Кто это придумал и как это работает: команда галереи «Виктория» в Самаре
Галерея «Виктория» в Самаре была основана в 2005 году и с тех пор сохраняет статус крупнейшей независимой площадки в городе. «Виктория» давно переросла формат галереи и функционирует как полноценный центр современного искусства и культуры. В 2023 году в здании галереи на Некрасовской, 2 началась большая реконструкция — ее обещают открыть обновленной в 2025 году.
Побывали на месте нового, еще строящегося, здания галереи и поговорили с ее командой о том, как устроена работа частной культурной институции в Самаре. Обсудили, с какими сложностями сталкивается региональный проект, и узнали, зачем публиковать анонимные отзывы на выставки современного искусства.
Людмила Патрати
генеральный директор
РАССКАЖИТЕ, КАКОЙ БЫЛА ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» НА ЗАРЕ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Галерея открылась в 2005 году — время, когда в Самаре рос интерес к выставочной деятельности. В какой-то мере это стало даже модным. В Москве галерейный бизнес уже развивался лет десять и наконец докатился до нас. В нулевые еще не все бизнесмены успели перебраться в Москву или заграницу и с удовольствием общались у нас на вернисажах. Интерьер галереи соответствовал духу времени: французские шторы, белый рояль, античный портик на входе… Выставки были понятными для широкой аудитории — показывали привычную классику, живопись. Такое искусство было прилично дарить партнерам по бизнесу.
Авторитет, значимость и доверие галерея приобрела благодаря тому, что, в отличие от других в городе, имела возможность привозить дорогие музейные проекты (например, выставку Петрова-Водкина из Русского музея в 2009 году). Тогда в Москве многие галереи уже были ориентированы на современное, концептуальное искусство, и мне часто говорили, что надо менять курс. Но нам хотелось, чтобы сначала в Самаре привыкли и поверили, что в нашей галерее, если что-то показывают, то это достойное искусство.
Прошло несколько лет, сменилась команда галереи на молодых, талантливых людей, увлеченных творчеством современных художников. Сменился вектор выставочных проектов и аудитория: наша публика помолодела, в ней все больше людей, искренне интересующихся современным искусством.
С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
По образованию я архитектор и в перестроечные годы работала в Самаре у итальянца в дизайн-студии. Комплектовали интерьеры не только мебелью, дизайнерскими предметами, но и картинами.
В 2002 году мне предложили курировать строительство будущей галереи, быть представителем заказчика. С некоторым опасением и страхом, но я включилась в эту работу. Приходилось общаться с проектировщиками, архитекторами, всевозможными службами для согласований. Было много проблем. И вот настал волнительный день открытия. Для меня масштаб совершенно непривычный: зал большой, картин много — все не как в дизайн-студии. Первый опыт по организации выставочных проектов я получила от Натальи Гончаровой, которая пришла к нам работать арт-директором из Самарского художественного музея. Мы также приглашали кураторов из Москвы, каждый из них имел свой подход и профессиональный почерк. Это давало невероятный творческий импульс.
В ТЕЧЕНИЕ 19-ТИ ЛЕТ ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» ЗАРЕКОМЕНДОВАЛА СЕБЯ КАК КУЛЬТОВОЕ МЕСТО, СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПОКАЗЫВАЮЩЕЕ ОЧЕНЬ РАЗНОЕ, НО НЕИЗМЕННО КАЧЕСТВЕННОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, В ТОМ ЧИСЛЕ САМАРСКОЕ, — И В ЭТОМ ЕЙ НЕ БЫЛО И НЕТ РАВНЫХ В ГОРОДЕ. КАКОЙ СТРАТЕГИИ ВЫ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ В ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЛЕРЕИ?
В первые годы проводилось 9-10 выставок в год, каждая длилась месяц. Выставлялись разные виды искусства, мы сотрудничали с государственными музеями, коллекционерами, и посещали мастерские художников в разных городах, включая Самару. Благодаря оснащенности галереи и поддержке учредителя, даже крупнейшие музеи страны предоставляли свои работы.
В начале 2010-х, завоевав аудиторию, мы сосредоточились на современном искусстве. В Самаре появились молодежные самоорганизации, интерес к современному искусству рос, но не хватало масштабных проектов. Мы восполнили этот пробел, запустив программу образовательных мероприятий.
В МАЕ 2023 ГОДА «ВИКТОРИЯ» ОБЪЯВИЛА О МАСШТАБНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ И НЕ ТОЛЬКО — О ТРАНСФОРМАЦИИ ГАЛЕРЕИ В ПОЛНОЦЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. РАССКАЖИТЕ, ЧЕГО ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ЖДАТЬ В 2025 ГОДУ В ОБНОВЛЕННОЙ «ВИКТОРИИ».
Сейчас мы наблюдаем «перформанс» длиною в два года по глобальному изменению здания, в котором находилась галерея. Меняется фасад, планировки, оснащенность, а главное — галерея будет располагаться уже не на одном этаже, а займет практически все здание. Будет привлекательный вход с набережной, торжественные лестницы, выставочные залы на каждом из 3-х этажей, мастерские керамики и шелкографии, библиотека, книжный магазин, кафе, детская зона творчества, хранилище картин с высокой степенью защиты, мечтаем о саде скульптур на крыше. И, что немаловажно, мы, наконец, станем доступными для маломобильных граждан.
НА КОГО ИЗ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ СЕЙЧАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
У нас много хороших и перспективных художников, но мне нравится компромисс между смыслом и визуальной эффектностью работ Андрея Сяйлева и Александра Филимонова.
Сергей Баландин
куратор
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Я пришел в конце 2012 года, когда в критический для себя момент хотел уходить с предыдущего места работы, Самарского литературного музея, а галерея просто искала «мальчика» в женский коллектив. Так вышло, что я стал не просто «мальчиком», но предложил несколько образовательных проектов, а позже и выставочных, и через пару лет стал куратором, хотя такой должности до меня в галерее не было.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
Формирование выставочного плана — при этом многие выставки как куратор делаю я сам — чтение лекций, ведение просветительских курсов по современному искусству, ведение библиотеки и архива галереи, организация аукционов работ самарских художников, проведение внешних проектов — таких как Самарская квартирная триеннале — участие в ярмарках по всей России. Галерея «Виктория» дает очень большую свободу в реализации амбиций и миссий своих сотрудников. Воспользоваться этой свободой — наша работа.
ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» ОРГАНИЗОВАНА ПО ТИПУ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА. ОТСУТСТВИЕ СОБСТВЕННОГО ПУЛА ХУДОЖНИКОВ — ЭТО ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ?
Многие, говоря о нашей галерее, называют ее музеем. Мы не просто выставочное пространство, мы — арт-центр, работающий на создание творческой и интеллектуальной среды. Именно для этого у нас появились «Недели современно…» и (прим. автора – серия фестивалей, посвященных современному танцу, музыке, театру, кино, литературе, архитектуре и др.) городские фестивали. Зацикливаться на отдельных персонах, фетишизировать их мы просто не можем и предпочитаем опен-коллы и постоянную ротацию имен в наших коммерческих проектах. Неизбежно для регионального города, что определенные авторы в наших событиях появляются чаще других, но мы делаем все, чтобы разнообразить принципы отбора и форматы взаимодействия с художниками.
РАССКАЖИТЕ ПРО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ДЛЯ ВАС КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ».
Как родитель, я не только люблю всех своих детей одинаково, но и стремлюсь к тому, чтобы каждый год был такой проект, которым можно гордиться: где-то важной темой, вроде «Музея революции. 100 лет левого искусства» (2021), где-то глубиной исследования как в «Для себя и для них. Официальное и неофициальное искусство советских нонконформистов» (выставка, за которую мы получили премию «Инновация» в 2020 году), где-то работой с уникальными партнерами и их коллекциями как в «Современник. 100 лет советского фотопортрета» из коллекции ММАМ (2017) или «Художники у станка. Искусство после революции» из коллекции ГТГ. И, конечно, для меня было очень важно, что Самарская квартирная триеннале стала примером для подобных фестивалей в Томске, Екатеринбурге, Перми и даже Астане.
С 2023 ГОДА ГАЛЕРЕЯ «ВИКТОРИЯ» СТАЛА АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ЯРМАРКАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ЭТОТ ОПЫТ ДЛЯ СЕБЯ?
Эта история для нас про коммерческий успех самарских художников, которые в связи со многими обстоятельствами не имеют выхода к арт-рынку. В Самаре нет других галерей, которые принимают участие в этих ярмарках, художники сами не знают цен на свои работы. Мы решили, что помощь художникам может быть не только в разработке системы поощрений (выставки, гонорары, региональные премии) или образовательном ресурсе, но и в организации прямых продаж, выявлении их коммерческого потенциала. И успех в этом на лицо: художников покупают, а некоторых, например, Милу Гущину, даже перевербовывают московские игроки.
И это замечательно!
А свой символический капитал мы бы хотели зарабатывать в другом поле.
ЕСТЬ ЛИ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ В САМАРЕ? КТО ОНИ, ЧТО ПОКУПАЮТ И КАК ВЫ С НИМИ РАБОТАЕТЕ?
Коллекционеры в Самаре еще молодые. Вместе с нами они ездят по ярмаркам и ходят на наши аукционы. У Самары в этом смысле все еще впереди.
НА КОГО ИЗ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ СЕЙЧАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Великолепная Яна Арбузова уже нашла спрос на blazar в прошлом году. А в этом мы подаем Евгения Греки и Алексея Журавлева. Зрелый и яркий художник Александр Филимонов, которого мы с успехом возим на каждую ярмарку. Этих и других самых замечательных самарских авторов мы покажем в июле в Москве на выставке «Их неудержимо клонило в сон» в Stella Art Foundation.
Анастасия Альбокринова
куратор
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
В 2019 году я работала в Средневолжском филиале ГЦСИ. Куратор «Виктории» Сергей Баландин и дизайнер Оксана Бондарева пришли на одно из моих мероприятий, отозвали в сторону и развернули лист А4, на котором был план незнакомого помещения, и спросили, хотела бы я работать в галерее «Виктория» над развитием нового пространства. Оно находилось на первом этаже здания и должно было принять на себя те функции, которые не вмещались в основную галерею на третьем этаже, — выставочный зал для местных авторов, студия для занятий художников и лекционный зал. Я согласилась, а это пространство впоследствии стало известно как Victoria Underground.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
В первый год, пока шел ремонт, я работала дизайнером галереи и курировала свою первую масштабную выставку «Нежные касания цифровых тел». С запуском Victoria Underground летом 2020 до реконструкции здания весной 2023 я курировала выставочную программу, запустила цикл «Неделя современно…», читала лекции и создала проект-прощание «На заре».
Миссию Victoria Underground я определила как «локальное и экспериментальное» — это касалось и искусства, и кураторской практики. Мы открывали выставки с пустыми стенами, продавали экспозиционную поверхность, показывали искусство собакам, приглашали художников на застолье, давали голос растениям.
При этом проводили выставки локальных художников и арт-групп. Кураторы и художники, победители премии галереи «Виктория», делали проекты в Victoria Underground. Были и привозные проекты из Воронежа, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Белграда.
КАК КУРАТОР И В РАМКАХ ПРОЕКТА VICTORIA UNDERGROUND ВЫ МНОГО РАБОТАЕТЕ С ХУДОЖНИКАМИ ИЗ ДРУГИХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ САМАРСКОГО ХУДОЖНИКА?
Недавно я принимала участие в выставке преимущественно сибирских авторов в Екатеринбурге, и там все крутилось вокруг камней — Красноярские столбы, Сибирская трапповая провинция, Тунгусский метеорит. Для екатеринбуржцев эта тема оказалась близка и понятна — их культурная идентичность и повседневность базируются на камнях-самоцветах и преданиях о хозяйке Медной горы.
В случае с Самарой территориальный нарратив — Волга. Если она не проявляется буквально как сюжет в работах современных авторов, то часто переходит в качество и медиальность. Горизонтальность, созерцательность, текучесть, дрейфование, укрытие, покорность времени — все это проявляется не только в живописи, но и в инсталляциях, перформансах и мультимедиа-работах самарских авторов.
Но сверх этого меня интересует мифологический и криптонаучный слой, присутствующий в локальной географии. Миражи, порталы, недры, парадоксальные связи, выходя из криптонаучного дискурса и попадая в область современного искусства, реализуются в форме многослойных, мистических и энигматических сюжетов.
На самом деле, с вопросами региональной идентичности мы планируем разбираться на протяжении ближайших лет после реконструкции здания. Период новейшей истории с 1990-х по настоящее время очень мало осмыслен, не проговорены связи и разрывы, существующие между авторами разных поколений. Поэтому для новой «Виктории» мы готовим большой ретроспективный цикл искусства Самарского региона, который будет сопровождаться критическим пересмотром основных нарративов и событий и, надеюсь, станет еще и печатным проектом.
РАССКАЖИТЕ ПРО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ДЛЯ ВАС КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ».
Думаю, это последний проект в стенах галереи перед реконструкцией — «На заре». В нем мне захотелось открыть нашим посетителям ту часть здания, в которой они никогда не были, — бывший офис банка, который снимал части первого и второго этажей, хранилище, банкетный зал с шиком 2000-х. Этот первый и последний взгляд на то, что скоро будет разрушено и станет частью обновленной «Виктории», я предложила сделать через метафору «альбы» — вида серенады, которую исполняют друг другу любовники, расставаясь на заре. Мой со-куратор по музыкальной части (а заодно и наш дизайнер) Дмитрий Крылов собрал по опен-коллу композиции на тему расставания, а в залах я поместила художественные произведения. Путешествуя по этажам в наушниках, посетители наедине с собой созерцали музыку, здание и искусство.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
При большом количестве классных художников в Самаре крайне мало независимых площадок. Большинство авторов ходят на работу, чтобы выжить, и появление такой вещи, как фонд поддержки самоорганизаций или новых проектов был бы очень кстати. Ведь часто для реализации идеи не хватает малого — аренды мастерской, материалов, технической или информационной поддержки, возможности показать проект в другом городе.
НА КОГО ИЗ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ СЕЙЧАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Не считаю правильным выделять любимчиков и очень ценю то, что есть разные. В моем кураторском опыте в галерее (как и в частной коллекции) может оказаться каждый — все зависит от контекста и задач.
Виолетта Гришина
директор по развитию
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Я была в числе посетителей галереи «Виктория», которая сразу после открытия в 2005 году стала самой модной площадкой в городе. О том, что в ней проходил предаукционный показ «Сотбис» (прим. автора – уточнение: в 2006 году в галерее «Виктория» прошел предаукционный показ русских торгов аукционного дома Christie's) написали все газеты. Помню, как пришла на выставку «Знаки реальности» и увидела замечательные рисунки Никиты Алексеева на черной бумаге. Набралась смелости и подошла к сотруднику подробнее узнать про автора. Так я познакомилась с Сергеем Кривчиковым, который на тот момент работал в галерее и рассказал мне не только про Никиту Алексеева, но и про всю выставку. Даже не знаю, что на меня произвело большее впечатление: галерея, выставка или тот факт, что есть люди, которые в рабочее время открывают новых для себя художников и смотрят очень много искусства. Поэтому я задала Сергею вопрос, не нужны ли в галерею сотрудники. Меня направили к руководству. Директор Людмила Иосифовна провела собеседование и не отказала мне с порога, а дала надежду. На тот момент сотрудники были не нужны, но галерея развивалась, и они могли понадобиться. Я приходила, звонила в галерею на протяжении нескольких месяцев. И в какой-то момент меня взяли на испытательный срок. Прошло 16 лет, и я до сих пор счастлива здесь работать, наблюдать за всеми переменами, участвовать в развитии галереи.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
На данный момент я ответственна за образовательную программу и книжную лавку. Когда я пришла в галерею, мы делали только выставки, иногда — лекции. В Самаре есть много традиционных художественных школ, но мы стали первой площадкой, где можно было попасть на теоретические и практические занятия именно по современному искусству. Со временем мы открыли книжную лавку, в которой продаются книги по искусству и небольшие работы самарских художников. У нас очень маленький коллектив, поэтому я, как и каждый сотрудник галереи, дополнительно выполняю функции кассира, при необходимости — экскурсовода, помогаю нашему специалисту по связям с общественностью с рассылками по СМИ. Принимаю участие в обсуждении всех проектов галереи. Веду учет хранения и пополнения коллекции галереи.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАЗВИТИИ И ПРОДВИЖЕНИИ ЧАСТНОЙ ГАЛЕРЕИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В САМАРЕ?
С одной стороны, с особыми сложностями мы не сталкиваемся, так как в Самаре у нас пока нет конкурентов. С другой — в нашем городе отсутствует арт-критика. Здесь никто не пишет о современном искусстве. Все СМИ с удовольствием публикуют анонсы и наши релизы, но почти никто не комментирует нашу деятельность, обратной связи от аудитории будто бы и нет. При этом с каждым годом посещаемость галереи растет, чему я очень рада.
КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НУЖНО РАБОТАТЬ С АУДИТОРИЕЙ В РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ, ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЕЕ ТЕМОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
В регионах распространено провинциальное мышление, когда особым вниманием пользуется все «столичное», «европейское», «музейное», поэтому удивить, заинтересовать зрителя из регионов довольно просто. Сложнее произвести впечатление на профессиональную аудиторию страны, знакомя ее с искусством современных самарских художников. Это стало заметно, когда мы решили принимать участие в ярмарках современного искусства.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
В городе нет современной скульптуры, есть советская, есть памятники Ленину и Куйбышеву, какие-то смешные бронзовые фигуры литературных и киногероев, а современных арт-объектов нет. Мы с коллегами недавно смеялись и мечтали, чтобы на набережной появился, например, стаканчик с перевернутым мороженым Класа Олденбурга, чтобы его было видно с проплывающих мимо Самары пароходов.
Два года назад я была в Выксе и очень порадовалась за них. Вот с кого хочется брать пример по тому, как работает их программа резиденций (прим. автора — арт-резиденция «Выкса» в Нижегородской области для художников). Художники со всей страны приезжают к ним и создают прекрасное искусство, которое находится в парках и жилых кварталах. Есть авторы, которые вовлекают местных жителей в производство арт-объектов, и это обеспечивает их лояльность к искусству, которое находится рядом с домом. Очень не хватает такого Самаре.
Григорий Пилипец
специалист по связям с общественностью
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Меня пригласили в «Викторию» почти сразу после окончания университета. Еще в вузе я подрабатывал в онлайн-медиа о Самаре — Bigvill.ru, сейчас это СМИ, к сожалению, уже не существует, также работал на Ширяевской биеннале, которая тоже больше не проходит (прим. автора – Ширяевская биеннале современного искусства проходила в селе Ширяево Самарской области с 1999 года и имела международный статус), и делал научпоп лекторий «Человек-наук» (сейчас проект заморожен). К выпуску из вуза я имел опыт работы с медиа, продвижением и организацией мероприятий, чем уже почти 6 лет и занимаюсь в «Виктории».
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
Если коротко, мне нужно освещать в разных каналах деятельность галереи «Виктория», анонсировать мероприятия, выставки, снимать сторис и рилсы, отвечать в директ, заказывать съемки и так далее. В общем, сейчас я больше погружен в SMM. У нас небольшой коллектив, но мы стараемся этого не замечать и делаем вшестером такие проекты, где по-хорошему понадобилось бы в два раза больше рук. Поэтому мы все тут кассиры, монтажники, грузчики и администраторы. В этом есть большой плюс — ты понимаешь, как функционирует пространство, как создаются выставки, общаешься с гостями и художниками, получаешь классный опыт. Но нередко это мешает — сложно успевать максимально качественно продвигать выставку, когда ты ее монтируешь.
После реконструкции здания мы собираемся расширять штат, в том числе и PR-отдел. Позовем еще двух специалистов по маркетингу и контенту, будем делать большие проекты и разнообразим контент, чтобы привлечь новую аудиторию.
СОЦСЕТИ — ЭТО ЦЕНТР КОММУНИКАЦИИ ГАЛЕРЕИ С АУДИТОРИЕЙ. ЧТО ДЛЯ ВАС ВАЖНО В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
Очень люблю открытость и честность в контенте. Раздражает, когда коллеги из других институций пишут об отмене или переносе мероприятия «по техническим причинам». Я предпочитаю об этих причинах говорить аудитории прямо. Например, в феврале 2022 года у нас была выставка украинского современного искусства и одна из художниц попросила демонтировать инсталляцию — мы честно рассказали в соцсетях причины отсутствия работы. За 6 лет мы поменяли много подходов к контенту и взаимодействию с подписчиками и посетителями, но всегда старались максимально сокращать дистанцию в общении с аудиторией.
КАКИМ РЕАЛИЗОВАННЫМ PR ИЛИ SMM-КЕЙСОМ ЗА ВРЕМЯ ВАШЕЙ РАБОТЫ В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ» ВЫ ГОРДИТЕСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Пожалуй, самое интересное — это эксперимент с нашим телеграм-каналом в 2019 году. Нам не хотелось, чтобы канал был кладбищем анонсов, поэтому решили сделать открытую платформу для обсуждения искусства и культуры Самары. Любители искусства и критики присылали нам свои рецензии и мнения о какой-либо выставке, открывшейся в Самаре, и мы публиковали это анонимно. Мы взбудоражили арт-сцену города, люди обсуждали, критиковали, защищали свои проекты, пытались выяснить, кто автор, просили удалить, ссорились в комментариях. Потом мы и сами в коллективе поссорились из-за телеграм-канала, точнее, из-за редакционной политики, которую заранее никто толком и не проговорил. А потом случился ковид и наш эксперимент закончился. Но до сих пор содержание канала отличается от наших других соцсетей. Наш телеграм стал наполовину блогом сотрудников «Виктории», где кураторы могут порассуждать о самарском и не только искусстве, а также пошутить над другими институциями или самими собой. Сейчас после стремительного роста аудитории телеграма, мы планируем немного изменить подход к контенту, введем несколько новых рубрик, будем писать экспертные заметки и больше говорить о самарских художниках.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
Нужно отменить все рейсы и поезда в Москву и Петербург, чтобы художникам некуда было бежать. А если серьезно, стоит детально изучить опыт Нижнего и Казани, которые гораздо лучше развиты культурно. Пусть их статусы в иерархии выше – столица ПФО и столица республики Татарстан, но есть в их управленческой модели инструменты, на которые Самаре стоило бы обратить внимание.
Дмитрий Крылов
дизайнер
РАССКАЖИТЕ, КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ».
Я присоединился к команде галереи в августе 2020 года. До этого я работал дизайнером в HoReCa секторе на протяжении долгого времени. Куратор галереи Сергей Баландин уже давно звал меня работать в «Викторию», но я собирался переехать в Санкт-Петербург. Когда этого не произошло и я получил повторный оффер, то уже не смог отказаться, о чем ни капли не жалею и по сей день.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ «ВИКТОРИЯ»?
Выполняю стандартный пул задач графического дизайнера: делаю афиши, контент для социальных сетей, веду сайт, делаю фирменные стили выставок и все, что можно или нужно сверстать. Так как команда у нас небольшая и любая инициатива поощряется, в галерее я также занимаюсь кураторством музыкальных программ. Веду свой цикл мероприятий «Звук», а также в нерегулярном формате провожу мини-фестиваль «Неделя современной музыки». Помогаю кураторам галереи с саунд-сопровождением, если того требует проект или выставка. Бывает, конечно, что занимаюсь, как и все сотрудники тут, более приземленными вещами: смонтировать выставку, разгрузить работы с Газели, поработать гидом или гардеробщиком. В общем, тут не соскучишься.
ЧТО ВАС ВДОХНОВЛЯЕТ ПРИ СОЗДАНИИ КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНА ДЛЯ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ»?
Если кратко, то это свобода и доверие моих коллег. На данный момент у галереи нет четкого фирменного стиля (что исправится после завершения реконструкции «Виктории»), поэтому стараюсь держать баланс между хаосом и структурой, где могут соседствовать разнородность и эксперименты с одной стороны, а с другой — набор правил и определенных элементов, за счет которых можно узнать, что данная афиша сделана именно для галереи «Виктория».
В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ГАЛЕРЕИ «ВИКТОРИЯ»?
Для меня главная ценность галереи в ее уникальности в Самаре. У нас в городе есть несколько крупных институций, но ни одна из них не занимается именно современным искусством. «Виктория» дает возможность городу привозить и показывать актуальное искусство: от классиков XX века до локальных художников, которые либо уже заработали себе имя в стране или мире, либо тех, кто это имя только зарабатывает. Уникальность проявляется и в независимости — мы частное учреждение культуры, а не государственное, что дает определенную свободу и меньшую бюрократизацию.
ЧТОБЫ НЕ РАСТЕРЯТЬ ПОТЕНЦИАЛ САМАРЫ КАК МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ РОССИИ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ГОРОДЕ? ЧЕГО ЗДЕСЬ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?
Если сравнивать с другими поволжскими столицами регионов (Казань и Нижний Новгород , например), то чувствуется, что наш город более ленивый и размеренный. Не зря говорят, что Самара — это город-курорт. Тут как будто бы любая инициатива тонет в относительно малой заинтересованности в ней. Поэтому не хватает многого, например, крупных проектов, на которые возник бы интерес съезжаться с других уголков России. Надеюсь, открытие обновленного здания галереи даст мотивацию местным художникам и организаторам в развитии недостающих элементов.