Кто это придумал и как это работает: знакомьтесь с участниками фестиваля «Морфология улиц»

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анжела Гурциева

Фотографии и обложка: предоставлены фестивалем «Морфология улиц»

18 September, 2023

В 2017 году в Тюмени впервые прошел фестиваль для уличных художников «Морфология улиц». За шесть лет из локального события проект вырос до международного уровня, а организаторам удалось привлечь горожан к процессу создания муралов. Мы поговорили с руководителем и художниками «Морфологии улиц» о том, как работы резонируют с городом, сложно ли наладить контакт с местными и какое будущее у стрит-арта.

Юлия Саначина

руководитель проекта паблик-арта «Морфология улиц» и мультицентра «Контора пароходства»

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ И ПОЧЕМУ ОН СЛУЧИЛСЯ ИМЕННО В ТЮМЕНИ?

В 2017 году другая команда начинала этот проект. В 2018 году он не случился. Я всегда любила уличное искусство, поэтому в 2019 году мы с подругой решили, что воскресим его, но уже с другим вектором. Нам всегда хотелось, чтобы Тюмень была некой галереей под открытым небом, где будут представлены работы известных художников. Так у нас собралась команда проекта, которая за наши 5 лет (а всего проекту 6) почти не поменялась.

В Тюмени, где мы живем, мы часто делаем мероприятия, которых нам не хватает. Мы знаем наш город и поэтому сделали проект, который полностью связан с его локальностью. Когда мы заявили, что сделаем фестиваль уличного искусства всероссийским, не все вначале в нас поверили, но мы приложили огромные усилия и добились этого, а в 2023 году проект и вовсе стал международным.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ТЕКУЩУЮ «МОРФОЛОГИЮ УЛИЦ» ОТ ПРЕДЫДУЩИХ?

С 2022 года мы проверяем гипотезу: а что если горожане станут неотъемлемой частью создания работ? Это очень сближает — так мы можем подробнее им рассказать о принципах и идеологии паблик-арта. Многие годы мы развивались «вширь», но в этом году направили вектор на соучастную работу — больше про горожан, про город, — не теряя при этом качество и художественную ценность. Случился такой проект-исследование. В 2023 году почти все работы были сделаны вместе с горожанами, через формат лабораторий, прогулок, а завершилась эта «‎Морфология улиц».

Думаю, что в этом году мы полностью нащупали путь нашего проекта, нашу «самость». Поскольку сейчас существует огромное количество проектов про уличное искусство, я заметила некий тренд на «украшательство» города без контекста. Я рада, что у нас получилось сделать работы, которые обрастают историей с сюжетом именно про наш город.

КАК МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ И КУЛЬТУРНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ОТНОСЯТСЯ К СТРИТ- И ПАБЛИК-АРТУ В ГОРОДЕ?

В декабре 2022 мы вместе с художниками установили серию зимних арт-объектов и были удивлены реакции горожан: не всем жителям было понятно, зачем эти работы, какая у них задача. Мы были удивлены, потому что с такой реакцией (неоднозначная реакция жителей возникла в связи с металлической скульптурой «Восход над горой» художника Красил Макар и серией работ «Наблюдение за городом» от художницы Sobachia kartoha — прим.ред.) столкнулись впервые за 5 лет проведения «‎Морфологии улиц».

Зато тогда мы получили огромную поддержку профкомьюнити, например, автор канала «Рабы Малевича» публиковал про нас посты. А потом мы сделали совместную публикацию с Анастасией Четвериковой — культурологом и ведущей подкаста «Искусство для пацанчиков». Это был пост про «непонятное искусство» и то, как воспринимали люди известных художников, когда они еще не были известными.

Потом мы заметили, что похожий опыт пережили организаторы уральской паблик-арт-программы «ЧӦ» в Екатеринбурге — такая же реакция горожан была на работу «Индустриальный младенец».

Тогда мы с командой «‎Морфологии» много размышляли, почему так происходит, и пришли к выводу, что пора полностью сократить дистанцию, чтобы была возможность максимально рассказать свою философию проекта, наши ценности и зачем мы занимаемся развитием искусства в городе.

Нам всегда хотелось, чтобы те, для кого мы делаем «Морфологию» — жители города, были не только его потребителями, но и участниками процесса. Как раз формат лабораторий и прогулок-исследований помогли нам сблизиться с ними. Наша куратор в 2023, Катя Михатова, даже придумала альтернативное название этого года — «есть контакт». Думаю, этим летом контакт максимально случился.

vast, Анастасия Вокина

художница и выпускница программы «Коммуникационный дизайн» НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. Автор мурала «Есть контакт», для эскиза которого использовались аппликации детей

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Мое знакомство со стрит-артом случилось прошлым летом. В университете было задание поработать с брифом конкурса, тогда мой куратор (Андрей Люблинский) рассказал мне про «Стенограффию» (фестиваль уличного искусства в Екатеринбурге). Это стало вызовом самой себе, новой поверхностью. Я начала искать свой стиль, собрала портфолио, отправила на опен-колл и прошла. В Екатеринбург я приехала с нулевым опытом, училась всему в полевых условиях и очень благодарна организаторам фестиваля за поддержку и помощь с моей первой стенкой. А дальше стрит-арт захватил меня с головой. В августе 2022 года я поучаствовала в фестивале «Контуры культуры» и расписала второй этаж детской библиотеки в Зеленограде, а в сентябре — троллейбус в Иркутске. После этого попробовала себя в создании арт-объектов. Этим летом дух приключений снова захватил меня, и я подала заявку на «Морфологию улиц» и была очень рада узнать, что прошла. Мне понравилась тема фестиваля этого года и формат, в котором мне предложили поработать.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Моя работа, выполненная в рамках «Морфологии», максимально отвечает теме фестиваля этого года. В создании эскиза участвовали дети Тюмени, которым предложили поразмышлять о сокращении дистанции, семье, доме, друзьях. Я переработала их аппликации и использовала при создании рисунка. Также нам помогали жители Тюмени, которые грунтовали стены, и волонтеры, участвовавшие в переносе эскиза на поверхности. Таким образом мы сократили дистанцию между искусством и жителями города, приобщили людей к творчеству.

В моей работе нет отсылок к истории города или местным особенностям, но она создана при участии жителей, а значит, станет частью истории каждого, кто причастен к ней. Кто-то пройдет мимо и скажет: «Ой, а этот кусок нарисовал я». Здание комбината стало ярким пятном, его видно издалека, оно привлекает внимание, его хочется разглядывать. Пожалуй, это приглашение к диалогу между жителями и искусством.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я в стрит-арте чуть больше года, поэтому пока не могу назвать себя экспертом и дать точные прогнозы, но мне нравится то, какой вектор задают фестивали уличного искусства по всей России. Часто конфронтация между стрит-артистами и жителями города происходит из-за непонимания. Здорово показывать горожанам процесс создания работ, погружать их в тему, приобщать к творчеству, проводя грань между уличным искусством и вандализмом. Надеюсь, что в будущем коммуникация станет еще более тесной, а негодование по поводу расписанных стен на улице утихнет.

Ульяна Розина

художница из Екатеринбурга. Автор инсталляции «Цветник на Садовой улице» из нитей методом вязания и вышивки

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Мне всегда хотелось масштаба и создавать мегаинсталляции. Пространства галерей было мало, и поэтому я вышла на улицу. Улица — то место, где мои работы говорят с пространством и людьми.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Сайт-специфик-инсталляция в Тюмени, специально созданная для этого места, опирается на исторический контекст: утраченную деревянную гостиницу купца Лошкомоева с растительной деревянной резьбой, старинное название улицы — Садовая, вышивки разных урало-сибирских народностей, которые проживают в Тюмени, – татарской, мордовской, ненецкой.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я думаю, что понятие «стрит-арт» не будет ограничиваться только графическим настенными работами и муралами, но и пойдет в сторону расширения медиумов, как продемонстрировал проект «Морфологии улиц» в этом году.

Максим Има

художник и куратор из Санкт-Петербурга. Автор муралов «Танец» и Super

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

С 2003 года я активно рисую на улице, но мне за эти 20 лет всегда было ближе понятие «граффити». Я не считаю себя стрит-арт-художником. Эта каталогизация не имеет смысла. Мой путь начинался с рисования на поездах и стенах города, а с 2010 года я начал заниматься искусством и пробовать себя в живописи. Сейчас мне бы хотелось, чтобы художник воспринимался более мультидисциплинарно.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Исходя из предыдущего ответа можно сделать вывод, что никак. Это одно из отличий стрит-арта от граффити. Если у первого часто во главе стоит желание поработать с локальным контекстом и обыграть архитектуру поверхности, то в граффити я вижу прелесть в добавлении, в появлении нового.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я не определился со своим собственным будущим — куда уж загадывать будущее целой культуры. Но хотелось бы верить, что стрит-арт будет развиваться и смещаться к самобытности.

Саша Мельникова

мультидисциплинарный художник из Тюмени, выпускник УрГАХУ и Школы Родченко, участник команды «Дайте Стену». Вместе с «Дайте Стену» создала мурал «Тепло, хорошо» с изображением тюменского ковра

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Начало серьезного пути можно отсчитать от проекта «Арт Село» (2018) — это уличный проект в селе Нариманова. Потом были городские партизанские интервенции, работы на фестивале уличного искусства «Карт-Бланш» и «Морфологии улиц». Для тюменского проекта паблик-арта в 2023 Саша создала работу в составе арт-команды «Дайте стену» (в нее также входят Александр Кузьмин, Василий Кирилов и Савелий Мельчаков, которые вышли из граффити и оттачивают стиль с ранних лет — прим.ред.)

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Работа «Тепло, хорошо» напрямую связана с культурным брендом города, с его историей. Тюменский ковер ткут с XVI века, это был крупнейший центр ковроткачества. Изначально моей идеей было просто повесить ковер — это уже более широкая традиция русских деревень, а потом и всех советских домов и квартир.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Предпочитаю не смотреть в будущее, но мы точно будем там его делать.

Нара Биккина

куратор Татарского художественно-кулинарного кружка, Тюмень. Арт-объект «Чәчәкләр»

КАК НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В СТРИТ-АРТЕ?

Путь начался совсем недавно — с «Морфологии улиц» в 2023 году. Юлия Саначина и «Контора пароходства» поддержали проект нашего Татарского художественно-кулинарного кружка, когда у нас не получилось выиграть грант. Поскольку «Чәчәкләр» — моя первая уличная работа, было очень волнительно. Это совершено бесценный опыт, который останется со мной навсегда.

КАК СОЗДАННАЯ ВАМИ РАБОТА РЕЗОНИРУЕТ СО СРЕДОЙ И КОНТЕКСТОМ ТЮМЕНИ?

Татары — второй по численности этнос в Тюмени, но раньше это вообще никак не было отображено в городском пространстве. Теперь в городе появилась инсталляция, с которой может идентифицировать себя большая часть тюменцев. Вообще, Тюмень сейчас динамично растет и развивается. Хотелось бы побольше таких проектов, которые бы отмечали, насколько наше общество многогранно и мультикультурно. Мне кажется, это помогало бы налаживать доверительные и уважительные связи между горожанами.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ СТРИТ-АРТА?

Я думаю, привычный стрит-арт будет развиваться дальше и параллельно будет появляться больше цифрового арта в целом, включая стрит-арт. Например, когда AR-очки станут доступной технологией и будут распространены примерно так же, как сейчас мобильные телефоны, то у цифровых художников будет больше доступа к потенциальному зрителю. Это вопрос нескольких лет. Так как у AR нет никаких ограничений физического мира, улицы и городские пространства могут стать идеальной канвой для очень смелых проектов.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анжела Гурциева

Фотографии и обложка: предоставлены фестивалем «Морфология улиц»

18 September, 2023