Nancy Holt turns 85. Remembering the main facts from the biography of the land-art pioneer, who believed in the victory of nature

news

Author: Oksana Lebedeva

Photos: holtsmithsonfoundation.org, spruethmagers.com

05 April, 2023

Today marks the birthday of the late American artist Nancy Holt, who could have celebrated her special day. Throughout her life, Holt worked with various mediums such as poetry, photography, sculpture, cinema, and sound art, before eventually finding her niche in creating large-scale objects in the style of land art. In this article, we delve into the main highlights of Holt's career, and explore how her unique background in biology influenced her artistic vision.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

1.

В 1960 году Холт получила диплом по специальности, совершенно не связанной с искусством, — она училась на биолога. Но, в итоге, именно это научное направление повлияло на оптику художницы и междисциплинарность ее произведений. Примерно в это же время Холт оказалась в Нью-Йорке и стала пробовать себя в режиссуре и звуковых инсталляциях, попав в художественное сообщество. Среди ее близких соратников были концептуалисты, ленд-артисты, создатели видео-арта: Сол Левитт, Ричард Серра, Джоан Джонас и другие. Один из них, знаменитый представитель ленд-арта Роберт Смитсон, стал ее мужем в 1963 году. На первых порах его творчество затмевало ее собственное, хотя она и участвовала в создании проектов — многие из них дали ей опыт, который она использовала в личных художественных исканиях 1970-х.

2.

Холт не сразу пришла к работе с большими объектами и визуальностью. Сначала главным направлением ее работ был язык как система. Она задалась одним из главных философских вопросов, который в то время занимал не только художников, но и постструктуралистов: как язык определяет наше мышление и отношение к миру? В 1960-е Холт стала помогать редактору журнала Harper’s Bazaar в области литературы, и тогда же начала писать стихи, продолжая исследовать функции и специфику языка на практике. Идею систем в широком смысле художница не оставила и в дальнейшем. Она перенесла поэзию в область визуального — на серийные фотографии и световые инсталляции. Пейзажи она рассматривала в этом ключе: как особый язык с неповторимой структурой. Она делала акцент на картографировании, системности различных природных явлений и их функциях, что было близко к языковому анализу.

3.

С 1960-х годов и до настоящего времени прошло около 20 персональных и более 150 групповых выставок Холт. Ее первой групповой выставкой стал проект "Language III" в нью-йоркской Dwan Gallery. Экспозиция отражала идеи концептуального искусства и затрагивала все тот же языковой вопрос. В 1972 году прошла первая персональная выставка художницы, после чего интерес к ней резко возрос. Ее стали приглашать участвовать в различных проектах и проводить новые выставки. Ей начали давать гранты: в 1975 она получила стипендию от Национального фонда искусств, который выделял средства для художницы и в другие годы. В 1978 году она получила стипендию от Гуггенхайма. А 1977 год был особенно насыщен: Холт получила целых 4 гранта от разных организаций.

4.

Художница активно взаимодействовала с природной средой, искала новые способы неагрессивного изменения ландшафта и экспериментировала с движением в изображениях. Для нее было важно понять, как мы можем вписаться в экосистемы планеты. В своих произведениях она работала со светом и его отражением. Ее главная работа, «Солнечные туннели» (1973-1976), основана на меняющихся световых циклах и бетонных цилиндрических формах, предлагающих новую оптику для зрителей: в специальных трубах они могли наблюдать за зимним и летним солнцестоянием, созвездиями. Инсталляция привлекала внимание к природным явлениям и превращала их в более яркие события. Холт создала для зрителей визуальные ориентиры, чтобы они смогли понять всю необычность этого ландшафта и ощутить его монументальность.

5.

Контекст создания «Солнечных туннелей» (1973-1976) трагичен: ее муж Роберт Смитсон погиб в автокатастрофе, направляясь проверить, как идут работы над его ленд-арт проектом «Амарилло Рэмп», который Холт закончила уже в одиночестве. После трагедии художница купила землю и реализовала идею с «бетонной поэзией», сняв об этом документальный фильм с таким же названием, — «Солнечные туннели». В нем она не скрывала используемые материалы и транспортировку. Такая открытость была важна с точки зрения экологии, поскольку многие объекты ленд-арта предполагают не самые мягкие этапы работы. В дальнейшем она приезжала в пустыню уже в одиночестве, совершая своего рода паломничество в значимое для нее место.

6.

Работа взаимодействуют с другими произведениями, находящимися рядом с ней: «Спиральной пристанью» (1970) Смитсона и «Двойным негативом» (1969-1970) Майкла Хейзера — друга их семьи. Все три работы ленд-арта разместились в Пустыне Большого Бассейна, который в будущем должен уйти под воду — авторы, таким образом, признавали силовое преобладание природы над деятельностью человека и не пытались затмить ее своими масштабными проектами. Холт приглашала известных людей посмотреть на эти работы — в частности, художника Ричарда Серра, а также активистку Диди Халлек. С ними произошла интересная история: они приехали туда на закате и заснули в туннеле, после чего Холт собиралась показать всем работы Смитсона и Хейзера, но компания заблудилась в пустыне. Художница попала в больницу из-за обезвоживания, ощутив на себе всю опасность природных ландшафтов и их непредсказуемость.

7.

Холт получала премии, признающие ее вклад в искусство: первую, премию Design Honor Award, ей вручили в 1986 году, а одну из своих последних она получила в 2013 году — это была премия за заслуги перед жанром от Международного центра скульптуры Нью-Йорка. В 2014, в год смерти художницы, появился Фонд Холт/Смитсона, цель которого — не только сохранить и показать ключевые работы художников, но и продвигать их идеи и развивать их в творчестве других авторов. В том же году MoMА пополнил свою коллекцию ее работами. Публичные коллекции произведений Холт есть в других институциях: в Dia Art Foundation в Нью-Йорке, университетах Массачусетса и Южной Флориды, Музее современного искусства в Зигене, Музее американского искусства Уитни и других — география распространяется не только на Америку, но и на Европу.

news

Author: Oksana Lebedeva

Photos: holtsmithsonfoundation.org, spruethmagers.com

05 April, 2023