To Carry: highlights from the 16th Sharjah Biennial
On February 6, the 16th Sharjah Biennial opened under the title To Carry — an invitation to reflect on what and how we carry: home, history, transformation. This year’s edition brought together five curators with diverse backgrounds and perspectives, nearly 200 artists, and 19 venues across the emirate — from an abandoned desert village to an urban cultural center.
Our contributors — gallerists, artists, and curators — have already made the trip to Sharjah. We gathered their impressions and highlights in this special feature.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Дарья Елистратова
основатель галереи Mute, автор телеграм-канала «Преемник Обриста» и независимый арт-консультант
Для меня это уже второй выпуск биеннале в Шардже, но первый, который я рассмотрела так внимательно и скрупулезно. Пришлось буквально исследовать все самые отдаленные уголки эмирата — и это тот еще квест. Вообще, хочется петь оды выбору локаций: это самые разные пространства — как конвенциональные выставочные площадки, так и абсолютно неожиданные места, например, заброшенная клиника, необитаемая деревня или рынок. Именно в них, как мне кажется, заложено наибольшее количество культурных кодов и смыслов, и, конечно, абсолютно иная энергетика.
В этом году тема биеннале звучит как "To carry" («Нести») и через поэтический текст предлагает всевозможные вариации связок: от простого "To carry a history" (прим.ред. — «Нести историю») до более сложного и поэтичного "To carry the rays of a morning without fear" (прим.ред. — приблизительный перевод «Нести лучи утреннего света без страха»). Эмираты мыслят себя центром Глобального Юга, поэтому и тема с заботой, сохранением и продолжением истории личной и национальной оказалась очень органичной. Мне лично показался важным тот факт, что и кураторский состав состоял исключительно из представительниц Глобального Юга — это, по сути, единственно допустимая форма курирования такого искусства.
Пятерка кураторов нынешнего выпуска предложила метод пара-картографии для репрезентации работ: так они хотели избежать классических групповых выставок на отдельных площадках и прийти к некому сосуществованию объектов, художественных практик и цельных проектов в одном глобальном пространстве биеннале. Может быть, именно поэтому локации некоторых инсталляций прозвучали, как мне кажется, в этот раз ярче всех. В них особенно ярко считывается диалог представленного искусства с особенностями выбранного места.
Работы двух представителей коренных народов Австралии и Океании запомнились мне больше всего. Слон в библиотеке "House of Wisdom" Майкла Перекоувай, который является в буквальном смысле «слоном в комнате» и предстает в качестве критики западных систем классификации знания. И работа Меган Коуп посреди геологического парка Buhais в пустыне — устричные раковины, которые переосмысляют присваивающую логику белого человека в отношении мест обитания коренных народов.
Самой запоминающейся локацией стал для меня старый рынок, главным образом из-за работы Азиза Хазара. В своей инсталляции художник исследует наследие войн и оккупаций в Афганистане, особенно в контексте советского (1980) и американского (2001–2021) присутствия. Он собирает визуальный и материальный архив, противостоящий официальным политическим нарративам, показывая, как война не только разрушает, но и формирует повседневную жизнь, экономику и культуру. Эта работа не просто документирует, но переосмысляет войну как глобальный экономический процесс, где военная помощь и разрушения становятся частью мировой торговли, а локальные общины вынуждены находить новые формы жизни среди послевоенного хаоса. Именно эта работа, кстати, оказалась знаковой не только для меня, но и для биеннале — за нее художник получил Sharjah Biennial Prize.

Мария Малыщук
международный консультант по подбору цифрового искусства, культурный стратег, основательница фонда уральских художников Malyshchuk Foundation, арт-медиатор
Биеннале в Шардже в этом году — одна из самых противоречивых. Но это неудивительно — после того как Шейха Хур аль-Касими (прим. ред. — директор биеннале в Шардже и основательница Фонда искусств Шарджи) была признана одной из самых влиятельных фигур в мире искусства, ожидания от события значительно возросли. На открытии присутствовало огромное количество экспертов, кураторов, художников и гостей со всего мира, и большая часть критики была направлена на то, что биеннале слишком нелогична, сделана вручную и основана на ремесле — то есть непривычна для европейского глаза. Думаю, стоит либо взять проводника, либо заранее подготовиться к радикально новому опыту.
Мне понравилась тема биеннале — «Нести» — и кросскультурный подход. Пять кураторов из разных культур собрались и вместе задались вопросом: что значит нести с собой дом, предков и политические изменения? Мне кажется, что биеннале удалась, а ее тема раскрыта. Людей в мире больше 8 миллиардов, мы все разные, а понимание своей идентичности и идентичности тех, кто окружает нас, — крайне важно. Ответы на вопросы «Кто я? Что я несу?» и «Что несут другие?» помогут выжить в хаосе, в котором мы оказались.
Сравниваю с прошлой, 15-й биеннале, на которой я тоже была, и вижу, что работ стало гораздо меньше, а гостей, наоборот, оказалось невероятное количество. На протяжении нескольких дней мы перемещались по Шардже на автобусе, и коллеги шептались, что биеннале получилась размазанной: от одной локации до другой нужно добираться час-полтора по пустыне. У меня сложилось впечатление, что выставочному проекту все-таки необязательно иметь 1000 работ, чтобы трансформировать сознание зрителя.
На биеннале больше всех мне понравились 3 кураторские секции:
Маори из Новой Зеландии (кураторка Меган Тамати-Квеннелл). Я почувствовала сильную связь с искусством своего региона — Урала. У нас с ними много «ihi» — это слово маори означает сущностную силу, волнение, острые ощущения, мощь, обаяние, личный магнетизм — психическую силу в противоположность духовной силе. И эта сила очень хорошо раскрыта в работах художников, представленных в этой секции.
Медиа секция турецкой кураторки Зейнеп Оз наполнена цифровыми работами, саунд- и видео-артом. Искусство будущего стремится к слиянию с технологиями. Сейчас я работаю в этой сфере: начиная с пандемии и хайпа вокруг NFT, ко мне приходит много запросов по этой теме. На биеннале собраны сильные работы.
Должна отметить самую инстаграмную работу из секции кураторки Амаль Халаф, где две ракушки рассказывают друг другу, как они мутировали из женской особи в мужскую из-за токсичности краски, которой покрывают нефтяные танкеры, чтобы предотвратить налипание раковин и моллюсков. Хотя мне больше понравилась другая работа — "Search for Life II" Стефани Комиланг.
Делюсь лайфхаком: на главной площади — Al Mureijah Square — организованы трансферы. На сайте есть расписание и вся информация, я рекомендую второй маршрут: можно комфортно и без лишних затрат доехать как до деревни-призрака, так и до экологического парка. Только обратите внимание, что начался Рамадан, из-за чего время работы может измениться.

Надя Петрова
художница
Понравилась основная площадка Al Mureijah Square, которая представляет собой лабиринт из узких улочек, проходов, двориков, садов и галерей, внутри которого можно бесконечно бродить в хаотичном направлении и находить разные проекты от сайт-специфика (типа «дома со свечами» Хорхе Гонсалес Сантоса или смеси портовой мастерской и магазина одежды от Serapis Maritime) до музейных выставок, например, Росселла Бискотти.
Отдельно хочется отметить работу "These Petrified Paths" художницы Шубиги Рао в Kalba Ice Factory — тотальная инсталляция из вышек ЛЭП, кружевных полотен с фотографиями и их теней, в глубине которой прячется фильм, рассказывающий про армянских писателей, цензуру, сталинские репрессии и попытки сохранить это литературное наследие.
Ожиданий как таковых у меня не было, я не была на прошлых биеннале и о нынешней узнала случайно, в октябре 2024 года, когда решила совместить пляжный отдых с культурным и узнала о существовании Sharjah Art Foundation. Единственным тяжелым моментом стала очень плотная программа первых дней открытий: какое-то невероятное количество художников, новых имен и тем свалилось на меня единовременно, а часть выставок и особенно видео остались вне моего внимания.
Я бы посоветовала обязательно посетить заброшенную деревню Al Madam, как некий детокс от искусства, точнее — от его визуальной составляющей: походить среди почти засыпанных под самую крышу домов и послушать саунд-арт, в котором собрали песни бедуинов, для которых предназначался этот поселок.

Элен Левитт
арт-продюсер, арт-куратор региона МЕНА, коллекционер и фаундер ArtLevel
Биеннале в Шардже по праву завоевала репутацию значимого арт-мероприятия, соперничающего с Венецианской биеннале. Меня поразила глубина смыслов, которые художники выражают через свои работы. Каждое произведение пронизано темой "To сarry" — наследие, идентичность и трансформация на фоне глобальных изменений.
Особенно впечатлил видеопроект Артура Джафа, обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале 2019 года. Его работы о потере и памяти раскрывают истории чернокожих в Америке, стремясь воспроизвести «мощь и красоту черной музыки». Серо-черный экран обрамляет мерцающее светлое пятно, создавая ощущение подглядывания в чужой мир. Звуки проникают в сознание, вызывая глубокие размышления и внутренние диалоги, погружая зрителя в океан мыслей и эмоций.
Не менее захватывающей стала инсталляция Росселлы Бискотти на площади Al Mureijah, где она исследует темы торговли, колониализма и миграции, используя песок, соль, металл и нефтяные трубы.
На биеннале представлены как местные, так и мировые художники, что создает атмосферу креативного диалога. Работа кураторов, безусловно, впечатляет: подбор произведений и контекст формируют целостную историю.
Однако мне не хватило должной огласки этого события. В Европе афиши и рекламные ролики наполняют улицы, создавая атмосферу предвкушения, тогда как в Шардже и соседних городах упоминания о биеннале практически отсутствуют. Это создает впечатление, что мероприятие проходит незамеченным для горожан. При этом организатор события, Шейха Хур аль-Касими, входит в число самых влиятельных фигур мирового арт-сообщества — в 2024 году она возглавила рейтинг ArtReview Power 100. Такое событие заслуживает куда более широкой поддержки и признания.

Анна Заведий
куратор ярмарки современного искусства PAF, куратор резиденции Hideout, автор телеграм-канала «ОТВЕТЫ»
Внутри биеннале много «выставок-в-себе», каждая из которых принадлежит одной из пяти кураторок. Они выбирали для себя ключевое слово, характеризующее их проекты и связанное с личной географией и мифологией.
Хочу отметить проект в Bait Al Serkal Наташи Гинвалы. Это шкатулка с драгоценностями — здесь, в особняке ХХ века, многие объекты воспринимаются как вещи того времени. Проект поэтичный, в нем много текста. Мне нравится, когда поэзия нанизана на выставочную историю. Bait Al Serkal — это бывший родильный дом, поэтому много работ внутри выставки касается тем заботы и материнства, рождения и смерти. Также в Bait Al Serkal хочется отметить художницу-перформансистку Тару Аль Дугхаитер.
Еще один хайлайт в самом Sharjah Art Foundation — камерная, милая выставка "Day to Day" кураторок Мерве Элверен и Зейнеп Оз. На ней представлена графика и фарфор турецких художниц. И отмечу Al Hamriyah Studios.