Who invented this and how it works: meet the team of “Galereyeshnaya”

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Daria Fomina

03 March, 2023

We continue to share with you some of the small yet significant art projects. The latest addition to the "Who invented this and how it works" series features the people behind the self-proclaimed "art stalls" of "Morris Hirshfield Galereyeshnaya" and "Bill Traylor Broshechnaya".

During our conversation with Kolya and Olesya, they discussed their plans to expand to Lithuania, their policy of offering affordable prices at "Galereyeshnaya", and even mentioned a "Samokat" courier who shares their passion for art.

*This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

КАК ОБРАЗОВАЛАСЬ ГАЛЕЕРЕШНАЯ?

Коля: В конце 2015 года мы открыли мастерскую по изготовлению деревянных брошек — Брошечную им. Билла Трейлора. Концепция была в том, чтобы они были связаны с искусством и культурой. Мы всегда были в художественных кругах, но при этом идеи открытия полноценной галереи — не было. В 2016 году мы съездили в Португалию и в Лиссабоне увидели очень классный магазин, до этого нам такой формат никогда не встречался. Магазин назывался Ó! Galeria, в нем, в основном, продавались принты, но были и оригинальные работы художников по вменяемым ценам. И мы зажглись этой идей!

Олеся: Да, там как раз было очень много всяких веселых иллюстраторских и дизайнерских работ. В Питере была распространена печатная черно-белая графика, а нам хотелось чего-то другого. Мы уже дружили с Ritul и думали, что она будет нашим первым художником. Так и пришли к тому, чтобы создать Галереешную им. Морриса Хиршфилда. Плюс, нам в любом случае нужно было найти новую мастерскую-шоурум для Брошечной, потому что раньше она располагалась на заводе, а нам хотелось чего-то более уютного.

Коля: Изначально мы хотели делать Галереешную масштабным проектом. Для этого нашли квартиру 150 квадратных метров. Квартира была в жилом фонде, но мы договорились с хозяйкой, так как она уже давно была готова выселить всех своих квартирантов, а концепция создания в квартире культурного пространства ее очень привлекала. Мы должны были смотреть квартиру в январе 2020 года, но тут началась пандемия. Вся идея с большим потоком людей и выставками начала казаться нам сомнительным мероприятием, и мы от нее отказались. Первое помещение, в итоге, мы делили вместе с проектом «Новые Городские художники» на Макарова и открылись под Art Weekend, который проходил тогда в Питере. А потом мы переехали на 5-ю линию Васильевского острова, где до сих пор и ютимся.

Олеся: Изначально работы продавались с небольшими наценками — около 30%. То есть, если работа стоила 300 рублей, то мы получали 90, — это было совсем не коммерческое предприятие.

А ТАКАЯ НАЦЕНКА НЕСЕТ ПОД СОБОЙ КАКУЮ-ТО ИДЕЮ? У ВАС И СЕЙЧАС БЮДЖЕТНО: БУКВАЛЬНО В ПРОШЛОМ ГОДУ Я УДАЧНО КУПИЛА У ВАС RITUL.

Коля: Сейчас мы работаем как многие галереи — 50/50. Изначальные условия прежние — автор сам назначает цену, а мы никогда с ним не торгуемся. Иногда даже предлагаем продавать подороже, потому что видим, что некоторые художники себя недооценивают. Концептуальная составляющая нашего проекта — это ларек искусства, а не галерея. Отсюда и название, чтобы сбить флер элитарности, который присущ дорогим галереям. В таких галерея нет ничего плохого — так устроен рынок. Но наша задача — привлечь как можно больше новых людей, которые пока что не готовы даже подступиться к идее начать свою коллекцию из-за мыслей о том, что искусство всегда очень дорогое.

Например, ты приходишь на мероприятие и видишь огромные цены на работы, да еще зачастую в долларах, все вокруг такое солидное, такое важное и обязательно нужно быть в модном наряде, желательно подороже. Это отпугивает, и люди часто думают, что они этого недостойны. Мы стараемся разбить этот лед. Конечно, есть свои нюансы. Естественно, мы не составляем конкуренцию сильным участникам арт-рынка, потому что там другого порядка цены и художники.

Однако у нас есть очень крепкие художники, в том числе вписанные в классический галерейный мир, если так можно сказать. Наша цель — чтобы, в идеале, все художники, которые есть у нас сейчас, перешли в ту высшую лигу. У нас есть уже несколько примеров, когда они осознавали, что неплохо продаются и уходили дальше в большой арт-рынок. Понятно, что это не наша заслуга, но какая-то терапевтическая часть все-таки прошла и через нас — художник видит, что его работы нужны не только ему, и это вдохновляет идти дальше по коммерческому пути.

ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ХУДОЖНИКИ УЖЕ ПОШЛИ ПО ЭТОМУ ПУТИ. Я ПОМНЮ, НАПРИМЕР, ЧТО У ВАС БЫЛА ДАЖЕ АЛЕКСАНДРА ГАРТ.

Коля: Справедливости ради, мы с ней дружили, сделаем это как пол-зачета. Но среди наших резидентов есть, например, Вая Зверева, Катя Васильева, Настя Чермантеева и Оля Душкина.

Олеся: Например, Вая Зверева работала в «Антон тут рядом», занималась керамикой и рисовала эскизы. Мы их взяли в Галереешную, потому что это красиво как графика. Вообще наш первый набор — это те художники, которым я писала сама. Многие их них дали нам хорошие работы, которые сейчас представлены на Bizar и других площадках.

Коля: У каждого свой путь, но мы рады, что некоторые из них пошли дальше.

А КАК ПОПАСТЬ К ВАМ СЕЙЧАС?

Олеся: Нам пишет большое количество людей, поэтому мы придумали систему опен коллов. Мы объявляем набор и художники организовано заполняют анкету. Это помогает прежде всего нам — мы принимаем заявки и сразу видим работы. Даже те люди, которых мы хотим взять в ларек прямо сейчас, все равно должны были участвовать в этом мероприятии.

Коля: Нам пишут очень много художников — и совсем начинающие, и уже более опытные. И это нормально из-за нашей ценовой политики: работы могут быть от 200 рублей до 6 тысяч. Иногда пишут какие-то жемчужины, которые должны стоить гораздо дороже. Вот нас интересуют они. Из 150 заявок мы берем условно 5, — нам важен потенциал. При отборе мы никогда не смотрим на имена, возраст и пол — строго по работам. Делаем отбор работ и уже потом только смотрим, кому мы отправляем приглашение приносить работы.

РАССКАЖИТЕ, КТО ВАШИ ПОКУПАТЕЛИ.

Олеся: Мне кажется, наша идея с тем, что это может быть доступно любому, — работает. Однажды у нас покупал работу курьер «Самоката»! Он принес заказ в Галереешную, увидел красивую картинку, посмотрел, сколько она стоит, и сказал: «О, круто, вот это я куплю». Я запомнила этот случай, потому что это и есть суть Галереешной. Конечно, приходят и люди, знакомые с миром искусства: студенты художественных ВУЗов, интерьерные дизайнеры и коллекционеры.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА 2022 ГОД?

Коля: Изменилось многое, так как на 2022-й год у нас были планы открыть кофейню, куда переехала бы Галереешная и Брошечная и где мы бы сами могли стоять за стойкой и больше времени уделять клиентам и рассказывать о художниках. Все эти планы рухнули. В марте мы приняли принципиальную позицию — ничего не закрывать до последнего. Многие говорили, что это странно, при том, что это не приносит прибыли.

Олеся: Да, но нас останавливали и наши резиденты-художники, которые сказали, что ничего забирать не будут, хотя половина из них не в России.

Коля: Продажи по Брошечной упали сильно, а вот в Галереешной — даже возросли.

Олеся: И это удивительно.

Коля: Может, люди решили, что надо как следует закупиться искусством перед отъездом, либо мы стали известнее. Когда нас упоминало «Объединение», отчетливо было видно, что сразу пришли люди.

Олеся: Периодически к нам также приходили блогеры, которые, например, рассказывали, что работы — хороший подарок на Новый год.

Коля: Уехали многие художники, уехали мы. У нас большое количество вопросов концептуально-этического характера: ради чего оставаться и развиваться дальше в России и вообще что-то делать? Оправданно ли это? Непонятно, как вести соцсети, публиковать какие-то новости, запускать коллабы, когда параллельно происходит чудовищная трагедия, часть ответственности за которую лежит и на нас. Мы и сейчас не можем сказать, что нашли ответы на эти вопросы. Как минимум мы пытаемся выдерживать тональность и помнить, что вообще-то не все нормально.

Но мы планируем как-то это все пережить. Может, если удастся выстроить стратегию в Литве, куда мы сейчас уехали, позже объединим проекты и станем транснациональной корпорацией.

А КАКИЕ ПЛАНЫ У ВАС В ЛИТВЕ?

Олеся: Мы уже начали делать что-то типа Брошечной. Это проект, который тоже связан с брошками по произведениям искусства Dvikojis Eršketas — переводится как «двуногий осетр». Это полностью литовский проект: все материалы и производство здесь.

Коля: До 2022 года мы уже ездили в Литву на маркеты и успешно здесь продавались. У нас было такое характерно русское название — Брошечная. В целом, в Литве нет никаких предубеждений относительно россиян и русскоговорящих людей. Мы ни разу не сталкивались здесь даже с толикой агрессии, наоборот — все переживали за нас и спрашивали, как мы там в России. Тем не менее, мы решили, что не будем развивать проект под тем же самым брендингом. Так мы будем более интегрированы в местное общество, возьмем литовское название, будем выстраивать литовский бренд.

Олеся: И изучим литовское искусство. Это дополнительный челлендж для нас!

ТЕПЕРЬ ГЕРОЯМИ БРОШЕК СТАНОВЯТСЯ ПЕРСОНАЖИ С КАРТИН ЛИТОВСКИХ АВТОРОВ?

Коля: Да, мы стараемся искать таких, хотя это достаточно амбициозное желание. Страна маленькая, большую часть она была под оккупацией, а когда не была, то это был хоть и стремительный, но все же начальный этап становления. Культурный всплеск здесь был буквально 20 лет — с 1920-х по 1940-е. Ну и вот сейчас тут все очень неплохо с культурой, Литва в 2019 победила на Венецианской биеннале с проектом “Sun and Sea”.

Олеся: Здесь есть очень хорошие библиотеки со свободным доступом — можно прийти в любой момент и полистать те книги, что тебе нужны. Нет ни читательских билетов, ни охранников. Очень большое количество альбомов с литовским народным искусством. Хотя мы также продолжаем делать брошки и по мировой культуре, как и раньше.

Коля: Здесь у нас есть идеи сотрудничать с музеями, но мы только-только становимся на этот путь.

Олеся: Сейчас мы не можем полностью заниматься только нашим проектом, потому что нам нужна «человеческая» работа.

Коля: Поэтому сейчас мы ищем что-то на «пилнас этатас» — это по-литовски «полная ставка».

А ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ОТКРЫТЬ ЧТО-ТО ПОХОЖЕЕ НА ГАЛЕРЕЕШНУЮ В ЛИТВЕ?

Олеся: Да, сейчас здесь появляются места такого формата. В Вильнюсе недавно открылось место Hungry Eyes. Это практически один в один к тому, что мы хотели делать.

Коля: Конечно, тут больше конкуренция. В Питере мы были свежим и вау-проектом.

Олеся: Как будто здесь люди больше подготовлены к тому, чтобы вообще покупать искусство. Здесь у многих людей дома что-то висит на стенах, и это не картинки из Икеи!

Коля: Да, здесь большое влияние Европы. Эти иллюстраторские темы из Германии, Португалии и Испании — тут тоже есть. Планы у нас те же самые, только пока нет денег. Но мы держимся.

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Daria Fomina

03 March, 2023