Как это работает: команда музея ZAMAN
ZAMAN — музей современного искусства в Уфе, который работает сейчас по принципу «музея без стен». Институция исследует территорию Поволжья, Прикамья и Урала, переосмысляя историю, культуру и искусство местности. В этом году ZAMAN стал победителем ежегодной программы Фонда Cosmoscow в номинации «Институция года».
Мы поговорили с их командой и узнали, какие выставки и проекты были уже осуществлены в музее без собственного здания, как Уфа вдохновляет работников и почему сюда стоит приехать.
Лия Ахмадуллина
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В МУЗЕЕ?
Я книжник, то есть часть команды, которая создает и поддерживает жизнь в книжном пространстве. Чаще всего меня не видно и не слышно. Моя работа — сложный процесс поисков и взаимодействий. Главный герой — это книга, а я лишь связующее звено, которое помогает книге и читателю найти друг друга. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПРИЕХАТЬ В УФУ?
Уфа — место, где можно побыть наедине с собой. Уфа — это возможность услышать и почувствовать себя. Здесь приятно потеряться и легко найти тихий угол для творчества. Это город маленьких возможностей, которые становятся большими проектами.
ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИЦА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАЛ ZAMAN
ZAMAN — одна из точек пересечения абсолютно разных людей, идей и проектов. В выставочном пространстве появляются художники дифференциальных стилей, техник и направлений. Для меня самыми запоминающимися и неповторимыми художниками были и есть Алиса Горшенина и Ринат Волигамси.
Андрей Королев
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В МУЗЕЕ?
В ZAMAN я занимаюсь текстами — пишу материалы о выставках, веду ежемесячные рассылки, а также редактирую и корректирую материалы от коллег, когда это необходимо.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПРИЕХАТЬ В УФУ?
Думаю, что в Уфу стоит приехать хотя бы по двум причинам. С одной стороны, здесь можно ощутить относительно размеренный ритм жизни, который редко встретишь в крупных российских городах. С другой — в Уфе очень много интересных людей, чей взгляд и способности могут сделать из этого самого ритма незабываемую песню.
ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИЦА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАЛ ZAMAN
Из числа уфимских художников, которые участвовали в проектах ZAMAN, мне ближе творчество Ольги Цимболенко. Мне нравится то, как она без видимых усилий смешивает в своих картинах обычные бытовые сцены со сложно вербализуемым зарядом потустороннего остранения — как это делает, например, Дэвид Линч в своих фильмах.
Рената Еникеева
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В МУЗЕЕ?
Я — менеджер выставок, то есть помогаю кураторам воплотить их идеи в жизнь. Занимаюсь всем: от подготовки к монтажу выставки до архивации проекта. Также я курирую параллельную программу для детей.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПРИЕХАТЬ В УФУ?
В Уфу стоит приехать, как минимум, ради трех вещей: искусства, еды и природы. В нашей столице можно насладиться как классикой (Нестеров, Дюрер и другие), так и современным башкирским искусством (например, Волигамси или Ахметвалиев). Эстетическое насыщение можно получить не только в музеях, но и в кулинарных проектах, которые переосмысляют традиционную башкирскую кухню. А нашу природу лучше не описывать, а видеть. Так что можно просто отправиться на электричке наслаждаться горными пейзажами.
ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИЦА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАЛ ZAMAN
Я была рада узнать через ZAMAN про уфимского художника Азата Басырова. Он работает в разных техниках, создавая то затейливые узоры, то минималистичные работы.
Алёна Мельникова
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В МУЗЕЕ?
Я — менеджер выставок. Совместно с кураторами, художниками и авторами я организую выставки и другие проекты, провожу медиации. Если верить надписи на моем бейдже, я — гид по смыслам.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПРИЕХАТЬ В УФУ?
В Уфе очень много талантливых людей — от музыкантов и художников до бизнесменов и маркетологов. Они формируют культурную среду, в которую приятно окунуться. Уфа контрастная, и это прекрасно. Ты можешь прогуливаться, любуясь деревянным зодчеством, поднять глаза и обнаружить стильные новостройки, и не понять, что именно лишнее в этом городском пейзаже. А, может быть, и нет ничего лишнего…
ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИЦА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАЛ ZAMAN
Я влюблена в проект «Рассекретная лаборатория», который придумали и воплощают кураторы ZAMAN Маша Сарычева и Юра Смирнов. Это генеалогическое исследование через различные художественные методы. В первом сезоне проекта участники используют писательские практики. Многие тексты могут превратиться в полноценные литературные произведения. Это довольно глубокое исследование как с формальной стороны, так и с эмоциональной. Проект помогает разобраться в секретах прошлого и затрагивает важные темы: семья, род, национальная идентичность. В проекте задействованы Александра Талавер, Диана Янбарисова, Марина Кочан и много других крутых авторов.
Неля Газизова
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В МУЗЕЕ?
Я работаю в книжном магазине. У меня, как и у любого книжника, есть ответственная задача — создание и поддержание красоты и уюта в нашем пространстве. Но самое интересное в моей работе — это общение с читателями, которые приходят к нам в поисках «чего-то необычного и захватывающего». Стремление к изучению новинок в мире литературы — моя основополагающая инициатива. Только так я смогу помочь себе и потерянному читателю найти «то самое».
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПРИЕХАТЬ В УФУ?
После долгой разлуки с родным городом я поняла: нет места уютнее и прекраснее Уфы. Несмотря на то, что я живу тут всю сознательную жизнь, город раскрывается для меня с новой стороны снова и снова. Вот ты идешь по знакомой тебе улице, поворачиваешь и совершенно внезапно — это новая для тебя Уфа! Также город с каждым годом становится краше, улучшается и модернизируется. Стоит не только приехать, но и обязательно повторно вернуться, потому что Уфа определенно сможет порадовать вас чем-то новым!
ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИЦА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАЛ ZAMAN
Я в восторге от выставки Рината Волигамси. Эти совершенно необычные картины. Хочется, не отрывая взгляда, угадывать истинную идею художника, его замысел, какую технику он при этом использовал. Алиса Горшенина также была очень яркой и запоминающейся для меня. Меня завораживает ее рукотворный труд и идеи, вложенные в работы. Безумно рада быть частью этих выставок, иметь возможность лично наблюдать за подготовкой к открытию.
Мария Сарычева
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В МУЗЕЕ?
Я кураторка-юлдаш (в пер. с башкирского — спутник, разделяющий путь) Посольства музея современного искусства ZAMAN в Уфе. Это означает, что моя роль — наблюдать и поддерживать новую и хрупкую институцию, которая с самого момента ее появления была довольно амбициозной. И если сначала я сохраняла внешнюю позицию консультанта, то в последние полтора года для меня уже было невозможно стоять в стороне — теперь я работаю в составе небольшой кураторской группы, где каждый ведет свое исследовательское направление. Моя задача — видеть картину в целом, обнаруживать зазоры, направлять движение в ту сторону, там где мы нужнее всего, а в последние полтора года это поддержка художественного сообщества на территории национальных республик — Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Удмуртии и Марий-Эл, а также близлежащих регионов — Самарской, Челябинской, Оренбургской области и Пермского края. Художники, с которыми работает кураторская группа — это художники, родившиеся, выросшие или долгое время проживавшие на территориях интереса ZAMAN. Такое четкое разграничение необходимо нам для того, чтобы обрести свой голос — это не значит, что если вы переедете в Москву или переедете в другую страну, то мы перестанем с вами работать — нет, как раз-таки наоборот, наш диалог станет еще более важным и еще более многогранным.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПРИЕХАТЬ В УФУ?
Если вы житель Москвы, то точно оцените множество точек, откуда можно бесплатно смотреть закат, если вы житель Петербурга, то, возможно, будете рады встрече с тремя реками, огибающими Уфу — Караидель (в пер. с башкирского — черная река, но в русскоязычном названии известна как Уфа или Уфимка), Агидель (в пер. с башкирского — белая река, или Белая) и Дема. Если вы из Перми, то удивитесь сходству Мотовилихи и Черниковки, если из Екатеринбурга — разделите скорбь по исчезающей деревянной застройке, если из Самары, то поехали купаться в озерах, вашу реку ни одна река не переплюнет. Список можно продолжать бесконечно, Уфа — город, в котором я родилась и выросла, а это всегда особенное место. Но если вы из города, поселка или деревни недалеко от Уфы, то обязательно приезжайте в гости по-соседски за солью забежать, мы так мало друг о друге знаем.
ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИЦА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАЛ ZAMAN
ZAMAN в переводе с тюркоязычных языков означает «время», «эпоха», а в последние полтора года мы острее чувствуем время. Мы чутко следим за тем, как меняется общественное пространство и жизнь художественного сообщества. В июне прошлого года кураторской группой мы сделали выставочный проект «(шепотом»), рассказывающий сырым, непроработанным художественным языком о переживании происходящего, выставку-терапию, выставку-тренировку в эзоповом языке; в марте этого года мы открыли «Сортировочный центр» — выставку-схему, логистический центр, куда художники, уехавшие из страны, отправляли свои новые произведения, созданные за границей, или же перенаправляли старые работы в более безопасные пространства. Для меня сейчас важно заниматься именно этим — плести эти невидимые внешнему глазу нити поддержки, которая может принимать разные формы.
Я невероятно рада знакомству и совместной работе с Зилией Кансура — художницей, скульпторкой, живописицей, перформеркой, художником-постановщиком, художником по костюмам, гидом — ете ҡыҙ в одной. Она родилась в деревне Яныбаево, долгое время жила и работала между Москвой, Уфой и Стерлитамаком, а сейчас учится в Венской Академии художеств. Если кратко, то основная тема ее работ — это национальная и гендерная идентичность, коллективная травма, тюрко-футуризм.
За те несколько месяцев, что мы друг друга знаем, нам удалось задать друг другу множество вопросов — стоит ли делать кыстыбый на гречневой муке? Как работать с трудным наследием прошлого, таким как голод в Башкортостане? Как принимать постоянные отказы по заявкам? Как доставить разные части одного «Степного воина» и собрать их воедино? Эти обсуждения дают надежду на то, что вместе мы можем разобрать прошлое на кусочки, пережить настоящее и сочинить будущее.
Дамир Ниллумтах
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В МУЗЕЕ?
Я — куратор, менеджер, монтажник, ответственный за склад. Конкретно в эту минуту, а время сейчас полпервого ночи, я сижу в поле у реки Тор в палатке-пагода. Только что мы закончили монтаж палаточного лагеря в рамках арт-резиденции «Стоянка» в селе Воскресенское, подключившись к вайфаю, который я поймал от спутниковой системы, включил ноутбук — отвечаю на вопросы Объединению. На фоне поют птицы, и я уже завидую тем художникам, которые прошли опен-колл.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПРИЕХАТЬ В УФУ?
Я много поездил по малым городам России и понял, что на город важно смотреть глазами жителя, который любит свой город и хочет, чтобы он был лучше. Поэтому я считаю, что в Уфу важно ехать из-за людей, которые выросли здесь, учили как «родной язык» башкирский — будучи татарином, знают, что Урал — это не только Екатеринбург и Челябинск, башкирский эпос, Инзер, но и кофейня «Юнион», которая объединяет вокруг себя молодую культурную сцену города.
ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ХУДОЖНИЦА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАЛ ZAMAN
Тяжело оценивать свою работу, ведь ты видишь, как проект зарождается на этапе обсуждений. В момент открытия проекта ты уже его переварил и в тебе высказывание уже состоялось, а зрители его только увидят.
Поэтому я хочу рассказать не про любимого художника, а про работу «Частицы», которая поразила меня на окончании выставки «Сортировочный центр». Этот объект — посылка от художницы Натальи Передвигиной, состоящая из нескольких элементов. Художник предложил «представить каждого и каждую из нас как «элемент соединительной ткани», а частицы этой ткани — найденные объекты, за каждым из которых своя история, воспоминание, контекст.
Я был поражен, как из нескольких маленьких объектов, которые легко могут поместиться в спичечный коробок, выросла огромная работа, для которой понадобилась большая коробка для отправки ее дальше. Это были сотни объектов, которые люди встраивали в работу. Были люди, которые приходили через несколько дней и смотрели, как выстраивалась цепочка дальше, меняли ее, выстраивали диалоги, дополняли ее в течение нескольких недель.