«pl(art)form — это продукт, позволяющий ответить на все вопросы коллекционера»: Софья Карповская и Виктория Михопулу о новом проекте
pl(art)form— новый проект Софьи Карповской и Виктории Михопулу. Платформа объединяет коллекционеров, галеристов и кураторов для прозрачных и безопасных сделок на вторичном рынке предметов искусства и дизайна. Скоро на Пречистенской набережной откроется и новое пространство, где будут проходить выставки и аукционы.
Мария Крупнова, куратор и основательница телеграм-канала DailyPlease поговорила с Софьей и Викторией о том, что отличает проект от аукционного дома, как именно проходит процесс сделки, и выяснила, при чем здесь альбомы с наклейками из детства.

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ, ПРЕДСТАВЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАК КАК ВЫ ОБЕ ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНЫЕ В АРТ-МИРЕ ПЕРСОНЫ, НО НЕ ПУБЛИЧНЫЕ.
Софья Карповская: Меня зовут Софья Карповская. Возможно, кто-то знаком с моим первым проектом — арт-консьержем LOBBY, которому в этом году исполняется пять лет. LOBBY был задуман и до сих пор продолжает существовать для того, чтобы популяризировать идею осознанного коллекционирования.
Виктория Михопулу: Меня зовут Виктория Михопулу, я искусствовед, куратор, сооснователь галереи «Купол». Год назад мы с Соней придумали проект, решающий те проблемы, с которыми мы ежедневно сталкивались в индустрии. Объединив усилия, мы действительно смогли справиться с некоторыми из них. Я надеюсь, что с pl(art)form мы сможем закрыть большинство существующих вопросов на рынке.
ДЛЯ КОГО СОЗДАН ПРОЕКТ PL(ART)FORM?
Виктория: Изначально мы отталкивались от идеи личных кабинетов коллекционеров, которые были придуманы командой LOBBY как инструмент для осознанной работы с собственным собранием. Но в какой-то момент поняли, что, закрыв основные потребности собирателей, будучи игроками арт-рынка, сами остаемся сапожниками без сапог. Решили немного сменить фокус и расширить функционал, сделав продукт универсальным — не только для коллекционеров, но и для арт-эдвайзеров, галеристов и кураторов.
Софья: А также мы поняли, что коллекционирование не ограничивается искусством, с которым работаем сами. Люди, у которых есть собирательский ген, как правило, коллекционируют и предметы из других областей: вино, монеты, дизайн или ювелирные украшения. Думаю, это тянется из детства: вот я, например, обожала заполнять разные альбомы, в которых надо было клеить наклейки. Если очень простыми словами объяснять, что такое pl(art)form — это наглядный альбом, где видно, какие «окошки» у тебя пустые, а какие дублируются; это площадка, где у людей есть возможность обмениваться «наклейками», сделав процесс более прозрачным и в то же время игровым; это инструмент, который позволит облегчить бытовые аспекты собирательского опыта.
МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ МЕТАФОРА С НАКЛЕЙКАМИ. В ДЕТСТВЕ Я СОБИРАЛА ИХ И ХОРОШО ПОМНЮ, ЧТО БЫЛИ ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ПОПАДАЛИСЬ НИКОГДА, А Я РАЗОРЯЛА РАДИ НИХ ДЕДУШКУ. ПОЛУЧАЕТСЯ, НА САЙТЕ НЕСКОЛЬКО РАЗДЕЛОВ. МОЖЕТЕ КРАТКО И ЕМКО ОПИСАТЬ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ?
Виктория: На данный момент у нас есть три направления: департамент искусства, за который отвечает Ольга Ващилина; департамент ювелирных украшений, которым руководит Татьяна Торчилина; и коллекционный дизайн, которым занимается Мария Баринова. Мы уже думаем над расширением департаментов, потому что люди коллекционируют не только эти вещи, а мы хотим создать универсальный продукт для всех коллекционных предметов. В разделе «Каталог» можно ознакомиться с объектами вторичного рынка, отобранными нашими кураторами. Для нас было принципиально важно, чтобы за каждым лотом в этом разделе стоял специалист индустрии, вкусу которого мы доверяем и чьи подборки нам нравятся. Фактически это ваш личный арт-эдвайзер, который помогает составить представление о лотах в трех направлениях.
Софья: В какой-то момент мы стояли на развилке и думали, что формировать каталог можно по демократичным принципам маркетплейсов: каждый выставляет то, что считает нужным, а мы лишь проверяем работы на подлинность и отметаем с сомнительным провенансом. Но в итоге мы все-таки сделали выбор в пользу кураторского, селективного подхода, потому что это то, за что многие любят и ценят LOBBY. Принципиальным решением было передать кураторскую работу в руки профессионалов.
Проектов, занимающихся вторичным рынком, в России несколько. Но как мне видится, таких, как мы, нет. Наш каталог емкий, мы приняли решение выдавать в рынок раз в два месяца не более 20 лотов. Да, это предложение, вероятно, не покрывает все запросы. Но во-первых, наша команда продолжает заниматься персональными консультациями и может найти предмет под конкретную задачу. А-во вторых, у нас есть уникальный инструмент — «Доска объявлений», и, так как это была идея Виктории, слово возвращается к ней.
Виктория: На данный момент «Доска объявлений» работает для размещения запросов. Как арт-эдвайзеры мы часто сталкивались с просьбами найти определенную работу — это требует много времени, приходилось по всей телефонной книжке рассылать запрос.Чтобы сократить количество рукопожатий, мы сделали доску объявлений — для этой самой «книжки» и рынка в целом. Система очень простая: один человек делает запрос, а другой, увидев его на платформе и, допустим, имея подходящий лот, может на него откликнуться. Дальше наша команда проверяет, что отклики соответствуют запросу, документы подлинны, цена соответствует рынку, и направляет подборку отсортированных вариантов покупателю. Клиент по принципу Tinder «свайпает» те отклики, которые понравились ему визуально и коммерчески, и переходит к процессу сделки.
Скоро эта фича будет доступна и для кураторов, потому что мы поняли — есть много частных коллекций, о которых крупным кураторам неизвестно. Это могут быть не масштабные собрания, но с очень хорошими работами. С помощью «Доски объявлений» куратор сможет сделать запрос, указав, что готовит выставку в такой-то институции и ищет работы такого-то художника, а коллекционеры этот запрос увидят и смогут на него откликнуться. Мы считаем, что картина не должна лежать на складе или висеть мертвым грузом на стене — она должна по-настоящему жить, иметь провенанс, участвовать в выставках.
Софья: Наша задача — сделать все эти процессы удобными и понятными, дать возможность людям быстрее находить друг друга, не быть зависимыми от знакомств с конкретными специалистами, которые порой не делятся прямыми контактами других людей. У нас ни в коем случае нет задачи или амбиции подмять под себя весь рынок вторичного искусства.


К ВОПРОСУ О ПРОЗРАЧНОСТИ ВТОРИЧНОГО РЫНКА. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК ТАК НЕ ДУМАЕТ И ОЧЕНЬ ПЕРЕЖИВАЕТ И ОПАСАЕТСЯ. МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ ПОДРОБНЕЕ, ПОЧЕМУ С ВАМИ ВЫГОДНО ДРУЖИТЬ В РАМКАХ ЭТОГО ПРОЕКТА?
Софья: Правда? Как можно нас бояться? Я считаю, что глупо противиться естественным процессам — сейчас глобально происходит цифровизация всего. Рано или поздно мы придем к цифровому рублю, хочется того или нет. Мы видим, как трансформируется экосистема в мире. Чем быстрее начать настраиваться на новую волну, тем проще и легче будет дальше.
Мы еще достаточно молоды, но, увы, уже сталкиваемся с ситуациями, когда у близких друзей или коллег уходят из жизни родители-коллекционеры. Люди, которые сами не собирают искусство, не понимают, что делать с таким наследством, куда его нести.
С нами можно и не дружить, можно просто анонимно пользоваться pl(art)form и ее инструментами. Мы обсуждали с Викой, превратить ли pl(art)form в условную соцсеть для коллекционеров, но в итоге от этой эгоцентричной идеи отошли. Совершая сделки через платформу, вы получаете высокий сервис, финансовую безопасность и все необходимые документы в соответствии с российским законодательством. Другими словами, pl(art)form это поддержка большой команды специалистов за минимальную абонентскую плату. Например, мы выполним роль бухгалтера и автоматически напомним вам, что, если работы находятся в вашей собственности меньше трех лет, то вам нужно заплатить налог при продаже.
ГЕНИАЛЬНО. А ДЛЯ ПРОЕКТА РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ В СЛУЧАЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРА?
Виктория: Я за качество, а не за количество.
Софья: Некоторые хорошие коллекции когда-то начинались с необходимости украсить дом. Многие, может быть, поспорят со мной, но неважно, какой у вас мотив и какое количество работ в вашем собрании, важно, как вы подходите к этому процессу.
ТО ЕСТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ Я ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР, ВЫ МНЕ РАДЫ?
Софья: Конечно. С малых шагов начинаются грандиозные дела.
СЕЙЧАС НА САЙТЕ НЕ ОЧЕНЬ МНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК СКОРО БУДЕТ ПОПОЛНЯТЬСЯ КАЖДЫЙ РАЗДЕЛ?
Виктория: Мы не хотим, чтобы «Каталог» был многостраничным, напротив, нам важно концентрироваться на лучших объектах, поэтому количество лотов будет стремиться к 20-30. Но каждые несколько месяцев мы будем обновлять этот раздел!
Софья: Будем смотреть за динамикой. Можно снова вернуться к твоему вопросу, почему с нами выгодно дружить? Есть ряд коллекционеров, эмоционально привязанных к определенным вещам. Вне зависимости от того, какую стоимость диктует рынок, у человека есть свои причины и поводы не хотеть расстаться с работой ниже определенного финансового ожидания. Аукционные дома устроены так, что всегда есть какая-то нижняя граница, с которой начинаются торги. Собственно, она редко устраивает обладателей работы. Мы же предлагаем формат private-sale, который позволяет установить четкую цену. Мы отбираем работы по принципу их исключительности, и этот подход позволяет нам проводить оценку лотов индивидуально. Если мы говорим, например, о ювелирном разделе Татьяны Торчилиной, то отбираемые лоты либо были созданы в единственном экземпляре, либо подобных не больше двух-трех в мире.
Виктория: Да, это предметы, которые сейчас невозможно купить. Как говорит Татьяна, большая проблема рынка в том, что всем более-менее понятно, как перепродавать искусство, но что делать с ювелирными изделиями, большой вопрос. У нас работают только ломбарды и нет таких аукционных домов, как Sotheby's и Christie's, которые спокойно торгуют ювелирными украшениями. И даже у таких гигантов на сайтах можно найти вещи, которые продаются по сильно заниженному эстимейту. Мы хотим уйти от подобного сценария, поэтому справедливую цену выставляют кураторы, которые также учитывают интересы владельцев лотов.
А ПОМИМО ВОТ ЭТОЙ ЗАНИЖЕННОЙ СТОИМОСТИ, КАКИЕ ЕЩЕ БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ СОВРЕМЕННОГО АРТ-РЫНКА, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВЫ МОГЛИ БЫ ПРЕОДОЛЕТЬ?
Виктория: Опять же, сервис. Говоря о вторичном рынке, мы имеем в виду сервис крупных западных игроков — аукционных домов, галерей.
КОГДА ВЫ ГОВОРИТЕ «МЫ», Я НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ УТОЧНЮ: ВЫ ГОВОРИТЕ ПРО СЕБЯ. НЕ МЫ КАК СТРАНА, А МЫ КАК ВИКТОРИЯ И СОФЬЯ.
Виктория: Да, я и Софья, мы действительно избалованы этим опытом.
Софья: У меня есть только клиентский опыт, а вот Виктория видела работу этих игроков изнутри.
Виктория: Я стажировалась в русском департаменте Christie's в Лондоне и в московском офисе Sotheby's. Так что да, у меня была возможность посмотреть, как устроены процессы.
Софья: К сожалению, в России нет ни одного аукционного дома, который может предоставить full experience и работает с лотами из разных категорий. Но pl(art)form не аукционный дом и не ресейл-платформа, и в этом наше отличие и суперсила. Мы гораздо объемнее. pl(art)form — продукт, позволяющий ответить на все вопросы, которые есть у коллекционера. Как продавать и покупать, все примерно представляют, можно справиться и без нас, но как обслуживать предметы и развивать свою коллекцию, как сделать ее видимой, как, если ты не посещаешь вернисажи и не заводишь знакомств с кураторами, рассказывать им о том, что у тебя есть работа, которую ты мог бы и хотел бы дать для участия в выставках — такого инструмента нет не только в России, но, полагаю, и в мире. По крайней мере, наши поиски так показали.

Софья Карповская
ТО ЕСТЬ МЫ МОЖЕМ ГОВОРИТЬ ОБ УНИКАЛЬНОСТИ ЭТОГО ПРОДУКТА В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ?
Софья: Наверное, это очень громкое заявление. Я опасаюсь: а вдруг наш ресерч не достоверен? Но пока мы не нашли аналогов.
Виктория: Основное наше отличие от схожих проектов в том, что pl(art)form многофункциональна, она позволяет не только вести учет коллекций, но и действительно работать с ними. Наши клиенты могут покупать и продавать искусство, заказывать одним кликом услуги, создавать Viewing Room, генерировать презентации и при этом иметь доступ к каталогу с кураторской подборкой. Также мы планируем открытие нового пространства, в котором будут проходить выставки и аукционы.
ОПЫТ ВИКТОРИИ ОСОБЕННО ЦЕНЕН ТЕМ, ЧТО ОНА ПОЗНАЛА ДНК ДВУХ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ АУКЦИОННЫХ ДОМОВ. ЛЮБОПЫТНО, ТЫ ПРЯМО ИНТЕГРИРОВАЛА ЧТО-ЧТО ИЗ ПРОШЛОГО ПРИ СОЗДАНИИ ПЛАТФОРМЫ?
Виктория: Безусловно. То, как устроены Sotheby's и Christie's, это главный inspiration в вопросах стиля, клиентского сервиса и качества лотов. Но чтобы получился удобный и многофункциональный инструмент, нам пришлось создать микс из того, что предлагают Sotheby's, Christie's, ArtLogic, Catawiki, 1stDibs, и сделать идеального Франкенштейна.
Софья: А еще мы очень расстраивались, что в России нет своего качественного медиа с редакционными материалами, аналитикой, событийными дайджестами, которое охватывало бы сразу всех игроков индустрии и показывало, где и что происходит, по аналогии с Artsy. Информацию о тех же выставках до недавнего времени приходилось собирать по разным телеграм-каналам. Так появился LOBBY Art Map. Пока что информация о всех событиях добавляется нашей небольшой редакторской группой, но в ближайшее время пользователи тарифа «Профессионал» смогут управлять новостями и анонсами о своем проекте самостоятельно.
ДАВАЙТЕ ОЗВУЧИМ ЧИТАТЕЛЯМ ЦЕНЫ. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО КАК РАЗ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО PL(ART)FORM ДОСТУПЕН И ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ.
Софья: Месяц подписки в статусе «Коллекционер» стоит 5500 рублей, стоимость аккаунта типа «Профессионал» — 8500 рублей. Эти аккаунты друг от друга отличаются тем, что аккаунт профессионала позволяет, во-первых, предоставить доступ к нему нескольким сотрудникам и регулировать уровень этого доступа. Также в нем можно управлять работами из частных собраний или брать на комиссию работу от других арт-профессионалов.
У нас также есть абсолютно демократичный бесплатный базовый аккаунт, который позволяет пользоваться всеми «тулами». Его единственное ограничение — каталогизировать можно только 10 работ. То есть это скорее для тех, кто хочет использовать платформу для размещения объявлений, для откликов, для разовых сделок, но не готов использовать нас как арт-склад, и для кого нет необходимости создавать Viewing Room.
НА САЙТЕ ПРОЕКТА УКАЗАНО, ЧТО ВЫ СОТРУДНИЧАЕТЕ С ТРЕМЯ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМИ ИНСТИТУЦИЯМИ. ЭТО НИНЭ ИМЕНИ П.М. ТРЕТЬЯКОВА, ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИМЕНИ И.Е. РЕПИНА И ВСЕРОССИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ ИМЕНИ И.Э. ГРАБАРЯ. ОЗНАЧАЕТ ЛИ ЭТО, ЧТО ПЛАТФОРМА РАССЧИТАНА В ОСНОВНОМ НА МОСКВИЧЕЙ? МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ, КАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ?
Софья: На самом деле никаких ограничений нет. Работу на экспертизу во все центры можно передать с помощью курьерской службы. Помимо вышеупомянутых организаций, мы также работаем с ArtinBox — компанией, которая специализируется на логистике произведений искусства. Для ювелирных украшений обсуждаем сотрудничество со Спецсвязью. Со своей стороны мы все предусмотрели так, чтобы сервис был максимально нативен, и все можно было настроить из личного кабинета, нажимаешь на кнопку — и объект заберут.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЕСЛИ Я КОЛЛЕКЦИОНЕР ИЗ КРАСНОЯРСКА И ХОЧУ ПОДТВЕРДИТЬ ПОДЛИННОСТЬ, НАПРИМЕР, КАКОГО-ТО ХОЛСТА, Я МОГУ НАЧАТЬ ЭТО ДЕЛАТЬ, СИДЯ ВНУТРИ PL(ART)FORM? ВЫ РЕШИТЕ ВСЕ МОИ ПРОБЛЕМЫ, ЗАБРАВ У МЕНЯ ЭТУ РАБОТУ, ПРИСЛАВ КО МНЕ ЭКСПЕРТА?
Виктория: Либо, если у вас уже есть экспертное заключение, вам просто нужно подгрузить его к работе в личном кабинете, и мы проверим его оригинальность, потому что документы тоже подделывают наравне с работами.
Софья: Бывает так, что по каким-то причинам экспертизы теряются, соответственно, мы займемся их переполучением или восстановлением.
Я ВИЖУ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИМЕННО В РЕГИОНАХ. ПОСМОТРИТЕ, КАК РАБОТАЕТ МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА — ТАМ НАШИ И ВАШИ ДРУЗЬЯ, КОТОРЫЕ БОЛЬШИНСТВО ВЫСТАВОК ВЫСТРАИВАЮТ НА ПЕРЕВОЗКЕ МАЛЕНЬКИХ ШЕДЕВРОВ, ПРО КОТОРЫЕ НИКТО ДО ЭТОГО НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ДИВНЫХ, КАМЕРНЫХ РЕПИНЫХ ИЛИ ИНТЕРЕСНЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ МОЖЕТ ХРАНИТЬСЯ ГДЕ-НИБУДЬ В УЕЗДНОМ ГОРОДКЕ. МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ, ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО, КАКОЙ-ТО СТАТИСТИКОЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХСЯ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЛЮДЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ИЛИ ГЕНДЕРНОГО?
Софья: Наверное, сейчас слишком рано анализировать в таком ключе, потому что на данный момент количество пользователей только приближается к 200.


Виктория Михопулу
ЗДОРОВО, ЧТО МЫ ТОЖЕ МОЖЕМ СКАЗАТЬ ПРО ЭТО ПРОЗРАЧНО, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВСЕ РАВНО МНОГО, УЧИТЫВАЯ ВЫСОКИЙ СТАНДАРТ ПЛАТФОРМЫ.
Софья: Да. Когда мы делали анализ и считали, сколько в России галерей, которые потенциально могли бы у нас зарегистрироваться, мы еле-еле наскребли 100 организаций. То, что мы перевалили за сотню, нас радует невероятно.
А ИЗ КАКОЙ КАТЕГОРИИ ПРОДУКТ ПРОДАЛСЯ ПЕРВЫМ?
Софья: Конечно же, искусство. Первой ушла работа Анны Слобожаниной. Ольга ее добавила в подборку как пример молодого искусства, потому что платформа и кураторский подход наполнения каталога предполагают, что это будут работы не только вторичного рынка, но и какие-то treasure huntings, которые просто позволяют показывать визионерский вкус наших кураторов в том числе.
ОНА УШЛА ПО ТОЙ СТОИМОСТИ, КОТОРАЯ БЫЛА ЗАЯВЛЕНА?
Софья: Конечно, у нас пока нет функции «Предложить свою цену». Все то, что указано в каталоге, — это цена, не предполагающая торга.
И ОНА БЫЛА ОТКРЫТА, НАСКОЛЬКО Я ПОМНЮ.
Софья: Открыта. 300 тысяч рублей.
КОГДА ПЛАНИРУЕТЕ ОТКРЫВАТЬ ПРОСТРАНСТВО НА ПРЕЧИСТЕНСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ?
Виктория: Поскольку стройка — это процесс, который невозможно закончить, мы планируем открыться к началу следующего года, скорее всего, в январе-феврале.
ТАМ БУДЕТ ПРЕДУСМОТРЕНО ХРАНЕНИЕ?
Софья: Да. Хотим показать на собственном примере, как можно в достаточно емком пространстве организовать профессиональное хранение так, чтобы оно было достойно тех предметов, которые там хранятся.
СМОЖЕТ ЛИ КАКОЙ-ТО КОЛЛЕКЦИОНЕР ПЕРЕДАТЬ ВАМ РАБОТУ НА ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ НА ВРЕМЯ ПОИСКА НОВОГО ВЛАДЕЛЬЦА?
Виктория: Конечно. Мы понимаем, что не всегда коллекционеры доступны, не всегда могут показать работу потенциальному покупателю. Поэтому мы планируем принимать лоты на ответственное хранение, осуществлять профессиональный показ нашим клиентам, чтобы владельцы работ ни о чем не переживали.
Софья: Да, мы сразу знали, что не хотим быть просто диджитал-продуктом, что для нас очень важно быть в полноценном контакте с нашими клиентами. Быть проектом с лицом. Чтобы пользователи знали, куда прийти для личного знакомства. Это про доверие и ответственность.
Виктория: Да, ведь мы продаем еще и украшения. Кольца нужно примерить, поскольку не все модели можно расширить, увеличить в размере.
Мне кажется, что тут тоже должна быть химия, любовь с первого взгляда, поэтому мы хотим дать нашим гостям возможность познакомиться с лотами и отпраздновать покупку бокалом шампанского в окружении искусства.
ХОЧУ СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА ВАШЕЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО МЕНЯ ВОСХИЩАЕТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. И, К СЛОВУ, С НАМИ НЕТ РЯДОМ ТРЕТЬЕГО, ОЧЕНЬ ВАЖНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОМОГАЛ СТРОИТЬ ПЛАТФОРМУ.
Софья: Да, наш проект невозможно было бы реализовать без команды диджитал-разработки. Руководитель этого направления — Андрей Ольсинский. Андрей случился в нашей жизни совершенно случайно, но благодаря ему у платформы появился шанс на будущее. Некоторые помнят, что у LOBBY на сайте долго существовала неработающая кнопка «Кабинет коллекционера», потому что мы его всегда предполагали. Но то, насколько сложно это было с точки зрения реализации, заставило нас в какой-то момент тихо кнопку скрыть и забыть об этой идее. А потом мы встретили Андрея, который в совершенно другой отрасли сделал схожий по своему функционалу агрегатор, позволив множеству продавцов зерна объединиться в экосистему, продавать совместно, перепродавать друг другу, сертифицировать товар прямо из этого сервиса. Когда мы рассказали о нашей задумке, для всех стало очевидно, что эти бизнес-процессы очень схожи. На тот момент мы все наивно полагали, что нам предстоит короткий путь изменения дизайна и переименования кнопок, и у нас уже есть полностью готовая платформа. Реальность оказалась чуть более суровой. Мы понимаем, что если бы действовали без опыта Андрея и его команды, то это был бы гораздо более длинный путь. Мы же уложились в один год.
Виктория: Мы, конечно, в своих головах представляли, что сделаем это за 3−4 месяца, но сейчас понимаем, что сделать это даже за год — чудо.
Софья: Спасибо им большое. За годом нашей интенсивной работы стоит пять лет их опыта создания аналогичного агрегатора.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС КАКОЕ-ТО ПОЖЕЛАНИЕ ИЛИ ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ ЖУРНАЛА «ОБЪЕДИНЕНИЯ»?
Софья: На самом деле, именно на сайте «Объединения» мы внимательно изучали раздел, связанный с тем, как устроены команды профессиональных арт-проектов в России. Также внимательно смотрели, кто и что коллекционирует, как это систематизировано внутри личных пространств. И спасибо «Объединению», что дает нам возможность подглядывать за жизнью единомышленников. Поэтому, возможно, ребята даже не предполагают, насколько большое влияние они оказывали на принятие тех или иных решений внутри платформы. Наверное, главное, что мы хотим сказать, что мы создавали этот продукт действительно для единомышленников, в том числе для читателей и героев «Объединения».
Виктория: Мы очень ждем ваших регистраций и будем рады обратной связи, потому что она помогает нам делать продукт лучше и удобнее для наших пользователей.