Why foundation workers have salary and other “stupid” questions we asked the director of “Anton is right here”

USEFUL

Illustrations and cover: by Tatiana Nikitina

16 November, 2023

In November, we decided to release a series of materials about the work of charitable foundations. The editors begin this difficult conversation with an article in which Elena Filbert, director of the Anton Is Right Here Foundation, answers questions that we ourselves have been embarrassed to ask for a long time.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Почему у работников фондов есть зарплата?

Потому же, почему есть зарплата у врачей, учителей и инженеров.

Вряд ли бы вы захотели делать операцию у айтишника, который по вечерам в качестве хобби еще и оперирует? Или заселяться в дом, который на досуге между репетициями спроектировала балерина. Важно, чтобы балерина сначала переучилась на архитектора, чтобы получила достаточный опыт и квалификацию, и уже после этого бралась за проектированием домов. Также и решение социальных проблем, которые не смогло решить государство — очень непростая задача, и для ее решения нужно много ресурсов, сил, квалификации и времени. Тут, к сожалению, недостаточно просто быть хорошим человеком и иметь пару свободных часов.

Благотворительный фонд — по сути такая же организационная структура, как и бизнес, но с одним важным отличием: ее финальная цель — не заработать как можно больше денег для инвесторов и акционеров, а обеспечить и реализовать как можно больше программ помощи для тех, кто в этом нуждается — качественно, бережно и эффективно.

Благотворительный — не значит святой, юродивый, жертвенный. Благотворительный — значит, что все средства и ресурсы организации идут на решение социальных проблем.

Чтобы фонд делал свою работу хорошо, логично распределял ресурсы, чтобы развивался и рос и отчитывался об этом — нужны сотрудники, которые бы всем этим занимались. На первых этапах, когда фонд только зародился, работа может строиться исключительно на волонтерском ресурсе и эмоциональном запале, а дальше есть два пути: либо фонд становится серьезной организацией со штатом сотрудников и зарплатами, либо остается на этапе небольшой волонтерской инициативы. Если бы существовал только второй путь, то скорее всего ни одного из известных вам российских фондов сейчас бы не было.

Почему помогать напрямую нуждающимся не всегда правильное решение?

Помогать — это круто! Напрямую — тоже. Если у вас есть знакомый в трудной жизненной ситуации, которому нужна моральная, финансовая или какая-то еще помощь, то конечно же стоит его поддержать. Но есть много проблем, которые не решаются вот так вот разово, очень часто поддержка людям нужна регулярная, от специалистов по конкретной теме, разбор ситуации, экспертиза и ведение случая на долгосрочной основе.

Например, если брать сферу, которой занимаемся мы: часто родители собирают по знакомым огромные суммы денег, чтобы оплатить ребенку реабилитацию в дорогом коммерческом центре с красивой и громкой рекламой: «Мы излечим аутизм, один курс — 450 000 рублей». Но, к сожалению, некому было подсказать родителю, что методики этого курса не имеют доказательной базы, что собранные с трудом деньги — на ветер. И не только деньги, но и драгоценное время ребенка и его родителей. А фонды — это и есть экспертные организации, которые уже разобрались в теме, набрались опыта и могут подсказать, какая помощь — самая эффективная и честная.

Как понять, что тебя не обманут и деньги уйдут куда надо?

Всегда можно открыть сайт фонда, проверить финансовые и содержательные отчеты, учредительные документы, почитать соцсети и публикации в СМИ. Крупные российские фонды исправно публикуют отчетность и стараются быть максимально прозрачными.

Но вообще я думаю, что люди жертвуют не потому, что все скрупулезно проверили и точно знают, а потому что доверяют, разделяют ценности фонда, и им приятно быть причастными к большому общему делу. Если есть страх и сомнения, то, возможно, это не тот момент или не тот фонд, который подходит именно вам. Когда происходит мэтч, поддерживать и жертвовать — приятно и легко.

Моя помощь может быть только деньгами?

Нет! Фонды стараются быть максимально экономными, тратить как можно меньше человеческих ресурсов, ставя самые амбициозные цели, поэтому часто им необходима помощь волонтеров. То есть можно метафорически стать тем самым айтишником, который решил оперировать по вечерам. Только у вас будут профессиональные наставники, которые дадут вам более подходящие задачи, научат, направят и поддержат.

Рассказать о фонде у себя в социальных сетях, просто сделать репост — это уже помощь. Ведь если бы каждый из ваших ста подписчиков перевел в фонд по 100 рублей — это бы уже получилось десять тысяч!

Информирование о проблеме, о фонде, о его мероприятиях и акциях — это своего рода амбассадорство. Ваш социальный капитал — ценная штука, и поделиться ею с фондом — это помощь с огромным эффектом.

Зачем фонды делают фестивали и мероприятия, выпускают мерч — можно же просто попросить денег?

Если бы можно было просто попросить и получить все нужные средства на реализацию программ помощи, то, наверное бы, фонды так и делали. Но все не так просто, деньги не сваливаются с неба ни на кого: ни на представителей бизнеса, ни на НКО. И фондам так же, как и всем остальным, приходится предпринимать огромные усилия, чтобы собирать средства и продолжать работу.

А еще важный эффект мероприятий — это информирование о теме, о социальной проблеме, а также о самом фонде — как люди узнают о нем и поддержат, если о нем не рассказывать?

USEFUL

Illustrations and cover: by Tatiana Nikitina

16 November, 2023