STUDENTS: V–A–C MEDIATION DEPARTMENT

interview

PHOTOS: DARINA BELONOGOVA

PHOTOS: GLEB LEONOV

28 June, 2021

The cultural output of the new GES-2 art space, initiated by the V-A-C foundation, will be led by mediators. The graduates of the V-A-C Faculty of Mediation explained to us the intricacies of this profession, the challenges they face and what the Culture House means to them.

Read the rest of the article in Russian.

Шамонов Федор, Юлия Карпенкова, Катя Цырлина

ЮЛИЯ КАРПЕНКОВА
Медиатор в моем понимании — это такой же посетитель музея или выставки, как и любой другой. Он обладает своим собственным опытом и бэкграундом в самых разных профессиональных сферах, в том числе не относящихся к искусству. Вместе с тем он хорошо знает выставку и знаком с концепцией кураторов, художниками и их работами, самим выставочным пространством. Это та информация, которой он хочет поделиться с другими.
Я люблю общаться с людьми, люблю говорить и делиться историями, которые меня увлекают. В принципе, это то, чем занимается экскурсовод — профессия более знакомая для широкой аудитории. Но в какой-то момент я поняла, что экскурсия и медиация очень отличаются. Экскурсовод выступает своеобразным авторитетом и передает некое 'правильное' знание, а слушатели оказываются в роли незнающих. В медиации общение происходит на равных.
Самое важное для меня в работе медиатора — построение диалога с посетителем, в который обе стороны вовлечены, а самым сложным может оказаться беседа с человеком с диаметрально противоположными взглядами.
'ГЭС-2' — это место для встречи с искусством, идеями и мыслями, друг с другом, разными людьми, с которыми мы живем в одном городе. А медиатор помогает этому диалогу случиться.

КАТЯ ЦЫРЛИНА
Медиатор мне представляется проводником, посредником между посетителем и институцией, ее наполнением, историей и общим контекстом. В своей художественной практике я ощущаю пустоты и недостаток коммуникации, поэтому мне кажется важным говорить с людьми про искусство и его влияние на жизнь и повседневность.
В работе медиатора важно создание среды, в которой возможен диалог, а собеседники слышат и слушают друг друга, не пытаясь навязать свою позицию. Самое трудное, с чем может столкнуться медиатор? Наверное, непонимание ценности слов и опыта другого, нежелание вести разговор и агрессия.
В повседневной жизни я много слушаю и стараюсь не выносить оценочных суждений, думать о проблеме с разных позиций. Медиатор помогает осмыслить и сформулировать для себя полученный опыт, возможно даже углубить его.

ФЕДОР ШАМОНОВ
Медиатор — посредник между различными институциями, объектами, людьми. Человек, который связывает личный опыт посетителя с произведением искусства, опытом художника. Мне захотелось испытать на себе эту роль, как новый социокультурный опыт.
Медиация предполагает диалог, такую форму коммуникации, которой зачастую не хватает в современной культуре и, в частности, в современной философии, которой я занимаюсь. В некотором смысле, медиация как практика выступает наследницей философии в ее классической форме.
Связь, которая возникает у человека с искусством, и достижение уникального опыта через это взаимодействие — вот, что важно. На мой взгляд, не всегда получается сразу определить была медиация удачной или нет, поэтому приходится полагаться исключительно на свои ощущения.
Одна из сложностей в медиации — уход в одну из двух крайностей: однонаправленной передачи каких-то знаний об объекте посетителю или же полный уход сессии в область личного опыта человека, который пришел в пространство. То есть самое трудное — сохранение баланса между этими двумя полюсами.
'ГЭС-2' планирует стать совершенно новым местом в городе как с институциональной, так и с общегородской точки зрения. Медиатор будет помогать лучше ориентироваться в пространстве, которое возвратится городу. Диалог с медиатором позволит посетителю наладить более тесную связь с предметом искусства и получить новый опыт, отличающийся от 'классического' похода в музей.

Андрей Мурашко, Катя Логинова, Мария Галкина, Лиза Шумилова

АНДРЕЙ МУРАШКО
Медиатор — это посредник между двумя модусами коммуникации. До того, как прийти на Факультет медиации, я много занимался 'посредничеством' и ранее в профессиональной деятельности.
Самое важное — установление контакта между посетителем и той повесткой, которую транслирует художник, куратор, выставка или институция. Результат — успешная коммуникация. Такой подход позволяет медиатору самому оценивать свою работу и дает пищу для дальнейшей рефлексии.
Дом культуры — место, где посетитель сможет узнать что-то, чего не знал раньше, или же наоборот, оставить что-то свое. Медиатор, как буфер или проводник, передает и пропускает через себя всю информацию.

ЕКАТЕРИНА ЛОГИНОВА
Медиатор — это тот, кто подсвечивает связи одного с другим. Делать это можно разными способами, и это могут быть связи между различными сущностями.
В какой-то момент я начала с все большим сомнением относиться к идее того, чтобы создавать что-то исключительно с целью репрезентации, как в своей художественной практике, так и в практике других. Мне стали интересны в первую очередь отношения со зрителем. Наверное, этим меня и привлекла работа в медиации. Самое важное — это отклик человека, с которым ты взаимодействуешь, его желание взять инициативу. А результаты можно оценить уже по отзывам.
'ГЭС-2' — это Дом культуры, который предлагает возможность не просто посмотреть что-то, но и проявиться субъектно, подумать, высказаться, услышать, как об этом говорят другие посетители, а при желании и вступить с ними в дискуссию. Свершиться всему этому помогает медиация и медиатор.

МАРИЯ ГАЛКИНА
Медиатор — это профессионал, стыкующий интересы культурной институции и личный опыт посетителей этой институции через диалог, в первую очередь, об искусстве.
До этого я работала в довольно закрытом от общества научном отделе художественного музея, но сейчас мне важно говорить с разными людьми об искусстве и не только. Для меня это расширение личных границ.
Самое важное в медиации — внимание к людям и погруженность в материал. А результат — те внутренние изменения, которые происходят с аудиторией во время и после медиации. Самое трудное — оставаться непредвзятым, ставить границы и при этом открыто воспринимать чужое мнение и позицию. В повседневной жизни мне помогает принятие и специфика ведения диалога — в процессе разговора мне скорее важно развернуть мысль собеседника, нежели свою собственную. И иногда подкинуть нетривиальную идею.
Медиация — это особое взаимодействие, которое позволяет посетителям не только узнать больше о пространстве и арт-объектах, но и сдвинуть с места свою личную оптику восприятия действительности и открыто поговорить об этом с представителем Дома культуры. В этом и суть диалога медиатора и посетителя.

Настя Ковальчук, Женя Милюкова, Максим Старичков

НАСТЯ КОВАЛЬЧУК
Я убеждена, что медиатор — это тот, кто делает возможной ответную реакцию и создает условия для ее осмысления.
Эта работа при всей сложности оставляет много свободы и пространства для нового: ты все время находишься в движении, как телесно, так и ментально. Можешь постоянно совершенствоваться и собирать знания и ощущения вместе с другими. Это движение зацепило меня и стало одной из причин, почему я решила стать медиатором.
Для меня важно установить крепкий контакт с посетителем, следить за динамикой в группе, при этом не бояться пауз, недопонимания, противоречий и несогласий. Думаю, самое сложное — это всегда оставаться внимательным к каждому посетителю, который становится участником медиаторского тура, неважно, готов ли он вступать с тобой в активный диалог или нет.
Медиация это не какое-то обособленное явление. Скорее наоборот: многое, чему ты учишься в повседневной жизни (поддерживать разговор, принимать разные мнения), может быть использовано в этой работе, что и делает ее такой интересной.
'ГЭС-2' — это огромный пласт информации и истории, который будет наполнен новыми смыслами и новым контекстом. Медиатор в таком случае может стать смысловым навигатором, который поможет посетителям ориентироваться в пространстве и многообразии событий, выстроить связи с этим местом и найти в нем что-то свое (возможно, незаметное на первый взгляд).

МАКСИМ СТАРИЧКОВ
Медиатор — это в первую очередь позиция, которую ты транслируешь по отношению к миру. Это желание слушать, слышать и вести диалог. Я сформулировал это для себя после обучения на Факультете медиации.
Медиация — особая часть культурного поля, которая позволяет постоянно развиваться и формировать новые пути взаимодействия с людьми. Самое важное — говорить на одном языке с посетителями и сохранять интерес в процессе взаимодействия. Результат ты можешь определить, когда диалог захватывает всех участников тура и люди не узнают, а понимают что-то, чего до этого не понимали. А одна из главных трудностей, с которыми может столкнуться медиатор, — это умение воспринимать границы между своей позицией и позицией институции.
Диалог посетителя с медиатором нужен для того, чтобы получить новый опыт взаимодействия с пространством, людьми и искусством.

interview

PHOTOS: DARINA BELONOGOVA

PHOTOS: GLEB LEONOV

28 June, 2021