Who invented this and how it works: meet the participants of the “Streets morphology” festival

INTERVIEW

Author: Anzhela Gurtsieva

Photos and cover: by "Streets morphology"

18 September, 2023

In 2017, the “Streets Morphology” festival for street artists was held in Tyumen for the first time. Over the course of six years, the project grew from a local event to an international level, and the organizers managed to involve citizens in the process of creating murals. We spoke with the director and artists of the “Streets Morphology” about how the works resonate with the city, whether it is difficult to establish contact with the locals, and what the future of street art is.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Юлия Саначина

руководитель проекта паблик-арта «Морфология улиц» и мультицентра «Контора пароходства»

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ И ПОЧЕМУ ОН СЛУЧИЛСЯ ИМЕННО В ТЮМЕНИ?

В 2017 году другая команда начинала этот проект. В 2018 году он не случился. Я всегда любила уличное искусство, поэтому в 2019 году мы с подругой решили, что воскресим его, но уже с другим вектором. Нам всегда хотелось, чтобы Тюмень была некой галереей под открытым небом, где будут представлены работы известных художников. Так у нас собралась команда проекта, которая за наши 5 лет (а всего проекту 6) почти не поменялась.

В Тюмени, где мы живем, мы часто делаем мероприятия, которых нам не хватает. Мы знаем наш город и поэтому сделали проект, который полностью связан с его локальностью. Когда мы заявили, что сделаем фестиваль уличного искусства всероссийским, не все вначале в нас поверили, но мы приложили огромные усилия и добились этого, а в 2023 году проект и вовсе стал международным.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ТЕКУЩУЮ «МОРФОЛОГИЮ УЛИЦ» ОТ ПРЕДЫДУЩИХ?

С 2022 года мы проверяем гипотезу: а что если горожане станут неотъемлемой частью создания работ? Это очень сближает — так мы можем подробнее им рассказать о принципах и идеологии паблик-арта. Многие годы мы развивались «вширь», но в этом году направили вектор на соучастную работу — больше про горожан, про город, — не теряя при этом качество и художественную ценность. Случился такой проект-исследование. В 2023 году почти все работы были сделаны вместе с горожанами, через формат лабораторий, прогулок, а завершилась эта «‎Морфология улиц».

Думаю, что в этом году мы полностью нащупали путь нашего проекта, нашу «самость». Поскольку сейчас существует огромное количество проектов про уличное искусство, я заметила некий тренд на «украшательство» города без контекста. Я рада, что у нас получилось сделать работы, которые обрастают историей с сюжетом именно про наш город.

КАК МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ И КУЛЬТУРНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ОТНОСЯТСЯ К СТРИТ- И ПАБЛИК-АРТУ В ГОРОДЕ?

В декабре 2022 мы вместе с художниками установили серию зимних арт-объектов и были удивлены реакции горожан: не всем жителям было понятно, зачем эти работы, какая у них задача. Мы были удивлены, потому что с такой реакцией (неоднозначная реакция жителей возникла в связи с металлической скульптурой «Восход над горой» художника Красил Макар и серией работ «Наблюдение за городом» от художницы Sobachia kartoha — прим.ред.) столкнулись впервые за 5 лет проведения «‎Морфологии улиц».

Зато тогда мы получили огромную поддержку профкомьюнити, например, автор канала «Рабы Малевича» публиковал про нас посты. А потом мы сделали совместную публикацию с Анастасией Четвериковой — культурологом и ведущей подкаста «Искусство для пацанчиков». Это был пост про «непонятное искусство» и то, как воспринимали люди известных художников, когда они еще не были известными.

Потом мы заметили, что похожий опыт пережили организаторы уральской паблик-арт-программы «ЧӦ» в Екатеринбурге — такая же реакция горожан была на работу «Индустриальный младенец».

Тогда мы с командой «‎Морфологии» много размышляли, почему так происходит, и пришли к выводу, что пора полностью сократить дистанцию, чтобы была возможность максимально рассказать свою философию проекта, наши ценности и зачем мы занимаемся развитием искусства в городе.

Нам всегда хотелось, чтобы те, для кого мы делаем «Морфологию» — жители города, были не только его потребителями, но и участниками процесса. Как раз формат лабораторий и прогулок-исследований помогли нам сблизиться с ними. Наша куратор в 2023, Катя Михатова, даже придумала альтернативное название этого года — «есть контакт». Думаю, этим летом контакт максимально случился.

vast, Анастасия Вокина

художница и выпускница программы «Коммуникационный дизайн» НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. Автор мурала «Есть контакт», для эскиза которого использовались аппликации детей

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Мое знакомство со стрит-артом случилось прошлым летом. В университете было задание поработать с брифом конкурса, тогда мой куратор (Андрей Люблинский) рассказал мне про «Стенограффию» (фестиваль уличного искусства в Екатеринбурге). Это стало вызовом самой себе, новой поверхностью. Я начала искать свой стиль, собрала портфолио, отправила на опен-колл и прошла. В Екатеринбург я приехала с нулевым опытом, училась всему в полевых условиях и очень благодарна организаторам фестиваля за поддержку и помощь с моей первой стенкой. А дальше стрит-арт захватил меня с головой. В августе 2022 года я поучаствовала в фестивале «Контуры культуры» и расписала второй этаж детской библиотеки в Зеленограде, а в сентябре — троллейбус в Иркутске. После этого попробовала себя в создании арт-объектов. Этим летом дух приключений снова захватил меня, и я подала заявку на «Морфологию улиц» и была очень рада узнать, что прошла. Мне понравилась тема фестиваля этого года и формат, в котором мне предложили поработать.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Моя работа, выполненная в рамках «Морфологии», максимально отвечает теме фестиваля этого года. В создании эскиза участвовали дети Тюмени, которым предложили поразмышлять о сокращении дистанции, семье, доме, друзьях. Я переработала их аппликации и использовала при создании рисунка. Также нам помогали жители Тюмени, которые грунтовали стены, и волонтеры, участвовавшие в переносе эскиза на поверхности. Таким образом мы сократили дистанцию между искусством и жителями города, приобщили людей к творчеству.

В моей работе нет отсылок к истории города или местным особенностям, но она создана при участии жителей, а значит, станет частью истории каждого, кто причастен к ней. Кто-то пройдет мимо и скажет: «Ой, а этот кусок нарисовал я». Здание комбината стало ярким пятном, его видно издалека, оно привлекает внимание, его хочется разглядывать. Пожалуй, это приглашение к диалогу между жителями и искусством.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я в стрит-арте чуть больше года, поэтому пока не могу назвать себя экспертом и дать точные прогнозы, но мне нравится то, какой вектор задают фестивали уличного искусства по всей России. Часто конфронтация между стрит-артистами и жителями города происходит из-за непонимания. Здорово показывать горожанам процесс создания работ, погружать их в тему, приобщать к творчеству, проводя грань между уличным искусством и вандализмом. Надеюсь, что в будущем коммуникация станет еще более тесной, а негодование по поводу расписанных стен на улице утихнет.

Ульяна Розина

художница из Екатеринбурга. Автор инсталляции «Цветник на Садовой улице» из нитей методом вязания и вышивки

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Мне всегда хотелось масштаба и создавать мегаинсталляции. Пространства галерей было мало, и поэтому я вышла на улицу. Улица — то место, где мои работы говорят с пространством и людьми.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Сайт-специфик-инсталляция в Тюмени, специально созданная для этого места, опирается на исторический контекст: утраченную деревянную гостиницу купца Лошкомоева с растительной деревянной резьбой, старинное название улицы — Садовая, вышивки разных урало-сибирских народностей, которые проживают в Тюмени, – татарской, мордовской, ненецкой.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я думаю, что понятие «стрит-арт» не будет ограничиваться только графическим настенными работами и муралами, но и пойдет в сторону расширения медиумов, как продемонстрировал проект «Морфологии улиц» в этом году.

Максим Има

художник и куратор из Санкт-Петербурга. Автор муралов «Танец» и Super

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

С 2003 года я активно рисую на улице, но мне за эти 20 лет всегда было ближе понятие «граффити». Я не считаю себя стрит-арт-художником. Эта каталогизация не имеет смысла. Мой путь начинался с рисования на поездах и стенах города, а с 2010 года я начал заниматься искусством и пробовать себя в живописи. Сейчас мне бы хотелось, чтобы художник воспринимался более мультидисциплинарно.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Исходя из предыдущего ответа можно сделать вывод, что никак. Это одно из отличий стрит-арта от граффити. Если у первого часто во главе стоит желание поработать с локальным контекстом и обыграть архитектуру поверхности, то в граффити я вижу прелесть в добавлении, в появлении нового.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я не определился со своим собственным будущим — куда уж загадывать будущее целой культуры. Но хотелось бы верить, что стрит-арт будет развиваться и смещаться к самобытности.

Саша Мельникова

мультидисциплинарный художник из Тюмени, выпускник УрГАХУ и Школы Родченко, участник команды «Дайте Стену». Вместе с «Дайте Стену» создала мурал «Тепло, хорошо» с изображением тюменского ковра

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Начало серьезного пути можно отсчитать от проекта «Арт Село» (2018) — это уличный проект в селе Нариманова. Потом были городские партизанские интервенции, работы на фестивале уличного искусства «Карт-Бланш» и «Морфологии улиц». Для тюменского проекта паблик-арта в 2023 Саша создала работу в составе арт-команды «Дайте стену» (в нее также входят Александр Кузьмин, Василий Кирилов и Савелий Мельчаков, которые вышли из граффити и оттачивают стиль с ранних лет — прим.ред.)

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Работа «Тепло, хорошо» напрямую связана с культурным брендом города, с его историей. Тюменский ковер ткут с XVI века, это был крупнейший центр ковроткачества. Изначально моей идеей было просто повесить ковер — это уже более широкая традиция русских деревень, а потом и всех советских домов и квартир.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Предпочитаю не смотреть в будущее, но мы точно будем там его делать.

Нара Биккина

куратор Татарского художественно-кулинарного кружка, Тюмень. Арт-объект «Чәчәкләр»

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Путь начался совсем недавно — с «Морфологии улиц» в 2023 году. Юлия Саначина и «Контора пароходства» поддержали проект нашего Татарского художественно-кулинарного кружка, когда у нас не получилось выиграть грант. Поскольку «Чәчәкләр» — моя первая уличная работа, было очень волнительно. Это совершено бесценный опыт, который останется со мной навсегда.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Татары — второй по численности этнос в Тюмени, но раньше это вообще никак не было отображено в городском пространстве. Теперь в городе появилась инсталляция, с которой может идентифицировать себя большая часть тюменцев. Вообще, Тюмень сейчас динамично растет и развивается. Хотелось бы побольше таких проектов, которые бы отмечали, насколько наше общество многогранно и мультикультурно. Мне кажется, это помогало бы налаживать доверительные и уважительные связи между горожанами.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я думаю, привычный стрит-арт будет развиваться дальше и параллельно будет появляться больше цифрового арта в целом, включая стрит-арт. Например, когда AR-очки станут доступной технологией и будут распространены примерно так же, как сейчас мобильные телефоны, то у цифровых художников будет больше доступа к потенциальному зрителю. Это вопрос нескольких лет. Так как у AR нет никаких ограничений физического мира, улицы и городские пространства могут стать идеальной канвой для очень смелых проектов.

INTERVIEW

Author: Anzhela Gurtsieva

Photos and cover: by "Streets morphology"

18 September, 2023