Где смотреть искусство помимо музеев: история трех публичных коллекций Москвы и Петербурга
Публичные коллекции современного искусства — для России пока редкость и оттого заслуживают пристального внимания. «Объединение» поговорили с тремя исключениями: брендом Zielinski & Rozen, московским рестораном Amy и петербургским отелем Wynwood. В их пространствах представлены произведения современных художников, с которыми может ознакомиться любой желающий.
Мы расспросили представителей брендов о том, как происходит пополнение их коллекций и оформление пространств, какие риски существуют при публичном экспонировании работ и исходя из чего строится финансовый план на покупку различных произведений.
Представитель бренда Zielinski & Rozen
КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ЗНАЧАТСЯ В КОЛЛЕКЦИИ БРЕНДА?
В коллекции Zielinski & Rozen есть картины Миши Моста, холсты Люси Соловьевой и Миши Никатина (та самая обложка книги Лорри Мур, которую выпустили «Подписные издания»), работы Дмитрия Шорина («Мыло» было написано в 2010 году, когда художник буквально взорвал международный рынок), Семена Мотолянца (тоже мыло, только в брусках, невероятный холст) и Петра Швецова из серии «Бестиарий». Недавно пополнили коллекцию знаковой графикой Екатерины Рожковой «Счетная машина» — это первый калькулятор Лейбница, который хранился в Политехническом музее.
ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ОТБИРАЛИ РАБОТЫ?
Самый главный принцип отбора работ — да и в целом подход бренда к любой активности — нравится нам или нет то, что мы видим. Произведение искусства должно вдохновлять, быть в определенной степени выдающимся и знаковым. Но самое главное — от него должна исходить правильная энергия. Zielinski & Rozen живет с произведениями искусства: давно сотрудничает с молодыми и известными художниками и ювелирно интегрирует картины в каждое свое пространство, будь то шоурум или корнер, предлагая каждому гостю пережить впечатления, которые испытала команда, увидев ту или иную работу впервые. Разумеется, у нас везде глаза и уши: вдоль и поперек исследуем все галереи и ярмарки современного искусства здесь и зарубежом.
ПОЧЕМУ ZIELINSKI & ROZEN РЕШИЛИ ОБРАТИТЬСЯ К ИСКУССТВУ — КАКИМИ БЫЛИ ПРИЧИНЫ ПОМИМО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА?
Все началось с того, что мы попросили Мишу Моста сделать граффити на рольставнях в одном из шоурумов, потом он с несколькими художниками забомбил стену в офисе, после этого мы уже не могли остановиться. Дальше случился проект, реализованный совместно с Мишей, как трибьют уличному искусству Тель-Авива. Сразу в семи шоурумах в разных городах витрины превратились в окна с дополненной реальностью. Работы-трафареты, невесомые и проницаемые, сделали события внутри шоурума своей частью, превращаясь в бесконечную игру значений и смыслов. Находясь одновременно и внутри шоурума, и на улице, каждая работа стала объектом паблик-арта, а гости — ее участниками и создателями. Для нас искусство — один из способов коммуникации с клиентами. Часть ДНК бренда, символ свободы, радости и движения вперед.
ЧАСТЬ КАРТИН ИЗ АРТ-КОЛЛЕКЦИИ ZIELINSKI & ROZEN МОЖНО УВИДЕТЬ В РАЗНЫХ КОРНЕРАХ СЕТИ «ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО» В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ — ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ РАБОТЫ РАСПРЕДЕЛЯЛИ МЕЖДУ ТОЧКАМИ ZIELINSKI & ROZEN?
Произведение искусства должно идеально вписаться в пространство: по размеру, цветовой гамме, сюжету. Поэтому в офисе висят одни картины, в шоуруме в Петербурге — другие, а на Неглинной со стены на вас смотрит нежная «Любовь» Люси Соловьевой. Мы добиваемся perfect match во всех отношениях. А вот открытки с произведениями искусства из коллекции бренда можно увидеть и получить в подарок в любом корнере. Для нас очень важно делиться искусством. Выбираете любую открытку, а мы отправляем ее на указанный адрес. Хотя многие (точно знаем, не раз видели в социальных сетях даже у известных людей) ставят открытки на стол или на самое видное место в квартире.
НЕ СТРАШНО ЛИ ВЫСТАВЛЯТЬ ИСКУССТВО ПУБЛИЧНО? ОБЕРЕГАЮТ ЛИ ЕГО?
Риск — одна из составляющих жизни в любой сфере. Но покупатели бренда — точно одни из самых интеллигентных. Наши отношения основаны на взаимном доверии. Они выбирают нас — мы дарим им не только качественный продукт, но и вдохновение. К тому же, вы попробуйте вынести из магазина, например, холст размером 3 на 2 метра!
ЕСТЬ ЛИ У ВАС И БРЕНДА ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ ПО ЗАКУПКАМ?
Создание коллекции — следование вдохновению, поэтому здесь обходимся без планов.
КАКИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА ВАС ВДОХНОВЛЯЮТ?
Их немало. Одни из величайших ныне составляют музейные фонды Пушкинского и Третьяковки (бывшие собрания Морозова, Щукина, Рябушинского). Из зарубежных — коллекции Арно и Пино (прим.ред — основатели фондов Foundation Louis Vuitton и Pinault Collection), вечных антагонистов даже на поле собирательства.
КАКИЕ У БРЕНДА В ОТНОШЕНИИ ИСКУССТВА ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ?
За каждой работой стоит неповторимая и уникальная история автора. Zielinski & Rozen нравится переносить уличную культуру Тель-Авива в Москву. Нравится вешать лучшие работы современных художников там, где их видят покупатели. Нравится выстраивать свои собственные отношения с искусством. Куда это приведет — увидим!
Евгения Ужегова,
архитектор и дизайнер ресторана Amy в Москве
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ ВАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РЕСТОРАНОМ И В КАКОЙ МОМЕНТ В НЕМ ПОЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО?
Так как я архитектор проекта, то идея с искусством пришла сразу. Она была заложена в изначальной концепции еще на стадии зонирования. Нам было важно переизобрести идею дорогого ресторана — что это такое, как он может коммуницировать с гостем, — но сделать это по-новому, так, как этого еще не было в Москве, да и в принципе в мире.
КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ЗНАЧАТСЯ В КОЛЛЕКЦИИ РЕСТОРАНА?
Мы хотели совместить российских и зарубежных авторов, поэтому в коллекции есть работы Трейси Эмин, Начо Карбонелла, братьев Миаз, Льва Кхесина, Нади Лихогруд, Алексея Панькина, Марии Кошенковой, Дани Антропова, Алексея Морозова и Rooms studio из Тбилиси.
ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ВЫ ОТБИРАЕТЕ ИСКУССТВО ДЛЯ РАЗНЫХ ПРОСТРАНСТВ, А ТАКЖЕ КОНКРЕТНО ДЛЯ AMY?
Для меня это сугубо эстетическая и визуальная композиция, правильные акценты в интерьере. Бывает так, что искусство подкрепляет концепцию и историю проекта, и это только в плюс, но это не всегда уместно. Иногда не хочется «передавить». Я за легкость и некую недосказанность. Но вот, к примеру, в ресторан «Ева» (прим. ред. — ресторан современной греческой кухни в Москве и еще один дизайн-проект Евгении) мы специально заказали работу у Кати Щегловой, на которой она изобразила греческих бабушек. Это добавило очень важный и трогательный штрих проекту.
ПОЧЕМУ РЕСТОРАН РЕШИЛ ОБРАТИТЬСЯ К ИСКУССТВУ — КАКИЕ ПРИЧИНЫ ПОМИМО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА?
Наш клиент — Александр Оганезов — ценитель искусства, знаток с собственной коллекцией. Поэтому он сразу проникся идеей оформления пространства ресторана. Не уверена, что это могло бы так совпасть с кем-то иным. В данном проекте получился идеальный союз.
КОГДА И С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ?
Откровенно говоря, я не преследую последние новости из мира искусства и не посещаю все выставки, которые проводятся. У меня есть друзья, которые могут отправиться в другую страну, чтобы посетить выставку. Хотелось бы сказать, что я тоже такой одержимый человек, но это не так. Меня бесконечно вдохновляет искусство, как современное, так и классическое, но именно в применении к моей профессии. Я могу взять опыт от увиденного, услышанного, прочитанного и переложить на физическое пространство, над которым работаю. Какие-то мысли уходят в закрома, на будущее, а потом, когда появляется нужный проект, то оп! — и идея пригодилась. Композиции цвета, свет с картин Да Винчи и Рембрандта, ритм, история за тем или иным объектом — все это я перекладываю на свою профессиональную деятельность. Я очень практичный человек, работаю безумно много и есть у меня такой нюанс — все должно идти для пользы дела.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СОБСТВЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ — ИЗ КАКИХ РАБОТ ОНА СОСТОИТ?
Так как я работаю с очень большим количеством разноплановых проектов, для меня было важно оставить свой дом как белый холст, с пустыми стенами. Дома я отдыхаю. У меня есть одна большая работа художника из Кабардино-Балкарии Руслана Мазлоева — он плетет невероятные панно и скульптуры из лозы. Также висит несколько картин моих близких друзей, например, коллекционера Марии Крупновой, которая пишет на досуге. Я сама увлекаюсь иллюстрацией, и мой дом «украшает» пара моих больших работ, которые жалко задвигать в дальний угол, так как на них было потрачено много времени. Наверное, когда я построю свой дом, я размещу в нем больше искусства, но сейчас мне очень важны пространство и воздух.
ГДЕ И КАК ВЫ СЛЕДИТЕ ЗА СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?
Много чего смотрю онлайн, что-то всплывает по подборкам и рекомендациям, чем-то делятся друзья. Раньше много путешествовала, всегда посещала галереи и музеи. Я училась в Нью-Йорке, а там искусство на каждом шагу — начиная от передовых выставок и заканчивая небольшими галереями. Потом началась пандемия, появились дети, но, надеюсь, что в следующем году смогу больше путешествовать и, между делом, посещать интересные выставки.
КАКИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА ВАС ВДОХНОВЛЯЮТ?
Я не могу похвастаться тем, что являюсь знатоком частных коллекций, но по большей части я люблю классическое искусство. Мой любимый музей — это Museo Nacional del Prado в Мадриде. Если говорить о современном искусстве, то это галерея Акселя Вервордта в Антверпене и музей Dia Beacon на севере штата Нью-Йорк. У последних очень мощное собрание. К тому же, это музей, в котором нет электрического света, а источниками являются некоторые экспонаты. Наверное, мой мир разделился на до и после, когда я посетила это камерное пространство.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ ПО ЗАКУПКАМ?
Личных планов по закупкам пока что нет, но в каждый проект мы стремимся интегрировать искусство разных художников. Финансовые ограничения диктует проект. В первую очередь, надо понимать, что покупка искусства — это инвестиция, а не трата, но не все клиенты к этому готовы, и это тоже нормально. Я не обладаю снобизмом в этом вопросе. Если готовы тратиться на дорогие работы — я только за, но здесь важно не выйти за рамки общего бюджета. Когда я твердо уверена, что произведение искусства — дизайн-образующий элемент, я стараюсь убедить клиента его приобрести, сэкономив на чем-то ином. Раньше я чаще использовала работы как завершение или декор, но теперь на самой начальной стадии — эскизной — стараюсь выбирать конкретное искусство и не оставлять плейсхолдеры на потом, так как стратегически важно, чтобы в проекте, где висит даже одна работа, она «звучала» правильно.
КАКИЕ У РЕСТОРАНА В ОТНОШЕНИИ ИСКУССТВА ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ?
Было бы интересно менять экспозицию, и такие планы есть.
А У ВАС?
Мечтаю купить работу Натана Уолша. Это британский художник, который пишет в технике реализма, но в то же время не совсем. Воссоздавая городские пейзажи, он очень интересно работает с перспективой: выстраивает ее с нуля на своих полотнах и в какой-то чуть нереальной проекции. Я давний фанат его творчества, и с ним у меня связана даже небольшая милая история. Когда я училась в Нью-Йорке на очередном из своих семестров (а я так и учусь — еду на один семестр, чтобы выйти из зоны рабочего комфорта), увидела в социальных сетях, как он рассказывает о своей выставке в одной из галерей Челси. И вот я уже считаю часы до открытия, иду в кофейню в Lower East Side и натыкаюсь на него. Он был, конечно, приятно ошеломлен наличием у него российского фанклуба. Мы посидели за чашкой кофе, а вечером увиделись на выставке. Написать такие картины занимает много времени — я думаю, он пишет 1-2 работы в год, отсюда и вытекает высокая цена на его произведения. Когда у меня появится достаточно места на одну из его работ, то я ее обязательно себе подарю.
Анастасия Баранова,
основательница отеля Wynwood в Санкт-Петербурге
ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ НАЧАТЬ СОТРУДНИЧАТЬ С ХУДОЖНИКАМИ КАК ОТЕЛЬ?
Искусство мне видится одной из граней настоящей заботы о госте. Многие отели относятся к этому формально, но мне эта забота кажется не менее важной, чем удобная подушка или вкусный завтрак. У нас все началось с названия отеля в честь района Wynwood в Майами — знаменитого центра стрит-арта. Первый собственный объект — мурал Покраса Лампаса «Дуализм» — нам изначально виделся неким программным заявлением и казался очень многогранным именно в контексте отеля. Это масштабная работа — высотой во все 5 этажей внутреннего двора, но одновременно и по-настоящему камерная, медитативная, если смотреть на нее из окна номера. У нас 4 разных вида из номеров — каждый со своим настроением: на величественный Казанский собор и канал Грибоедова; в просторный двор — редкий для центра Петербурга совсем не двор-колодец, а настоящий зеленый двор-амфитеатр, куда мы вписали наш второй стрит-арт объект — работу Ромы Пикса; на мурал Покраса, а также на питерское небо — если хочется абсолютной визуальной тишины.
Коллекцию мы собираем постепенно — так происходит в частных домах коллекционеров. В отелях это тоже редкость — большинство уже открываются с подобранным искусством. Мы же сначала сделали отель, потом начали наполнять его искусством, проводить выставки в партнерстве с галереями, сотрудничать с институциями (ГЦСИ, «Манеж»), запустили свою программу арт-резиденций с куратором Анной Заведий.
КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ЗНАЧАТСЯ В КОЛЛЕКЦИИ ОТЕЛЯ?
На данный момент в коллекции Wynwood 22 автора, но даже завтра их может быть уже больше. Как минимум мы хотим прийти к тому, чтобы художников было не меньше, чем номеров в Wynwood — 38. Сейчас у нас есть номера с работами Вари Чельцовой «Кошки среди нас», Ульяны Подкорытовой — из серии «Будь, что не бывает», Максима Има «Невидимые котики уснули в ладошках», A.D.E.D. «Normal life assistant», Светы Исаевой «413», Александра Дашевского — из проекта «Частичные утраты», Ильи Федотова-Фёдорова «Эритроцит», Лизы Бобковой «Лежу я под сияющим деревом, думаю о тебе, о себе, о тебе, о себе, о себе», Евгении Дудниковой «Земля, окруженная вселенной», Милены Стрелковой «Солнце», Ники Черняевой — диптих «Птицы», есть литографии Аси Маракулиной, лентикулярные принты Саши Фроловой, фотографии Анны Хорошевой (проект 11copies), ковер Дмитрия Гусара и ковер Ромы Пикса «6000 км».
К граффити Ромы Пикса и Покраса Лампаса буквально недавно добавилось еще одно — от Кирилла Снуппа. По результатам резиденции у нас появились невероятно красивые работы из стекла Милены Стрелковой, графика Насти Чермантеевой и работы Полины Майер. Их можно сейчас увидеть на нашей выставке, которая работает круглосуточно. Она начинается у reception и поднимается вверх по лестнице — условно этот жанр можно назвать staircase gallery, когда выставку можно пройти сверху вниз или снизу вверх.
ПОМОГАЕТ ЛИ ВАМ В ПОДБОРЕ РАБОТ КТО-ЛИБО?
Уже 4 года мы работаем с арт-консультантами Катей и Мишей Аркинд. С ними мы сделали первую большую выставку «Со-отношения», которую курировала Вера Мартынов. Она отобрала 50 произведений — от скульптуры и живописи до фотографии 25 художников. Партнерами этой выставки были петербургские и московские галереи Anna Nova, Marina Gisich Gallery, FotoDepartament.Gallery, Бюро «Гамаюн» и 11.12 Gallery.
Сотрудничество с Анной Заведий, которая сейчас курирует арт-резиденции, тоже началось с придуманной ей выставки «Housekeeping».
НЕ СТРАШНО ЛИ ВЫСТАВЛЯТЬ ИСКУССТВО ПУБЛИЧНО? ОБЕРЕГАЕТЕ ЛИ ВЫ ЕГО?
Да, на время выставок мы страхуем все искусство, которое находится в общественных зонах, где есть видеонаблюдение. Полноценно застраховать все работы в номерах скорее всего не получится по условиям страховой компании. Но за шесть лет работы отеля у нас был единичный случай незначительной порчи нескольких работ в одном из номеров. Нам их затем отреставрировали в Академии Штиглица. Это тоже было важным опытом; появилось понимание того, что буквально в пяти минутах есть уважаемая институция, куда можно обратиться с такими вопросами.
КОГДА И С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ?
С выставки «Со-отношения». Первый предмет в свою собственную коллекцию я купила как раз на ней — это была работа Славы ПТРК «Главная по пляжу» из 11.12 Gallery. Мне показалось, что она про меня — я же тоже немного главная в отеле.
КТО ЕЩЕ ЕСТЬ В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ, КРОМЕ СЛАВЫ ПТРК?
Я еще не созрела до того, чтобы называть это коллекцией, однако дома у меня, действительно, есть искусство. Из последнего: керамическая работа Светы Исаевой, а также ее графика. Две работы Веры Мартынов — одна из них довольно большая и занимает почти всю стену. Есть работа Ромы Бантика, ироничные картины Виктора Забуги, графика Лизы Бобковой, акварель Вари Чельцовой, фотографии Анны Хорошевой (проект «11copies»). Во время пандемии я купила эстамп Шишкина–Хокусая, но пока его не оформила — присматриваю место в квартире. В целом, я покупаю то, что отзывается, c чем у меня есть ассоциации. Например, работа Ромы Бантика для меня про возвращение в детство, когда мальчики тоже что-то постоянно плавили. Работа Веры Мартынов создавалась на моих глазах — я часто бывала в ее мастерской. Кроме того, она была сделана на холсте из Харовска — это мой родной город. И так со всеми работами — у каждой есть какая-то собственная история.
ГДЕ И КАК ВЫ СЛЕДИТЕ ЗА СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?
Я подписана в соцсетях на российские галереи, которые мне интересны. Например, Рому Бантика я увидела у Сони Симаковой (проект Sample). Через месяц работа была у меня. Также, по возможности, я посещаю выставки и ярмарки вживую, езжу на Венецианскую биеннале И Миланскую неделю дизайна.
КАКИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВА ВАС ВДОХНОВЛЯЮТ?
Коллекция Пегги Гуггенхайм. Пусть это прозвучит наивно, но я твердо решила собирать коллекцию для Wynwood именно после знакомства с ее коллекцией в Венеции. Приятно, что большие имена современного искусства есть и у нас в Музее Людвига в Мраморном дворце, а в Эрмитаже — импрессионисты из коллекций Морозовых и Щукина.
КАКИЕ У ОТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ИСКУССТВА ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ?
Мы начали цикл резиденций с предоставлением мастерской — для нас это новая история. Мастерская находится не в Wynwood, но тоже на набережной канала Грибоедова, в нашем новом проекте Hideout. Надеюсь, уже в следующем году в каждом номере отеля будет свой предмет современного искусства — мы к этому стремимся.
С Катей и Мишей Аркинд мы сейчас собираем отдельную коллекцию в один из номеров, который мы пока условно называем «историческим». Это будет целая стенка на 20-30 небольших работ, связанных с городом и нашим окружением. Пока можем точно сказать, что старейший предмет в коллекции отеля датируется 1808 годом, и его мы купили на аукционе. Это гравюра с планом площади Казанского собора, который тогда только строился, и на другом берегу канала уже можно увидеть здание, в котором сейчас находится Wynwood. Внешне оно совсем не изменилось за 215 лет — по этой гравюре можно пересчитать окна наших номеров, выходящих на Казанский.
Летом мы планируем совместную выставку с Deep List, а также издание собственного журнала, в котором будет гид по городу и навигация по коллекции отеля. А еще скоро мы представим свою первую серию editions по мотивам граффити Ромы Пикса. Надеюсь, сможем реализовать все запланированное!