ЗЕРКАЛО БЕЗ ПАМЯТИ / GARAGE

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ИВАН ЕРОФЕЕВ

КУРАТОР: ЕКАТЕРИНА ИНОЗЕМЦЕВА

22 September, 2021

Музей современного искусства 'ГАРАЖ' представляет первую в России выставку немецкого художника Томаса Деманда — одного из самых значимых фотографов последних десятилетий. Заимствуя изображения тех или иных событий из прессы и других источников (или организуя технические съемки), Деманд воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, делая фактически скульптуры, после чего фотографирует их, а затем разрушает.

'Хранилище' 2018 Пигментная печать на оргстекле

Выставка 'Зеркало без памяти' состоит из нескольких фрагментов и распространяется на два этажа Музея. Первый этаж посвящен осмыслению идей макетности и модели, которые являются фактически альфой и омегой искусства Деманда. Через взаимодействие с архитекторами (японским бюро SANAA и британско-швейцарским бюро Caruso St John) Деманд всесторонне тематизирует модель, ее жизненные циклы, внутреннюю динамику, режимы синхронизации с физической реальностью и т. д. На втором этаже эта диалоговая энергия приобретает другие очертания, и первое, что видит зритель, поднимаясь по лестницам, — подвесные конструкции-кинотеатры, где показываются фильмы немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клуге. Эти кинопавильоны, спроектированные Демандом, — парящие модели, отдаленно отсылающие к конструктивистскому формообразованию. В свою очередь фильмы Клуге являются видеопродолжениями или видеоинтерпретациями трех работ Деманда, представленных на выставке: 'Хранилище', 'Пять глобусов', 'Руина'.

'Инкубатор' 2020 Пигментная печать на оргстекле

Основная часть выставки объединяет работы 1991–2021 годов: последний цикл создан специально для 'Гаража' и посвящен истории Эдварда Сноудена. В этом смысле выставка Деманда становится фактически сложной системой отражений не только сюжетов, намеченных во взаимодействии с архитекторами и Александром Клуге, но и самой реальности и наших представлений о ней, которые регулируются сегодня ненадежностью памяти, общими конвенциями относительно тех или иных событий или субъективными переживаниями.

Центральное место в художественной практике Томаса Деманда занимает само изображение, его природа, способы создания/конструирования и механики зрительского восприятия. Когда мы смотрим на фотографии Деманда, что мы видим на самом деле? Насколько сфотографированные модели из бумаги и картона имеют отношение к чувственной или исторической реальности? Видим ли мы некие 'мыслеформы', ментальные конструкты, или живые ситуации, когда смотрим на осколки фарфора в музее, комнаты отелей, замерший в самой высокой точке аттракцион, выход на посадку или опустевший боннский парламент?

'Принцесса' 2021 Хромогенная печать

Работы Деманда принципиально не складываются в последовательное повествование, они единичны, фрагментированы, осколочны. Французский философ Жак Рансьер точно описывает их как 'зеркала, отражающие пустоту' (и это еще одна дешифровка метафоры зеркала, заключенной в названии выставки). Осколки могут выдержать только 'избирательное сродство', обращаясь не только к названию романа Гете, но и к термину из химии XVIII века, обозначающему способность химических веществ соединяться с другими веществами или их соединениями, отдавая им предпочтение перед другими. По принципу 'избирательного сродства' живут работы Деманда и в экспозиции, являясь по сути автономными единицами, которые образуют формальные или содержательные синкопы.

Выставочная комбинаторика становится частью долгого (и интуитивного со стороны художника) процесса по поиску, отбору, конструированию/вырезанию и фотографированию объектов, сообщая специфическое чувство временности, сливаясь с другими 'временностями': нашей ненадежной памятью, вымыванием картинок с первых страниц поисковиков и их погружения в бесконечный цифровой архив имиджей 'до востребования'.

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ИВАН ЕРОФЕЕВ

КУРАТОР: ЕКАТЕРИНА ИНОЗЕМЦЕВА

22 September, 2021