Кто это придумал и как это работает: знакомьтесь с командой Garage Academy

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Даниил Токарев

Фото: Дарина Белоногова

16 August, 2022

Garage Academy ставит амбициозные цели: создает новый стандарт практикоориентированного образования в культуре. Это и совместная магистратура Музея «Гараж» и НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве», и программы дополнительного профессионального образования, и общеуниверситетский майнор для «вышкинских» бакалавров, и курс для совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.

Что за люди делают эти программы? Какие ценности они разделяют? Чему мечтают научить студентов? Об этом мы поговорили с командой Garage Academy.

Мария Польникова

Руководитель Garage Academy, преподаватель магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве»

КАК ПРОХОДИТ ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ?

Важно понимать, что я не работаю в режиме 5/2 и совмещаю роли руководителя академических программ и преподавателя. Ввиду разноформатности задач, у меня нет какого-то универсального распорядка дня.

Я регулярно хожу вместе с магистрантами на лекции приглашенных спикеров или сама провожу занятия, семинары и консультации. Какие-то дни у меня полностью состоят из встреч с командой академии и другими отделами музея, в другие может быть больше работы с документами, текстами, программами учебных курсов. Еще я забочусь о решении кадровых и финансовых вопросов и создании комфортной среды для работы и учебы (эту задачу мы часто делим вместе с методологами). Ничего не получится, если студентам будет неуютно учиться, преподавателям — готовить программу и читать курсы, а методологам — все это настраивать.

Очевидным образом моя работа не ограничивается офисом. В период приемной кампании магистратуры я могу в выходные поехать с командой в Тверь или в Петербург на день открытых дверей. Или могу отправиться на монтаж к студентам, открывающим выпускную выставку. Очень много времени и внимания отведено на общение с амбассадорами и друзьями академии. А еще структура моего дня зависит от сезонности задач в Garage Academy (поэтому в отпуск я буду уходить только в ноябре).

ЧТО В РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Мне нравится работать в образовании: с 2008-ого года я занималась в Вышке разнообразными проектами и сотрудничала с другими вузами. Когда «Гараж» решил развивать академическое направление, я согласилась отвечать за него, уже имея объемный опыт в этом.

Как руководитель я отвечаю за будущее проекта, и мне особенно приятно видеть, когда придуманное мною или командой воплощается в жизнь и обретает вес. Так было, например, с первым набором магистратуры: в результате того, как мы трудились над узнаваемостью бренда, планировали приемную кампанию, собрался удивительный курс из ребят, которые решили провести с нами 2 года своей жизни. Эта эмоция (вместе с паникой, что никто не подаст документы на поступление) повторяется каждый набор. Никогда не знаешь заранее, кто в итоге окажется на собеседовании в магистратуру. И в тот момент, когда совершенно разные люди, которые писали на почту и задавали вопросы на днях открытых дверей, приходят поступать, — появляется ощущение абсолютного восторга и даже какого-то волшебства.

Еще для меня очень ценен тот уровень кооперации, который существует внутри нашей команды. Он сложился естественно, не из-за предписанной корпоративной этики. Это, например, видно по тому, как появляются подарки на дни рождения коллег. Каждый раз собирается очень личная и нежная выдумка, с большим вниманием и желанием порадовать.

ЧЕМ ХОЧЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ?

Студент вначале должен сформулировать, почему он хочет у нас учиться, ведь большинство идет на программу высшего образования без этого понимания — такую ошибку делают как выпускники школ, так и бакалавриата. Был период, когда бакалавр считался незаконченным высшим, и это мнение работодателей подгоняло выпускников для галочки заканчивать магистратуру. В России также нет традиции Gap Year, когда человек работает и пробует свои силы в разных направлениях, может даже путешествует.

Евгений Сафронов

Методолог Garage Academy

КАК ПРОХОДИТ ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ?

Зоны ответственности в нашей команде не закреплены жестко, они скорее представляют некоторые «блоки» в функционировании большой машины Garage Academy, которые время от времени переходят между нами. Например, в прошлом году майнором занимался преимущественно я, и в эту зону ответственности входили: планирование расписания с преподавателями, ответы на вопросы студентов, работа с университетом — к примеру, оформление ведомостей.

Еще одна большая переходящая задача — расписание магистратуры. Кто-то один всегда берет его в свои руки на целый семестр: общается с преподавателями, следит за выполнением учебного плана, отправляет домашние задания студентам.

Работа с программами ДПО (дополнительного профессионального образования — прим.ред.) — еще один важный блок в нашей работе. У каждого в команде есть программа, над которой он работает, и ее запуск — это целый учебный год в миниатюре. Сначала вы планируете приемную кампанию и набираете слушателей, а в конце — проводите итоговый экзамен и выдаете дипломы. И все это происходит в достаточно сжатые сроки, в сравнении с магистратурой.

Соответственно, то, что я делаю каждый день, во многом зависит от того, какие «блоки» сейчас находятся в моей зоне ответственности.

ЧТО В РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Самое классное для меня то, что есть много разнообразия. Каждый день подкидывает новые, зачастую нетипичные, задачи. Сегодня ты можешь провести все время в довольно рутинной работе с документами или поездках в университет, а завтра — искать редкую книгу для библиотеки, придумывать, где купить связку оранжевых шаров нужного оттенка. Или планировать выезд для 40 человек на другой конец страны так, чтобы всем было интересно, и никто не остался голодным. Подобный распорядок не дает заскучать и держит в тонусе: находить решения для нетипичных проблем или пути из безвыходных ситуаций — это всегда очень весело.

ЧЕМ ХОЧЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ?

Важное для нас изменение за время существования магистратуры — улучшение позиционирования. В сравнении с первой приемной кампанией мы стали по-другому рассказывать о программе. У нас появился реальный опыт и что-то вроде «славы». И, конечно, сформировалось более точное представление о том, кого и чему мы хотим учить.

Маргарита Гребенюк

Методолог Garage Academy

КАК ПРОХОДИТ ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ?

Та часть моей работы, которая посвящена непосредственно методологии, предполагает анализ и обновление уже существующих программ. Поэтому я много времени провожу в аудитории на самих занятиях, общаясь с преподавателями и студентами. Также мы помогаем экспертам разрабатывать новые программы: для этого мы вместе определяем, какие должны быть образовательные результаты, каким мы видим нашего слушателя и как ему помочь пройти через эту программу. Но в моей рутине много и организационных задач: коррекция расписания, планирование поездок студентов в другие города.

В нашей практике есть некоторая сезонность, связанная с учебным годом. В начале первого семестра мы много времени проводим в аудитории, чтобы лучше познакомиться с первокурсниками, а преподаватели в начале чтения дисциплины тоже чувствовали от нас некоторую поддержку. В середине дня с одинаковой вероятностью можно отправиться со студентами в какую-нибудь галерею знакомиться с куратором выставки или в университет на совещание.

В офисе я часто занята работой с текстами: документы, пресс-релизы, бесконечное количество приказов, которые сопровождают учебный процесс. Коллеги из других отделов часто заглядывают к нам, чтобы обсудить какие-то изменения в расписании, программе или просто поболтать — говорят, что у нас очень спокойно.

Летом, когда начинаются каникулы (а мы ждем их совсем не меньше студентов), стартует активное обновление к новому учебному году. И, конечно, приемная кампания.

ЧТО В РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Самое классное в моей работе — это люди. Студенты, преподаватели, сама команда — все очень увлеченные и с горящими глазами. Они вдохновляют и заставляют верить, что все возможно. Даже, а может и особенно, в тяжелые времена.

Дмитрий Молодых

Методолог Garage Academy

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ И КАК ПРОХОДИТ ДЕНЬ:

Моя работа заключается в сопровождении учебного процесса — он состоит из множества разных задач. За один день я могу, например, сделать несколько договоров, собрать пару таблиц, помочь преподавателю на парах с подготовкой материалов, настройкой зума и микрофонов, затем поехать на экскурсию в Мастерские «Гаража», а вечером вернуться в офис и прописать план студенческой поездки или командировки. Это очень грубый образ, но, на мой взгляд, он достаточно точно описывает, насколько разноплановыми вещами мы можем заниматься в течение дня. Поэтому у меня нет какого-то стандартного расписания: иногда я начинаю утро в офисе с традиционных ритуалов (беру стакан воды с лимоном и маленькую шоколадку на кухне), а иногда — в образовательном центре. С этого момента рабочий день лишается какой-то понятной предсказуемости и ритуальности, превращаясь в череду интересных событий.

ЧТО В РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Мне нравится находиться в учебном процессе, но за его привычными рамками. Будучи студентом, я всегда мечтал сидеть на парах с ноутбуком, занимаясь своими делами и иногда прислушиваясь к лектору. Теперь я часто так и делаю: сижу на парах магистрантов и оформляю документы под лекции о производстве выставок. И это приятно.

Екатерина Савченко

Куратор музея «Гараж», преподаватель магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве»

ЧТО В РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Я больше всего люблю живое общение. И в моей работе как в качестве куратора, так и в качестве преподавателя, самое ценное — коммуникация с художниками и студентами: встречи, поездки, семинары, дискуссии.

ЧЕМ ХОЧЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ?

Практически сразу мы погружаем студентов в процесс выстраивания выставочных проектов. Например, курс «Управление выставочными проектами», который я веду с моей коллегой Анастасией Лесниковой (техническим директором Музея «Гараж» по выставкам — прим.), длится все два года обучения на программе, и уже с первых пар мы предметно объясняем специфику работы выставочного менеджера, рассказываем про институциональное устройство современного искусства в России, обсуждаем, что такое выставка и чем отличаются друг от друга их разные типы. И дальше, в течение двух лет, так и продолжаем двигаться от общего к частному: от анализа «карты» реализации проекта к разбору конкретных задач вроде взаимодействия с пространством, коммуникации с художниками, навыков деловой переписки, подготовки договоров и бюджетов, монтажа. Для нас важно, чтобы по окончании обучения студент не только получил точечные навыки, но и умел видеть выставочный проект как целостный организм и стратегически подходить к его планированию и реализации.

Каждая выставка — уникальная и сложная работа со своими задачами и сюрпризами. С одной стороны (по крайней мере для меня) именно поэтому ими интересно заниматься. С другой, как раз из-за уникальности, сложно представить себе какой-то универсальный и безусловный теоретический гид по тому, как успешно делать выставки. По той же причине я не верю, что организации выставок можно научить только по учебникам. Исходя из этих соображений, я и моя со-преподавательница Анастасия Лесникова стараемся давать студентам своего рода скелет из инструментов и подходов к созданию выставок, который мы выстраиваем из теоретических материалов и своего личного опыта. На него мы «накидываем» разборы кейсов, полевые занятия и встречи с практикующими специалистами в разных областях.

Саша Люлина

SMM-менеджер Garage Academy и преподаватель майнора «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику»

КАК ПРОХОДИТ ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ?

Самая трудоемкая часть — это составление контент-плана. Этот процесс требует усидчивости и собранности, зато потом он позволяет спокойно и гибко работать на протяжении достаточно длительного промежутка времени. Когда контент-план готов, я пишу по нему посты и снимаю сторис. Необходимо быть в курсе всего происходящего в Garage Academy, уметь задавать точные вопросы и быть чуткой к людям. А когда снимаешь «живые» сторис, важно оставаться незаметной и никому не мешать.

Не менее важная часть моей работы — общение с людьми. И терпение. Берешь у кого-то комментарий — спокойно напоминаешь о том, что нужно его дать. Собираешь команду на съемки контента — нужно найти удобное для всех время.

Я не езжу каждый день в офис, так что мой рабочий распорядок — это частота заходов в соцсети. Утром я публикую пост и сторис к нему, это занимает от 30 минут до часа. Потом периодически захожу отвечать на комментарии и сообщения. Когда идет монтаж выставки или еще какое-то событие Garage Academy — отправляюсь туда снимать контент. И, конечно, если соскучилась по команде и нужно тихое место для работы, — приезжаю в офис.

ЧТО В РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Самое классное в моей работе — возможность быть, как говорится, the woman behind the magic. Мне приятна некая анонимность (только те, кто пристально следят за нашей деятельностью, знают, что я отвечаю за SMM). Так что, когда люди говорят о том, что у нас классные соцсети, я очень радуюсь. Хочется задавать новый профессиональный стандарт для культурного SMM!

ЧЕМ ХОЧЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ?

Аудитория наших соцсетей — это не только узкая выборка людей, желающих к нам поступать. Хочется поднимать вопросы, которые нас волнуют: как устроено образование и работает индустрия. И мы привлекаем тех, кто тоже об этом думает, чтобы они знали: есть адекватные ребята из Garage Academy, которые хотят сделать сферу искусства более открытой и прозрачной. Наша задача — это не только продажа образовательных программ, но еще и формирование среды. Подписчикам будет гораздо проще ощущать свою принадлежность к сообществу, если они могут посмотреть литературные рекомендации от лекторов или узнать, что лежит в сумке у директора Музея Москвы и преподавателя Garage Academy Анны Трапковой. Одним словом, смогут увидеть в соцсетях не просто доску объявлений, а живых людей, которые стоят за брендом.

Мы не сакрализируем учебу и хотим, чтобы аккаунт стал местом для дискуссий. Поэтому нам важно, чтобы наш профиль работал в режиме «safe space» как для людей, которые всерьёз думают о своем образовании в сфере культуры, так и для тех, кто хочет хоть одним глазком взглянуть на культурную индустрию и только задумывается, как бы в нее попасть. И тут нам важно показать всю фактуру, а не только красивые вернисажи.

7 самых частых вопросов про образовательную программу этого года

1. БУДУТ ЛИ СТУДЕНТЫ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТАТЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ?

МАРИЯ ПОЛЬНИКОВА: На опыте мы убедились, что мы не стремимся к сотрудничеству магистрантов с иностранными художниками, потому что не надо себя помещать в рамки, в которых работают музеи и большие культурные проекты. Студенты магистратуры — это независимая команда, которая учится делать выставки. И последняя задача должна быть выполнима. К тому же, мы не забываем о факторе времени: свой финальный продукт студенты должны выпустить в течение двух лет, а не все зарубежные художники успевают вписаться в этот срок. Поэтому работа с ними по целому ряду обстоятельств кажется образовательной задачей, которая не имеет смысл — в любой стране.

2. В КАКОЙ МОМЕНТ СТУДЕНТЫ ВЫБИРАЮТ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ?

ЕВГЕНИЙ САФРОНОВ: Основное новшество для четвертого набора магистратуры — это более явное деление на траектории «куратор-менеджер». Оно существовало на программе и до этого, но теперь мы можем гораздо четче его артикулировать, потому что на подобную систему переходит весь университет. Ребята часто поступают с уже готовой идеей о том, какой трек они хотят выбрать. Дальше в ноябре магистранты переходят рубеж, когда они должны окончательно принять решение по своей специализации — это похоже на коллоквиум, где студенты перед комиссией рассказывают о выборе и аргументируют его.

3. КАКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАНИРУЮТСЯ НА ЭТОТ НАБОР?

ЕВГЕНИЙ САФРОНОВ: У нас есть накопленный за прошедшие 3 набора опыт, позволяющий оценивать успешность тех или иных образовательных находок. Особенно это видно на примере выпускных выставок: со вторым набором нам уже действительно было проще избегать тех сложностей, с которыми мы сталкивались, когда магистранты первого готовили и открывали свои проекты. Поэтому мы постепенно переходим от построения экспериментальной программы к точечной проработке того, что у нас получается классно, и отказу от тех идей, которые совсем не получились. Это не значит, что программа превратится во что-то закостенелое, но мы будем брать из своего багажа то лучшее, что у нас уже есть.

4. КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕСС ОТБОРА?

МАРГАРИТА ГРЕБЕНЮК: С самой первой кампании наш отбор состоит из двух этапов: экзамена по портфолио и собеседования. Оказалось, что ребята, которые вроде бы классно справились с первым этапом, приходят на второй, и в ходе разговора выясняется, что мы с ними совсем не подходим друг другу, нет точки соприкосновения. Это удается понять только вживую, поэтому сейчас, читая письменные работы, мы сдерживаем свою эйфорию.

МАРИЯ ПОЛЬНИКОВА: Мы понимаем, что человек мог не сам писать текст. Это никак не проверить. Может это не плагиат, но просто работа, написанная другим человеком. Ты задаешь абитуриенту вопросы по теме, а он не помнит, на какие книжки ссылался.

Также мы изменили правила поступления и теперь даем абитуриентам выбрать формат письменной работы: вместо эссе можно предложить концепцию выставочного проекта. Нам очень нравится эта идея, потому что на программе мы учим, прежде всего, делать выставки, и неплохо будет проверить трезвость взгляда абитуриента и то, как он представляет себе процесс ее создания.

5. МОЖНО ЛИ ПРИХОДИТЬ УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ ТВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОКА НЕ СВЯЗАНО С ИСКУССТВОМ?

ДМИТРИЙ МОЛОДЫХ: Нам важно понять мотивацию студента. Как правило, ее видно уже на этапе подачи заявления на поступление или на собеседовании, когда студент должен внятно сформулировать свое желание. При этом бэкграунд у всех может быть разным — на нашей программе он не станет сильной или слабой стороной.

ЕВГЕНИЙ САФРОНОВ: Нам кажется, в разности предыдущих опытов есть своя изюминка. Студент может прийти с любым образовательным прошлым, и, в связи с этим у ребят очень разнятся успехи в предметах. Например, кому-то приходится больше времени проводить в библиотеке, чтобы закрыть пробел в знаниях об истории искусства, а кому-то никогда в жизни не приходилось составлять договор или вкручивать лампочку. Прелесть в том, что мы предлагаем студентам попробовать себя в непривычной для них ситуации — но не потому, что мы вредные, а потому, что не хотим, чтобы обучение напоминало легкую прогулку по тому, в чем ты и так разбираешься.

ДМИТРИЙ МОЛОДЫХ: В конце концов, магистранты в процессе учатся друг у друга, а преподаватели помогают им правильно выстраивать свою траекторию. Каждый студент привносит в эту программу что-то свое.

6. ВЫ ТОЧНО РЕШИЛИ, ЧТО ВОЗЬМЕТЕ 15 ЧЕЛОВЕК И НИ ОДНОГО БОЛЬШЕ?

МАРИЯ ПОЛЬНИКОВА: У нас есть такая поговорка: «Нам не нужно 100 заявок на поступление, нам нужны 15 студентов, которых мы захотим учить». Многие программы гонятся за статистикой — это понятное переживание, особенно при наличии бюджетных мест. Но у нас, к счастью, есть свобода брать только тех людей, в которых мы уверены. И с каждым годом качество приема все улучшается: абитуриенты понимают, куда и зачем они идут.

ЕВГЕНИЙ САФРОНОВ: Набор может быть и меньше запланированного. Здесь важно понимать, почему мы пришли к этой цифре: такое количество позволяет магистрантам разделиться на две практически равноценные команды для работы над своими выпускными проектами. А мы на опыте выяснили, что две выставки за набор — это оптимальный вариант.

ДМИТРИЙ МОЛОДЫХ: Хочется акцентировать внимание на слове «набор» — как набор LEGO: все детали стыкуются друг с другом, и их оказывается ровно столько, сколько требуется. Наш конструктор — это выставка студентов. И если в наборе будет больше деталей, то некоторые из них окажутся невостребованными: например, у кого-то не будет своей зоны ответственности в рамках выпускного проекта.

7. ЧТО ПРОИСХОДИТ ДАЛЬШЕ С ВЫПУСКНИКАМИ?

МАРИЯ ПОЛЬНИКОВА: У нас никогда не было задачи сделать так, чтобы все выпускники пошли работать в сферу культуры. На многих программах бакалавриата и специалитета от тебя ждут преданности профессии. Понятно, откуда возникает такая эмоциональная привязка, но мы не хотим, чтобы наши ребята были обязаны применять полученные знания на практике. Мы не можем нести ответственность за происходящее со студентами и — впоследствии — выпускниками за пределами программы. Например, мы не врем, что обязательно устроим их на работу — это вообще не наша задача. Наша цель — сделать так, чтобы студент мог сам трудоустроиться.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Даниил Токарев

Фото: Дарина Белоногова

16 August, 2022