WHO NEEDS ART GALLERIES? WE ASK ANNA BARINOVA

QUESTION TIME

TEXT : ANNA BARINOVA

PHOTOS: COURTESY OF ANNA NOVA GALLERY

21 January, 2022

Why need gallery if Instagram is your oyster? Why hire an art dealer in 2022 when you can advertise and sell your art directly? Sometimes we wonder why galleries still exist! Yet, somehow the white cubes are still not extinct in 2022, and more and more private art spaces open up across the country. We decided to pose these questions to Anna Barinova, the owner of the highly successful Anna Nova Gallery in St Petersburg.

Анна Баринова

Каждый человек имеет право смотреть на вещи под своим углом. Поэтому, возможно, галерист действительно кому-то не нужен. Если художник склонен к интровертности, ему, может быть, правда достаточно коммуникации в соцсетях, чтобы выстраивать свою художественную карьеру. А возможно, художнику нужен просто менеджер или дилер.

Вообще, у любого художника наступает такой момент в карьере, когда ему становится сложно справляться с менеджерскими вопросами. Менеджер художника — это человек, который помогает решать бытовые вопросы в рамках рабочих отношений: заполнять какие-то документы, брать на себя закупку материалов, вести переговоры с клиентами. По сути, это ассистент. Но его содержание может себе позволить не каждый художник. Менеджеру нужно платить определенную зарплату, то есть художник должен быть уверен, что у него есть стабильный доход.

Дилер — это человек, который целенаправленно ищет клиентов, чтобы продать им работы художников. Иногда дилер и менеджер могут совмещаться в одном лице. Дилеру чаще всего интересно представлять сразу несколько художников. У него может вообще не быть своего пространства или офиса, он может просто встречаться с людьми, делать какие-то предложения и обсуждать их. Дилер зарабатывает на комиссии от продаж.

Галерея же продвигает художника. Она не просто продает его работы в рамках агентского договора, но и непосредственно участвует в развитии его карьеры. В том числе, галерея выполняет менеджерские функции. Это значит, что галерея помогает художнику участвовать в ярмарках, подавать заявки на гранты, конкурсы, резиденци, оформлять документы для поездок, следить за логистикой и транспортировками.

Часть работ художника мы храним у себя, потому что многим коллекционерам, институциям и просто частным покупателям важно прийти куда-то и посмотреть на работы своими глазами. Вообще, сам художник не может уделять слишком много времени своему продвижению — ему ведь нужно создавать свои работы. Не все готовы общаться с каким-то компаниями или корпоративными закупщиками — как минимум, потому что многие художники просто не умеют отстаивать свою цену. Зачастую такое общение даже может выбить художника из творческого настроя.

Фрагмент экспозиции Collector's Lounge. Александра Гарт. Без названия, 2020. Гравюра на картоне. Автор фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova

Фрагмент экспозиции Collector's Lounge. Петр Дьяков. Бэт, 2021. Бронза, литье. Автор фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova

Бывают ситуации, когда художнику поступает одновременно несколько предложений провести персональную выставку: соответственно, ему нужно создавать работы сразу для двух или трех экспозиций. В это время он не может заниматься продажами или своим продвижением — делать посты или сториз в соцсетях, писать что-то для сайтов. Галерея же помимо того, что устраивает персональные выставки художника, представляет его на российских и международных ярмарках, продвигает его через маркетплейсы. Кроме того, сам художник не может подать заявку на участие в ярмарке современного искусства — это право есть только у галерей. Но есть исключения: некоторые ярмарки, которые работают с художниками напрямую, но в основном это какие-то параллельные программы или мероприятия-сателлиты к основным ярмаркам.

Конечно, сейчас уже есть художники, которые сделали свою карьеру через соцсети. И все равно многие из них приходят к галеристам и говорят: «Мы хотим выставку» или «Мы хотим, чтобы вы хотим, чтобы вы нас представляли и продавали». Потому что сетевое информационное поле с одной стороны огромно, с другой — в нем слишком много шумов. И чем больше есть людей, которые представляют, выставляют художника и говорят о нем, тем больше у него шансов быть замеченным, стать узнаваемым и более престижным по цене и востребованности.

С рынком искусства в России пока сложно — он до сих пор находится на стадии формирования. Кто-то считает, что в нашей стране он развивается и растет, выстраиваются более этичные и экологичные отношения между всеми участниками. Кто-то наоборот считает, что никакого арт-рынка в России нет и говорит: «Ну, давайте поиграем в него». В этом случае я говорю: «А давайте поиграем». Может быть, эта игра станет частью нашей жизни, и рынок в конечном итоге сформируется.

QUESTION TIME

TEXT : ANNA BARINOVA

PHOTOS: COURTESY OF ANNA NOVA GALLERY

21 January, 2022