскучишься.
ЧТО ВАС ВДОХНОВЛЯЕТ ПРИ СОЗДАНИИ КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНА ДЛЯ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ»?
Если кратко, то это свобода и доверие моих коллег. На данный момент у галереи нет четкого фирменного стиля (что исправится после завершения реконструкции «Виктории»), поэтому стараюсь держать баланс между хаосом и структурой, где могут соседствовать разнородность и эксперименты с одной стороны, а с другой — набор правил и определенных элементов, за счет которых можно узнать, что данная афиша сделана именно для галереи «Виктория».
В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ»?
Для меня главная ценность галереи в ее уникальности в Самаре. У нас в городе есть несколько крупных институций, но ни одна из них не занимается именно современным искусством. «Виктория» дает возможность городу привозить и показывать актуальное искусство: от классиков XX века до локальных художников, которые либо уже заработали себе имя в стране или мире, либо тех, кто это имя только зарабатывает. Уникальность проявляется и в независимости — мы частное учреждение культуры, а не государственное, что дает определенную свободу и меньшую бюрократизацию.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
Если сравнивать с другими поволжскими столицами регионов (Казань и Нижний Новгород , например), то чувствуется, что наш город более ленивый и размеренный. Не зря говорят, что Самара — это город-курорт. Тут как будто бы любая инициатива тонет в относительно малой заинтересованности в ней. Поэтому не хватает многого, например, крупных проектов, на которые возник бы интерес съезжаться с других уголков России. Надеюсь, открытие обновленного здания галереи даст мотивацию местным художникам и организаторам в развитии недостающих элементов.