SESSION №2: INNER SIGHT / KERKA GALLERY

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ГАЛЕРЕЕЙ KERKA

22 December, 2021

В ноябре этого года в Kerka Gallery — галерее современного искусства, открытой в 2020-м году по инициативе художников в Санкт-Петербурге — проходила вторая сессия парных выставок Олеси Лавриненко и Саши Госмант Session №2: Inner Sight.

В центре внимания серии совместных проектов двух молодых художниц — трансформации нашего чувственного спектра в контексте современных post-digital реалий и воздействия сетевого пространства на человеческие ощущения.

Показ первого проекта серии выставок под названием Session №1: Distant Touch проходил в галере «Дай Пять» в Воронеже и был посвящен феноменологии тактильности. На этот раз в центре внимания Олеси Лавриненко и Саши Госмант оказывался так называемый «взгляд внутрь» — анализ внутренних импульсов человека, возникающих во время его взаимодействия с внешней средой и языковыми системами. В своих новых работах художницы размышляют о мимолетных явлениях в контексте сетевой жизни и особых промежуточных состояниях, возникающих в результате аффекта или слишком глубокого погружения в сетевую среду.

Холсты Олеси Лавриненко, которые были представлены в экспозиции, аппелируют к промежуточным состояниям между сном и явью, бессознательными блужданиями и поиском себя среди застывших пространств. Персонажи, погруженные в насыщенные цвета и среды, оказываются в медитативном состоянии интроспекции: вглядываясь в настороженные пустоты, они словно ищут в них свои недостающие тени и отражения. Сознания героев искажает действительность вокруг них: в их восприятии мир, окрашенный в цвета цифровой реальности, становится перенасыщен и «переэкспонирован». Это погружает зрителя в поле новых мифологем.

Саша Госмант на этот раз отвечает за ту сферу «физической реальности», где под воздействием интернета порождаются текстовые смыслы и напряжения — между словами и изображениями. Экспериментируя с разными видами искусства, художница проявляет перед зрителями саму суть пост-интернет дискурса и воплощает в «жизнь» различные аспекты существования форм и образов по ту сторону экрана. Феномены — информационная составляющая которых исходит из сочетания речевых и визуальных смыслов и форм — становятся в рамках этого проекта главными героями и предметами осмысления художника и соревнуются в доминанте образа над текстом.

Видеоработа Саши Госмант «Ничосе» посвящена роли новой информационной единицы и степени ее влияния на общество. Она представляет собой одновременно и реальный, и вымышленный мокьюментари-диалог с мальчиком, мечтающим стать кошкой. Художница поднимает вопрос о том, насколько сексистские мемы отдаляют новые поколения интернет-пользователей от прогрессивной гендерной повестки. Сам главный герой этой видеоработы, наделенный квир-идентичностью, не видит в этом никакой опасности — как бы «по-бумерски» отмахиваясь от проблемы.

В серии текстово-визуальных работ на стекле художницы исследуют природу палиндрома и его разновидности — оборотня (когда фраза читается справа налево иначе и с другим смыслом, чем слева направо). Визуально начертания букв, вписанных в форму тондо, напоминают шрифт, который обычно используют музыкальные метал-группы. С одной стороны, такое графическое решение усложняет чтение, с другой — создает совершенно особенную драматургию движения взгляда. Сами тексты палиндромов и оборотней балансируют между магическим и профанным, между физическими теориями и пара-научными практиками.

На пересечении магического и научного существует и образ скульптуры, левитирующей над некой поверхностью. В этой работе можно усмотреть как закономерности, известные нам из школьного курса физики, так и привязку ко многим конспирологическим или оккультным теориям. По задумке авторов образ скульптуры отдаленно напоминает Око Саурона, парящее над Черной Твердыней и наблюдающее за любым пользователем интернета — который, в свою очередь, обладает возможностью ответного наблюдения. Кроме того, метафорический образ Око напрямую отсылает к теме выставки. Мотив зрения раскрывается здесь в контексте цифрового дуализма и пост-интернет дискурса — в нем практически нет ничего невозможного. Однако сами возможности создаются и уничтожаются интернет-пользователями, которые не всегда руководствуются заботой об общем благе.

Kerka Gallery
Адрес: Санкт-Петербург, Суворовский проспект 43-45г.
Часы работы: чт-вс — 16:00–21:00, пн-ср — выходные.

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ГАЛЕРЕЕЙ KERKA

22 December, 2021