Taboo, dependence and tenderness: Nan Goldin is 70 years old
Author: Maria Kolpakova
Cover: Nan Goldin, 2019. Photograph by Alec Soth © the artist and Magnum Photos. Courtesy: aperture.org
12 September, 2023
“This is not a photograph. Nobody takes photographs of their life” — with these words, New York gallery owners refused to exhibit Nan Goldin. This phrase seems strange today in a world where everything is somehow the result of self-reflection. But not in New York in the early 80s, a brutal metropolis experiencing a social and economic crisis.
Today, September 12, legendary New York photographer and activist Nan Goldin turns 70 years old. Creative path, ups and downs, solo exhibitions at New York's MoMA, the history of addiction, protests against pharmaceutical magnates and extreme frankness in photographs — this reveals the figure of Nan Goldin as an author. But if you leave out the regalia, who is she?
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Засечки биографии
• 1953 — в еврейской семье среднего класса в Вашингтоне родилась младшая дочь, ее назвали Нан.
• 1964 — Нан было 11 лет, когда ее старшая сестра Барбара в возрасте 18 лет совершила самоубийство. Про сестру Нан Голдин вспоминает так: «Она заговорила в год, а потом замолчала на полтора года. Это был ее первый бунт». Они были очень близки, доверяли друг другу самые сокровенные секреты, Барбара, яркая и одаренная, была для Нан второй матерью. Сестра Нан Голдин рано осознала свою сексуальность, которую была вынуждена подавлять, из-за этого у нее происходили частые ссоры с родителями, которые раз за разом отправляли ее в психиатрические лечебницы из-за ее «инаковости», и она решает свести счеты с жизнью. Этот трагичный эпизод биографии Нан Голдин повлияет на все ее дальнейшее творчество.
• 1967 — Нан сбегает из дома и живет у друзей.
• 1969 — начинает увлекаться фотографией.
• 1972 — поступает в Бостонский университет. Знакомится с Дэвидом Армстронгом, дружба с которым наметит новый вектор ее творчества.
• 1978 — Нан 25 лет, она переезжает в манхэттенский Нижний Ист-Сайд.
• 1983-2008 — создает серию снимков «Балладу о сексуальной зависимости», которая сделает ее знаменитой и сильно повлияет на визуальный язык фотографии последующих 30 лет.
• 1985 — «Баллада» включена в программу Биеннале Музея Уитни. Нан Голдин замечают ведущие галереи и музеи Америки и Европы, проходит несколько персональных выставок.
• 2015 — Нан переносит операцию на запястье и по назначению врача начинает пить оксиконтин, из-за этого она попадает в наркотическую зависимость и борется с ней вплоть до 2017 года.
• 2017 — Нан Голдин организует кампанию под названием Prescription Addiction Intervention Now (P.A.I.N. — «Боль»), направленную против семьи Саклер, которая владеет фармкомпанией Purdue Pharma, производителем препарата OxyContin.
• 2018 — начинает масштабные акции протестов, в которых призывает музеи и другие культурные институции не принимать деньги от семьи Саклер.
• 2023 — Нан Голдин 70 лет. Она признанная икона и влиятельная фигура для кинематографа, моды и современного искусства. Она протестует и творит.
• Вне дат и времени — дружба, любовь и потери, работа официанткой и танцовщицей go-go, побои, лечение от наркотической зависимости, поддержка всех пострадавших от «филантропов» Саклеров и постоянная фиксация момента.
Двойная жизнь
После смерти сестры Нан Голдин словно выработала в себе иммунитет против всего, что сдерживало, ограничивало, подавляло и загоняло в рамки. Поступив в Бостонский университет, Нан находит единомышленников и встречает тех, кто становится не только ее друзьями, но музами. Среди них Дэвид Армстронг, американский фотограф. Они познакомились, когда Нан было 16 лет, а Дэвид был младше на год. Спустя 20 лет моменты их дружбы, творчества и совместного бытования в Бостоне и Нью-Йорке выльются не в одну выставку в частных галереях и крупных музеях вроде Уитни. Среди друзей Нан также были актриса и писательница Куки Мюллер, скульптор Грир Лэнктон.
После университета Нан ненадолго переедет в Кэмбридж, где поселится в сквоте с харизматичными персонажами своего времени, бежавшими из Америки, это и станет ее первой большой темой. «Я хотела, чтобы королевы были на обложке Vogue».
Табу
В своем документальном фильме «Вся красота и кровопролитие» ("All the Beauty and the Bloodshed", 2021) художница говорит: «У настоящего опыта есть запах, он грязный и не завершается простой концовкой». Суицид, отображение в работах художницы разной любви, наркотическая зависимость — темы, которые поднимает Голдин. Герои ее снимков — молодые парни и девушки, скинхеды, проститутки — часто обнажены и беззастенчиво смотрят в камеру или вовсе не замечают ее, поглощенные своими делами. В квартире, которую она снимает в 80-х на Bowery Street, вечеринки не заканчиваются никогда. Они живут в свопах и редко оказываются в одиночестве, все частное становится общественным. Они курят и смеются, страстно целуются и плещутся в ванной, танцуют и застывают в солнечном свете. Герои ее снимков живут яростно и также стремительно сгорают. Нан Голдин часто заставала их на пороге болезни или смерти. Она снимала не глянцевую, но настоящую жизнь Нью-Йорка 1970-1980-х годов. Художница стремилась сохранить каждое мгновение, проведенное вместе с друзьями, борясь со временем и забвением (к середине 90-х многие из них умрут от СПИДа или передозировки).
«Баллада о сексуальной зависимости»
Серия снимков, прославившая Нан Голдин, названа в честь песни из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта и Курта Вайля. Герои этой баллады, включая саму художницу, запечатлены в интимные моменты любви и потери. Они испытывают экстаз и боль, веселятся в танцевальных клубах и общаются дома с детьми, страдают от домашнего насилия и СПИДа. Одной из центральных тем «Баллады» стал бурный многолетний роман Нан Голдин с мужчиной по имени Брайан. В серии можно встретить не только счастливые, но и самые темные стороны их отношений.
В 1984 году в Берлине пара рассталась окончательно после того, как Брайан в порыве ярости и ревности напал на Голдин, едва не ослепив ее (на автопортрете «Нан через месяц после избиения» Голдин смотрит в камеру, и ее лицо похоже на маску, а залитый кровью глаз пугающе перекликается с ярко-малиновой помадой).
«"Баллада о сексуальной зависимости" — это дневник, который я даю читать людям», — пишет Голдин. «Дневник — это моя форма контроля над своей жизнью. Он позволяет мне навязчиво фиксировать каждую деталь. Он позволяет мне помнить». Помнить о красоте и помнить о насилии.
Голдин представляла «Балладу» в формате слайд-шоу, число снимков росло от показа к показу, а саундтреки к ним Нан Голдин раз за разом подбирала сама — от Марии Каллас и Джеймса Брауна до Нины Симон и The Velvet Underground. «Фотография была сублимацией секса, средство соблазнения и способ оставаться важной частью жизни моих объектов».
Это слайд-шоу открыло новый жанр, похожий на кино и оторвавшийся от доминирующей постмодернистской эстетики. Эти показы, а также ее фото-инсталляции под названием «Сетки» были выстроены по темам, лежащим в основе повествования: обнаженная натура, женщины перед зеркалом, сцены любовных утех. В 2004 году «Баллада» была представлена в Tate, а в 2009 году — на фестивале фотографии в Арле.
Любовь к подглядыванию
Еще одна запоминающаяся серия Голдин — Scopophilia (от греч. «любовь к подглядыванию, наблюдению») — впервые была выставлена в галерее Мэтью Маркса в Нью-Йорке в 2011 году. Даже (а может, особенно?) работая с произведениями классического искусства, художница панкует, соединяя свои снимки и фрагменты полотен эпохи Возрождения, античности, романтизма. Но в этом жесте нет неуважения. Все происходит исключительно из любви. Любви к наблюдению.
«Боль» против Саклеров
Протест, вошедший в жизнь Голдин после смерти старшей сестры, не остался лишь приметой юношеского нонконформизма и бунта, но постепенно приобрел созидательное русло.
В 2015 году 62-летняя Нан Голдин переносит операцию на запястье и по назначению врача начинает пить оксиконтин, из-за этого она попадает в наркотическую зависимость и борется с ней вплоть до 2017 года. В то время статистика смертности от опиоидов в США достигает небывалых масштабов. Нан решает бороться не только с последствиями, но с корнем этой проблемы и объявляет войну семье Саклеров, которая владеет фармкомпанией Purdue Pharma, производителем препарата OxyContin.
В 2017 году Нан Голдин организует кампанию под названием Prescription Addiction Intervention Now (P.A.I.N. — «Боль») годом позже и начинает масштабные акции протестов, в которых призывает музеи и другие культурные институции не принимать деньги от семьи Саклер.
Одну из самых запоминающихся акций «Боль» провела в 2019 году в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, который выставлял работы художницы и принимал пожертвования от Саклеров. Протестующие во главе с Нан Голдин сбросили со второго этажа пачку флаеров, оформленных в виде рецептов на 80-миллиграммовые таблетки оксиконтина с надписью: «Если не контролировать употребление оксиконтина, то с высокой долей вероятности он вызовет зависимость. Насколько тогда вырастут наши продажи?».
После этой акции музей Гуггенхайма отказался от пожертвований Саклеров. Спустя время его примеру последовали галерея Tate и Лувр.
Красота и кровопролитие
Всю свою жизнь Нан Голдин добровольно переводила в фотоэссе, откровенные, эпатажные, интимные. От них можно отвернуться, но не заметить нельзя.
В 2021 году американская режиссерка Лора Пойтрас сняла документальный фильм «Вся красота и кровопролитие» ("All the Beauty and the Bloodshed", 2021), посвященный Нан Голдин, а год спустя он стал победителем 79-ого Венецианского кинофестиваля. В нем американская фотохудожница, хитро прищурившись и почти никогда не выпуская из рук сигарету, вспоминает, как ярко, парадоксально, порой болезненно, но всегда карнавально складывалась ее жизнь. Как точно заметил русский филолог, теоретик искусства и культуры Михаил Бахтин в своем исследовании карнавальной традиции: «Карнавал не созерцают — в нем живут». Карнавал по своей природе сводится к «инверсии двоичных противопоставлений»: там шут становится королем, богохульник — епископом, проститутка — благородной дамой. Карнавал — это анархия, гротеск или свобода?
Думая об обжигающей откровенности снимков Голдин, я вспоминаю строчку из песни Бориса Гребенщикова «ласковой душе — железное платье». Без сомнения, черствые души не создают такого. В ее снимках — свобода и противоречие. Красота и кровопролитие, которые смотрят на зрителя не исподлобья, а в упор: наркотики и декаданс кризиса 80-х, интимность и жестокость. Обнажены они — неловко нам. Нан Голдин позволяет освободить друг друга. Не протестом, как может показаться на первый взгляд, но нежностью.
Author: Maria Kolpakova
Cover: Nan Goldin, 2019. Photograph by Alec Soth © the artist and Magnum Photos. Courtesy: aperture.org
12 September, 2023