Приглашаем в гости: что в коллекциях у команды Объединения?
09 January, 2023
В 2022 году мы много писали про коллекционеров разного масштаба. Общая увлеченность покупкой искусства сказывается, конечно, и на команде. Практически у каждой из нас в Объединении есть своя коллекция, а кто-то — вдохновляется опытом коллег и уже планирует, что приобретет в ближайшее время.
В начале 2023 года мы решили рассказать про работы из своих домашних собраний и, тем самым, показать на своем примере, что коллекционирование — это интересно и доступно каждому.
Аня Мерман
основательница Объединения
Всего в моей коллекции около 130 работ. Я начала что-то покупать в 2016 году, более активно с 2020, но более осознанно, как мне кажется, только с 2022. Начала вести учет коллекции и читать истории коллекционеров, разбираться, почему люди вообще собирают искусство, более внимательно относиться к тому, что меня цепляет и почему именно это. Кажется, стала делать меньше ситуативных покупок, чтобы откладывать деньги на что-то большое.
Кстати, у самой нашей галереи тоже есть своя небольшая коллекция! Около 15 работ, которые в разное время дарили художники, с кем мы работали.
Иногда что-то покупается в момент, когда видишься с художником: так, мы приходили за работой к Вике Кошелевой, а пока болтали, не могли оторваться от тиражной графики, что висела у нее на стене — забрали и ее. Чаще всего я покупаю работы сама, но иногда прошу мужа подарить мне искусство на какой-то праздник: например, так у меня появилась невероятная литография Александры Паперно из галереи shaltaiboltai, о которой я долго мечтала.
О чем коллекция — самый большой для меня вопрос. Одно время казалось, что у меня одни абстрактные работы, но, когда я собрала все в одну папку, поняла, что все наоборот — в коллекции много фигур и лиц. Каждый раз думаю, почему выбираю купить именно эту работу, а не иную. Но сформулировать в одно предложение, о чем все это, я не могу. Пока рефлексирую о каждой работе по отдельности. Например, работа Ани Таганцевой-Кобзевой, которую мы на днях повесили на стену, для меня не только про чувственность и хрупкость, но и про какой-то поиск укрытия, а для мужа она про ветер и слезы.
В квартире в Москве у меня был шкаф для хранения искусства и на стены я ничего не вешала (пару графических работ были прикреплены скотчем), ставила только скульптуры на стол. А потом я переехала в Париж с частью своей коллекции. Муж сразу решил, что есть гвозди, значит, все надо вешать — так и началось. Это было для меня открытием — видеть работы ежедневно в разных состояниях. Наконец я сама поняла, какой это кайф оформить работы в рамы с хорошим стеклом, выбрать им место в пространстве. То, что было рабочим процессом для клиентов галереи — стало для меня самой большим открытием и радостью. Недавно мы переехали и сейчас в квартире висит или стоит 15 работ! Раньше я бы сказала, что это слишком много, но сейчас рада такому наполнению. В какой точке пространства ты бы ни находился, обязательно смотришь на какую-то работу.
Марина Анциперова
главный редактор журнала Объединения
У меня около сорока произведений молодых художников, и в основном это подарки, доставшиеся мне от друзей или самих художников в благодарность о нашей с ними работе. Я люблю размышления о материале: теле и телесности, а еще собираю объекты и очень люблю керамику. Мечтаю сейчас продолжить линию маленьких скульптур и купить Хомича, Лихогруд, Бродач. Главные вещи нашли свое четкое место в доме, и даже не представляю, что смогу их переставить.
Хочется верить, что на необитаемый остров смогу взять лебедя Дианы Капизовой — каждый раз как вижу его, он поднимает мне настроение.
Саша Жиленко
PR и коммуникации Объединения
Работа с искусством и близкая дружба с Аней Мерман вдохновили меня начать собственную коллекцию. Пока в ней 31 произведение: это пара холстов, принты, графические работы, одна скульптура и несколько объектов. Все началось в 2019 году с подарка Миши Никатина — маленького холста с узнаваемым фикусом. Сейчас мы с ним шутим, что у меня самая большая коллекция его самых разных работ, в старости продам на аукционе (никому не отдам, конечно).
Первая работа, которую я купила сама — это тиражный принт Ромы Манихина. Мне кажется, он задал тон всей коллекции: она такая немного сказочная, все работы как из сна, как обрывки воспоминаний.
Обожаю, когда мои друзья других профессий дарят свои работы, часть тоже висит на стенах: Наташа Кудрявцева нарисовала для меня натюрморт, Соня Гройсман сделала икебану, Ксюша Скосырских подарила принт своей фотографии.
В моей спальне регулярно меняется экспозиция, вешаю на пластилин тиражные работы по настроению. Недавно я даже пыталась сделать это во сне: встала с кровати, и в полудреме пыталась снять со стены принт Никиты Лукьянова. Не вышло.
Я мечтала о серии работ Алисы Гвоздевой, и вот одну из них мне недавно подарила Аня на день рождения — один из самых чутких подарков в моей жизни, с особым для меня смыслом. Очень хочется тиражную работу Виктора Пивоварова, и еще хочется влюбиться в какую-нибудь скульптуру и заполучить ее в коллекцию. В последнее время думаю о голубе JW Anderson — это и сумочка, и арт-объект.
На необитаемый остров я бы взяла портрет моей собаки Дейзи, который сделал Миша, — он будет напоминать мне о доме, и о всем, что я очень люблю.
Настя Лобачёва
редактор журнала Объединения
Моя коллекция началась тогда, когда я плотно занялась искусством и решила изменить свою профессию. По сути, она ознаменовала мой переход! Толчком послужила одна из лекций Ирины Кулик, которая проходила в рамках моего обучения, где она сказала простую, но важную мысль о том, что мы уже сейчас можем поддерживать друг друга, а начинающие кураторы и арт-критики могут покупать искусство у своих же одногруппников-художников.
До покупки искусства у одногруппников, в итоге, у меня не дошло, но мысль о том, что искусство вполне себе доступно, — в меня поселилась, и я самостоятельно начала подписываться на разных художников, спрашивать у них цены в Директе, интересоваться, сколько стоят их работы. В порыве такого ресерча я, например, купила маленькие работы Миши Добровольского из Воронежа, которые тогда были ну очень бюджетными! Сейчас считаю это супер-удачей и очень радуюсь за то, как цены на работы Миши выросли.
Постепенно я поняла, что моя коллекция не имеет какой-то определенной направленности. Я не могу сказать, что она посвящена одной теме, хотя, учитывая количество произведений с собачками, может, это оно и есть! (шутка) Но, скорее, это отражение меня и моей жизни. Например, после 24 февраля я купила в галерее Myth две работы — Алины Глазун «Небо чистое» и Лизы Бобковой «Надежда раны все излечит». И они абсолютно точно про то, что я переживала в те дни.
Сейчас в Тбилиси я часто покупаю то, что ассоциируется у меня с этим периодом. Синяя собаку Балу на фоне традиционного орнамента: на картине она типично грузинская — полненькая и довольная! Домик с облачком Маяны: мне это напоминает мультик «Вверх!» — тоже хочу иметь возможность с легкостью на воздушных шарах или облаке перелетать вместе со своим домом в разные места. Ангелов Полины Коваль можно встретить по всему Тбилиси, а один из них — у меня дома! Или работы Алисы Горшениной с женщиной-птицей, у которой стрелы в груди — так я себя ощущаю весь год.
На необитаемый остров меня бы не взяли, потому что абсолютно точно выбрать что-то одно — я бы не смогла. Ведь, уезжая из Питера, я забрала с собой всю коллекцию не только искусства, но и 8 больших коробок с книгами и пластинками.
Ира Нетбай
менеджер галереи
У меня в коллекции 7 произведений: половину купила у художников или на маркете, одна — досталась в подарок, а две картины написала сама! В том числе, одну керамическую скульптуру мы сделали совместно с Надей Лихогруд.
Я никогда не задумывалась, о чем моя коллекция, но, скорее всего, она про цвет и про меня. Я очень люблю цвета и сюжеты, думаю, медиумы здесь вторичны.
Пока никогда не пыталась ничего перевесить, но объекты регулярно переставляю! Очень хочу, чтобы в будущем размер коллекции позволял заниматься дома переэкспозицией.
На необитаемый остров, безусловно, возьму фигурки Нади Лихогруд, напоминающие о доме и о самой себе, чтобы никогда это не терять.
В коллекцию мечтаю приобрести Машу Королеву, Машу Лам и Алису Гвоздеву!
Аня Емельянова
стажер
С каждым годом коллекция становится все больше, и, надеюсь, ее пополнение не прекратится. Сейчас у нас около 100 работ. Не знаю, много это или мало, но мы продолжаем называть ее небольшой семейной коллекцией искусства.
Наверное 95% работ мы приобрели самостоятельно или подарили друг другу с мужем.
Коллекция про нас, про наш взгляд на мир, события, людей, про жизнь вокруг. Поэтому ее стиль постоянно меняется. Например, приобретенные за последний год работы, в основном, отражают политическую ситуацию в стране. Мы как будто документируем все для себя, может в этом и есть ее смысл?
Мы никак не можем согласовать между собой с мужем развеску. Поэтому большинство работ пока хранится в шкафу, а холсты расставлены по всему дому.
На необитаемый остров однозначно возьмем наш защитный тотем — Ягуара Группировки ЗИП.
Мечтаем о том, чтобы коллекция продолжала жить.
09 January, 2023