New faces: meet the residents of Winzavod’s 9th season of Open studios

studio visit

Author : Angela Gurtsieva

Photos: Varvara Toplennikova

27 March, 2023

The 9th season of the "New Names" Open Studios program, supported by the Winzavod Modern Art Fund, was launched last month. This season featured nine different artists who were given the opportunity to explore research methodologies and reflect on themes that are important to society. These themes were not only represented in the artists' existing artwork, but also served as a means for creating new works.

We recently had the chance to visit the artists' studio space at Vinzavod, where we asked them a series of rapid-fire questions about their work and their participation in the Open Studios program. Additionally, we spoke with the current season's mentor, researcher Lera Kononchuk, about the conceptual and emotional tasks of the season.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Лера Конончук

Ментор девятого сезона Открытых Студий Винзавода.

Исследовательница современной культуры и искусства, преподавательница, куратор. Глава отдела медиации, автор публичных программ фонда V-A-C и Дома культуры «ГЭС-2». Преподает в институте «База». Вела семинары по истории и теории культуры на факультете Медиа и коммуникаций в НИУ ВШЭ. Член редакционного совета «Художественного журнала». Тексты выходили в «Синем диване», «Художественном журнале», aroundart.org, SPECTATE, К.Р.А.П.И.В.А., syg.ma и на других ресурсах. Выпускница Института современного искусства Иосифа Бакштейна и Лаборатории художественной критики Винзавода. Аспирантка Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ, магистр культурологии НИУ ВШЭ.

В ЧЕМ КОНЦЕПЦИЯ ЭТОГО СЕЗОНА?

Следующие полгода мы будем делать акцент на развитии тех методологий, с которыми художники уже пришли в Открытые студии, а также на проработке исследовательских тактик, которые помогли бы сделать практику разносторонней и интересней. Каждый из художников довольно глубоко погружен в свою тему и процесс работы с материалами: идея текущего сезона заключается в том, чтобы сделать методологическую работу еще более осознанной, а значит, смелее переступать границы. Сейчас я занимаюсь изучением довольно обширной темой связи искусства и знания, поэтому мне также интересно, как мыслят художники не только об искусстве, но и посредством него — иными словами, какого рода размышление происходит и какого рода знание производится через художественные объекты и процессы в конкретной общественной ситуации.

КАКИЕ ЗАДАЧИ ТЫ КАК МЕНТОР СТАВИШЬ ПЕРЕД СОБОЙ?

В первую очередь, познакомить участников с самыми разными акторами и явлениями художественной среды — чтобы они понимали свои возможности и перспективы роста, приметили желаемых соратников на будущее и в этом со-отношении с другими смогли найти нужную траекторию. Мне также кажется необходимым поощрять эксперимент и поиск: в Открытых студиях, при возможности постоянно получать обратную связь от коллег по цеху и зрителей, для этого созданы самые подходящие условия. Я буду очень рада, если венцом сезона для участников станет не столько даже итоговая выставка, сколько общее ощущение распирания от накопленных инструментов, практик, размышлений, значимых контактов и обмена. Распирание как чувство в общем-то синонимично радости и противостоит неизбежным сейчас скованности и окаменению.

КАК ПРОИСХОДИЛ ОТБОР РЕЗИДЕНТОВ?

В этом году, хочу отметить, пришло рекордное количество заявок — около 350. Из них я выбрала сотню. Которая в свою очередь отправилась к членам экспертного совета: Софье Троценко, Алексею Масляеву, Андрею Паршикову, Екатерине Бочавар и Эльвире Тарноградской. Каждый из них оценивал заявки по балльной системе, а набравшие в сумме наибольшее количество баллов и стали участниками «Открытых студий».

ТЫ ВОЗГЛАВЛЯЕШЬ ОТДЕЛ МЕДИАЦИИ В ФОНДЕ V-A-C И ДОМЕ КУЛЬТУРЫ «ГЭС-2». ПЛАНИРУЕШЬ ЛИ ТЫ КАК-ЛИБО ИНТЕГРИРОВАТЬ В РАБОТУ С РЕЗИДЕНТАМИ ФОРМАТЫ МЕДИАЦИИ?

Помимо того, что я хотела бы проводить как можно больше общих встреч и обсуждений разных форматов, где сама буду выступать, в общем-то, медиатором, есть один важный момент. В пространстве студий художники постоянно общаются с публикой. Причем если контакты с профессионалами обычно не составляют для художников труда, коммуникация с так называемым «неподготовленным» зрителем для многих становится неожиданностью: не всегда понятно, как рассказывать о своих работах далеким от современного искусства людям. Но на самом деле эта «далекость» и «неподготовленность» умозрительны: чаще всего, если человек пришел смотреть искусство, он заведомо заинтересован — а это главное. Приемы медиации, по крайней мере, как мы ее практикуем в «ГЭС-2», действительно пригодятся для общения с публикой — так что я действительно хотела бы дать художникам возможность попрактиковаться в медиировании искусства. В таких диалогах нередко происходят — или артикулируются — неожиданные открытия и находки, которые могут быть полезны самим художникам.

ПОДЕЛИСЬ СВОИМИ ОЖИДАНИЯМИ ОТ ЭТОГО СЕЗОНА.

Художники собрались очень разные, но одинаково увлеченные своим делом — это, конечно, завораживает. Будет здорово, если этот энтузиазм сохранится, и участники смогут правильно использовать свое время в Открытых студиях: лучше понять и уточнить свою практику, наработать новые навыки, приобрести коллег и соратников. Совершенно очевидно, что художники станут — последовательными усилиями Винзавода — более видимыми для профессионального сообщества. Обычно художникам при этом желают «найти свой голос». Но от нынешнего сезона я жду, скорее, неожиданных поворотов и эвристических моментов, которые происходят в результате планомерного эксперимента.

  • Саян Байгалиев
    Саян Байгалиев
  • FARANGIZ Ra
    FARANGIZ Ra
  • Виталий Тюрлик
    Виталий Тюрлик

Саян Байгалиев

Родился в 1996 в селе Беткудук, Казахстан. Учился в школе-интернате и колледже по специальности станковая живопись при КазНАИ им. Т. Жургенова. г.Алматы. Учился в мастерской современного искусства под руководством Айдан Салаховой в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова. Изучал музейную практику в Париже, выиграл приз Jackson Painting 2021 в категории «Сцены из повседневной жизни», г.Лондон. Выставлялся на Международных ярмарках искусства VOLTA Basel, ASIANOW Paris. Участник Всероссийской художественной выставки «Новое время» в Новой Третьяковской галерее, также принимал участие в выставках в Швейцарии, Франции, Израиле, Катаре, Турции, России и Казахстане.

КОГДА ТЫ ПОНЯЛ, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

С детства я рисовал и лепил, много где учился. Когда 11 лет назад я первый раз взял в руки масло, то понял, что это мой материал и искусство — единственный для меня путь.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Моя практика основывается на композиционных, колористических и пластических способах построения пространства, я освобождаю живопись от картины, приходя к многомерной живописи.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

Когда можно всю ночь работать и пить чай, а утром никуда не надо идти. Я ненавижу торопиться и не высыпаться.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Для меня важно искусство ради искусства без оглядки на зрителя. Но предположу, что возможно у нас схожие ценности. Семья для меня главное.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК?

Относятся хорошо, все говорят «главное, будь счастлив».

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Когда ходил в музей с сыном, многое увиделось под другим углом. Дети очень непосредственно и искренне реагируют на искусство.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Самое сложное для меня в работе над большим проектом (сейчас я работаю над живописной инсталляцией 14 метров в длину) — это найти материалы для работы. Вся поверхность инсталляции написана маслом — поэтому мне нужно очень много красок. А также много холста и других материалов, из которых я делаю сами предметы. Остальное для меня дело практики. Мне нравится искать форму, переделывать что-то в процессе работы, тогда работа живет своей жизнью.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

Хотел бы научиться рассказывать о своей практике и о проектах, улучшить навык социальной коммуникации. Поскольку большую часть своих работ я написал в маленькой домашней мастерской, мне хотелось сменить формат — и в смысле масштаба проекта, и в смысле взаимодействия с аудиторией. Попробовать формат взаимодействия, когда весь процесс создания работы открыт для зрителей.

КАКИМ ХУДОЖНИКОМ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Наполовину счастливым, наполовину голодным до работы — надеюсь, я также не буду успевать реализовать все свои проекты, как сейчас, их будет много и они будут лишать меня покоя.

Farangiz Ra

Родилась в Самарканде (Узбекистан). Междисциплинарная художница, работает с перформансом, видео, инсталляцией, живописью. В своей практике Фарангиз обращается к теме женского, а также к вопросам сущности труда художника. Выставки, перформансы: IX Ташкентская Биеннале, Музей ММОМА, ЦСИ «Винзавод» (Москва),ЦСИ «Зверевский» (Москва) галерея «Artspace» (Москва), Арт кластер «Назавод» (Москва), галерея «Солянка» (Москва), «New faces in Art», параллельная выставка при Биеннале (Венеция), ГПК «Утриш» (Анапа). Персональные выставки: Музей «Чорсу» (Самарканд) и Музей МХЛ Рах (Москва).

КОГДА ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Я с детства занималась искусством. Поняла это, когда была подростком — вместо того, чтобы гулять со сверстниками, могла часами сидеть и рисовать. Но решение сделать искусство своей профессией я приняла в более осознанном возрасте.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

На исследовании культурной самобытности двух стран. Страна, в которой я родилась и выросла, и страна, в которой я живу всю свою сознательную жизнь. А также на роли женщины в этих двух мирах.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

Поддерживающая. Как говорил Архимед, «Дайте мне опору и я переверну мир».

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Мой зритель — осознанный человек, который любит свободу, всегда полагается на собственное мнение и свои чувства. Он точно знает, чего он хочет. И, конечно, не без иронии.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖНИЦА?

Одна половина говорит, что я гений и уникальный художник, чувствует мои работы очень тонко и понимает. Ну а если не понимают, то всегда спрашивают и дискуссируют. Другая половина совсем не понимает, почему я перестала делать понятные картины..

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Их две: мои рулоны и преформанс «Невеста». Рулоны родились в самый сложный период, и в какой-то степени были моим спасением. В этой работе я настоящая, такая, какая есть, странная, смешная, неидеальная. Рулоны — то, место, где есть правда и только правда, какой бы она не была.

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Странно, но этот вопрос оказался самым сложным для меня. Наверное, сама жизнь и наш путь по этой жизни — одно большое открытие.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

Ожидания были связаны с тем, чтобы попасть сюда. Я знаю, что попала в комфортную среду. Нет никаких ожиданий, только предвкушение приключений длинною в полгода. Я буду продолжать делать свои рулоны, и хочу вывести своих немного сказочных и ироничных персонажей в другую плоскость — керамику, 3д. Поработаю с тканью.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Я себя вижу художницей с сильной позицией и с большой аудиторией последователей. Хочу команду для реализации своих проектов, которые, к слову, уже готовы, созревают, кристаллизуются и ожидают финансирования. Художницей, у которой огромный опыт в искусстве, и персональные выставки — российские и международные!

Виталий Тюрлик

Родился в Москве в 1988 г. В 2012 году окончил историко-архивный факультет Российского государственного гуманитарного университета. Профессиональная деятельность связана с архивным делом. Художественного образования нет. Творческие интересы: ручная вышивка, текстильный коллаж, графика.

КОГДА ТЫ ПОНЯЛ, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Окончательно это понимание оформилось осенью 2022 года. До этого, еще со школы, я пытался как-то себя выразить: фотографировал, играл музыку, что-то мастерил, но получалось вполсилы, и не было ощущения, что это точно мое. Потом было несколько лет ручной вышивки. Но и здесь не было окончательного ответа.
А в сентябре 2022 года я сделал свою первую крупную работу «Грибы пошли» и ощутил эйфорию, понял, что мне, наконец, нравится то, что я могу делать. Сомнения и страхи ушли, было ощущение, что мне под силу все, что я задумаю.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Я думаю, что все основывается на чем-то бессознательном, оставшемся где-то за углом происходящего сейчас. Будто внутри меня есть какое-то варево из воспоминаний, снов, увиденного, услышанного. Музыка, тексты песен, внезапная реклама, какие-то обрывки разговоров, реплики из сериалов и кино, бытовые моменты, жуткие впечатления и смешные нелепицы, вывески, слоганы — все это складывается в какой-то один липкий, навязчивый прикол. И тут я понимаю, что могу что-то сделать. Как это работает, я в точности не понимаю.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

Я привык работать дома в одиночестве. Если у меня есть настрой, я могу работать с утра до ночи с редкими перерывами на чай/кофе. Слушаю много музыки, в основном всякую тяжесть. Лучше всего мне работается под black metal — эта музыка держит в тонусе.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Мой зритель — это человек, который настроен несерьезно, иронично, любит приколы и принимает порядок вещей, не задаваясь вопросом «А почему так?». Ему ничего не нужно объяснять, он просто ухмыляется и идет себе дальше.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК?

Я ощущаю доброжелательность, которая, в то же время, может перейти в недоверие и скептицизм. Настоящую поддержку я получаю от моей подруги — мне нравится ее видение мира, ее отношение к искусству.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Последняя — всегда самая сложная.

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Времени очень мало, оно очень быстро пролетает.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

Мне кажется, что в прикладном плане я уже владею кое-какой техникой, но мне не до конца понятна собственная тематика, не всегда ясно, что я хочу сказать. Надеюсь, общаясь с коллегами, приглашенными экспертами, зрителями, окончательно оформиться в творческом плане.
А работать я буду так же, как работал бы дома: один сюжет сменяется следующим и я не знаю правил, по которым все это функционирует. Попутно буду читать/изучать различные, интересующие меня, темы, которые, надеюсь, смогут послужить теоретической платформой, неким обоснованием моего творчества.

КАКИМ ХУДОЖНИКОМ/ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Бодрым.

  • Саша Пучкова
    Саша Пучкова
  • Vivato EKA
    Vivato EKA
  • Мара Пилясинская
    Мара Пилясинская

Саша Пучкова

Родилась в г. Байконур в 1989 г. Окончила Институт Архитектуры и дизайна АлтГТУ, Школу фотографии и мультимедиа им. Родченко. Участница международного кураторского курса WCSCD, Магистр Cultural Management Университета Манчестера и ВШСЭН. Принимала участие в 6-й Уральской Биеннале современного искусства, в выставках в Граунд «Солянка», Cube, HSE Art Gallery, 19 gallery Moscow. Создает коллективные и сольные проекты в рамках программы Garage Digital музея Гараж, участвует в международных цифровых и перформативных проектах. Помимо участия в 9-м сезоне Открытых студиях Винзавода является резиденткой Мастерских музея Гараж (2022-2023).

КОГДА ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Года в 4.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Реверс диджитального (цифрового) снова в цифровое и аналоговое, его переосмысление. Работа с реальными ситуациями, историческими фактами и личными историями с помощью перевода их в разные формы фикшена. Ресерч и экстраполяция фрагментов нарративов, заинтересовавших меня.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

Безопасная и насыщенная социальными связями, свободная и стимулирующая, открытая и минималистичная.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Никогда не угадаешь, что понравится зрителю. А если зрители один за другим «любят» что-то одно из того, что ты делаешь, значит, что-то не так. А если серьезно, внешнее мнение очень влияет на дальнейшее принятие решений, и я стараюсь от него себя оберегать, хотя часто и беру на себя смелость знать о нем.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖНИЦА?

Все привыкли. На свиданиях возникают сложности.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Лет 6-7 думаю о том, как подойти к вопросу своей идентичности. Я русская, но родилась в Казахстане: папа работал инженером на стартовых площадках космодрома Байконур, и мои первые годы детства прошли в городе Ленинске (сейчас Байконур) — спутнике космодрома. Моя семья уехала в первые годы после того, как произошла перестройка, город оказался «ничьим», полная неизвестность — новая жизнь — неустроенность — предвкушение нового — рэкет — сгоревший дом культуры — детский велосипед — и так далее.

Какое-то время назад я начала брать интервью у людей моего возраста, родившихся, как и я, в Байконуре и покинувших его. Я рассчитывала, что это поможет мне досложить образ места с помощью такой же, как у меня тогда, детской памяти, выхватывающей образы из реальной жизни. Постепенно возраст и география респондентов расширились. Сейчас я в процессе разработки текста – автофикшена и скрипта для игры по мотивам собранных материалов, собственных впечатлений, архивных находок. Игру хочется сделать на виртуальной социальной платформе (сейчас популярно слово «метаверс»). Работа долгая, комплексная и требует финансирования. Собственно, его я сейчас и ищу.

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Этот мир все еще работает.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

Последние два года я возвращаюсь через цифру к традиционным медиа (гравюра, объекты из ткани, керамика) и ищу свой подход. В студиях я решила продолжать работу как с поиском подхода, так и с исследованием социальной среды в метавселенных, репрезентации пользователями себя, образованием виртуальных сообществ.

В Открытых студиях я, помимо уже привычных мне медиа, хочу поработать в живописи. Уже предвкушаю долгий и тернистый путь, но для этой цели Студии — идеальное место.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Хотелось бы сделать международную карьеру, развить масштаб и глубину практики.
Буду ли я при этом именно/только художницей? Верный вопрос. You never know.

Vivato EKA

Училась в высшей школе «Среда Обучения», посещала мастерскую Арсения Жиляева. Изучала современное искусство на курсах у художницы и кураторки Ильмиры Болотян и арт-менеджерки Марии Седошенко. Художница исследует сложившиеся в обществе стереотипы, границы красивого и уродливого. Перевоплощается в разные образы, изготавливает одежду и украшения. Для ее визуального языка характерны эскапизм, гедонизм, яркость.

КОГДА ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

На последнем курсе учебы на юрфаке. У меня было депрессивное состояние отчаянья, потому что я терпеть не могла эту профессию. Я ходила к психологу, и выяснилось, что мне очень помогает арт-терапия. Психолог стала моей первой зрительницей, нахваливала мои работы. Я начала часто рисовать, а потом наткнулась в инстаграм на галерею Anna Nova (кажется, это были работы художника Alesha Alesha) и узнала о существовании современного искусства.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Прежде всего, я пытаюсь самоидентифицироваться в мире, понять, что мне нравится, определить свои ценности. Большую роль в моей практике играет история моей семьи. Каждый раз перед поездкой в деревню к бабушке и дедушке, я составляю список вопросов, которые им нужно задать. И всегда боюсь, что упускаю нечто важное. Еще искусство помогает мне преодолевать сложные жизненные ситуации, например, болезнь или безработицу. Иногда я ловлю себя на желании сохранить и законсервировать каждый момент своей жизни, даже неприятный.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

Пока это моя квартира. Но в идеале, это помещение с окнами на все стороны света, бесконечным чаем и огромной кладовой для хлама.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Наверное, это интеллектуальный, милый человек, которому не чужда щепотка кринжа.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖНИЦА?

Родственники поначалу очень негативно относились, пытались меня «вразумить». Пришлось их даже всех заблокировать в соцсетях. Например, мой отец звонил мне и говорил: «Ты зачем людей кошмаришь?!». Но сейчас, кажется, они привыкли. Друзья меня поддерживают, часто помогают воплощать мои идеи, за что им большое спасибо.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Пока самым сложным было убедить бабушек позировать для фото.

ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Во-первых, что не все люди ценят качественный кринж. Во-вторых, то как для меня важно бывать дома наедине с собой.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ?

Ожидаю реализовать крутой проект, познакомиться и поработать с интересными творческими людьми. А еще, что у меня будет много подписчиков в инстаграм. Честно говоря, надеюсь, что мне предложат работу в сфере искусства или оплачиваемые коллаборации. Я все еще безработная. И пока я думаю, буду ли изучать российские похоронные традиции или поработаю над темой ипохондрии.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Я вижу себя богатой и успешной художницей, зарабатывающей миллиарды на продаже мерча.

Мара Пилясинская

22 года. Окончила Британскую Высшую Школу Дизайна, направление BA (Hons) Fashion Design. Мультидисциплинарная художница, работает с живописью, инсталляцией, текстильным искусством, керамикой и лингвистическими системами.

КОГДА ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Мне всегда казалось, что я родилась художницей. Искусство во взгляде, в том, каким я вижу мир, а художественные практики — язык, которым я коммуницирую с пространством и обществом.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Полагаю, работа с поэтикой является главным мотивом моей практики. Через нее я исследую состояния и настроения человека в современной урбанистической среде, и посредством лирического абстракционизма стараюсь выстроить художественную лексическую систему, позволяющую создать артефакт городской мифологии.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

В последнее время мне все больше нравится брутализм, так что сейчас продуктивнее всего я работаю в больших монохромных пространствах, в которых много воздуха. Открытые студии меня вдохновляют, сразу открывается пространство для полета мысли, проекты сами по себе получаются масштабнее. Еще поддерживают комментарии зрителей, кураторов, обсуждения проектов с другими участниками Открытых студий.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Мне кажется, моим зрителем может быть каждый человек, любящий поэтику, лингвистику и антропологию. Меланхоликам и романтикам также удастся найти что-то близкое в моих работах.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖНИЦА?

Мое окружение состоит из художников и художниц, так что отношение положительное, хотя и в таком коллективе временами бывает сложно. Легко упустить перспективу и потерять связь со зрителем.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Дипломная коллекция одежды. Даже говорить про этот период не могу, худший ментал брейкдаун в моей жизни. Но финальный результат получился очень крутым, обязательно покажу коллекцию в Студиях.

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Когнитивная терапия и труды Марка Аврелия.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

Для меня это почти как перформанс, — работать на виду у зрителя, показывать не только отполированный результат, но и процесс, муки создания, эйфорию внезапно найденного решения. А еще это невероятная мотивация — получать отдачу от кураторов, коллекционеров, галеристов. Работы сразу выходят на новый уровень. В домашней студии сложно получить такую перспективу. Работать буду с урбанистикой и развитием собственного художественного языка — лирического абстракционизма. Также мне интересно выстроить диалог со зрителем во время проведения лекций и воркшопов.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Вижу себя гражданином мира. Хочу поучаствовать в художественных резиденциях каждой страны на земле и с уверенностью сказать, что прожила интересную жизнь.

  • Даня Пирогов
    Даня Пирогов
  • Жения Кузьма
    Жения Кузьма
  • Марина Кошлина
    Марина Кошлина

Даня Пирогов

Родился в Нижнем Новгороде, в 1996 г. Окончил бакалавриат и магистратуру ННГАСУ (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), в настоящее время проходит обучение в аспирантуре. Выпускник программы Архитекторы.рф Strelka Institute. Занимался архитектурной практикой, работал в архитектурных бюро. Является сооснователем инициативного проекта Arh.kvartirnik, направленного на формирование архитектурного сообщества.

КОГДА ТЫ ПОНЯЛ, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Понимание пришло еще в детстве. Первые осознанные работы и выставочные проекты начали появляться в 2019 году, а полноценно я «ушел» в искусство, покинув архитектурную практику, в 2021-2022 году.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Я работаю с темой мифологии и артефактов. Мои основные медиумы — скульптура, графика, ленд-арт, перформанс. Много работаю с пространственными объектами и инсталляциями, мне это близко в силу архитектурного бэкграунда. Особую роль в моей практике играет понятие «неуместного артефакта» — археологической находки, которой не должно быть согласно истории. В этом парадоксе я чувствую сильный заряд энергии, недосказанности и большой потенциал для размышлений.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

Мне нравится менять обстановку в зависимости от сезона. Весной и летом хочется общаться с людьми, пересобирать себя, открываться миру. Зимой и осенью лучше работается в уединении, когда никто не отвлекает. Много времени провожу на природе, лес дает мне силы, там я придумываю новые работы и провожу «лесные» перформативные практики.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Могу предположить, что он любит погружаться в себя и мечтать. Также он любит всяческие древности, находки, артефакты, и, может быть, интересуется архитектурой и антропологией.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК?

По-разному. Кто-то видит в моей деятельности большую свободу и возможность по-новому посмотреть на привычные вещи. Кто-то убежден, что искусство — менее «серьезная» профессия, чем архитектура (которой я занимался раньше) в силу того, что искусство не практико-ориентированный род деятельности.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Технически это, конечно, мои большие ленд-арт инсталляции.
А психологически самыми сложными для меня являются мои «лесные» перформансы в природной среде. Я очень нервничаю перед ними. Конечно, в момент самой практики меня видят только деревья, птицы и видеограф, но в эти минуты — это самые важные наблюдатели.

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Мир очень разный. Я даже не представлял никогда, насколько.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

В рамках работы в Студиях я планирую выйти за границы собственного мифотворчества и порассуждать о теме одновременного сосуществования разных мировоззренческих концепций в обществе. Как сочетаются традиционное с новаторским, как работает бытовая мифология и как полярные друг другу явления могут друг друга дополнять и объединяться.
Также мне хочется продолжить свои эксперименты с формой, техникой, материалом.

КАКИМ ХУДОЖНИКОМ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

В долгосрочной перспективе мне хотелось бы построить карьеру международного художника. В моих мечтах мне хотелось бы реализовывать большие проекты в городских и природных ландшафтах, участвовать в коллаборациях с брендами, близкими по духу.

Жения Кузьма

Родилась в городе Коломна (Московская область) в 1988 г. Закончила МГУ Печати им. И. Федорова как литературный редактор. В 2021 году закончила ИСИ Иосифа Бакштейна, направление Новые художественные стратегии. Бывшая участница самоорганизации Baseless — стихийно возникшего открытого объединения художников в сложное время пандемии и локдауна. Участница Blazar 2020. Участница Winzavod Open 2021. Почти весь 2022 г. прожила в Польше, где работала над своими проектами в уединении, рефлексируя происходящее. Участница резидентской программы Open Studios Winzavod 9 сезона 2023.

КОГДА ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

В 2017 году я все еще занималась фотографией, но это не вдохновляло меня как раньше. В один прекрасный день я вдруг поняла, что фотография всегда была моим желанием приблизиться к искусству и заниматься именно им. Еще совсем маленькой на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь» я отвечала «художником».

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Мой путь — это постоянное глубокое самоисследование, разбор причин и следствий внутренних процессов. Через взгляд в себя я понимаю людей и мир вокруг, вижу отражения вовне, исследую их. Мне интересны простые действия, едва замечаемые ритуалы, каждодневные практики.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

Для меня важен баланс уединения, тишины, природы, пространства для свободного блуждания мыслей и социальной жизни, возможности делиться своими наблюдениями, исследованиями, активными взаимодействиями. Это как смена фокуса ближе-дальше. Без дистанции сложно что-то анализировать, а слишком дистанцируясь выпадаешь из проживания. Такой определенный пульс.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Я думаю, то, что я делаю, может затягивать в пространство некоего вопроса, ситуации, где нет готового ответа. Соответственно, мой зритель — это тот, кто не ждет готового рецепта, четких указаний, конкретики. Он доверяет своим ощущениям, открыт неопределенности, сам готов исследовать.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖНИЦА?

Спокойно.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Возможно, самой сложно будет та, которую я собираюсь реализовать в Открытых студиях.

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Ориентиров вовне практически (или совсем) нет.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

Помимо работы над проектами, я хочу исследовать возможности взаимодействия с аудиторией, развивать такого рода практики. Кроме того, реализовывая работу, мне бы хотелось постоянно раскрывать ее как некий нарратив, то есть показать работу художника как процесс, а процесс как работу.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Я хочу развивать главным образом концепции, прийти к минимуму материала. Мне бы хотелось совмещения художественной практики с какой-то социальной или помогающей активностью — перетекания одного в другое.

Марина Кошлина

Выпускница Британской высшей школы дизайна. Участница групповых выставок в рамках InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna (Москва), ЦСИ Винзавод (Москва), Art and Design Education: FutureLab (Шанхай), участница подготовки каталога к выставке Cover Version, U Contemporary (Москва).

КОГДА ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

На первом курсе в университете мы пробовали себя в разных видах дизайна и искусства. Эта практика помогла понять, что изучать и делать искусство мне интереснее всего. Хотя тогда это мне казалось очень сложным процессом и не всегда давалось легко.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРАКТИКА?

Моя практика основывается на наблюдениях за архитектурой. Для меня творчество — это метод изучения того, с чем я сталкиваюсь каждый день.

КАКАЯ СРЕДА НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНА ДЛЯ ТВОЕГО ИСКУССТВА?

За все время, которое занимаюсь творчеством, я поняла, что мне очень важно быть в среде творческих людей, взаимодействовать с ними, обсуждать работы и обмениваться опытом. Это очень мотивирует и вдохновляет.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КТО ТВОЙ ЗРИТЕЛЬ, ЧТО ОН ЛЮБИТ?

Я как-то пыталась составить психологический портрет своего зрителя, но реальность каждый раз опровергает мои догадки. Почему-то очень часто интерес к моим работам выражают именно те люди, от которых я меньше всего это жду, и наоборот.

КАК ТВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖНИЦА?

Так получилось, что в основном я общаюсь с художниками или людьми, которые так или иначе связаны со сферой искусства, поэтому окружение относится хорошо, мы поддерживаем друг друга, и нам интересно вместе.

КАКАЯ РАБОТА САМАЯ СЛОЖНАЯ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Мне трудно сказать, какая из них самая сложная. Художественная практика — это в целом сложный процесс, но при этом очень интересный.

КАКОЕ ТВОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Наверное, это то, насколько разные бывают художники и как сильно отличаются их методы.

КАКИЕ У ТЕБЯ ОЖИДАНИЯ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, НАД ЧЕМ БУДЕШЬ ТУТ РАБОТАТЬ?

Для меня Открытые студии — это возможность познакомиться с новыми людьми и получить обратную связь на то, что я делаю. Я планирую продолжать работать с основными темами своей практики.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ СЕБЯ ВИДИШЬ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

Довольной тем, как все сложилось.

studio visit

Author : Angela Gurtsieva

Photos: Varvara Toplennikova

27 March, 2023