Кто собирает искусство: коллекция Марии Крупновой

Коллекционеры

Автор: Марина Анциперова

Фото: Дарина Белоногова

20 January, 2023

Побывали дома у арт-дилера и основательницы телеграм-канала DailyPlease Марии Крупновой. Изучили ее коллекцию объектов, картин и даже винных пробок, а заодно успели поговорить, кажется, обо всем: о том, как интересно быть коллекционером, о хорошем дизайне как залоге счастливой жизни в пространстве, об умении отпускать и случайности как начале чего-то нового.

ПОМНИШЬ, КОГДА У ТЕБЯ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ КУПИТЬ ИСКУССТВО?

Не сразу. Если в мире существует что-то красивое, то мне не нужно, чтобы этот предмет находился у меня дома — я все равно считаю его своим. В детстве, когда я листала журналы или книги, посвященные крупнейшим музейным коллекциям (спасибо дедушке!), то думала: «О, это же Берта Моризо, моя родная. И кувшинки Моне — тоже мои».

Кроме того, еще в юности мне дарили работы наши локальные художники, и я их храню до сих пор.

Позже, когда я училась на журфаке и уже работала в издательствах (Hearst Shkulev Media, Condé Nast — прим.ред), начала читать AD и Elle Decoration. И думала, что когда-нибудь сотворю дизайнерский интерьер и в своей квартире. Полагаю, это работает так: ты взрослеешь, приобретаешь новые знания и опыт, у тебя меняются потребности, в том числе те, которые определяют облик и вид твоего жилища. Это все друг на друга нанизывается: культурный багаж и насмотренность растут. Чем дальше, тем больше накапливалось интересных предметов и желаний.

ТЫ ГОВОРИШЬ, ЧТО НА КАРТИНКУ С КУВШИНКАМИ СМОТРЕЛА, ДУМАЛА, ЧТО ОНА ТВОЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ФИЗИЧЕСКИ ОНА НАХОДИЛАСЬ В ДРУГОМ МЕСТЕ. А ВОТ НА ЛЮСЮ СОЛОВЬЕВУ ТЫ ПОСМОТРЕЛА И ЗАХОТЕЛА, ЧТОБЫ ОНА БЫЛА ТВОЯ И С ТОБОЙ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Наверное, такой первый момент «хочу!» произошел лет 10 назад, когда я просто поняла, что мне действительно нужно, чтобы у меня дома висели картины. Тогда же я задумалась о том, сколько они стоят.

А КАКОЙ БЫЛА ПЕРВАЯ ПОКУПКА ИСКУССТВА?

Первые объекты коллекционирования пришли как подарок, а не покупка. Мне очень много дарили и продолжают дарить. Я существую в мире энергетического обмена: нужные вещи сами приходят ко мне. Иногда так интересно складывается, что произведения художников могут остаться у меня на время или навсегда благодаря случайностям. Например, так получилось с картиной «Ириска» Димы Распопова. Мы снимали квартиру для Elle Decoration, и в какой-то момент Дима сказал «пусть она поживет здесь». И уже больше двух лет картина со мной.

ТЫ ЕЕ ОТДАШЬ, ЕСЛИ ОН ПОПРОСИТ?

Конечно. Более того, коллекцию нужно и можно менять. Большую часть работ я покупаю не для себя. Случается, работы остаются у меня на какой-то период. Они проникаются моей энергией и уходят к коллекционерам уже «напитанными».

  • Гаяне Аветисян
    Гаяне Аветисян "Dreams and reality series №2"
  • Рисунок архитектора Жени Ужеговой. Один из двориков в Cтолешниковом переулке
    Рисунок архитектора Жени Ужеговой. Один из двориков в Cтолешниковом переулке
  • За дверью — картина Распопова, «Ириска»
    За дверью — картина Распопова, «Ириска»

Картина Люси Соловьевой «Электроовца»

РАССКАЖИ, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ В КОЛЛЕКЦИИ?

Один из первых моих объектов — работа из серии Sitius! Altius! Fortius! художницы Маши Агуреевой. На мой взгляд, это один из лучших образчиков современного искусства не только в плане фантазии, но и продакшена. Каждая картина — это изначально фотография девушки, тело которой (как боди-арт) расписано в стилистике Дейнеки. Маша вдохновлялась его произведениями, а также работами Александра Самохвалова, сюжетами раннего СССР.

Расписанных девушек фотографировали, потом эти фото художница наносила на специальную плитку, и под воздействием температуры изображение оставалось на ней — это техника UV печати. Кстати, картина из плитки получилась такая тяжелая, что стоит на полу. Когда рабочие пришли ее вешать, то сказали «либо картина, либо стена». Сейчас есть мечта о новой квартире со стеной, куда ее точно можно будет повесить.

Работа сначала висела в отеле Moss, и так получилось, что спустя годы она добралась до меня в качестве неожиданного подарка на день рождения. У меня очень часто бывает в жизни так: я что-то себе загадываю или смотрю на тот или иной предмет с мыслью «было бы здорово, если бы он оказался у меня». Спустя время это происходит.

Я люблю легкость. Мне кажется, для коллекционера она очень важна. Еще я очень верю в то, что предметы бывают твои и не твои. Часто какое-то произведение «уходит», и ты думаешь: «Боже мой, оно ушло навсегда, оно пропало из моего поля». А потом вдруг покупатель от этого объекта отказывается, или работа каким-то другим образом возвращается к тебе, и ты понимаешь — этот предмет мечты был точно твой.

Недавно у меня был диалог с приятельницей-коллекционером. К ней так попала Дуня Захарова. Она мечтала о знаковой работе с последней Cosmoscow, но картина была занята. Спустя какое-то время человек, который «купил» картину, уехал за границу, не внес аванс и пропал с радаров галереи. Так она и приобрела эту работу.

У ТЕБЯ НА КУХНЕ ЕСТЬ КАКАЯ-ТО УДИВИТЕЛЬНАЯ ПЛИТКА, КОТОРАЯ ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ?

Да, мне проектировали квартиру Лида Микаелян и Юля Селиванова из DESIGN-WOW. Мы еще на этапе строительства договорились добавить в дизайн комнат объекты современных художников. Фартук на кухне — это самостоятельное произведение искусства, где каждая плитка, созданная по эскизам девушек, выпечена отдельно. Так мы подчеркнули ранее существовавший в кухне камин.

Под фартуком стоит фруктовница «Шузбекистан» из сервиза Ольги Шурыгиной, я купила ее в LOBBY. Правда там хранятся не фрукты, а редкие или памятные пробки от коллекционного алкоголя. В гостиной у меня роль объекта искусства по праву принадлежит стеллажу из алюминия, который создали ребята из «Квадраттруба». Он очень красивый, парящий, настолько эффектный, что на него можно даже ничего не ставить, хотя со временем, конечно, он обрастает и книгами, и вазами. Это сложная конструкция: стеллаж выступает из стены ровно на такое же расстояние, на которое заходит вглубь, чтобы там удержаться. Работы по его установке растянулись на несколько суток: стену штробили, чтобы его туда поместить, и за это время мы познакомились со всеми соседями, с которым не были знакомы раньше.

В гостиной есть гипсовая розетка, символизирующая каплю воды — я очень люблю плавать. Считаю, что без водной стихии и особой текучести в жизни нам никуда, поэтому на потолке создан такой портал связи с космосом. У меня в принципе очень много скругленных стен – специально, чтобы энергия по квартире вращалась правильно.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ В ТВОЕМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ ИЛИ ПОДХОДЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ РАЗДЕЛЕНИЕ НА ДИЗАЙН И НА ИСКУССТВО? РАНЬШЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ЕСТЬ СТУЛ, ЧТОБЫ СИДЕТЬ, И КАРТИНА, ЧТОБЫ СМОТРЕТЬ, А ТЫ С ТАКИМ ТРЕПЕТОМ ГОВОРИШЬ И ОБ ОДНОМ, И О ДРУГОМ, ЧТО КАЖЕТСЯ, У ТЕБЯ ВСЕ ИЗ ОДНОЙ ВСЕЛЕННОЙ.

Абсолютно. Человек эволюционирует: мы все учимся, читаем, общаемся друг с другом. Качество жизни каждого определяется буквально тем, на чем он сидит и на что смотрит. Жизнь коротка, и осознанные люди задумываются о том, где они находятся, что вокруг них и внутри. Панели на стенах — оммаж итальянскому художнику Энрико Кастеллани. Я окружаю себя таким дизайном, который может соперничать с искусством, либо сам по себе им являться. Такой подход оказался очень верным в пандемию, потому что мне было уютно в квартире.

Я ЗАМЕЧАЮ, ЧТО ТУ ЖЕ КАРТИНУ ЛЮСИ СОЛОВЬЕВОЙ ТЫ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕШЬ, КОГДА ДЕЛАЕШЬ ПОСТЫ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ. ТВОЯ ЛИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ ПОЛЕЗНА ДЛЯ РАБОТЫ?

Удивительно, я про это никогда не думала. Картина висит у меня на кухне, это не такое интимное пространство, как спальня, поэтому нередко становится фоном моих фотографий. В квартире всегда много живых сезонных цветов, и так получилось, что они стоят «под Люсей», поэтому картина часто попадает в кадр. Я не гонюсь ни за подписчиками, ни за славой, мне кажется, это скорее помогает общаться с теми, кому интересны подобные вещи.

  • Картина Марии Агуреевой из серии Sitius! Altius! Fortius!
    Картина Марии Агуреевой из серии Sitius! Altius! Fortius!
  • Картина Марии Агуреевой из серии Sitius! Altius! Fortius!
    Картина Марии Агуреевой из серии Sitius! Altius! Fortius!

Я ТОЖЕ СОГЛАСНА, ЧТО МЕДИА ТАКОЕ СРЕДСТВО, ЗАДАЧА КОТОРОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОЧЕНЬ ПРОСТОМ: ЧТОБЫ ЛЮДИ ПОНЯЛИ, ЧТО ОНИ НЕ ОДИНОКИ.

Именно поэтому я подписана на «Объединение» и на другие каналы про искусство.

КОГДА ТЫ ВЫБИРАЕШЬ КАРТИНУ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ КОГО-ТО, ТЫ СМОТРИШЬ НА НЕЕ РАЗНЫМИ ГЛАЗАМИ?

Я всегда выбираю как себе. Для меня других глаз на этапе отбора не существует. Скорее есть очень важный нюанс — я знаю все про человека или компанию, которым отправится картина. Но больше всего я доверяю своему вкусу, поэтому никогда не куплю то, что мне не нравится, не вступает со мной в резонанс, не «щелкает». И никогда не стану советовать то, что не купила бы сама.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ РОДСТВО ВКУСОВ ДЛЯ ЛЮБОГО ПАРТНЕРСТВА.

Да, естественно.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ВИШЛИСТ?

Да! У меня есть незакрытый гештальт — Матье Леаннер, он идеальный пример художника и дизайнера одновременно, потому что те объекты, которые он делает, — абсолютные произведения искусства будь то стол, стул или знаменитые тарелки из коллекции 50 Seas, которые торгуются на Christie’s. У меня была мечта иметь тарелку с Балтийским морем — застывшие фарфоровые волны, переносящие шум моря в комнату.

Несколько лет назад в Лондоне на выставке All Too Human было очень много Бэкона, Фрейда и в самом конце — художница Дженни Севилл. Я увидела ее картину Reverse (довольно агрессивную, кстати) и захотела ей обладать.

А вот Шагала я себе домой не хочу, потому что считаю, что для него есть музей.

Я ТОЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ, КАК МОЖНО ОБЕДАТЬ И СМОТРЕТЬ, УСЛОВНО, НА МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ НАД КУХОННЫМ СТОЛОМ. СКАЖИ, ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ КАКОЙ-ТО БЮДЖЕТ, КОТОРЫЙ ТЫ РАЗРЕШАЕШЬ СЕБЕ ТРАТИТЬ НА ПОКУПКИ ИСКУССТВА ИЛИ ЭТО ВСЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ СТИХИЙНО?

Стихийно. Если мне что-то очень-очень понравилось, то я это куплю или загадаю. При этом переживать, что от меня та или иная картина ускользнула, не буду. Но когда меня просят найти что-то в определенном бюджете, то, разумеется, плаваю в этих рамках.

ДАЙ ТРИ СОВЕТА НАЧИНАЮЩИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ.

Если влюбились в какую-то работу в моменте, не откладывайте покупку. Случайность иногда может стать началом чего-то удивительного. Второй совет — покупать только то, что нравится. Третий — не бойтесь расставаться с картинами и вещами. Это процесс энергообмена с миром. Что-то уходит, что-то приходит.

Быть коллекционером — это очень интересно. Это значит впускать в свое пространство видение и вдохновение других людей, жить с ними.

Коллекционеры

Автор: Марина Анциперова

Фото: Дарина Белоногова

20 January, 2023