“Some very bad art”, virtual reality and catastrophe: independent curators discuss the current art trends

OPINION

Author: Julia Kryukova

Photos: by the heroes

Cover: "Cement II" exhibition, curated by Katarina Cano

13 February, 2023

Winzavod is showcasing projects from curators and independent communities from February 2022 to March 2023. The Modern Art Centre will feature experimental exhibitions from curators and art gatherings in Moscow, Saint Petersburg, and Vladivostok, including installations, movie screenings, lectures, performances, and a plastic theatre play. The centre serves as a space for free self-expression, a zone of visibility for independent creative communities, and an experimental field for the search of new meanings.

The Gathering interviewed the authors about the most current trends in modern independent art and curator practice. These trends include "Very Bad Art," virtual reality, and catastrophe.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Катарина Кано (объединение PARAZIT)

Автор проекта «Цемента II» — коллективная выставка о философском назначении материалов и множественности смыслов форм.

Цифровая среда, VR и AR технологии, искусственный интеллект интенсивно захватывают сферу искусства. При этом, в контексте цифровизации наращивает обороты искусство, которое интегрирует в себя природные формы и осязаемые фактуры.
Мне кажется, такой антисоюз закладывает основу для искусства, в котором будут сочетаться технологические достижения и объекты из природного мира.

Нелли Галиас

Автор проекта «Слои Данбара» — попытка художников разобраться в социальных связях внутри современного общества, основываясь на теории британского антрополога Робина Данбара.

Если говорить о направлениях и медиа, будущее, безусловно, за Art&Science — эксперименты в области биологии, природных форм, органических структур, исследование свойств материалов. Искусство всегда опережает свое время, и новейшие научные разработки питают многие идеи в экспериментальной арт-среде.

Мне, как куратору, интересны социологические исследования и темы взаимодействия зрителя с искусством. Это, например, стало темой моего кураторского проекта «Слои Данбара», который проходил в ЦСИ Винзавод. Через искусство я исследую факторы — окружение, социальный опыт, глобальная геополитическая ситуация в мире, которые влияют на идентичность современного человека, трансформируют художественные методы и формы высказывания.

Илья Качаев (арт-группировка ПНИ)

Автор проекта «Координаты» — художественная интервенция в пространства и навигацию на территории ЦСИ Винзавод.

Тренды в современном искусстве распознать довольно трудно — этот плюрализм я считаю достоинством арт-сферы. Это маркер многообразия художественных высказываний, а значит арт-рынок живет и развивается, ни о какой деструкции речь не идет.

Точечно можно заметить, что в последнее время кураторы обращаются к теме авангарда — вспомним две параллельно идущие выставки в Еврейском музее и только что открывшемся Центре Зотова. Глобально — очевидно общее стремление перепридумать форматы экспонирования искусства, отсюда, например, разнообразные site-specific и off-site проекты. Попытка выделить какой-то доминирующий тренд кажется мне надуманной: искусство вообще развивается стихийно, художественные так же как и кураторские практики не встраиваются ни в какие тренды.

Тина Шибалова

Автор проекта «Окей, я подумаю над этим» — аудиоинсталляция, обыгрывающая избитую фразу в ответном письме, которая означает, что человек принял отрицательное решение.

Современное искусство по определению не может существовать вне актуальной повестки. Сегодня новые работы художников либо нельзя экспонировать, либо они не имеют никакого отношения к реальности. Поэтому вопрос о трендах в современном искусстве я бы разделила на две сферы: видимую и невидимую.

Если говорить о видимой, то главный тренд — изобилие очень плохого искусства. Ощущение бессмыслицы, будто художники и кураторы разучились говорить. Слова больше похожи на набор символов без содержания, эффектные ранее приемы не работают. В поисках нового языка в искусстве находятся буквально все. Процесс запущен.

Декоративность и практики прикладного искусства, «салонность» — как эффект «губной помады» в экономике (в период экономических кризисов косметические бренды отмечают повышенный спрос на помаду, которую потребители покупают более охотно, чем товары из люксового сегмента). Осознанный проект в выставочном календаре институций, который забит под завязку, — редкость.

В поле невидимости искусство стремится к закрытости и независимости. Квартирные выставки, мастерские, леса, интеграции в городском пространстве, что угодно — мы обращаемся к опыту 90-х. В этом искусстве есть, что сказать, на это пусть больно, но интересно смотреть.

Нонспектакулярность — искусство, которое отрицает зрелищность, как один из методов работы в том числе и со зрителем, обращаясь к чувственному опыту и смещает фокус внимания. Зритель тоже переживает трансформацию, он становится более внимательным, готов больше усилий и времени тратить на искусство. Формат быстрого потребления выставок ушел.

Костя Серп

Автор проекта «Не держи меня» — тотальная инсталляция, посвященная идее фальшивых опор.

Основной вектор внимания кураторов сегодня сводится к темам, которые могли бы как-то определить современное общественное сознание и путь его движения в будущем. Это темы, связанные с новыми технологиями и интеграцией в интернет-пространстве. Или, например, вопрос о самоидентификации в условиях глобализации. Отдельно я бы выделил тему «сохранение» — кураторы и художники часто обращаются к ней сейчас, ощущается потребность сохранить культуру, природу, какие-то ценности. Возможно, это реакция на стремительно меняющийся мир.

Екатерина Седых

Автор проекта «Свернутое измерение» — выставка-документация жизни одного российского села на Дальнем Востоке.

У многих художников и кураторов наблюдаю стремление к «пластичности» форматов: в одной упаковке и выставка, и фильм, и книга, короче говоря, противоположность ортонормированности.

В таких «пластичных» проектах есть ощущение вневременности, а еще: парадоксальное пересечение дисциплин и сплетение разных авторских голосов. Я мечтаю сделать глобальный проект, включающий в себя несколько составных частей, объединенных принципом интерпроектности — когда части большого проекта явно или неявно ссылаются друг на друга благодаря внутренним связям. Получается своеобразный «диалог между проектами».

Екатерина Августеняк

Автор проекта «Порча» — многослойный перформанс, посвященный теме травмы жителей постсоветского пространства, которая трансформировалась сегодня в болезненные социальные отношения.

Главный тренд в искусстве сегодня (или последние 30 лет?) — это катастрофа. Есть один анекдот. Мир будущего: руины и радиоактивный пепел. На поверхность вылезают две крысы (мать и детеныш) с пятью глазами и тремя хвостами, ищут еду, и вдруг в черное небо взмывает потрепанная летучая мышь. Крысеныш смотрит зачарованно ей вслед и говорит: «Мама, смотри, ангел».

Актуальное искусство работает примерно так же. С двумя важными оговорками. Во-первых, художник, и зритель одновременно ощущают себя и крысами на земле, и летучей мышью в небе. Во-вторых, и те и другие еще помнят, что было прежде, и осознают, где они сейчас оказались.

OPINION

Author: Julia Kryukova

Photos: by the heroes

Cover: "Cement II" exhibition, curated by Katarina Cano

13 February, 2023