Where to see art apart from museums: the story of three Moscow and Saint Petersburg public collections

INTERVIEW

Author: Angela Gurtsieva

Photos: provided by the heroes of the article

10 May, 2023

A public art collection is still a rare phenomena for Russia, and that’s why it deserves a close attention. “The Gathering” has found three exceptions from this rule: the Zielinski & Rozen brand, Moscow's Amy restaurant, and Saint Petersburg’s Wynwood Hotel. Their art spaces feature the works of modern artists, which can be seen by anybody.

We asked the brands’ representatives about the collecting and decoration processes of their spaces, the risks of public exhibitions, and what stands in the middle of conducting a financial plan for art purchases.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Представитель бренда Zielinski & Rozen

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ЗНАЧАТСЯ В КОЛЛЕКЦИИ БРЕНДА?

В коллекции Zielinski & Rozen есть картины Миши Моста, холсты Люси Соловьевой и Миши Никатина (та самая обложка книги Лорри Мур, которую выпустили «Подписные издания»), работы Дмитрия Шорина («Мыло» было написано в 2010 году, когда художник буквально взорвал международный рынок), Семена Мотолянца (тоже мыло, только в брусках, невероятный холст) и Петра Швецова из серии «Бестиарий». Недавно пополнили коллекцию знаковой графикой Екатерины Рожковой «Счетная машина» — это первый калькулятор Лейбница, который хранился в Политехническом музее.

ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ОТБИРАЛИ РАБОТЫ?

Самый главный принцип отбора работ — да и в целом подход бренда к любой активности — нравится нам или нет то, что мы видим. Произведение искусства должно вдохновлять, быть в определенной степени выдающимся и знаковым. Но самое главное — от него должна исходить правильная энергия. Zielinski & Rozen живет с произведениями искусства: давно сотрудничает с молодыми и известными художниками и ювелирно интегрирует картины в каждое свое пространство, будь то шоурум или корнер, предлагая каждому гостю пережить впечатления, которые испытала команда, увидев ту или иную работу впервые. Разумеется, у нас везде глаза и уши: вдоль и поперек исследуем все галереи и ярмарки современного искусства здесь и зарубежом.

ПОЧЕМУ ZIELINSKI & ROZEN РЕШИЛИ ОБРАТИТЬСЯ К ИСКУССТВУ — КАКИМИ БЫЛИ ПРИЧИНЫ ПОМИМО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА?

Все началось с того, что мы попросили Мишу Моста сделать граффити на рольставнях в одном из шоурумов, потом он с несколькими художниками забомбил стену в офисе, после этого мы уже не могли остановиться. Дальше случился проект, реализованный совместно с Мишей, как трибьют уличному искусству Тель-Авива. Сразу в семи шоурумах в разных городах витрины превратились в окна с дополненной реальностью. Работы-трафареты, невесомые и проницаемые, сделали события внутри шоурума своей частью, превращаясь в бесконечную игру значений и смыслов. Находясь одновременно и внутри шоурума, и на улице, каждая работа стала объектом паблик-арта, а гости — ее участниками и создателями. Для нас искусство — один из способов коммуникации с клиентами. Часть ДНК бренда, символ свободы, радости и движения вперед.

ЧАСТЬ КАРТИН ИЗ АРТ-КОЛЛЕКЦИИ ZIELINSKI & ROZEN МОЖНО УВИДЕТЬ В РАЗНЫХ КОРНЕРАХ СЕТИ «ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО» В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ — ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ РАБОТЫ РАСПРЕДЕЛЯЛИ МЕЖДУ ТОЧКАМИ ZIELINSKI & ROZEN?

Произведение искусства должно идеально вписаться в пространство: по размеру, цветовой гамме, сюжету. Поэтому в офисе висят одни картины, в шоуруме в Петербурге — другие, а на Неглинной со стены на вас смотрит нежная «Любовь» Люси Соловьевой. Мы добиваемся perfect match во всех отношениях. А вот открытки с произведениями искусства из коллекции бренда можно увидеть и получить в подарок в любом корнере. Для нас очень важно делиться искусством. Выбираете любую открытку, а мы отправляем ее на указанный адрес. Хотя многие (точно знаем, не раз видели в социальных сетях даже у известных людей) ставят открытки на стол или на самое видное место в квартире.

НЕ СТРАШНО ЛИ ВЫСТАВЛЯТЬ ИСКУССТВО ПУБЛИЧНО? ОБЕРЕГАЮТ ЛИ ЕГО?

Риск — одна из составляющих жизни в любой сфере. Но покупатели бренда — точно одни из самых интеллигентных. Наши отношения основаны на взаимном доверии. Они выбирают нас — мы дарим им не только качественный продукт, но и вдохновение. К тому же, вы попробуйте вынести из магазина, например, холст размером 3 на 2 метра!

ЕСТЬ ЛИ У ВАС И БРЕНДА ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ ПО ЗАКУПКАМ?

Создание коллекции — следование вдохновению, поэтому здесь обходимся без планов.

КАКИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА ВАС ВДОХНОВЛЯЮТ?

Их немало. Одни из величайших ныне составляют музейные фонды Пушкинского и Третьяковки (бывшие собрания Морозова, Щукина, Рябушинского). Из зарубежных — коллекции Арно и Пино (прим.ред — основатели фондов Foundation Louis Vuitton и Pinault Collection), вечных антагонистов даже на поле собирательства.

КАКИЕ У БРЕНДА В ОТНОШЕНИИ ИСКУССТВА ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ?

За каждой работой стоит неповторимая и уникальная история автора. Zielinski & Rozen нравится переносить уличную культуру Тель-Авива в Москву. Нравится вешать лучшие работы современных художников там, где их видят покупатели. Нравится выстраивать свои собственные отношения с искусством. Куда это приведет — увидим!

Евгения Ужегова,

архитектор и дизайнер ресторана Amy в Москве

С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ ВАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РЕСТОРАНОМ И В КАКОЙ МОМЕНТ В НЕМ ПОЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО?

Так как я архитектор проекта, то идея с искусством пришла сразу. Она была заложена в изначальной концепции еще на стадии зонирования. Нам было важно переизобрести идею дорогого ресторана — что это такое, как он может коммуницировать с гостем, — но сделать это по-новому, так, как этого еще не было в Москве, да и в принципе в мире.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ЗНАЧАТСЯ В КОЛЛЕКЦИИ РЕСТОРАНА?

Мы хотели совместить российских и зарубежных авторов, поэтому в коллекции есть работы Трейси Эмин, Начо Карбонелла, братьев Миаз, Льва Кхесина, Нади Лихогруд, Алексея Панькина, Марии Кошенковой, Дани Антропова, Алексея Морозова и Rooms studio из Тбилиси.

ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ВЫ ОТБИРАЕТЕ ИСКУССТВО ДЛЯ РАЗНЫХ ПРОСТРАНСТВ, А ТАКЖЕ КОНКРЕТНО ДЛЯ AMY?

Для меня это сугубо эстетическая и визуальная композиция, правильные акценты в интерьере. Бывает так, что искусство подкрепляет концепцию и историю проекта, и это только в плюс, но это не всегда уместно. Иногда не хочется «передавить». Я за легкость и некую недосказанность. Но вот, к примеру, в ресторан «Ева» (прим. ред. — ресторан современной греческой кухни в Москве и еще один дизайн-проект Евгении) мы специально заказали работу у Кати Щегловой, на которой она изобразила греческих бабушек. Это добавило очень важный и трогательный штрих проекту.

ПОЧЕМУ РЕСТОРАН РЕШИЛ ОБРАТИТЬСЯ К ИСКУССТВУ — КАКИЕ ПРИЧИНЫ ПОМИМО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА?

Наш клиент — Александр Оганезов — ценитель искусства, знаток с собственной коллекцией. Поэтому он сразу проникся идеей оформления пространства ресторана. Не уверена, что это могло бы так совпасть с кем-то иным. В данном проекте получился идеальный союз.

КОГДА И С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ?

Откровенно говоря, я не преследую последние новости из мира искусства и не посещаю все выставки, которые проводятся. У меня есть друзья, которые могут отправиться в другую страну, чтобы посетить выставку. Хотелось бы сказать, что я тоже такой одержимый человек, но это не так. Меня бесконечно вдохновляет искусство, как современное, так и классическое, но именно в применении к моей профессии. Я могу взять опыт от увиденного, услышанного, прочитанного и переложить на физическое пространство, над которым работаю. Какие-то мысли уходят в закрома, на будущее, а потом, когда появляется нужный проект, то оп! — и идея пригодилась. Композиции цвета, свет с картин Да Винчи и Рембрандта, ритм, история за тем или иным объектом — все это я перекладываю на свою профессиональную деятельность. Я очень практичный человек, работаю безумно много и есть у меня такой нюанс — все должно идти для пользы дела.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС СОБСТВЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ — ИЗ КАКИХ РАБОТ ОНА СОСТОИТ?

Так как я работаю с очень большим количеством разноплановых проектов, для меня было важно оставить свой дом как белый холст, с пустыми стенами. Дома я отдыхаю. У меня есть одна большая работа художника из Кабардино-Балкарии Руслана Мазлоева — он плетет невероятные панно и скульптуры из лозы. Также висит несколько картин моих близких друзей, например, коллекционера Марии Крупновой, которая пишет на досуге. Я сама увлекаюсь иллюстрацией, и мой дом «украшает» пара моих больших работ, которые жалко задвигать в дальний угол, так как на них было потрачено много времени. Наверное, когда я построю свой дом, я размещу в нем больше искусства, но сейчас мне очень важны пространство и воздух.

ГДЕ И КАК ВЫ СЛЕДИТЕ ЗА СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?

Много чего смотрю онлайн, что-то всплывает по подборкам и рекомендациям, чем-то делятся друзья. Раньше много путешествовала, всегда посещала галереи и музеи. Я училась в Нью-Йорке, а там искусство на каждом шагу — начиная от передовых выставок и заканчивая небольшими галереями. Потом началась пандемия, появились дети, но, надеюсь, что в следующем году смогу больше путешествовать и, между делом, посещать интересные выставки.

КАКИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА ВАС ВДОХНОВЛЯЮТ?

Я не могу похвастаться тем, что являюсь знатоком частных коллекций, но по большей части я люблю классическое искусство. Мой любимый музей — это Museo Nacional del Prado в Мадриде. Если говорить о современном искусстве, то это галерея Акселя Вервордта в Антверпене и музей Dia Beacon на севере штата Нью-Йорк. У последних очень мощное собрание. К тому же, это музей, в котором нет электрического света, а источниками являются некоторые экспонаты. Наверное, мой мир разделился на до и после, когда я посетила это камерное пространство.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ ПО ЗАКУПКАМ?

Личных планов по закупкам пока что нет, но в каждый проект мы стремимся интегрировать искусство разных художников. Финансовые ограничения диктует проект. В первую очередь, надо понимать, что покупка искусства — это инвестиция, а не трата, но не все клиенты к этому готовы, и это тоже нормально. Я не обладаю снобизмом в этом вопросе. Если готовы тратиться на дорогие работы — я только за, но здесь важно не выйти за рамки общего бюджета. Когда я твердо уверена, что произведение искусства — дизайн-образующий элемент, я стараюсь убедить клиента его приобрести, сэкономив на чем-то ином. Раньше я чаще использовала работы как завершение или декор, но теперь на самой начальной стадии — эскизной — стараюсь выбирать конкретное искусство и не оставлять плейсхолдеры на потом, так как стратегически важно, чтобы в проекте, где висит даже одна работа, она «звучала» правильно.

КАКИЕ У РЕСТОРАНА В ОТНОШЕНИИ ИСКУССТВА ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ?

Было бы интересно менять экспозицию, и такие планы есть.

А У ВАС?

Мечтаю купить работу Натана Уолша. Это британский художник, который пишет в технике реализма, но в то же время не совсем. Воссоздавая городские пейзажи, он очень интересно работает с перспективой: выстраивает ее с нуля на своих полотнах и в какой-то чуть нереальной проекции. Я давний фанат его творчества, и с ним у меня связана даже небольшая милая история. Когда я училась в Нью-Йорке на очередном из своих семестров (а я так и учусь — еду на один семестр, чтобы выйти из зоны рабочего комфорта), увидела в социальных сетях, как он рассказывает о своей выставке в одной из галерей Челси. И вот я уже считаю часы до открытия, иду в кофейню в Lower East Side и натыкаюсь на него. Он был, конечно, приятно ошеломлен наличием у него российского фанклуба. Мы посидели за чашкой кофе, а вечером увиделись на выставке. Написать такие картины занимает много времени — я думаю, он пишет 1-2 работы в год, отсюда и вытекает высокая цена на его произведения. Когда у меня появится достаточно места на одну из его работ, то я ее обязательно себе подарю.

Анастасия Баранова,

основательница отеля Wynwood в Санкт-Петербурге

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ НАЧАТЬ СОТРУДНИЧАТЬ С ХУДОЖНИКАМИ КАК ОТЕЛЬ?

Искусство мне видится одной из граней настоящей заботы о госте. Многие отели относятся к этому формально, но мне эта забота кажется не менее важной, чем удобная подушка или вкусный завтрак. У нас все началось с названия отеля в честь района Wynwood в Майами — знаменитого центра стрит-арта. Первый собственный объект — мурал Покраса Лампаса «Дуализм» — нам изначально виделся неким программным заявлением и казался очень многогранным именно в контексте отеля. Это масштабная работа — высотой во все 5 этажей внутреннего двора, но одновременно и по-настоящему камерная, медитативная, если смотреть на нее из окна номера. У нас 4 разных вида из номеров — каждый со своим настроением: на величественный Казанский собор и канал Грибоедова; в просторный двор — редкий для центра Петербурга совсем не двор-колодец, а настоящий зеленый двор-амфитеатр, куда мы вписали наш второй стрит-арт объект — работу Ромы Пикса; на мурал Покраса, а также на питерское небо — если хочется абсолютной визуальной тишины.

Коллекцию мы собираем постепенно — так происходит в частных домах коллекционеров. В отелях это тоже редкость — большинство уже открываются с подобранным искусством. Мы же сначала сделали отель, потом начали наполнять его искусством, проводить выставки в партнерстве с галереями, сотрудничать с институциями (ГЦСИ, «Манеж»), запустили свою программу арт-резиденций с куратором Анной Заведий.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ЗНАЧАТСЯ В КОЛЛЕКЦИИ ОТЕЛЯ?

На данный момент в коллекции Wynwood 22 автора, но даже завтра их может быть уже больше. Как минимум мы хотим прийти к тому, чтобы художников было не меньше, чем номеров в Wynwood — 38. Сейчас у нас есть номера с работами Вари Чельцовой «Кошки среди нас», Ульяны Подкорытовой — из серии «Будь, что не бывает», Максима Има «Невидимые котики уснули в ладошках», A.D.E.D. «Normal life assistant», Светы Исаевой «413», Александра Дашевского — из проекта «Частичные утраты», Ильи Федотова-Фёдорова «Эритроцит», Лизы Бобковой «Лежу я под сияющим деревом, думаю о тебе, о себе, о тебе, о себе, о себе», Евгении Дудниковой «Земля, окруженная вселенной», Милены Стрелковой «Солнце», Ники Черняевой — диптих «Птицы», есть литографии Аси Маракулиной, лентикулярные принты Саши Фроловой, фотографии Анны Хорошевой (проект 11copies), ковер Дмитрия Гусара и ковер Ромы Пикса «6000 км».

К граффити Ромы Пикса и Покраса Лампаса буквально недавно добавилось еще одно — от Кирилла Снуппа. По результатам резиденции у нас появились невероятно красивые работы из стекла Милены Стрелковой, графика Насти Чермантеевой и работы Полины Майер. Их можно сейчас увидеть на нашей выставке, которая работает круглосуточно. Она начинается у reception и поднимается вверх по лестнице — условно этот жанр можно назвать staircase gallery, когда выставку можно пройти сверху вниз или снизу вверх.

ПОМОГАЕТ ЛИ ВАМ В ПОДБОРЕ РАБОТ КТО-ЛИБО?

Уже 4 года мы работаем с арт-консультантами Катей и Мишей Аркинд. С ними мы сделали первую большую выставку «Со-отношения», которую курировала Вера Мартынов. Она отобрала 50 произведений — от скульптуры и живописи до фотографии 25 художников. Партнерами этой выставки были петербургские и московские галереи Anna Nova, Marina Gisich Gallery, FotoDepartament.Gallery, Бюро «Гамаюн» и 11.12 Gallery.
Сотрудничество с Анной Заведий, которая сейчас курирует арт-резиденции, тоже началось с придуманной ей выставки «Housekeeping».

НЕ СТРАШНО ЛИ ВЫСТАВЛЯТЬ ИСКУССТВО ПУБЛИЧНО? ОБЕРЕГАЕТЕ ЛИ ВЫ ЕГО?

Да, на время выставок мы страхуем все искусство, которое находится в общественных зонах, где есть видеонаблюдение. Полноценно застраховать все работы в номерах скорее всего не получится по условиям страховой компании. Но за шесть лет работы отеля у нас был единичный случай незначительной порчи нескольких работ в одном из номеров. Нам их затем отреставрировали в Академии Штиглица. Это тоже было важным опытом; появилось понимание того, что буквально в пяти минутах есть уважаемая институция, куда можно обратиться с такими вопросами.

КОГДА И С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ?

С выставки «Со-отношения». Первый предмет в свою собственную коллекцию я купила как раз на ней — это была работа Славы ПТРК «Главная по пляжу» из 11.12 Gallery. Мне показалось, что она про меня — я же тоже немного главная в отеле.

КТО ЕЩЕ ЕСТЬ В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ, КРОМЕ СЛАВЫ ПТРК?

Я еще не созрела до того, чтобы называть это коллекцией, однако дома у меня, действительно, есть искусство. Из последнего: керамическая работа Светы Исаевой, а также ее графика. Две работы Веры Мартынов — одна из них довольно большая и занимает почти всю стену. Есть работа Ромы Бантика, ироничные картины Виктора Забуги, графика Лизы Бобковой, акварель Вари Чельцовой, фотографии Анны Хорошевой (проект «11copies»). Во время пандемии я купила эстамп Шишкина–Хокусая, но пока его не оформила — присматриваю место в квартире. В целом, я покупаю то, что отзывается, c чем у меня есть ассоциации. Например, работа Ромы Бантика для меня про возвращение в детство, когда мальчики тоже что-то постоянно плавили. Работа Веры Мартынов создавалась на моих глазах — я часто бывала в ее мастерской. Кроме того, она была сделана на холсте из Харовска — это мой родной город. И так со всеми работами — у каждой есть какая-то собственная история.

ГДЕ И КАК ВЫ СЛЕДИТЕ ЗА СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?

Я подписана в соцсетях на российские галереи, которые мне интересны. Например, Рому Бантика я увидела у Сони Симаковой (проект Sample). Через месяц работа была у меня. Также, по возможности, я посещаю выставки и ярмарки вживую, езжу на Венецианскую биеннале И Миланскую неделю дизайна.

КАКИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА ВАС ВДОХНОВЛЯЮТ?

Коллекция Пегги Гуггенхайм. Пусть это прозвучит наивно, но я твердо решила собирать коллекцию для Wynwood именно после знакомства с ее коллекцией в Венеции. Приятно, что большие имена современного искусства есть и у нас в Музее Людвига в Мраморном дворце, а в Эрмитаже — импрессионисты из коллекций Морозовых и Щукина.

КАКИЕ У ОТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ИСКУССТВА ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ?

Мы начали цикл резиденций с предоставлением мастерской — для нас это новая история. Мастерская находится не в Wynwood, но тоже на набережной канала Грибоедова, в нашем новом проекте Hideout. Надеюсь, уже в следующем году в каждом номере отеля будет свой предмет современного искусства — мы к этому стремимся.

С Катей и Мишей Аркинд мы сейчас собираем отдельную коллекцию в один из номеров, который мы пока условно называем «историческим». Это будет целая стенка на 20-30 небольших работ, связанных с городом и нашим окружением. Пока можем точно сказать, что старейший предмет в коллекции отеля датируется 1808 годом, и его мы купили на аукционе. Это гравюра с планом площади Казанского собора, который тогда только строился, и на другом берегу канала уже можно увидеть здание, в котором сейчас находится Wynwood. Внешне оно совсем не изменилось за 215 лет — по этой гравюре можно пересчитать окна наших номеров, выходящих на Казанский.

Летом мы планируем совместную выставку с Deep List, а также издание собственного журнала, в котором будет гид по городу и навигация по коллекции отеля. А еще скоро мы представим свою первую серию editions по мотивам граффити Ромы Пикса. Надеюсь, сможем реализовать все запланированное!

INTERVIEW

Author: Angela Gurtsieva

Photos: provided by the heroes of the article

10 May, 2023