Artist Nastya Livadnova: “I get paid for loving totalitarism”
In the last three years, Nastya Livadnova did more than many artists do in five. She displayed her works in the XL gallery with Sergey Sapozhnikov, hosted a personal exhibition in the same spot, released a collaboration with the USHATÁVA fashion house, and filmed a music video for SBP4.
Curator and art critic Vladimir Serykh spoke with the artist about her latest projects, ways of living with her ego, and principles of collaboration. Exclusively for The Gathering, photographer Gosha In shot Nastya Livadnova in a rather unexpected context: inside a Lada, rushing through the Moscow streets.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.


ПОКА МЫ ОБСУЖДАЛИ МАТЕРИАЛ, ТЫ СКАЗАЛА, ЧТО ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ АНТИ-ИНТЕРВЬЮ. МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ВСЕ, ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ — ЭТО «АНТИ».
Когда я думала о нашем разговоре, мне, честно говоря, было немного страшно. В голове сразу возникал диалог с определенной структурой вопросов. Но я не всегда могу убаюкать свои слова в смысловые конструкции. И в разговоре появляются фрагменты «между», которые гораздо больше говорят обо мне. В целом меня пугает интервью как формат декларации заведомо избранных смыслов. Кажется, самые чуткие и чувственные разговоры случаются, когда ты к ним не готов. Поэтому я к вам совершенно не готова.
ИНТЕРВЬЮ — В ПРИНЦИПЕ ДВУСМЫСЛЕННЫЙ ЖАНР. ОН ПРЕДЛАГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ПОГРУЗИТЬСЯ В МИР ГЕРОЯ, НО НАЛАГАЕТ НА ИНТЕРВЬЮЕРА СТРОГУЮ РАМКУ: ПОДГОТОВКУ, ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕДАКЦИЕЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЗАДАЧИ. И КОГДА Я ВСПОМИНАЮ ЛЮБИМЫЕ ИНТЕРВЬЮ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ЭТО НЕ ИНТЕРВЬЮ ВОВСЕ — А ПРОСТО РАЗГОВОР ДВУХ ЛЮДЕЙ. И ДАЖЕ СЕЙЧАС Я ЧУВСТВУЮ, ЧТО МЫ НАРУШАЕМ ВСЕ ПРАВИЛА И РАЗРУШАЕМ ЖАНР. ТАКИМ ЖЕ МНЕ ВИДИТСЯ И ТВОЕ ИСКУССТВО. КОГДА ТЫ ДЕЛАЕШЬ СВОИ РАБОТЫ, ТО СТАРАЕШЬСЯ РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ, ПОКАЗАТЬ СВОЕ ЭГО, РАЗРУШИТЬ ВСЕ УСЛОВНОСТИ И ПОКАЗАТЬ ТО САМОЕ «МЕЖДУ».
В университете нам читали лекции по искусству, одна из них была посвящена практическим советам — например, тому, «как художнику попасть в галерейное пространство». Мне нравится мир, в котором на передний план не выходят такие вопросы. Это случается неестественно, людям приходится прилагать усилия, чтобы вести такие разговоры. А меня, в свою очередь, притягивает непосредственность, живость, требовательность, самость, экспрессия, забота, любовь и вся магия момента между. Я существую в системе координат, где автор занимает центральное место. При таком раскладе стоит понимать, что государя невозможно отменить в собственном государстве.
А КТО В ТАКОМ СЛУЧАЕ НАСТЯ ЛИВАДНОВА? В ИНСТАГРАМЕ (ПРИМ. РЕД. — META PLATFORMS INC. ЗАПРЕЩЕНО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ) ТЫ, ПРОСТИ, ПОДПИСАНА КАК «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СВОЕГО МОЗГА».
Настя Ливаднова — автор. На мой взгляд, жанра выше уже нет. Однако я все еще мечтаю стать стопроцентной версией себя в интернете. Пусть и четко понимаю провальность подобной идеи. Все же этот перфоманс всегда только для одного единственного избранного зрителя.. Все, что показано в интернете, — превью.
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТАК ТЫ ПЫТАЕШЬСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВСЕЙ АРТ-СЦЕНЕ. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ХУДОЖНИК НЕ ТАКОЙ. ОН ЧТО-ТО «ИССЛЕДУЕТ», ЧИТАЕТ КНИЖКИ, ЕГО ЗАБОТИТ КАКАЯ-НИБУДЬ ПОВЕСТКА...
Слово «повестка» звучит всегда неестественно. Мне сложно представить, что интересный мозг следует тренда-да-да-да-да-да-дам и фразе «в своих вонючих работах я исследую» — а зрителей это интересует. В конце концов, возвращаясь вечером домой, мы все падаем на диван и задаемся куда более увлекательными вопросами. Например, «а откуда берется чувство уязвимости, когда тебе палец в пупок засовывают?». Конечно, это все кажется неважным на первый взгляд, но до поры до времени. Раньше я особо любила засовывать свой палец некоторым людям в пупок, такое неочевидное «привет», пока мне не дали понять, что это та интимная территория, к которой нельзя приближаться. Даже если вы по сущности своих отношений интимны.
Все остальные размышления о большом и потенциальном ощущаются мной абсолютно натянутыми. Хотя я не водолей, чтобы рассуждать о «свободе», а обычный чувствительный рак, который умеет переживать моменты между и предпочитает действия мыслям. Поэтому все мои предложения строятся не на раздумьях, а на сплошном «я чувствую». Ведь все же хочется работать только в жанре 7D. А что ты вкладываешь в «повестку»?

ЭТО ПОНЯТНАЯ УПАКОВКА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ, ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ, КРИТИКОВ И ИНСТИТУЦИЙ. НО МНЕ НРАВЯТСЯ БЕЗУМНЫЕ ОДИНОЧКИ. ВСЕ ЗАБИРАЮТСЯ НА ГОРУ, А ЭТОТ ЧУДАК ПОБЕЖАЛ КУПАТЬСЯ. ВСЕ КИНУЛИСЬ КУПАТЬСЯ, А ОН УЖЕ ЛЕЗЕТ НА ДЕРЕВО.
Я, наоборот, ощущаю себя самой обычной скучной девушкой. Мне бы хотелось сказать больше, но сегодня скучный мозг.
Пугает, когда разговоры об искусстве ведутся с пафосом серьезности. При таком подходе пакеты взлетят никогда. Это похоже на очень продуманное преступление, в котором все сопричастные к беседе заряжены убить авантюру. Конечно же, такой вандализм уровня детского сада — это всегда здорово, но когда люди обмениваются взглядами, а не размениваются.
Хм-хм-хм, если заключить все мои чувства на эту тему в одно предложение: я в скромном гневе.
ДОВОЛЬНО СТРАННО СЛЫШАТЬ ОТ ТЕБЯ ТАКОЕ. ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТЫ МНОГО ЧЕГО УСПЕЛА. СДЕЛАЛА СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ С СЕРГЕЕМ САПОЖНИКОВЫМ В ГАЛЕРЕЕ XL, ТАМ ЖЕ ОТКРЫЛА ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ. ТЫ ПОРАБОТАЛА С USHATAVA И ПОПАЛА ВО ВСЕВОЗМОЖНЫЕ РЕЙТИНГИ. НЕ ГОВОРЮ О ТВОЕЙ БЕЗУМНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ: ТЫ БЕЗ КОНЦА ВЫКЛАДЫВАЕШЬ НОВЫЕ ВИДЕОРАБОТЫ ИЛИ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ.
Ты точно преувеличиваешь. Для меня продуктивность — это способность ежедневно выдерживать дисциплину в отношении своего большого и самого искреннего намерения.
Это не всегда получается. Вокруг десятки внезапных «дел», которые желают захватить фокус. Или же десятки маленьких «выгод», которые испытывают тебя и твою цель на прочность. В последнее время я особо поддаю сомнению идею о равенстве между большой внешней проявленностью и продуктивностью. Будто бы идея «делать как можно больше действий везде» — это заведомо ложная траектория движения к самоудовлетворению, такая страстная энергия, которой хочется поддаться, чтобы побыстрее пожинать плоды. Но магия короткой дороги как раз-таки в том, что это самый длинный путь. И как в первый день мы находимся на старте своих возможностей.
Я не чувствую продуктивность в отношении себя. Скорее, я постоянно стою перед вопросом сфокусированности под аккомпанемент легкости. Но как напомнила мне ростовская гадалка, Москва тоже не сразу строилась. Путешественнику стоит запастись терпением.
А ТЫ ХОДИШЬ К ГАДАЛКАМ?
В моей семье гадали бабушка и прабабушка. А мама может предсказать какие-то ситуации и разговаривать с умершими во сне, пока все остальные отдыхают с 23:00 до 7:00.
Такое «времени нет и нет расстояний». В нашей семье по женской линии очень хорошо развита интуиция. Мы буквально чувствуем все. Кого-то это может смущать, но здорово, что не нас.
Какое-то время назад по приезде в родительский дом меня не отпускала один вопрос. Мама посоветовала сходить погадать на кофейной гуще к одной женщине. Мне нравится способность комбинировать серьезность с легкой придурашливостью. Дать случайностям возможность. Во время гаданий я решила записать наш разговор на диктофон. Мне настолько понравилась экспрессивность нашего диалога в конце, что я даже думала нарезать его на сэмплы для альбома. Не знаю, как можно было вывести из себя доброго колдуна, но у меня вышло. Кажется, я задавала слишком много вопросов. В один миг на меня опрокинули строгий голос и спросили: «Настя, почему ты хочешь узнать обо всем поскорее? Москва не сразу строилась, будь терпеливее».

РАЗ УЖ МЫ ГОВОРИМ ОБ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ МАТЕРИЯХ: КАК РОЖДАЮТСЯ ИДЕИ ТВОИХ ПРОЕКТОВ? ТЫ ПЛАНИРУЕШЬ КАЖДУЮ МЕЛОЧЬ ИЛИ ВСЕ СЛУЧАЕТСЯ СПОНТАННО?
Все, что зритель сейчас видит в интернете, я видела уже пару лет назад у себя в голове. Мне иногда скучно от себя в настоящем.
Мои работы — как невидимый дневник воспоминаний, которые я не планировала, но которые запомнила. Можно ли назвать это планом? Наверное, нет. Но при этом всем у подобного процесса точно есть последовательность и сфокусированность на ощущении, которое ты, как автор, решаешь подсветить. Я точно не про планирование мелочей, но я про серьезность намерения и внимательность к обстоятельствам.
Конечно, страшно осознавать, что я смотрю на весь свой опыт как на одну большую возможность сделать из этого работу. Прошу, еще больше слов, я снайперски превращу вас в сюжет собственной истории. Никаких вас в моих историях, все только обо мне. Даже если я думаю только о тебе.
Вообще… Мысль очень легко потерять. Я стараюсь быть с этим феноменом осторожной. Особенно, когда мы находимся в середине предложения. Надеюсь, в этом тексте выдержать дисциплину у меня получилось.
А КАК ПРОХОДЯТ ТВОИ КОЛЛАБОРАЦИИ С ХУДОЖНИКАМИ, МУЗЫКАНТАМИ И БРЕНДАМИ?
В режиме ответа на вопрос «как вы себя чувствуете?». Увлекательно и всегда неожиданно.
Я воспринимаю любое взаимодействие как праздник, на котором происходит обмен мыслями. Для меня это ужасно любопытно и важно. Я называю этот процесс — выйти подышать. Никогда не знаешь, чему удивишься, чтобы потом взять свое поведение на карандаш. Но на каждом празднике я предпочитаю оставаться собой на максимум и ожидаю подобного подхода от своих коллег. Этот принцип притягивает к тебе именно тех, с кем ты сам хотел бы посотрудничать.
Не секрет, что со мной непросто. Я требовательная и неуправляемая.
Приглашая меня поработать, вы приглашаете взгляд, который способен как понравиться, так и быть неудобным. Но это и неважно. Ведь изначально он вам и понравился, потому что не боялся быть неудобным тот миллиард раз до. Я не чувствую в себе компромиссности, когда у руля я. У любого процесса есть такой не смешной прикол: вроде бы все — это коллективная работа и без вовлеченности каждого участника ничего бы не вышло, но за провал всегда ответственен ровно один человек — государь. Поэтому у меня есть принцип: делать только то, в чем я уверена. Это и называется работа на своей территории. Это именно то, что я ожидаю как от себя, так и от других.
Например, недавно мы с командой сняли видео-работу на песню «Свет» группы СБПЧ, где мне посчастливилось выступить в качестве режиссера и кастинг-директора. Кастинг, как можно понять, прошел на ура — у нас был неповторимый состав главных героев. Все оригиналы. Кастинг-директор был впервые доволен. На площадке царила идиллия и взаимопонимание.
После релиза не единожды слышала комментарий о несопоставимости музыкальной части с визуальной. Мне очень нравится это замечание, я нахожу в нем мультижанровое насилие. Что-то в этом было. Такое «жадный зритель хотел компромиссов, но картинка ему не давала».
На мой взгляд, весьма наивно ожидать, что видео и аудио обязаны чем-либо друг перед другом. Это совершенно два отличных друг от друга носителя, каждый из которых должен быть собой на максимум. Даже в клипе. Если картинка желает быть неочевидной и неуправляемой, надо дать ей эту возможность. Требовать что-либо от искусства — это как продолжать смотреть в стены, когда стоит смотреть за ними. Этот абзац — как пикет моих одиноких спасенных мыслей. #FreePicture #please
ЭТО ДОВОЛЬНО СМЕЛОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В ЭПОХУ, КОГДА КАЖДЫЙ СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ ДЕЛИКАТНЫМ И ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД ДРУГОГО.
Мне сложно представить, как можно идти на компромиссы в самовыражении. Единственные уступки, в которых я вижу крайне большой потенциал к открытию действительно важных состояний, чтобы на них не не пойти, — уступки во взаимоотношениях с любимыми людьми. Семья — это база для самоэкспрессии. А я стремлюсь только к базе. Такое «с любовью, ваш семейно-ориентированный рак».
Моя мама любит иногда спросить, остался ли доволен заказчик? А я и не чувствую, что выполняю чей-либо заказ во время какого-либо сотрудничества. Скорее, мне платят деньги за любовь к тоталитаризму, но в самом жизнерадостном смысле. Я обладаю достаточно редким талантом — способностью быть собой всегда. И этот талант и есть моя главная работа.
Еще я очень люблю людей и работать с ними. Думаю, это самое важное, что стоит держать в уме, читая эти строки захвата. Еще раз: Я люблю людей и работать с ними.
ПОСЛЕДНИЙ РАЗ, КОГДА МЫ С ТОБОЙ ГОВОРИЛИ ДОЛГО И ОТКРОВЕННО, — ТВОЕ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ КНИГИ «ДЕСЯТЫЕ», ПОСВЯЩЕННОЙ КУЛЬТУРНЫМ ПРОЦЕССАМ РОСТОВА-НА-ДОНУ. ТЫ ЗАКОНЧИЛА НА ТОМ, ЧТО «2023 ГОД — ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ ПОД АККОМПАНЕМЕНТ РАЗДУМИЙ». КАК ТЫ ОЩУЩАЕШЬ СОВРЕМЕННОСТЬ СЕЙЧАС?
Я чувствую, что сейчас — время преступлений, в которых, конечно же, впечатляет продуманность и, к сожалению, ранит случайность.
