“In this city, all artificially created layers quickly get peeled off by the viewers”: Katya Soriano talks the opening of her gallery
Curator Katya Soriano has lived in Moscow and Saint Petersburg, studied in London, and worked in Paris before founding the contemporary art gallery Bahnhof in New York.
In her interview with The Gathering, Katya shares the story of her career, emphasizing honesty as a key to success. She also provides a fascinating list of the most unusual exhibition locations and discusses the experimental projects in New York that inspire her.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
ВЫ УЖЕ 6 ЛЕТ ЖИВЕТЕ В США?
Да, у меня были долгие, но прерывистые отношения с Нью-Йорком. Я приехала сюда в 18 лет и подрабатывала интерном в студии фотографа Mark Seliger. Потом уезжала, училась в Лондоне, работала в Париже и в России, а после — снова оказалась в США. Последний период моего проживания здесь начался в 2017 году и длится до сих пор. Нью-Йорк стал моим домом.
ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ДО СВОЕГО ПЕРЕЕЗДА?
Свое первое высшее образование — экономическое — я получала в Петербурге, но сбежала со второго курса с американским бойфрендом в Нью-Йорк. Тогда я открыла для себя другой мир — искусства, современной фотографии, художников и галерей. Вдруг возникло понимание, что можно самому влиять на жизнь, пытаться менять ее условия и быть участником процесса. Помню, меня это ошеломило. Тогда я завела дружбу с некоторыми художниками, стала ассистировать кураторам — например, работала с Настей Шавлоховой и помогала ей на выставках.
Позже, в Париже, я познакомилась с Оксаной Бондаренко, которая основала агентство The July 16. Мы работали вместе с 2009 по 2012 год: привозили в Париж русских художников, включая Анну Желудь, Recycle, Виктора Алимпиева. В это же время в России возрос интерес к современному искусству — пользовались спросом иностранные проекты. Одновременно с этим у зарубежных художников было большое желание приезжать в Россию, всех интересовала Москва. В год культурного обмена с Францией, в рамках Биеннале молодого искусства, мы привезли представителей французской стрит-арт сцены, включая Zevs и L’Atlas.
Я никогда не думала, что вернусь обратно в Москву, но то время было особенным: самые невероятные идеи поддерживались и быстро претворялись в жизнь. И я осталась в России примерно на год, продолжила работать в агентстве, продюсировать и курировать выставки. Тогда мы, например, организовали красивую выставку Dysfashional в музее «Гараж», который в то время действительно был расположен в гараже (прим. ред. — в здании Бахметьевского гаража на ул. Образцова). После этого процесс нашей работы начал коммерциализироваться, стали появляться спонсоры. Я решила, что пора поучиться, потому что в области искусства у меня никогда не было теоретического образования как такового — все приобреталось с опытом. Так я стала учиться по программе Contemporary Art History в университете Goldsmiths в Лондоне, где прожила в итоге полтора года.
Обучение заразило меня, можно сказать, радикальными левыми идеями, убедило, что нужно расшатывать затвердевшие массы, задавать вопросы и показывать неконвенциональное искусство, в первую очередь, в своей стране. Поэтому я вернулась в Петербург и сделала там несколько выставок как независимый куратор. Например, был тонкий и важный проект в рамках Манифесты в Музее печати на набережной Мойки. В старинном музее, среди печатных станков, мы показали работы современных художников: Егора Крафта, Аслана Гайсумова, Алексея Ганна, Luke Stettner и других — которые говорили об исчезновении материальных носителей, об оцифровке реальности и изменении нашего ежедневного поведения в связи с этими процессами. После проведения еще нескольких выставок в Петербурге и Москве я снова уехала в Америку.
Здесь у меня родилась дочь, с которой я провела почти год в декрете. Потом возникла идея совместить арт-рынок Нью-Йорка, один из самых крупных в мире, и мои собственные идеи кураторских высказываний: я решила создать галерею, в которой выставки будут позиционироваться как полноценные кураторские проекты, а пространство будет играть важную роль.
РАССКАЖИТЕ, НАСКОЛЬКО СЛОЖНЫМ БЫЛ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ГАЛЕРЕИ В НЬЮ-ЙОРКЕ? МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО ТРЕБУЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШИХ УСИЛИЙ.
Интересно, что в Нью-Йорке это как раз не так сложно, потому что здесь существуют выстроенная инфраструктура и сильная поддержка бизнеса. К тому же это открытый город — здесь можно легко найти свою нишу, не нужно строго следовать иерархической системе. Конечно, тут высокая концентрация ярких идей от арт-деятелей со всего света, но если твоя задумка действительно самобытная, проработанная и искренняя, то ты найдешь соратников и будешь услышан.
В начале пути меня поддержали художники: я много ходила по мастерским, знакомилась, посещала открытые студии в университетах, ездила в университет Yale. Одной из целей моей деятельности была помощь молодым художникам и создание такой платформы, где их заметят, позволят сделать важное высказывание, дадут попрактиковаться. Я сразу поняла, что хочу поддерживать тех, чье творчество еще не представлено никакими другими коммерческими структурами.
Еще меня интересовали нестандартные формы и техники в искусстве: мне не хотелось выставлять картины на белых стенах, а хотелось экспериментировать, поэтому я решила создать новую модель галереи — без постоянного выставочного пространства. В Нью-Йорке аренда помещения — самая затратная статья всего галерейного бюджета. Причем все самое важное происходит на открытиях и закрытиях выставок, на лекциях и экскурсиях с художниками. К тому же у меня было ощущение, что основные продажи делаются на ярмарках искусства — когда в условиях ограниченного времени, за выделенные три дня, человек должен принять решение о покупке.
В наше время социальных сетей, короткого фокуса внимания и стремительных изменений ко мне пришла идея создать галерею, где выставки будут организовываться как pop-up проекты, ограниченные по времени (максимум две недели), чтобы можно было успеть сделать открытие, экскурсию или паблик-ток и закрытие.
А в перерывах между выставочными проектами галерея располагалась в небольшом офисе в Бруклине. Это была маленькая белая комната с офисом-складом: клиенты по запросу могли прийти посмотреть работы. Именно благодаря этой идее у меня появилось много соратников, людей, которые меня поддержали. Я до сих пор считаю, что пространство — значимая часть выставки. Поэтому мне нравится находить такие помещения, которые будут соотноситься с тем или иным планируемым проектом: для видео-арта это может быть пространство без окон и с необработанными кирпичными стенами, для небольшой инсталляции — камерное помещение, для масштабных объектов — помещение с высокими потолками.
ТАКОЙ ФОРМАТ СОХРАНЯЕТСЯ У ВАС ДО СИХ ПОР? ВЫ ВСЕ ЕЩЕ ДЕЛАЕТЕ ВЫСТАВКИ В РАЗНЫХ МЕСТАХ?
Да, так и есть. Во время пандемии мы ушли в онлайн-формат, хотя для нас он не стал очень успешным. Потом участвовали в групповых проектах, а после — организовали три ярмарки. В июне откроется следующая выставка в таком же специально найденном пространстве.
А В КАКИХ САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ У ВАС БЫЛИ ВЫСТАВКИ? КАКИЕ ПРОЕКТЫ БЫЛО СЛОЖНЕЕ ВСЕГО РЕАЛИЗОВАТЬ И НАЙТИ ДЛЯ НИХ МЕСТО?
Каждый проект сложный, потому что всегда нужно отсматривать очень много помещений, договариваться и убеждать владельцев сдать пространство в краткосрочную аренду. Каждый раз я объясняю, как важно поддерживать молодых артистов и что, предоставляя нам место, они делают вклад в культуру. Пока что мне везло. Например, наше первое пространство — это большой ангар. Владелец оказался коллекционером и отсматривал все работы, которые я потом выставляла, вместе со своей женой.
В университете я писала курсовую про активацию пространств, для меня эта тема важна до сих пор. Мимо того же ангара я ходила годами и думала: «Что же там откроется, так здорово было бы там побывать, вот бы когда-нибудь там что-то сделать!». И вот, в 2019 году мы открыли выставку в этом здании, куда нас пустили на 3 недели. Местные жители приходили и рассказывали истории о том, что было на этом месте в прошлом. Всем хотелось зайти и посмотреть, что же там теперь, что сейчас является частью их района — это и есть та самая активация пространства, когда получается соединиться с местным сообществом. Прошло почти 4 года с момента запуска того проекта, а в этот ангар так никого и не пустили, потому что владелец ждет долгосрочного арендосъемщика, такого как Starbucks, аптека или банк. Но мне нравится такая апроприация культурным слоем: все эти уникальные здания и площадки как будто бы не запрещены для классных креативных инициатив, предназначены не только для банков и скучных франшиз.
А НАСКОЛЬКО АУДИТОРИЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ РАСПОЛОЖЕНА К ТОМУ, ЧТОБЫ ПОКУПАТЬ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ? И, В ЦЕЛОМ, КТО ПОКУПАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В НЬЮ-ЙОРКЕ? КАЖЕТСЯ, ЧТО, НАПРИМЕР, В РОССИИ ЭТО ВСЕ-ТАКИ КРУПНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, ВЛАДЕЛЬЦЫ БИЗНЕСОВ ЛИБО ЛЮДИ ИЗ АРТ-СРЕДЫ, КОТОРЫЕ ПОНИМАЮТ ВАЖНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ.
Здесь плюс-минус похожая ситуация, только коллекционеров намного больше. История нонконформистского искусства в этом месте началась давно, люди насмотренные: они видели и странное, и страшное — очень разное искусство. У них уже сформированы предпочтения. Поэтому приходят коллекционеры, которые знают, чего ждать. Они не придут и не скажут: «Что это вы тут разложили? Это разве искусство?». Такого здесь практически не встретишь.
Но молодой галерее сложно, потому что в Нью-Йорке огромный рынок. Должна быть проведена большая работа, чтобы на выставку дошли те самые люди, которые поддерживают молодых. Есть, скажем, пул коллекционеров, которые вместо одной работы за полмиллиона-миллион, купят десять работ молодых художников. Это для них не только диверсификация инвестиционного портфеля, но и меценатство — поддержка начинающих артистов. Потом, может, один из них станет известным.
Многим из тех, кто приходит на выставки, важно узнать историю развития художников и галереи: кто вы, откуда, кого поддерживаете, что будет дальше. На ярмарках чуть проще, потому что галерея уже ассоциируется с мероприятием и процесс отбора происходит быстрее.
СЕЙЧАС У ВАС ЕСТЬ СФОРМИРОВАННЫЙ ПУЛ ХУДОЖНИКОВ, С КОТОРЫМИ ВЫ РАБОТАЕТЕ ПОСТОЯННО?
Да, среди художников галереи — Alexander Muret, Greg Allen-Müller, Kati Kirsch. Так получилось, что они все живут в Нью-Йорке. Для меня важен личный контакт. С некоторыми мы уже дружим семьями. Один художник, Николай Кошелев, тоже жил в Нью-Йорке и учился здесь в School of Visual Arts, но сейчас он уехал в Париж.
ВЫ УЖЕ ДАВНО РАБОТАЕТЕ В СФЕРЕ ИСКУССТВА И ХОРОШО ЗНАЕТЕ АРТ-РЫНОК США И НЬЮ-ЙОРКА. ЧЕГО МОЛОДОМУ ХУДОЖНИКУ, КОТОРЫЙ ПРИЕЗЖАЕТ И ХОЧЕТ ПОКОРИТЬ ЭТОТ ГОРОД, СТОИТ ОЖИДАТЬ?
В Нью-Йорке надо быть максимально смелым и честным, не бояться выражать свою позицию. В этом городе все искусственно созданные слои очень быстро снимаются зрителями. Быстро считывается, что ты подражаешь или нечестен. Тебе скажут: «Мы это видели. Рассказывай нам новое, рассказывай про себя, нам интересен ты». Здесь все очень быстро, и у людей правда мало времени на уже пройденное.
Если хочется создать долгосрочную историю, то будь честен с самим собой и с аудиторией. Благодаря этому наверняка получится найти единомышленников. Наверное, здесь это самое классное. О чем бы ты ни говорил, у тебя скорее всего найдутся единомышленники, которые поддержат. Важно не бояться объединяться.
Я знаю, что в России часто не принято даже делиться своими идеями — люди боятся, что их идею скопируют. Но в Нью-Йорке — наоборот, это очень важно, все друг друга поддерживают. Как раз соратники и познакомят тебя с важными людьми или с теми, кому интересна твоя тема. Здесь много разных программ, грантов, резиденций. Есть классная программа ChaShaMa, которая предоставляет бесплатные площадки художникам: большие корпорации с неиспользуемыми офисами временно сдают их в форме доната в эту структуру.
Главное — интегрироваться, подавать заявки на все и везде, общаться с людьми и говорить даже про свои слабости. Не страшно сказать: «Вот у меня есть классная идея, но я не знаю, что делать, где взять страховку для студии, где вообще взять студию и как это делается». Кто-нибудь да поможет!
Еще я бы посоветовала не торопиться. Как куратор и галерист, я часто такое вижу. Думаю, что это пагубное влияние социальных сетей: очень хочется угнаться за истеблишментом и встроиться. Если поторопиться и предложить сырую идею, можно сделать фальстарт своей карьеры. Хоть мы и живем в ускоренное время, иногда стоит поработать лишние часы в студии. Конечно, в Нью-Йорке это финансово непросто. Но здесь считается абсолютно нормальным, когда у художников есть дневная и ночная работа. Например, днем они работают ассистентами уже признанных художников, а вечером и ночью создают свое искусство в студии.
ТАКУЮ РАБОТУ НАЙТИ В США ЛЕГЧЕ, ЧЕМ В РОССИИ? КАЖЕТСЯ, БУДТО БЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ БОЛЬШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Да, так и есть. Здесь нереальная концентрация художественного мира. Практически все начинающие художники, с которыми я общаюсь, работают ассистентами у состоявшихся. Необязательно идти грузчиком или таксистом, ты можешь остаться в сфере и отрабатывать технику. Можно даже выбирать, куда пойти. Например, если ты скульптор, то идешь работать в студию к скульптору. New York Foundation for the Arts выкладывает много таких вакансий.
МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ, КАКИМИ ВООБЩЕ БЫВАЮТ ГАЛЕРЕИ И ПРОЕКТЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ?
Расскажу о нескольких нестандартных кейсах. Например, есть такой китайский рынок в Чайнатауне, на 75 East Broadway, который до сих пор функционирует как крытый рынок с магазинами сувениров, продуктами и кафе. Во время пандемии в нем закрылось очень много отделов, но даже до этого из-за небольшой стоимости аренды туда начали интегрироваться арт-проекты. В микро-помещении была очень красивая галерея-витрина Jeffrey Stark, в которой размещались тотальные инсталляции: одна скульптура или видеопроект с большим количеством экранчиков. Там же раньше располагалась моя любимая галерея Tramps: они арендовали несколько пространств, которые выглядят почти как подземные переходы в Москве, — отдельные комнатки со стеклянными стенами. Например, Kai Althoff для своей выставки застелил секции тканями, обшил стены утеплителем и на этих поверхностях выставлял свои работы. Сейчас галерея перебралась в новое пространство около Washington Square Park. На фоне заметных имен появились другие, более мелкие. В этом же молле располагается галерея OCDChinatown, в которой проходят перформансы и самые нестандартные хэппенинги. Там же открылся магазин модного бренда Ekhaus Latta. А вокруг всего этого продаются китайские кошечки, которые двигают лапками, ажурное белье и пахучие продукты.
В ПРОШЛОМ ГОДУ Я БЫЛА В СТАМБУЛЕ, В ГАЛЕРЕЕ 5533, КОТОРАЯ РАСПОЛАГАЕТСЯ ТАКЖЕ НА МЕСТНОМ РЫНКЕ — ВОКРУГ ОДЕЖДА, КАКИЕ-ТО БЕЗДЕЛУШКИ, КЕБАБЫ ГОТОВЯТ.
Молодцы! Меня очень вдохновляют такие смелые и инициативные люди. И самое интересное, что в таких пространствах сохраняется высокий уровень искусства. Заходишь и удивляешься. Здорово, что они не следуют за принятым форматом, когда тебе нужны белые стены и протоптанные тропы, которые многих коллекционеров сами ведут. Здесь очень важное слово “disrupt”.
Еще есть замечательный проект SaveArtSpace, который размещает искусство на билбордах в городе. Их команда состоит из двух парней. Сначала ребята вкладывали свои деньги, а потом нашли партнеров: разные компании, готовые инвестировать в помощь художникам, поддержали важную и нестандартную инициативу. Затем создатели этого проекта сделали важное дело — договорились с самими владельцами рекламных щитов, которые дали огромные скидки на размещение искусства на рекламных носителях по всей Америке.
Они делают важные высказывания: поддержка права женщин на аборты, призыв людей голосовать, содидарность с трансгендерными сообществами... Во время Art Basel они размещали искусство на остановках. Часто в рамках выбранных ими работ задаются провокационные вопросы.
Еще один проект, который мне запомнился, был в Лос-Анджелесе в 2017 году. Один куратор-художник делал выставки на территории своего дома, в сарайчике. Чтобы их посмотреть, надо было позвонить в дверь и пройти прямо через его дом. Это просто невероятно. Идею подхватили, и сейчас существует новый популярный проект коллекционера Денни Ферста, который тоже делает выставки в своем доме. Он даже делал выставку художницы Чабалала Селф, которая является сейчас большой фигурой в арт-среде.
Еще мне близка программа Tennis Elbow в Journal Gallery. В небольшом пространстве проводят краткосрочные выставки, куда помещается всего несколько работ. Раз в неделю у них новая выставка. Это очень классная идея, потому что таким образом с художника снимается давление: не нужно придумывать огромный выставочный проект на 1000 квадратных метров. Такое микро-помещение — эксперимент и тренировка для артиста. Кроме того, здесь художники могут попробовать себя в новых техниках.
Такие экспериментальные кейсы очень важны, чтобы понять, какие альтернативные версии и модели пространств могут стать рабочими.
КРУТО, КОГДА СРЕДА ПОЗВОЛЯЕТ ПРОБОВАТЬ НОВОЕ И ТЫ МОЖЕШЬ ПОЛУЧИТЬ ОТКЛИК, БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И НАЙТИ БОЛЬШОЕ КОМЬЮНИТИ. МНЕ КАЖЕТСЯ, В РОССИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ ТАКОЕ НЕЧАСТО МОЖНО ВСТРЕТИТЬ: ЛЮДИ НЕ ЛЮБЯТ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ И ДЕЛИТЬСЯ СОБСТВЕННЫМИ ПЛАНАМИ.
Объединяться так важно! И для организаторов, и для кураторов, и для художников. Например, в США люди часто создают кураторские группы: когда несколько человек работает над выставкой вместе. Таким образом можно проверить свои идеи на ценность с помощью других людей. Так что я призываю открываться, объединяться, и тогда будет больше качественных проектов.