MASHA EGOROVA

ИНТЕРВЬЮ

PHOTOS:: EVGENY REYN

INTERVIEW: ANYA MIKHEEVA

30 November, 2021

“I’m Thinking of You” is the first solo project by Masha Egorova, dedicated to fantasising and unspoken things. Here she is in conversation with the curator of her show at LOBBY GALLERY, Anya Mikheeva.

Read the rest of the article in Russian.

ПОМНЮ, КАК ТЫ ПЕРЕЖИВАЛА ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ. КАК ТВОИ ОЩУЩЕНИЯ СЕЙЧАС?
— Знаешь, перед вернисажем у меня были мысли, может вообще все это зря, а после открытия отпустило. Появилась какая-то внутренняя уверенность в том, что я делаю. И в том, что из этого круто, что ценно, а от чего сейчас лучше отказаться. Меня, конечно, пугал сам день открытия, я испытываю стресс от общения с большим количеством людей, но все прошло очень дружелюбно.

НЕДАВНО ЧИТАЛА ПОСТ С СОВЕТАМИ МОЛОДОМУ ХУДОЖНИКУ. И ОДИН БЫЛ С НАПУТСТВИЕМ НАЙТИ РАБОТУ И ХОДИТЬ В ОФИС, ПОТОМУ ЧТО ХУДОЖНИК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОЛОДНЫМ. ТЫ КАК РАЗ АВТОР, У КОТОРОГО ЕСТЬ РАБОТА.
— Да, и раньше я думала, что так быть не должно. Мне казалось, что если ты художник, то должен бросить все остальное и заниматься только своим искусством. Недавно я поняла, что иметь постоянную работу — полезно по множеству причин. Когда у тебя есть ежедневная занятость, ты больше ценишь время. Вот, например, я не могу сегодня вечером отложить что-то на завтра, потому что завтра у меня опять будет только вечер. К тому же моя дополнительная работа дает мне важный и нужный опыт. К примеру, я ценю, что умею вести деловую переписку и планировать задачи. Тем более у меня очень креативная работа, это расшевеливает.

А ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЗНАЧИТ БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ?
— Наверное, что-то доносить до окружающих. Быть тем, кто на визуальном языке может донести свою мысль. Я говорю про визуальный язык, так как работаю именно с этой культурой. Для меня это способность через образ открывать другим возможность подумать над чем-то новым, вдохновиться и таким образом развиваться. Это перекликается с моими мыслями о выставке. Мне не хочется делать абсолютно законченные работы. Важно оставить недосказанность, ведь именно она порождает фантазию, а фантазия это и есть развитие.

МНЕ КАЖЕТСЯ, ТВОЯ ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА НЕ ТОЛЬКО ПРО НЕДОСКАЗАННОСТЬ, ОНА ПРО МАКСИМАЛЬНУЮ ТАКТИЛЬНОСТЬ — ТО, ЧТО МЫ ОБСУЖДАЕМ С САМОГО НАЧАЛА НАШЕЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ. ОДИН МОЙ ДРУГ НА ОТКРЫТИИ СКАЗАЛ, ЧТО ЕСТЬ СИЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОТРОГАТЬ И ПОКРУТИТЬ КАЖДЫЙ ОБЪЕКТ.
— Да, мне кажется, они про прикосновение, про физический опыт. Некоторые объекты для многих не очень понятны, для чего они. А когда к работам прикасаются, то начинают осознавать, что в этом что-то есть, приходит своеобразное чувство удовлетворения. Пусть это не фактическая, материальная польза, но в этом есть эмоциональная разгрузка.

ХОТЕЛА УЗНАТЬ У ТЕБЯ ПРО УЧЕБУ, ТЫ ВЕДЬ ЗАКОНЧИЛА ИПСИ (НЫНЕШНИЙ ИСИ). МНОГИЕ ПОСЛЕ ИНСТИТУТА НЕ МОГУТ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ, ОЧЕНЬ ПОСТЕПЕННО ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ИСКУССТВУ. КАК У ТЕБЯ СЛОЖИЛАСЬ ИСТОРИЯ?
— У меня такого не было. Хотя мне часто говорили, что у многих после учебы есть пару лет тишины, и это нормально, когда с окончанием концептуальной школы появляется затишье. У меня учеба заложила две навязчивые мысли. Во-первых, яркое чувство того, что все уже было. Во-вторых, ощущение, что ты уже не перевернешь этот мир. А ведь если и быть художником, то обязательно только с большим именем. Теперь эта смесь чувств живет во мне. Но именно в ИПСИ я начала интересоваться скульптурой, хотя и поступала к ним с живописью.

ПРИ ЭТОМ ОДНА ИЗ ТВОИХ ПЕРВЫХ КЕРАМИЧЕСКИХ РАБОТ БЫЛА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
— Не совсем. Политическая работа была про маски, балаклавы. У меня было видео, как я надевала и снимала маску, эта история о нерешительности, она потом была представлена на выставке в Лондоне. Я дополнила ее графикой: как Марсель Дюшан бросавший веревку, я бросала маску на бумагу и обводила ее снова и снова, получались такие черные пятна. А уже после этого я сделала маленькие керамические балаклавы, которые можно надевать на пальцы, как в кукольном театре.

КАК ТЫ ПЕРЕШЛА К ТЕМ ФОРМАМ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?
— Мне всегда хотелось делать что-то более абстрактное. Начало моей работы со скульптурой наложилось на переезд в свою квартиру. Мне хотелось соединить что-то бытовое, домашнее с менее понятными на первый взгляд формами. Так появились недоопределенные, 'недосказанные' объекты.

НА ВЫСТАВКЕ ЕСТЬ ПЛАТО, КОТОРЫЕ МЫ ПОВЕСИЛИ НА СТЕНЫ. НОВЫЙ ОБЪЕКТ, КОТОРЫЙ У ТЕБЯ ПОЯВИЛСЯ, ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ПРИЗНАК КАКОГО-ТО ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ. КАК У ТЕБЯ ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ПОИСКА?
— Мне нравится форма блюда, хотелось ее развить, не останавливаться на просто тарелке. Хотелось сделать что-то находящееся в одной плоскости, не скульптурный объект, который бы стоял на постаменте, а что-то положенное или повешенное. Люди, которые забирают мои объекты домой, иногда спрашивают про функционал, что с ними можно сделать — вот с плато мне хотелось, чтобы вопросы полезности стали второстепенными.

МНЕ КАЖЕТСЯ, САМОЕ ЦЕННОЕ, КОГДА ТЫ ЧТО-ТО ВИДИШЬ И ЗАДАЕШЬСЯ ВОПРОСОМ. ДЛЯ ЧЕГО ПАЛКИ БЕЗ ФУНКЦИОНАЛА, ПОЧЕМУ ПЛАТО НА СТЕНЕ. И ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ, ИЩЕШЬ ОБЪЯСНЕНИЕ. СМОТРИШЬ, ЗАБИРАЕШЬ С СОБОЙ В МЫСЛЯХ, И ЭТО ЖИВЕТ ДАЛЬШЕ С ТОБОЙ.
— Мне тоже кажется, что искусство должно цеплять ум, чтобы было, о чем подумать, как это развить в своей голове. У меня есть две мысли на этот счет. Первая про то, что такие вещи очень вдохновляют, когда люди носят мысли о моих объектах с собой, 'переваривают' их и находят подходящие для себя ответы. А вторая — в чем различие искусства и не искусства? В том, что в случае искусства — первый вопрос пришедший в голову зрителя не должен быть бытового характера ('где я повешу эту картину?'). Искусство, наверное, — это когда первое о чем думает человек при контакте с произведением, — только о самом объекте, само ощущение от того, что он есть. На искусство нужно смотреть 'незаинтересованным' взглядом.

МОЖЕТ ТАК СЛУЧИТЬСЯ, ЧТО ЧЕРЕЗ ЛЕТ 20 ВСЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО СТАНЕТ АРХАИКОЙ, И МЫ ПЕРЕЙДЕМ В ОНЛАЙН ВСЕЛЕННЫЕ?
— Думаю, все равно останется физическое воплощение, останутся те, кому важен этот процесс. Наверное, это вопрос не двадцати лет, если действительно так будет. Мне точно важно личное физическое взаимодействие во всех сферах.

У ТЕБЯ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, КОТОРЫЙ ТЕБЯ СТОПОРИТ?
— Наверное то, о чем я говорила в начале. Когда после института ты задаешься вопросом, а не вторичен ли я. Порой то, что ты делаешь, может так или иначе совпасть с работами других художников, и это, конечно, откликается. Да, какая-то вторичность, я думаю, это переживание у меня есть. Ну и технические моменты, конечно, тоже.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГОМУ ХУДОЖНИКУ?
— Уверенности. Внутренней уверенности, спокойствия, что все делаешь правильно. И что можно настаивать на своем, не важно, в мыслях у себя в голове или во взаимодействии с галеристом, куратором, зрителем.

ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ?
— Времени, переживаний и разочарований.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
— Я его не ищу, просто сажусь за работу, и в процессе все происходит. Хотя, наверное это звучит странно, — как будто мне оно не нужно — это не так. Я вдохновляюсь повседневными событиями, временем с близкими людьми, выходными в лесу недалеко от дома. Или вот, например, я пошла в ресторан, а там овощь, который обычно режут колечками, порезали тонкими, длинными слайсами. Ведь помимо внешнего вида, у него теперь совсем другой вкус. Как будто разорвали одну связь и построили другую. И вот после ужина я выхожу и иду домой с каким-то новым чувством. Не знаю, в общем. У меня такого рецепта вдохновения нет. Просто иногда появляется что-то привычное или наоборот, но срабатывает правильно, и все.

Адрес LOBBY: Гостиный двор, ул. Варварка, 3

ИНТЕРВЬЮ

PHOTOS:: EVGENY REYN

INTERVIEW: ANYA MIKHEEVA

30 November, 2021