Spaceless Kingdom: Regina Rzaeva’s personal exhibition
A new project — a solo exhibition by Regina Rzaeva, “Spaceless Kingdom ”— is open in the Gathering showroom until February 2. The artist presents her latest series of landscape paintings, created last summer during an international art residency in Vienna.
We asked the artist and Irina Netbai, the exhibition space curator, about the philosophical meaning behind landscapes and the process of creating the project.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Ирина Нетбай
старший менеджер галереи, куратор выставочного пространства
О кураторских вызовах проекта
В этом проекте вся концептуальная подоплека — заслуга художницы, я скорее выступаю в роли куратора-консультанта или советчика и помогаю Регине не столько с оформлением высказывания, сколько с его пространственной и текстовой репрезентацией. Такая модель кураторства, конечно, сопряжена с проявлениями чуткости и эмпатии и внутренними сомнениями: «Не нарушаю ли я художественную автономию?», «Где пролегает граница кураторского вмешательства?». Я часто размышляю об этом. Перед тем, как прийти к нам с идеей выставки, Регина самостоятельно создала и концептуализировала проект. Для меня было важно лишь помочь художнице корректно донести те смыслы, которые она уже вложила в свое высказывание.
Вторым вызовом в рамках проекта для меня была его пространственная реализация. Детерминированные размерами пространства и размахом холстов, мы не могли показать всю серию цельно и столкнулись с необходимостью сделать выборку работ. Эта выборка должна была отразить заданную художницей логику и в то же время органично сработать в небольшом пространстве. Как мне кажется, все сложилось!
Регина Рзаева
художница
О наблюдении за ландшафтом
В этом году я обратила взгляд на внешний мир. Хочу отметить, что я не пейзажист. Пейзаж — это образ, который лучше всего олицетворяет мою задумку. Это был, безусловно, выход из зоны комфорта, который в итоге вылился в узнавание себя в новом, ранее неизведанном формате.
В этой серии я перешла на большие форматы, а это, в свою очередь, продиктовало многие нюансы в плане построения работ. Я понимала, что буду делать пейзажи, но именно к ландшафту я пришла не сразу.
В прошлом я много работала с зеленым цветом. Ландшафт, который буквально является различными переходами и оттенками зеленого цвета, выглядит логично в свете этих обстоятельств. В момент наблюдения я, конечно же, об этом не думала, только потом заметила, что это был планомерный выбор земного образа. Сначала я пыталась изобразить солнечные блики на траве, но вскоре осознала, что тени интересуют меня гораздо больше.
О резиденции
Когда я прилетела в резиденцию, я уже работала над этой выставкой, и первые работы были готовы. Поэтому я почти сразу принялась за реализацию всего того, к чему подготавливала себя все время до. Именно там мне удалось заметить яркие падающие на траву тени и широкий простор неба. Все это повлияло на ход развития моей выставки, потому что именно в резиденции, мои идеи обрели «твердую почву».
Это была международная программа, и мне удалось познакомиться с кураторами, художниками и писателями из разных уголков мира. Мы все работали в разных направлениях, и это был интересный опыт с точки зрения коммуникации с другими и умения работать в новых обстоятельствах. Нам всем повезло, потому что мы действительно помогали друг другу, советовались и обсуждали идеи. Это было настоящее художественное комьюнити, до этого я и подумать не могла, насколько это важно.
Случались моменты, когда нужно было презентовать свои работы без какой-либо подготовки или рассказать о себе человеку, который совершено незнаком с твоей практикой и контекстом работ на другом языке. С таким не часто сталкиваешься, когда работаешь в привычных условиях, и это — интересный опыт.
О философском осмыслении пейзажа
Меня интересует, что происходит внутри вещей и понятий. Я заметила эту тенденцию в своей первой соло выставке, и в этой она тоже явно проявляется. У работ нет никакой привязки к месту — это достаточно важный элемент создания отдельного универсума со своими циклами и жизнью; это буквально создание автономной вселенной, в которой можно переходить из одного состояния в другое, смещать фокус взгляда и погружаться внутрь вещей. Быть наблюдательной к внешнему миру и пытаться увидеть его внутренние процессы. Двигаться от земного к месту встречи с небом-горизонтом, а затем и вовсе погрузиться в облака. Я бы хотела, чтобы зритель абстрагировался от внешнего и углубился в эти сложные и хрупкие конструкции.