Who invented this and how it works: «Zotov» Center team

INTERVIEW

Author: Sasha Zhirnova

Photos: Varvara Toplennikova

20 February, 2024

The Zotov Center opened in Moscow in 2022 in the building of the former Bakery No. 5, which was named after the Soviet Minister of Food Industry Vasily Zotov. The cultural space introduces the audience to constructivism and attracts contemporary artists, architects, designers, photographers and researchers to its projects.

We met the center's team and asked them how best to talk to audiences about constructivism and the avant-garde, how their institution differs from others, and why in 2024 they would encourage audiences to experience avant-garde ideas.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Дарья Филиппова

генеральный директор

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

С его создания.

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Довольно стандартно — как правило, это череда встреч и звонков, иногда к вечеру вообще не хочется больше разговаривать. Если я в центре, то обязательно прохожу по каким-то его частям, захожу на выставки или на четвертый этаж, часто бываю на первом и смотрю, что происходит.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое классное, что эта работа есть — что Центр «Зотов» появился, приходят люди, узнают что-то новое вместе с нами, делают проекты, обсуждают и возвращаются. Бывает сложно все успеть и всем уделить время, все прочитать и на все ответить. Но, в целом, это обычное дело.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Люблю четвертый этаж за его деревянный потолок, изначально он был другого цвета, и я хорошо его запомнила. Он мне понравился в первый же мой визит на Хлебозавод. Приятно пройтись вдоль окон, там хороший вид, а в солнечную погоду — прекрасный свет, и создается приятное теплое ощущение.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ ЦЕНТРА «ЗОТОВ»?

В том, что мы хотим сохранять важную часть культурного наследия, но экспериментируем с форматами, чтобы делать этот процесс современным, актуальным, привлекательным для других. Еще мы очень ориентированы на создание сообщества, на коммуникацию — это важно, потому что без единомышленников невозможно транслировать знание об этом наследии, а нам хочется вовлекать и привлекать новых и разных людей.

НА ВАШЕМ САЙТЕ НАПИСАНО, ЧТО ЦЕНТР «ЗОТОВ» СТРЕМИТСЯ ПОКАЗЫВАТЬ «ЖИВОЙ» КОНСТРУКТИВИЗМ, НАХОДИТЬ НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ПОБУЖДАТЬ К ПЕРЕЖИВАНИЮ АВАНГАРДНЫХ ИДЕЙ. ЗАЧЕМ, ПО ВАШЕМУ, ЭТО НУЖНО В 2024 ГОДУ?

Многие идеи, которые мы находим в 20-х и 30-х годах являются утопическими, но восхищает и вдохновляет тот энтузиазм, с которым наши соотечественники верили в их реализацию. Сегодня мы тоже хотим мыслить креативно и пробовать воплощать самые амбициозные задачи.

Валерия Агафонова

программный директор

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Мой первый рабочий день был 1 февраля, больше года назад. У меня было приятное волнение, мне скорее хотелось познакомиться с новыми коллегами. С первого взгляда я влюбилась в небольшой, уютный офис и его огромные окна. Мне как-то сразу стало понятно, что открытие выставочного пространства в здании Хлебозавода очень символично. Сложно представить свою жизнь без культуры. Как в конце 1920-х годов была необходимость развивать пищевую промышленность и печь больше хлеба, так и сейчас нужно создавать новые культурные проекты и события.

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Расписание у меня довольно разное и зависит от подготовки выставок и событий. Я стараюсь проверить почту по дороге на работу. В первой половине дня обычно внешние встречи или совещания, а после обеда — чаще всего зумы или текущие задачи. У нас отличный офис, потому что после работы можно сходить на лекцию или в кино. Чаще всего я не успеваю заметить, как пробегает день.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое классное — это команда и необходимость придумывать новое и интересное. Несмотря на реалистичное планирование, у нас постоянно что-то происходит, появляются интересные партнеры, свежие идеи, и мы очень быстро загораемся. Сложное — уместить все наши планы в недели и месяцы.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Думаю, мой кабинет. Мы работаем вместе с исполнительным директором, Виталием Карпюком, у нас очень классная атмосфера, и он отличный «сосед по парте». Виталик заваривает чай с травами, а я обожаю чай. К нам постоянно приходят коллеги, чтобы решить какие-то вопросы, поэтому у нас всегда бодро и продуктивно. Если говорить про общественную часть, то я люблю четвертый этаж и наш книжный. Идеальная подборка книг, классные подарки и продуманный, интеллигентный дизайн.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ ЦЕНТРА «ЗОТОВ»?

Центр «Зотов» — особенное место силы и вдохновения для меня. Я правда спешу на работу каждый день. Кроме его важной и нужной миссии — исследовать и актуализировать наследие конструктивизма, — это место, которое создают увлеченные, талантливые и хорошие люди, верящие в общее дело. Мне кажется, масштабные проекты не могут существовать без вдохновения и единства мысли, равно как и основные идеи конструктивизма.

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ПЛАНАМИ НА ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ» В 2024 ГОДУ?

Я с нетерпением жду все выставочные проекты этого года. В марте мы открываем выставку «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937». Это масштабный проект, посвященный архитектуре конструктивизма, личному и общественному пространству. Полина Стрельцова, старший куратор центра, проделала колоссальную исследовательскую работу с коллегами из Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска, чтобы все состоялось. Летом мы запланировали коллаборацию с Домом радио, и это будет выставка, как вы догадываетесь, про радио. Но не только о 1920-1930-х годах, но и о феномене домов радио и их функционировании сегодня.

Прошлой осенью мы начали серию выставок, рассказывающих о личностях, связанных с конструктивизмом. И первым героем стал Александр Родченко. Следующей осенью мы запланировали проект, приуроченный к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Также нас ждут выставки-коллаборации с современными архитекторами, фотографами и студентами, которые мы теперь будем проводить на первом этаже центра.

Дмитрий Никишов

главный хранитель

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Моя работа в Центре «Зотов» началась ровно с окончанием первой выставки «1922. Конструктивизм. Начало». Мне нужно было сразу включиться в работу: участвовать в возвращении предметов музеям и владельцам, контролировать демонтаж. Было очень волнительно, я боялся не справиться с таким большим объемом, но мне все удалось.

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Мой рабочий день начинается с осмотра экспозиции: изучения состояния сохранности экспонатов. Это всегда первоочередная задача, потом уже можно выпить кофе, пообщаться с коллегами, поучаствовать во встречах, подготовиться к лекции и так далее. Нет никакой рутины, что мне очень нравится. Здесь, в «Зотове», всегда разные, порой неординарные задачи, которые с удовольствием выполняешь: от подготовки к интервью до поиска нужного музейного пылесоса.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое сложное и интересное — это как раз период между закрытием выставки и открытием следующей, когда нужно готовить большое количество документов, и все должно быть составлено правильно. Потом — возврат предметов, где нужно следить за упаковкой, перевозкой и передачей владельцам или музеям. Но в то же время — это всегда интересно, потому что общаюсь с большим количеством людей. Искусство и общение с профессионалами вдохновляет меня в этой жизни, и работа хранителем в «Зотове» полностью закрывает эту потребность.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Мое самое любимое место — это рабочий кабинет. Мне нравится наш коллектив, люди, которых я встречаю каждый день, и мое рабочее место, которое я самостоятельно украсил открытками. Но главное — это коллеги, с которыми всегда есть, о чем поговорить, посмеяться, они не откажут в помощи, если нужно.

НА ВАШЕМ САЙТЕ НАПИСАНО, ЧТО ЦЕНТР СТРЕМИТСЯ ПОКАЗЫВАТЬ «ЖИВОЙ» КОНСТРУКТИВИЗМ, НАХОДИТЬ НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ПОБУЖДАТЬ К ПЕРЕЖИВАНИЮ АВАНГАРДНЫХ ИДЕЙ. ЗАЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, ЭТО НУЖНО В 2024 ГОДУ?

Мне кажется, нам до сих пор сложно оценить тот вклад в визуальную культуру, которую внес авангард. Людям сложно понять — то, что мы имеем сегодня, не могло бы случиться, не будь конструктивизма и авангарда. Для понимания настоящего — надо хорошо разбираться в прошлом.

С КЕМ ИЗ ГЕРОЕВ ЭПОХИ АВАНГАРДА ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ПОЗНАКОМИТЬСЯ ЛИЧНО?

Даже когда я готовлюсь к лекциям, большее внимание уделяю самим произведениям искусства, а не личностям. Будучи одним из кураторов выставки «Родченко. Личное» в нашем центре, я убедился, что личность художника и его искусство не тождественны. Поэтому, скорее хотел бы посетить выставки прошлого, вернисажи, где мог бы просто наслаждаться произведениями, которые сейчас собраны в разных музеях или увидеть то, что не дошло до наших дней.

Ника Груздева

руководитель спецпроектов

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Я пришла в «Зотов» в апреле 2023 года накануне открытия второй выставки центра «Логос: голос конструктивизма». Первым специальным проектом стал музыкальный перформанс «Конструктивно о любви», который мы сделали всего за две недели вместе с очень талантливым композитором и аранжировщиком Андреем Поляковым (экс-музыкальным руководителем «Гоголь-центра») и его музыкантами на первом этаже в формате открытых репетиций. Эта работа как раз и была представлена на вернисаже в качестве интро к выставке. Ребята выбрали несколько стихотворений поэтов-конструктивистов Веры Инбер и Эдуарда Багрицкого, написали музыку, а театральные артисты Анатолий Кормановский и Мария Милешкина спели. В итоге получился очень красивый формат, который мы уже несколько раз дополняли и повторяли, и он стал в своем роде «визитной карточкой» центра.

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Рабочие дни проходят по-разному, так как моя деятельность, в основном, связана с творческими единицами и продюсированием перформативных проектов. Обычно я приезжаю к открытию центра в 11 утра и ухожу в зависимости от вечерних мероприятий. В течение дня у меня могут быть внутренние и внешние созвоны, встречи. Иногда я могу читать пьесы, сценарии для готовящихся проектов. Бывают чисто «бумажные» дни, когда я занимаюсь договорами и привожу в порядок документацию. Если запланированы показы перформансов, концертов и так далее, то контролирую монтажи и репетиции, и провожу здесь вечера и выходные, но зато по окончании блока показов могу взять выходной день среди рабочей недели. По пятницам у нас большая планерка со всеми отделами и руководством. Конечно, есть перерывы на обед и кофе.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Я бы сказала, что самое сложное, но и самое классное, — это то, что пространство не «театральное». Когда приходит новый режиссер или мы с кем-то задумываем очередной проект, я сразу предупреждаю, что как в театре не будет. Здесь очень специфическая акустика, нельзя дымить, нет кулис, штанкетов, сцены, гримерок, мало места под хранение декораций и так далее. Но с другой стороны, как раз это и заставляет проверять все принципы «конструктивизма» на прочность. Мы ищем новые форматы, отказываемся от «лишнего». Именно благодаря этому, мне кажется, и появился наш собственный стиль — стиль «Зотова».

Например, мы недавно выпустили детский спектакль с режиссером Александром Горчилиным и художницей Александрой Карпейкиной «Никак не называется, или Бим в поисках Бо» — и это прекрасный пример. Весь реквизит — это обычные предметы, которыми пользуются в центре: стремянку мы берем на время спектакля у технической службы, мобильные стенки на колесиках участвуют как ширмы в других наших мероприятиях. Вообще весь спектакль умещается в небольшой кофр, и мне это невероятно нравится, потому что это очень про конструктивизм.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Пожалуй, это кабинет №310, в котором находится мое рабочее место. У нас очень уютное пространство: комнатные растения, аромалампа и всякие разные классные арт-штуки. Мы вытягиваем карты Таро по понедельникам, приносим разные полезные перекусы, поддерживаем друг друга, ставим любимую музыку. Меня окружают хорошие люди — мои коллеги, а для меня это важное условие, чтобы назвать какое-то место любимым. У нас есть даже такое небольшое внутреннее комьюнити, которое мы называем 310 Club. Мы часто собираемся вместе вне работы, ходим в любимые бары, и по основному условию — болтаем строго на нерабочие темы. У нас прекрасное руководство, которое это всячески поддерживает.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ СТОИТ ПОСЕЩАТЬ ЦЕНТР «ЗОТОВ»?

Прелесть нашего центра в том, что каждый посетитель сможет найти для себя подходящее событие. У нас потрясающая образовательная программа, в том числе и для детей, где много интересных лекций, мастер-классов, книжный клуб и так далее. Многие мои знакомые — постоянные посетители наших кинотеатров и отдельно отмечают спецпоказы и кино-бранчи. И, конечно, основная наша деятельность — это выставки и экскурсии. Даже в редкие дни, когда нет специальных событий, всегда можно посетить одну из выставок или экскурсий.

НА КАКОЕ СОБЫТИЕ В ЦЕНТРЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Нескромно обращу внимание на события, которые делаю я. Это музыкальный перформанс «Конструктивно о любви», детский спектакль «Никак не называется, или Бим в поисках Бо», и скоро появятся театральные читки по неснятым сценариям с разными молодыми режиссерами под руководством Александра Горчилина. Также у нас есть коллаборация с театральной компанией Федора Елютина «импресарио», в рамках которой мы регулярно показываем психологический перформанс «Кто ты?». А не из моих проектов — концерты musicAeterna, для которых наш центр стал практически московской резиденцией. И еще отдельно выделю наше общее с коллегами детище — «Зотов.Weekend», где мы придумываем программу под разные важные даты и события, и концентрируем в ней наиболее удачные и новые форматы.

Стася Кроль

директор по связям с общественностью

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Со звонка программного директора центра Леры Агафоновой с хорошим предложением прошлым летом, а затем — со знакомства с молодой, увлеченной командой единомышленников. После моего расставания с фондом Ruarts, в котором я проработала 10 лет, я не предполагала, что смогу так скоро связать свою жизнь с другой институцией, но этому сотрудничеству я очень рада. Я начала с выстраивания всех внутренних рабочих процессов: разработки коммуникационной стратегии, распределения обязанностей внутри отдела, внутренней настройки и адаптации. Времени на «плавно включиться» не было.

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Рабочий день состоит из стандартного набора PR-директора: писем и сообщений, встреч и планерок, таймлайнов и медиапланов, согласований релизов и утверждений важных текстов и презентаций, быстрого обеда в офисе. Обязательная и любимая часть — спонтанные брейнштормы с коллегами из разных (почти всех) отделов.

Вообще, у меня всегда есть план на день, обычно он завязан на дедлайнах и важных задачах, которые я решаю сама или делегирую команде. «Зотов» — это большая институция, задач никогда не бывает мало, большую часть из которых мы сами себе ставим. Подготовка и запуск рекламной кампании выставок, конечно, одно из самых важных, но у нас проходят и другие мероприятия — кинопоказы и кино-бранчи, мастер-классы и детские занятия, лекции и книжные клубы, инклюзивные и другие тематические уикенды, концерты и перформансы. Вечером рабочий день не заканчивается, и если я не иду на открытия к коллегам (не забываем про нетворкинг!) или в студию танцев, могу поработать из дома, но уже в кровати.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Не столько сложное, сколько не совсем приятное занятие, — это, пожалуй, все, что связано с документооборотом. Из классного — работа в амбициозной и синергетической команде.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Наверное, наш кабинет. Мы «обуютили» его, и теперь там живет современное искусство и цветы, а на доске — смешные цитаты, которые мы собираем с коллегами.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ СТОИТ ПОСЕЩАТЬ ЦЕНТР «ЗОТОВ»?

Во-первых, это красиво. Мы работаем в потрясающем месте — бывшем Хлебозаводе №5, памятнике конструктивизма. Мощные программные исследовательские выставки и другие события для каждого, кто хочет познакомиться с конструктивизмом и авангардом или узнать о них больше через различные увлекательные форматы. Наша цель — сделать «Зотов» «третьим местом» для наших посетителей.

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО РАБОТАТЬ С АУДИТОРИЕЙ, ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЕЕ ТЕМОЙ АВАНГАРДА?

«Зотов» — институция молодая, и мы только нащупываем нашу аудиторию, знакомимся с ней и прорабатываем подходы, выстраиваем программы с учетом интересов посетителей. Используем для продвижения различные, доступные нам, каналы. Вся программа центра так или иначе сопряжена с конструктивизмом или авангардом. Но разбавляем мы ее и другими форматами. Сегодня человек придет посмотреть «Мальчика и птицу» в «Зотов.Кино», а завтра уже вернется на серьезную исследовательскую выставку об истории архитектуры конструктивизма.

Мария Колосова

smm-менеджер

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Единственного сценария моего рабочего дня точно не существует. Бывают дни, когда много работаю «за столом»: пишу тексты, верстаю, монтирую и так далее. А бывают такие, когда весь день состоит из съемок чего-либо: «кружков» в наш телеграм, фотографий мерча, просто видео, и третий вариант — много встреч. Но стабильно, каждую пятницу в 12:00, мы встречаемся на общей планерке всей командой — единственное событие, которое заранее запланировано.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Я иногда шучу, что работаю в каждом отделе понемногу — и это одновременно и самое сложное, и самое классное. Так как в соцсетях должны отображаться все события, и должно быть уделено каждому направлению «место в эфире», я много общаюсь со всеми: слежу за новинками проката в кино, знаю, когда какое событие, хожу на репетиции спектаклей, чтобы подснять небольшие видео, общаюсь с экскурсоводами и коллегами, которые ведут книжный магазин, периодически делаю макеты для постов и советуюсь с дизайнерами, насколько это хорошо сделано.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Наш офис! В центре работает очень крутая команда, и каждый день на работе — это настоящая радость и ощущение, что ты живешь в огромной семье. Иногда мы устраиваем коллективные обеды, всегда делаем сюрпризы и подарки на дни рождения, бегаем из кабинета в кабинет для обсуждения важных рабочих или смешных моментов. За это я люблю офисную работу.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ СТОИТ ПОСЕЩАТЬ ЦЕНТР «ЗОТОВ»?

Как минимум, посещение нашего центра — это отличная тренировка (кажется, за то время, что я тут работаю, я хорошо прокачала выносливость за счет хождения по нашим лестницам). Но если серьезно — для тренировки своего мозга и сердца. Мои коллеги из других отделов делают действительно очень крутые выставки и мероприятия, которые всегда позволяют узнать что-то новое, или почувствовать что-то очень важное. Я сама, работая с ними, узнаю много всего, и верю, что важно всегда находиться в состоянии поиска.

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО РАБОТАТЬ С АУДИТОРИЕЙ, ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЕЕ ТЕМОЙ АВАНГАРДА?

Честно и искренне. Думаю, вообще не так важна тема, сколько отношение, которые ты выстраиваешь с аудиторией и посетителями. Для меня единственный правильный путь — делать то, что волнует тебя самого и твою команду. Честно, без «заумства», рассказывать людям о важных событиях и раскрывать темы, которые мы затрагиваем в наших выставках, а главное — самой всегда находить интерес в своей работе и искренне стараться сделать хорошо для других.

КТО ИЗ ГЕРОЕВ АВАНГАРДА ВДОХНОВЛЯЕТ ВАС И ПОЧЕМУ?

Недавно у нас было собрание, на котором наш куратор Полина Стрельцова рассказывала о концепции новой выставки «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937». Полина всегда вдохновляюще говорит про авангард и конструктивизм — кажется, она может вдохновить этой темой даже того, кто совсем не любит эту эпоху. Она рассказывала нам про проект Ивана Леонидова «Город солнца» — это проект, который воплощает идеи архитектора об идеальном мироустройстве, где царит гармония, едининие и сотворчество художников и народа, она даже цитировала некоторые заметки из его дневников! Эта история меня очень тронула и вдохновила.

Екатерина Мозалевская

младший дизайнер

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Все началось с работы смотрителя. Я попала в «Зотов» случайно: меня позвала подруга, которая уже была смотрителем, именно от нее я впервые услышала, что открывается новый культурный центр, где набиралась команда. Поначалу я сомневалась, хочу ли снова пойти работать смотрителем, так как уже до этого имела опыт и мне хотелось чего-то большего. Но когда пришла на собеседование, меня сразу охватило чувство, что это место особенное. Так, в течение года, незаметно для себя, я побывала в должности смотрителя, экскурсовода и администратора. В один из дней я услышала, что открылась вакансия на второго дизайнера и, не долго думая, предложила свою кандидатуру. Приятным бонусом стала возможность разработать программу детских мастер-классов, которые я начала проводить с сентября 2023 года. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что не ошиблась в своем выборе и нахожусь в том месте, где меня окружает творческая атмосфера и потрясающая команда.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самым сложным для меня является этап разработки визуального языка для разного рода задач. Потому что ты понимаешь, что от того, как расположишь графические элементы, например, на афише, зависит, захотят люди остановиться и рассмотреть информацию о мероприятии или пройдут мимо. А самым классным для меня является ощущение, когда видишь результат своей работы в виде отзывов о приятном графическом оформлении или замечаешь «плоды своих трудов» в городском пространстве.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Это детский клуб, однозначно! Когда ты попадаешь в его пространство, тебя с головы до ног окутывает невероятно уютная и заряженная обстановка мастерской. Тебе не терпится взять причудливые и разные по текстуре материалы, разложить их на столе и погрузиться на пару часов в творческий поток.

ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ ВАС В СОЗДАНИИ ДИЗАЙНА ДЛЯ ЦЕНТРА «ЗОТОВ»? ЕСТЬ КТО-ТО, НА КОГО ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ?

Меня вдохновляют люди, которые со мной работают. Они ярко освещают пространство новыми идеями, которые стремятся воплотить в жизнь, идут на риски и страхи — все это невероятно мотивирует и воодушевляет создавать красоту. Не могу не упомянуть свою коллегу по «дизайн-цеху» — Дашу Осташеву, которая, в первую очередь, является прекрасным напарником, опорой, поддержкой. И еще Даша талантливейший дизайнер!

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ СТОИТ ПОСЕЩАТЬ ЦЕНТР «ЗОТОВ»?

Во-первых, это уютное и красивое место для встречи с родными и друзьями. А во-вторых, «Зотов» — это своего рода центр сплочения и объединения человека и культуры.

С КЕМ ИЗ ГЕРОЕВ ЭПОХИ АВАНГАРДА ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ПОЗНАКОМИТЬСЯ?

Я бы познакомилась с Александром Родченко. Он для меня «человек-оркестр», один из «титанов» советского авангарда. Впервые я познакомилась с его творчеством, когда мне было 17 лет. Его экспериментальный подход в фотографии так впечатлил, что я увлеклась пленочной фотографией. Я бы пригласила Александра отправиться на фотопрогулку, а после — поучаствовать в одном из наших мероприятий, в «Фотосушке».

Виктория Шаминова

менеджер по сувенирной продукции

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

С получения богатого опыта работы в режиме многозадачности, так как я пришла работать в разгар подготовки к открытию и первой выставки. Как это бывает на первых порах, нужно было проделать большую работу от выстраивания рабочих процессов внутри магазина: закупок, поиска персонала до внесения правок в образцы сувениров. Примерно первые полгода были самыми насыщенными. Сразу после открытия выставки «1922. Конструктивизм. Начало» мы должны были готовиться к следующей, «Логос: голос конструктивизма», где я уже смогла больше сфокусироваться на создании коллекций и сформировать стратегию развития. В это же время обновился дизайн нашего магазина на четвертом этаже, он стал полностью отвечать задаче концепт-стора, значительно расширилась линейка.

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

В первой половине дня я стараюсь выполнить задачи, которые требуют внимательности, такие как подготовка технического задания для дизайнера или подрядчика, написание писем в музеи, если предстоит работа с авторским правом, создание описаний для новых коллекций. После обеда я занимаюсь согласованием образцов новой продукции, посещением шоу-румов и производств, поиском новых производителей и авторов на ярмарках и тематических маркет-плейсах.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Сложно предугадать получится ли реализовать задумку или нет, порой на этапе проработки вариантов, понимаешь, что идею воплотить не получится и нужно искать другой способ.
Из приятного, конечно же создание новых коллекций, изучение материала и обсуждение идей с коллегами. Также мне нравится готовить рекламные кампании для новых продуктов, курировать съемки.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Мне нравится пространство нашего магазина на четвертом этаже, особенно, когда солнечный свет проникает в окна и освещает весь этаж.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ СТОИТ ПОСЕЩАТЬ ЦЕНТР «ЗОТОВ»?

Вся наша команда работает с большим энтузиазмом, поэтому вы обязательно это почувствуете и точно узнаете о конструктивизме то, чего раньше не знали.
И абсолютно точно найдете в нашем магазине невероятный выбор оригинальных подарков и сувениров!

КТО ИЗ ГЕРОЕВ АВАНГАРДА ВДОХНОВЛЯЕТ ВАС И ПОЧЕМУ?

Меня больше вдохновляет сама эпоха и те идеи, которые рождались в то время. Многие из них остаются авангардными по сегодняшний день, и именно открытие этих концепций и возможность донести их до зрителя, несомненно, вдохновляет.

Дарья Сеничева

продюсер отдела кинопрограмм

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Моя работа началась с отпуска. Ровно год проработав в дистрибьюторской компании, я ощутила выгорание высочайшей степени. Запланировала поход в горы, завершающий этот трудный этап, после которого договорилась выйти продюсером в отдел кинопрограмм Центра «Зотов». Так что я, находясь на горном массиве Кольского полуострова, немного (сильно) тревожилась о предстоящих для меня задачах.

Я бы сравнила начало работы в центре с прыжком в несущийся на полной скорости поезд — мне нужно было подхватить начатые механизмы, не тормозить и не дергаться, чтобы все процессы продолжались в прежнем рабочем ритме. Сейчас искренне себе признаюсь, что было очень непросто, но я справилась.

КАК УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Сложно обозначить границы рабочего дня, когда твой отдел создает механику события от идейного начала до его проведения. В целом, я бы назвала рабочий процесс «бесконечной сборкой» — как только ты сделаешь одну часть проекта, появляется другая, более сложная или маленькая, но без них процесс не пойдет дальше. День состоит из пазла задач внутри проектов, которые никогда не заканчиваются. После этих усилий приятно наблюдать как наша общая работа становится реальностью.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ И САМОЕ КЛАССНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое сложное — делать все везде и сразу. Самое классное — наша команда.

КАКОЕ ВАШЕ САМОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ»?

Красный кинозал — не часто использую по назначению, иногда заглядываю туда, чтобы созвониться или побыть в тишине за работой (или даже смотреть кино и работать). Ощущения от кинозала — это не всегда предвкушение от просмотра. Часто это про механику запуска кинопроцессов, которые сопряжены с переживаниями. Но и это тоже по большой любви.

КАКОЕ КИНОСОБЫТИЕ В ЦЕНТРЕ ТОЧНО СТОИТ ПОСЕТИТЬ КАЖДОМУ, И ПОЧЕМУ?

За время моей работы в «Зотове» мы с Полиной Прибытковой, куратором отдела кинопрограмм, успели сделать два фильма-концерта — смотрели Чаплина в сопровождении эйсид-рокера Андрея Клинга (aborigen), зарисовки Йориса Ивенса в озвучке Карины Казарян под открытым небом. Формат раскрывается в просмотре немого кино с современной озвучкой, дает новую рамку на знакомую классику. Это и эксперимент, и перемонтаж одновременно, считаю этот формат очень зрительским и важным, поэтому мы повторяем его с некоторой периодичностью.

И, конечно, параллель к выставкам — сейчас мы готовим программу под названием «Санаторий», куратором которой выступает Алиса Насртдинова. Программа не напрямую сопряжена с темой ближайшей выставки, «Работать и жить», но идет от идеи, раскрывая ее в новой форме.

КТО ИЗ ГЕРОЕВ АВАНГАРДА ВДОХНОВЛЯЕТ ВАС И ПОЧЕМУ?

Арсений Авраамов и его «Симфония гудков» — сумасшедшее запечатление звуков создает нагромождение, монотонность действия, в которое вовлечен целый город.
 Документация с воспроизведения этой симфонии похожа на восстание звуков, но никак не на оркестровую яму с разобранными партиями. В голове это монтируется и становится еще ближе к озвучиванию реальности, той, в которой мы действительно находимся.

INTERVIEW

Author: Sasha Zhirnova

Photos: Varvara Toplennikova

20 February, 2024