10 ballets that celebrate the life and genius of Rudolf Nureyev on his 85th birthday

analysis

Author: Margarita Makhrina

17 March, 2023

Today, on March 17th, 2023, Rudolf Nureyev would have celebrated his 85th birthday. While some dancers are still mocking Nureyev's unique style, researchers continue to spend countless hours analyzing his historic performances and reviews to better understand the Nureyev phenomenon.

It was only Nureyev who could have achieved such remarkable feats, including being accepted into the Leningrad choreography college at the age of 17, despite applications only being accepted up to age 11. He made a daring "freedom leap" at Paris airport when he was just 22, choosing to stay in the West. He also revolutionized male dancing by making it more artistic and complementary to the best ballerinas. At 23, Nureyev began his vision of "Russian classic" that would continue to spread across the world for the next two decades.

Nureyev's biography is filled with numerous extraordinary events. To make it easier for you to explore the life story of this genius, we have curated 10 videos that highlight his legacy.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

1958 год

Звезда родилась

О себе Нуреев заявил сразу, еще во время обучения в хореографическом училище. Скандальный характер, невероятный талант. Он менял преподавателей, выводил из себя студентов, доводил до истерики руководство. Но Нурееву все прощалось. Во время Всесоюзного конкурса артистов балета Руди ярко выделялся своей необычной индивидуальностью даже на фоне сверстников.

После конкурса и выпускного спектакля, где Рудольф вместе с Аллой Сизовой танцевал фрагмент из балета «Корсар», его пригласили в Большой театр.

Пока Большой театр звал его сразу на позицию солиста, родной Кировский (сейчас Мариинский) театр приглашал только в кордебалет. По легенде, звезда Кировского балета Наталья Дудинская переубедила Руди, предложив танцевать вместе с ней. Так и произошло: дебют Нуреева на сцене Кировского театра состоялся в 1958 году в балете «Лауренсия», где он танцевал в дуэте с великой Дудинской.

За 3 года в Кировском театре Нуреев перетанцует 15 главных партий в таких балетах, как «Дон Кихот», «Жизель», «Баядерка», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». У него появится клуб поклонников, который будет забрасывать сцену цветами и преследовать Рудольфа по Ленинграду. И уже тогда Нуреев будет позволять себе больше, чем кто было еще. Например, однажды Нуреев задержал спектакль «Дон Кихот» на 40 минут, отказываясь выходить на сцену в традиционном для СССР мужском костюме с шортиками. Он хотел танцевать как на Западе — только в трико. У руководства не было другого выхода, и Нуреева выпустили в его личном костюме.

1961 год

Прыжок в свободу

Когда Рудольф Нуреев впервые оказался на настоящих гастролях на Западе (а не только в странах советского блока), все с первого дня пошло не по плану. Нуреев не должен был ехать в Париж. Руководство было против, понимая и учитывая риски, связанные с характером юного дарования. Но вмешалась французская сторона, которая отказалась согласовывать гастроли без 22-летнего Нуреева.

В первый же день генеральная репетиция Нуреева в роли принца Дезире в «Спящей красавице» на сцене Парижской оперы произвела фурор. И хотя Рудольф так и не выйдет в этом балете на официальных гастролях, «Спящая красавица» будет первым, что он исполнит после своего побега из аэропорта Ле-бурже. На следующий день после генеральной репетиции во французском L’aurore выйдет заметка с заголовком «В Ленинградском балете появился свой космонавт» (всего месяцем ранее Юрий Гагарин впервые полетел в космос).

Последующие выступления Нуреева в «Баядерке» и «Корсаре» производили на публику и танцевальную критику не меньший эффект. Но пока популярность Нуреева взлетала в небеса, его карьера в СССР летела в пропасть. Во время гастролей Нуреев нарушал все мыслимые предписания. Ответственный на гастролях сотрудник КГБ был даже вынужден отправить в Москву рапорт на «совершенно недопустимое» поведение Нуреева.

Было принято решение, что после окончания гастролей в Париже Нуреев летит в Москву, а вся труппа продолжает гастроли в Лондоне. Об этом решении Рудольф узнает уже в аэропорту Ле-бурже. Впоследствии эти события в прессе получат название «Прыжок в свободу», но как вспоминает сам Нуреев: «Я никуда не прыгал — я шел».

По словам самого Нуреева, сделав ровно шесть судьбоносных шагов, от сотрудников КГБ к французской полиции, он навсегда становится «невозвращенцем» и «перебежчиком на Запад». Тогда 22-летний Руди выбрал не просто личную свободу, но и свободу творчества. В СССР его либо «закрыли» бы навсегда, либо посадили — и то, и другое для него было равно смерти.

Всего через неделю после вынужденной эмиграции Нуреев вновь выйдет на сцену в балете «Спящая красавица», но уже в театре Елисейских полей. По редким записям с репетиций видно, каким выдающимся танцовщиком был Нуреев уже тогда. Неслучайно, закадровый голос называет Нуреева «Нижинским 1960-х»: весь мир уже 50 лет, с блистательных выступлений Нижинского в Париже, не видел ничего подобного в мужском танце.

1962 год

Божественное явление

Несмотря на эффектное появление на Западе и мировую популярность, Нуреев очень быстро оказывается за бортом. Парижская опера отказывается заключать с Нуреевым контракт, опасаясь разрыва отношений с СССР и прекращения культурного (и гастрольного) обмена. Нуреев ненадолго уезжает в Данию, где знакомится со своим кумиром и любовью всей жизни — танцовщиком Эриком Бруном.

Неизвестно, каким образом сложилась бы карьера Нуреева на Западе, каким витиеватым и тернистым мог стать его путь на Олимп, если бы в его жизни не появилась Марго Фонтейн. Тогда 42-летняя Фонтейн, прима-балерина Английского королевского балета, мировая звезда с королевским титулом «Дамы» приглашает Нуреева в Лондон выступить на благотворительном концерте, чтобы познакомиться с русской знаменитостью. На том судьбоносном концерте за Нуреевым следил весь балетный мир, в том числе руководитель Английского королевского балета Нинет де Валуа. Она сразу делает Нурееву предложение стать премьером ее труппы. Так, начнется многолетнее сценическое партнерство и дружба Марго и Руди.

Первый официальный дебют Нуреева в статусе премьера Английского королевского балета состоялся 10 марта 1962 года в балете «Жизель». Один танцевальный критик назвал выступление Нуреева «божественным явлением». В старый романтический балет Нуреев привнес новые краски. Он не был похож на коварного соблазнителя или жестокого графа, каким в то время изображали Альберта лучшие танцовщики современности. Альберт Нуреева был всем сердцем влюблен в Жизель, однако был глупым, неопытным мальчишкой, запутавшимся в своей лжи.

Клив Барнс из The New York Times назвал это выступление «чем-то настоящим, мощным и восхитительным». В кульминации балета, когда Альберт Нуреева навсегда расстается с Жизелью Фонтейн, зрители плакали. Когда спектакль закончился и опустился занавес, зал сидел в оцепенении и несколько минут стояла гробовая тишина.

Когда Фонтейн и Нуреев вышли на поклоны, Марго вынула из своего букета розу и подарила ее Нурееву. Рудольф в свою очередь опустился на колено и расцеловал руку Фонтейн. Зрители и пресса были уверены в подлинности чувств пары и в реальной жизни.

1963 год

Главная балетная пара XX века

Если на сцене Марго и Руди выглядели как влюбленная пара, то на репетициях разворачивалась совершенно другая жизнь. Нуреев обладал бешеным темпераментом и неуравновешенным характером. На репетициях с Фонтейн он позволял себе крики, обзывательства, скандалы и истерики. Все вокруг были в ужасе от «бешеного русского», который вел себя непозволительно.

Но их союз был взаимовыгодным. Нуреев не только продлил годы сценической жизни Фонтейн, но и учил ее русской балетной школе, заставлял соревноваться с собой в танце и всей душой отдавался партнерству. Фонтейн в свою очередь уравновешивала бешеный темперамент Нуреева и придавала его танцу английского аристократизма.

В 1963 году руководитель Английского королевского балета Фредерик Аштон ставит специально на Марго и Руди балет «Маргарита и Арман». Аштон давно хотел поставить на свою музу Фонтейн роман Александра Дюма «Дама с камелиями», но все не складывалось.

Аштон в этом балете позволил Нурееву максимально свободно проявить свою индивидуальность. Каждое па в балете выигрышно подчеркивало танцевальный стиль Нуреева и раскрывало его личность. Премьере балета сопутствовали шумные овации. Поклонники только укрепились в своей вере в подлинности романа Марго и Руди. Однако Фредерик Аштон, пораженный поведением Нуреева на репетициях, больше не поставит ничего на Рудольфа.

1964 год

Балет под названием «Зигфрид»

Всего спустя три года после своего побега на Запад Нурееву вновь стало не хватать свободы творчества, но теперь в Английском королевском балете. После премьеры в «Жизели» Фонтейн предложила Рудольфу станцевать с ней «Лебединое озеро».

Отсмотрев спектакль, Нуреев пришел в ужас. Английская редакция дореволюционного «Лебединого озера» была максимально близка к оригиналу. В свою очередь Нуреев иначе смотрел на балет. Рудольф был уверен, что в 1960-е невозможно исполнять балет так, как его ставили в 19 веке. Основная претензия у танцовщика была к устаревшей пантомиме и роли мужчины в балете. Мариус Петипа ставил партию принца Зигфрида из «Лебединого озера» на Павла Гердта, которому в тот момент было уже за 50. Нуреев был уверен, что невозможно создать достоверный образ принца, если в первом действии герой 35 минут сидит, а во втором и третьем — только носит балерину по сцене.

Рудольф хотел представить последовательный и субъективный взгляд на принца Зигфрида, который по сюжету является главным персонажем и связующим звеном в балете. Такая возможность ему представилась уже в 1964 году, когда Венская опера заказала у молодой звезды балет. Венской труппе нечего было терять, у них не было старого балетного наследия, а вот от пиара они бы не отказались.

Таким образом, Нуреев получает полную свободу творчества и ставит балет, который в рецензии Dancing Review назовут «Балет под названием “Зигфрид”». Нуреев впервые по-настоящему переносит фокус в балете с балерины на танцовщика: с королевы лебедей Одетты на романтического принца Зигфрида.

Нуреев не только возвращает балету трагический финал Чайковского, от которого когда-то избавился Мариус Петипа, но и передает реальный замысел композитора. Нуреев в этом балете лучше многих чувствовал Чайковского. Он уловил внутреннюю (а не внешнюю) борьбу добра и зла, переживания композитора, который, безусловно, олицетворял себя с Зигфридом.

Спустя два года в Вене будет записана уже каноническая киноверсия «Лебединого озера» с Нуреевым и Фонтейн. После совместной работы пара не сможет танцевать английское прочтение балета. А премьера нуреевского «Лебединого озера» вошла в Книгу рекордов Гиннеса: публика вызывал звезд на поклоны 89 раз. Этот рекорд остается недостижимым и по сей день.

1965 год

Мик Джаггер от мира балета

Рудольф Нуреев в 1960-е был мировой звездой и имел армию поклонников. Именно в то время в мире развивается фан-культура и возникают целые движения. Все началось, конечно, с «битломании». Но если сумасшествие по The Beatles и Rolling Stones было понятным и объяснимым, то популярность Нуреева была нонсенсом для мира балета.

Когда в 1965 году Фонтейн и Нуреев приехали на гастроли с новым «Ромео и Джульеттой» в Америку, администрации Metropolitan Opera пришлось вызывать конную полицию, чтобы обеспечить безопасность Нуреева. Фанаты днями и ночами стояли в очередях на улице, чтобы купить билет на Нуреева с Фонтейн. Где бы не появлялся Руди, за ним следовали многочисленные папарацци и поклонники. Неудивительно, что один танцевальный критик прозвал Нуреева Миком Джаггером из мира балета. Нуреев сделал балет популярным и ввел на него моду, вызывая фанатичную любовь у сдержанной балетной публики.

Театры и импресарио по всему миру шли на поводу у публики. Накануне премьеры балета Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта» в Лондоне руководство приняло решение, что премьерный блок откроется парой Фонтейн-Нуреев. Это был чистый маркетинг, который подставил не только артистов, но и привел к нервному срыву и уходу из труппы Кеннета Макмиллана.

Несмотря на то, что Нуреев и Фонтейн прекрасно справились с балетом, они не отражали до конца задумки и видения Макмиллана. Фонтейн восходила образом к Джульетте Улановой, а Нуреев как и всегда добавлял себя. Тем не менее, взлетающая в воздух рубашка Нуреева во время сцены на балконе вошла в историю.

1966 год

Потерянный юноша

Весь свой взбалмошный характер Рудольф Нуреев в полной мере смог представить в балете французского хореографа Ролана Пети «Юноша и смерти». Когда Пети ставил балет в 1948 году, он хотел отойти от балетных пачек и принятого восприятия балета. В его танце обычные движения из жизни и балетные па соединялись в муки от боли и страдания.

Как следует из самого названия, в балете всего два персонажа: красивая девушка, олицетворяющая Смерть, и молодой творец — Юноша. В 1966 году Ролан Пети вместе со своей женой Зизи Жанмер решили записать балет и искали для этой роли подходящего Юношу. Роль в «Юноше и смерти» стала первым настоящим танцевальным экспериментом для Нуреева. Эта работа была максимально далека от привычных ему классических балетов.

За 15 минут балета Нуреев сумел создать невероятный образ, отличающийся разительно от других прочтений. Его юноша был очень ранимым, обладал двойственной сексуальностью и был заворожен красивой женщиной, которая сильно старше его. Совершенно другой образ через 10 лет создаст Михаил Барышников. А Ролан Пети и Рудольф Нуреев продолжат свой творческий союз, открывший Нурееву путь в современный танец.

1973 год

Долгожданный «Дон Кихот»

Поставить балет «Дон Кихот» Нуреев задумал сразу после постановки «Лебединого озера» для Венской оперы. С большим риском для себя Александр Пушкин (главный наставник и педагог Нуреева в Ленинграде) передал Нурееву подробные записи спектакля и от руки переписал ноты партитуры. Тогда, в начале 60-х, Нуреев мечтал поставить балет в Австралии, где работал Эрик Брун — любовь всей его жизни.

Нуреев и Брун постоянно были разлучены гастролями, контрактами и своими личными артистическими амбициями. Их встречи были редкими, а оба танцовщика изнемогали в одиночестве друг без друга. Из-за насыщенного графика Нуреев так и не смог тогда поставить балет в Австралии и снова остановил свой выбор на Вене. Только в 1970 году Нуреев переносит «Дон Кихота» в Австралию, где балет до сих пор идет в его прочтении.

К 1973 году у Нуреева был не только большой опыт в постановке балетов, но также и в съемке их на кинокамеру. Последние съемки BBC балетов «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» сильно разочаровали Нуреева. Поэтому в 1973 году Руди решил примерить на себя новую роль — режиссера. В этот раз Рудольф стоял не только по ту сторону камеры (а роль Базиля исполнял именно он), но и руководил совместно с режиссером Робертом Хелпманом всем съемочным процессом. Впоследствии Нуреев перенесет своего «Дон Кихот» и на сцену Парижской оперы.

1980 год

Трибьют Нижинскому от «Нижинского 60-х»

Еще в Ленинграде юный Руди сходил с ума по Вацлаву Нижинскому, а его эффектные выступления на Западе тут же охарактеризовали как появление второго Нижинского. Нуреев, как и Нижинский, прославлял мужской танец и смещал акцент на себя. Они оба совершили революцию в балете. Оба были гениями не только танца, но и актерского мастерства. Оба были не поняты на Родине и выдавлены заграницу. Оба вышли из Мариинского театра. Оба дебютировали в Париже.

Несмотря на преклонение перед Нижинским, Нуреев много лет старался не танцевать знаменитые партии кумира. Но к своему 40-летию Руди решил сделать себе подарок. Для самого Рудольфа исполнение партий Нижинского, понимание того, о чем он думал, что хотел сказать, как двигался, — было способом соединить себя с историей. Понимая, что балет очень эфемерное искусство, Нуреев при подготовке «Видения розы», «Послеполуденного отдыха фавна» и «Петрушки» старался как можно больше времени работать с людьми, заставшими Нижинского.

Несмотря на то, что премьера трех ключевых партий Нижинского в исполнении Нуреева, не вызвала такой бури эмоций, как его более ранние выступления, Нуреев по-настоящему вошел в историю и соединился с Нижинским. В 1980 году три балета в исполнении Нуреева с чикагской труппой Joffrey ballet были записаны.

1989 год

Возвращение домой

Спустя 26 лет Рудольф Нуреев на 3 дня возвращается в СССР. В 1987 году из России пришли печальные новости о тяжелой болезни мамы Нуреева. Тогда у власти был уже более демократичный Горбачев, который выдал визу на 3 дня для Нуреева, ранее заочно осужденного в СССР на пожизненный срок. Сложно передать, какие эмоции испытывал Нуреев, возвращаясь домой. Чтобы обеспечить его безопасность в переговорах даже участвовала Жаклин Кеннеди, давняя поклонница и подруга Нуреева. Жаклин писала письма и задействовала все свои связи.

Нуреев приехал в Уфу проститься с мамой, которая, по его воспоминаниям, даже не узнала сына. Руди походил по местам детства и даже заглянул в Башкирский театр, где когда-то впервые увидел балет и сам делал первые шаги.

С тяжелым сердцем Нуреев вернулся на Запад, но главный его подарок был впереди. Спустя два года Горбачев снимает с Нуреева все обвинения, а бывший однокурсник по Ленинградскому хореографическому училищу Олег Виноградов приглашает Нуреева выступить на сцене Мариинского театра.

В 1989 году Нурееву уже 51 год. Он перенес множество травм и тяжело болеет СПИДом. Но возвращение на родную сцену становится исполнением самого заветного желания: показать на Родине, чего же он добился за эти 30 лет. На этом редком видео можно увидеть, как Нуреев говорит с акцентом по-русски, и оценить его очаровательные манеры. И хотя в 1989 году Нуреев не мог танцевать «Сильфиду» на том же уровне, что и в молодости, к его танцу были прикованы взгляды всего балетного сообщества СССР.

Рудольф Нуреев умер в 1993 году в возрасте 54 лет. За свою долгую карьеру он много добился: в 1983 году Нуреева назначают руководителем балетной труппы Парижской оперы, того самого театра, где он когда-то, как Гагарин, заявил на весь мир о своем первенстве в балете.

Нуреев будет руководить Парижской оперой до 1989 года. В отличие от Сержа Лифаря (последнего фаворита Дягилева) Нуреев не будет ограничивать других хореографов и расширит репертуар труппы работами Макмиллана, Кранко, Баланчина, Роббинса, Пети, Лакотта, Форсайта. Нуреев откроет миру молодое поколение танцовщиков, которое до сих пор продолжает наследие своего учителя по всему миру.

Конечно, наш список значимых выступлений Нуреева далеко не полный. Однако даже на примере этих 10 видео можно понять, что Нуреев отдавал сцене и балету всего себя без остатка. Именно поэтому и спустя 50 лет Рудольф Нуреев остается непревзойденным гением.

analysis

Author: Margarita Makhrina

17 March, 2023