КУРАТОРЫ И ВЫПУСКНИКИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ МУЗЕЯ 'ГАРАЖ' И ВШЭ

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: ДАРИНА БЕЛОНОГОВА

05 August, 2021

Осенью 2019 года Музей 'Гараж' запустил двухлетнюю очную практико-ориентированную магистерскую программу совместно с НИУ ВШЭ 'Практики кураторства в современном искусстве', которая не имеет аналогов в России. Выпускники программы — будущие кураторы и арт-менеджеры.
Мы поговорили с несколькими выпускниками, а также кураторами курса о практических возможностях, которые дает программа и необходимых для куратора качествах.
Выставка выпускников программы 'Музей искусственной истории' в Дарвиновском музее продлится до 12 сентября.

ЕВГЕНИЯ ЕФРЕМОВА

Выпускница магистерской программы

КАК ТЫ ПРИШЛА В СФЕРУ ИСКУССТВА?
Я давно занимаюсь фотографией и в какой-то момент стала чувствовать, что мне хочется делать что-то для сообщества, а не только развивать собственные проекты. В Санкт-Петербурге я организовывала квартирные выставки, позже я стала со-основателем самоорганизации 'Смена', а два года назад провели фестиваль фотокниг в пространстве Бертгольд центра. Мы все делали интуитивно, не имея образования в арт-сфере, кроме фотографического. Сейчас я понимаю, что многое мы делали правильно.

ПОМОГАЕТ ЛИ ТЕБЕ ПЕРВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
По первому образованию я юрист. В процессе обучения мне безусловно помогли эти знания. Я также занималась составлением договоров с площадкой, художниками, спонсором проекта.

КАКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДАЕТ ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ 'ГАРАЖА'?
Помимо истории искусства, у нас были курсы по фандрайзингу, выставочной деятельности, администрированию и управлению. В процессе обучения есть возможность стажироваться в одном из отделов музея. Мы ездили в поездки и знакомились с коллегами в других городах, общались с приглашенными экспертами.

В процессе обучения мы создавали с нуля в командах проекты — защищали бюджет, концепцию, отбирали вместе художников и разрабатывали маркетинговые планы. Мы были прото-институцией, только вместо отделов в ней были начинающие кураторы, так появилась наша выставка-интеграция 'Музей искусственной истории', которую до сентября еще можно увидеть в Дарвиновском музее.

СЛОЖНО ЛИ БЫЛО ПОСТУПИТЬ НА ПРОГРАММУ?
Безусловно, было нелегко — для меня любые собеседования и вступительные испытания, особенно по направлению, в котором действительно хочется развиваться, переживаются сложно. По моим ощущениям, важно быть уверенным в себе и том, что тебе действительно важна выбранная специальность. И, конечно, быть готовым работать в команде. Диплом искусствоведа абитуриенты программы ошибочно воспринимают за определяющий фактор, здесь это работает не так.

КТО ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ КУРАТОР?
Скажу за себя: как куратору мне важно проявлять заботу о художнике, но осознавать технические и иные ограничения выставления того или иного произведения. Выстраивание логики выставки, вчувствование пространства и умение емко передать через текст и экспозицию художественное высказывание – основа кураторской деятельности.

КУРАТОРЫ, ЗА ЧЬЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЫ СЛЕДИШЬ?
Я начала свой художественный путь в Петербурге, и мне небезразлична эта часть арт-сцены. Слежу за проектами северо-западного филиала ГЦСИ. Люблю то, что делают Елизавета Матвеева, Анна Заведий и, конечно, местные самоорганизации.

ПЛАНЫ?
Вернуться в съемочный процесс и начать свой проект, который давно созревает в голове. Конечно, достойно провести параллельную программу выставки, сделать перерыв от любой работы и начать поиски позиции, которая мне больше всего отзовется.

ИВАН ЯРЫГИН

Выпускник магистерской программы

КАК ТЫ ПРИШЕЛ В СФЕРУ ИСКУССТВА?
В сфере современного искусства я оказался волей случая: до поступления у меня совершенно не было профессионального опыта в этой сфере, и о программе я узнал случайно за день-два до завершения приема заявлений на обучение. Искусство всегда для меня было сферой возвышенного, к чему мне хотелось стать сопричастным.

ПОМОГАЕТ ЛИ ТЕБЕ ПЕРВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
По первому образованию я востоковед-китаист — это специальность требующая вдумчивого погружения в иной обширный культурный контекст. Пожалуй, можно сказать, что этот навык пригодился мне и при знакомстве с разными направлениями в искусстве и творчеством тех или иных художников.

КАКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДАЕТ ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ 'ГАРАЖА'?
Программа магистратуры заинтересовала практико-ориентированностью. Я отдавал себе отчет в том, что мое представление о современном искусстве несколько идеализировано и не совсем соотносится с реальностью. В учебный план помимо предметов, посвященных теории современного искусства, также входят практически все аспекты реализации выставочного проекта в условиях крупного музея: транспортировка, юридическое сопровождение, хранение и реставрация, фандрайзинг, издательское дело и другие — у нас даже была лекция от службы безопасности Гаража. Думаю, преподавателям удалось подготовить нас для дальнейшей работы в выставочном деле.

СЛОЖНО ЛИ БЫЛО ПОСТУПИТЬ НА ПРОГРАММУ?
Поступление в магистратуру было поступком спонтанным, и я воспринимал это во многом как авантюру: за один день собрал все необходимые документы, написал вступительное испытание и отправил. Специально никак не готовился.

КТО ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ КУРАТОР?
В процессе обучения я осознал, что куратор, конечно, по своему функционалу в большинстве случаев не многим отличается от арт-менеджера. Он должен быть связующим звеном во всех направлениях деятельности по организации выставки. Безусловно, формулирование идеи проекта и предварительное исследование — ключевая часть любого проекта, тем не менее если речь идет о сложных крупных проектах, она приходится лишь на начальный этап работы над выставкой.

КУРАТОРЫ, ЗА ЧЬЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЫ СЛЕДИШЬ?
Мне кажется, важнее следить за деятельностью художников и стремиться тоньше и глубже их понимать, чтобы иметь возможность предельно живо и искусно артикулировать суть их творчества и в некоторой степени становиться их соратниками. Здесь речь не о непотизме, а скорее о способности вчувствования и говорения разными голосами. Не совсем понимаю, что может дать внимательное слежение за деятельностью конкретных кураторов — быть может, понимание выстраивания стратегии персонального имиджа и позиционирования.

ПЛАНЫ?
Я очень рад, что в конечном итоге эта программа открыла мне возможность начать работать в сфере искусства. В будущем я планирую и дальше развиваться в профессии.

ИРИНА ЛИТВИНОВА

Выпускница магистерской программы

КАК ТЫ ПРИШЛА В СФЕРУ ИСКУССТВА?
Я решила стать искусствоведом, когда мне было восемнадцать лет. В этом нежном возрасте мне хотелось ассоциироваться с миром искусства. Казалось, в нем есть все: высокая культура поведения, интеллектуальность, красота. Прошло время, мои романтические настроения поугасли, но я по-прежнему верю, что искусство дает поводы мыслить шире и чувствовать острее.
Мне кажется, что программа выбрала меня сама. Случайно увиденную рекламу магистратуры я расценила как призыв к действию. Это было спонтанное по форме, но уже давно сформулированное желание по существу — сменить город, чтобы учиться.

ПОМОГАЕТ ЛИ ТЕБЕ ПЕРВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Я и архитектор, и историк искусства, обе эти освоенные специальности, безусловно, помогают. Это хорошая база.

КАКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДАЕТ ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ 'ГАРАЖА'?
Главная возможность, которую дает магистратура — люди и налаживание контактов. Программа умножает шансы найти интересных людей, создает условия для поиска единомышленников.

СЛОЖНО ЛИ БЫЛО ПОСТУПИТЬ НА ПРОГРАММУ?
Изначально я подошла к поступлению как к игре, оно далось мне без лишнего стресса. Только на этапе получения результатов экзаменов я начала осознавать, что все реально.

КТО ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ КУРАТОР?
Куратор — это автореферентная фигура, которая рождает вопрос и сама же пытается на него ответить. Чтобы органично входить в этот процесс, надо постоянно напитывать себя впечатлениями от увиденного и прочитанного. Плюс, стоит пробудить в себе вкус к чудаковатости и даже хулиганству. Мне импонирует подобная форма общения с собой и миром.

ПЛАНЫ?
В магистратуре Гаража статус студентки перестал быть актуальным задолго до официального финиша. Нам четко дали понять, что выпускные выставки — это наша прямая ответственность, поэтому все старались работать на опережение. План после окончания только один — не утратить заданный импульс, настроение быстро и эффективно работать.

ЕКАТЕРИНА ИНОЗЕМЦЕВА

Главный куратор Музея 'Гараж' и академический руководитель магистратуры 'Практики кураторства в современном искусстве'

КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ПРОГРАММУ?
Абсолютный (или абсолютизированный) интерес и энтузиазм по отношению к современной визуальной культуре. Живой интерес, острое или чуткое зрение. Когда не все равно что видишь, как устроено изображение, как устроена ситуация публичного показа произведения. Вопрос не просто в 'богатой визуальной библиотеке', нам нужно усмотреть или почувствовать способность к рефлексии, остранению, систематизации увиденного. Эти обстоятельства и определяют в конечном итоге поступление.

ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО МАГИСТРАТУРЫ 'ГАРАЖА' И ВШЭ?
Мы не готовим абстрактных специалистов для условных институций. Мы не сильны в упражнениях в вакууме. Мы отдаем фактически последние эмоциональные силы и точно всю накопленную экспертизу, пытаясь сформировать выставочных кураторов и менеджеров. Не академических искусствоведов, не специалистов по логистике, не научных сотрудников и хранителей фондов — это делают без нас. Мы ориентируемся на выставочных кураторов и координаторов. Модуль нашего сознания — максимально вариативная и широко понятая ситуация публичного показа произведений искусства.

КАКИЕ ВАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ?
Преподавание — процесс всегда взаимный. Я перед началом всего курса прошу студентов прочитать маленькую книжку французского философа Мишеля Серра, который на 80 страницах убористым шрифтом точнее всех проясняет и определяет систему современного знания и механику его распространения. Знание давно не иерархично, оно не эманирует из преподавателя на кафедре, оно разлито и распространяется горизонтально. Бесполезно впихивать как нам кажется критически необходимую массу знаний в отдельно взятого человека, важно научить его с этой массой управляться и развить (и попутно замечу — уверовать) индивидуальные способы, оптики.

КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОГРАММЫ?
Надеюсь, что их много. Они разные, нелинейные. Нам хочется вселить в студентов чувство свободы и уверенности, даже оперируя на ненадежном и экспериментальном поле современной художественной практики.

КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ВАЖНО ОБЛАДАТЬ КУРАТОРУ СЕГОДНЯ?
Зрение, чуткость, способность к анализу и интерпретации, эмпатия. Индивидуальные способы освоения и восприятия различной информации и феноменов. Знание всего процесса изнутри. И! Умение читать планы без аксонометрии!

КАКИЕ ЕЩЕ ПРОФЕССИИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА МОЖЕТ ВЫБРАТЬ ДЛЯ СЕБЯ СТУДЕНТ?
Честно говоря, диапазон очень широкий. Надеюсь, они смогут интегрироваться в частные и государственные институции в качестве кураторов, координаторов, фасилитаторов и 'делателей' самого разного свойства. В перспективе, конечно, директорами и самыми свободными 'главными'.

ПЛАНИРУЕТСЯ ЛИ ОТКРЫТИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ С ВШЭ?
Да. Планов много. И это всегда следствие накопленного опыта. Как будем готовы — точно расскажем.

МАРИЯ ПОЛЬНИКОВА

Руководитель академических программ Музея 'Гараж'

КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ПРОГРАММУ?
Основное качество — живой интерес к обучению на программе. И, конечно, важно соответствие тем требованиям, что мы предъявляем к абитуриентам, формальных их два: наличие высшего образования и знание английского языка (часть спикеров и текстов требуют этого).
Отбор на программу происходит по итогам двух вступительных экзаменов. Увы, зачастую складывается впечатление, что на программу принимают по заявкам или имейлам, но у нас программа академическая, поэтому все устроено довольно традиционно. Первый экзамен заключается в подготовке двух текстов — мотивационного письма и эссе. Эссе пишется на тему современной культуры. В мотивационном письме мы ждем честный ответ на вопрос, почему абитуриент выбрал именно нас.

ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО МАГИСТРАТУРЫ 'ГАРАЖА' И ВШЭ?
Их несколько: 1) результатом обучения на программе является реализация выпускного выставочного проекта — ни одна магистратура в России сегодня не предлагает подобный опыт студентам. Для реализации выставки кафедра 'Гаража' выделяет 550 000 рублей. Все студенты распределяются на команды и получают опцию пройти через этапы создания, проведения и закрытия выставки. Первые выставки состоялись в Музее Москвы и в Дарвиновском музее.
2) на программе бок о бок учатся будущие кураторы и арт-менеджеры, что позволяет решить укоренившуюся сложность с взаимным доверием и эмпатией. В России будущих коллег принято учить по отдельности, как итог — между студентами возникает дистанция. Магистратура 'Гаража' направлена на создание сообщества.

КАКИЕ ВАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ?
Мария Кравцова, шеф-редактор 'Артгида' и преподаватель одной из дисциплин, в конце учебного года удачно сформулировала конструкцию отношений со студентами: выпускники программы до некоторой степени ощущают себя учениками конкретной школы (в широком смысле этого слова) и конкретных наставников. Моя позиция в магистратуре специфичная: я одновременно отвечаю и за методологию, и за организационную часть, и работаю аудиторно. Получается, что я и злой полицейский, и соратник. Это сложная роль, аналогов ей в России практически нет — иногда усталость и большая степень неопределенности могут повлиять на градус эмоциональности. Но я планирую жить в доме с камином, на который поставлю фото с любимыми учениками. А потом заведу второй камин, третий, рояль..

КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОГРАММЫ?
Я считаю, что перспективы у студентов возникают во время обучения на программе, а не после ее завершения. Из 9 студентов, которые первыми получили диплом (5 по разным причинам ушли в академический отпуск и будут защищать дипломы в декабре), 2/3 получили работу еще будучи студентами первого курса. Кому-то магистратура, я хочу в это верить, позволила ответить на вопрос, чем они хотят заниматься. Потому что между твоим образованием и реальной работой всегда есть естественное расстояние, и задача каждого из нас — настроить соотношение знаний и желаний в конкретном проекте, над которым мы трудимся.
Уверена, наши выпускники в горизонте нескольких лет станут отдельным фронтом кадров, который (будет всех раздражать) создаст новые рамки профессионального стандарта работы в культуре.

КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ВАЖНО ОБЛАДАТЬ КУРАТОРУ СЕГОДНЯ?
Не берусь отвечать на этот вопрос категорично: моя личная чувствительность к работе куратора явно находится в ее зачаточном состоянии. Я думаю, что сегодня важно создать для кураторов пространство свободы их работы: нужны независимые проекты, то есть независимое финансирование и воля для реализации.

С КАКИМИ ЗАДАЧАМИ И СЛОЖНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ КУРАТОРЫ В РОССИИ?
Кураторам сегодня удивительным образом все еще надо объяснять и коллегам по цеху, и своим знакомым, что куратор — это профессия. Отдельное испытание — рассказать, зачем нужно учиться кураторству, ведь есть дискуссия о таланте и в целом обучаемости/предрасположенности к профессии. Но, как мне удачно подсказала студентка второго курса, ребята учатся не курированию, а практикам.
Для арт-менеджеров большая проблема — это отсутствие вопросов про них, их невидимость. Это обесценивает их работу не только финансово, но и с точки зрения той ответственности, которую готовы передать арт-менеджеру при работе над проектом.

АНАСТАСИЯ ЛЕСНИКОВА

Приглашенный преподаватель Базовой кафедры Музея современного искусства 'Гараж'

КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ПРОГРАММУ?
Любопытство. Нам неважно, какое первое образование у потенциальных студентов программы, имеет значение их стремление узнавать новое, копаться в материале.

ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО МАГИСТРАТУРЫ 'ГАРАЖА' И ВШЭ?
Передача максимально актуальной информации по заданной теме. Мне нравится идея, что нужно готовить ребят к тому, с чем они столкнутся в будущем, а не только транслировать свой прошлый опыт. Одновременные работа в полях и преподавание позволяют приблизиться к этой концепции.

КАКИЕ ВАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ?
Преподавание позволяет провести полную переоценку своего прошлого профессионального опыта, структурировать его, заново проанализировать и обнаружить неэффективные стратегии работы, избавиться от них. Ты прокачиваешь свои навыки вместе со студентами — это вдохновляет.

КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОГРАММЫ?
Сейчас есть большой запрос на специалистов в сфере организации культурных проектов по всей стране. Для модернизации институций нужны люди с новой ментальностью, нацеленные на работу, результат и продуктивную рефлексию, а не процессуальность и чай.

КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ВАЖНО ОБЛАДАТЬ КУРАТОРУ СЕГОДНЯ?
Об этом можно говорить часами. Есть разные кураторы с разными интересами, спецификой работы. Главное, чтобы проект, куратор и команда находили общий язык. Качества — гибкость, прозрачность в мыслях и делах.

С КАКИМИ ЗАДАЧАМИ И СЛОЖНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ КУРАТОРЫ В РОССИИ?
Могу сказать за менеджеров. Главная задача — общая модернизация процесса организации выставок. Есть желание сделать его прозрачнее и понятнее для всех участников — художников, институций, кураторов, спонсоров, технического персонала и бэк офиса. Мы часто недооцениваем значение работы друг друга, что приводит к недопониманию и конфликтам. И хочется сломить отношение к проектным менеджерам как к обслуживающему персоналу, 'девочкам/мальчикам, сидящим в галереях'. Выставка — комплексный процесс, где каждое звено имеет значение и достойно уважения.

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: ДАРИНА БЕЛОНОГОВА

05 August, 2021