Body and fashion: five young designers on canons, traumas and inclusivity
Photos: by the heroes of the article
Cover: Natalia Bakhareva, project "New Venus"
26 July, 2023
Fashion has a pivotal position in a conversation about the connection between art and physicality. Being a fifth largest global industry, while also being one of the most commercialised spheres, fashion holds the right to stay a sophisticated and senseful art sphere, reacting on artists’ inner experiences and important social events.
In this blitz, the young generation of designers and HSE Design School graduates share their thoughts on fashion’s past, present and future — in Russia and abroad.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Наталия Бахарева
Выпускной проект "New Venus" обращается к проблеме гинофобии и женской телесности. Ставится вопрос: как будет выглядеть одежда, если за основу конструирования взять феминные формы?
НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?
Как дизайнеру мне очень интересна тема телесности, так как в ней тесно переплетаются интимность и острые личные переживания с представлениями социума и его ожиданиями от тела. Особое внимание в своем творчестве я уделяю именно женской телесности из-за личного опыта и феминистской позиции. Для меня важно исследовать, как общественные представления о красоте влияют на положение женщин и их возможности.
ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?
В XX веке формируется новый телесный канон, согласно которому идеальное тело должно быть неизменным, стройным и вечно молодым. В дипломной коллекции мне было важно предложить другое представление о красоте. Поэтому в своих поисках я обратилась к образу палеолитических Венер, так как их мягкие, феминные формы нарушают принятые телесные границы и тем самым помогают принять факт существования других телесных форм и увидеть их красоту.
КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
Среди всех дизайнеров, работающих с темой телесности, я хотела бы выделить Рей Кавакубо. Она часто работает с гротескным телом, подтачивая устоявщиеся представления о норме. В таких коллекциях как "Body meets dress, dress meets body" (SS1997) и "The future of silhouette" (FW2017) она создает мягкий, текучий и объемный силуэт, убрав из изделий четкие линии, изменив привычные объемы, формирует новый феминный силуэт, отсылающий к материнскому телу. Сила этих работ в том, что Кавакубо обращается к стигматизированному образу, заявляя о красоте неканоничной внешности.
НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Думаю, что сейчас в индустрии происходят изменения, но, к сожалению, часто они носят поверхностный характер. На подиумах все еще очень мало плюс-сайз моделей, и в последнее время их число начало уменьшаться. К сожалению, к инклюзивности часто обращаются просто как к способу создать себе нужную, «прогрессивную» репутацию. Но если говорить о локальных брендах, а не крупных домах, то я вижу больше искренности и настоящего желания поменять ситуацию.
ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?
Мода создает визуальные образы, оказывающие большое влияние на общество, особенно на подростков. Я хотела бы, чтобы индустрия внимательнее относилась к этому и понимала свою силу. Чем больше возможности влиять на идеи и убеждения, тем больше ответственность. Думаю, что инклюзивность позитивно повлияет на всех участников модного процесса и даст новые источники вдохновения, расширит творческие возможности.
Анастасия Хащивская
Концепция выпускной коллекции "Shell" основана на техниках пеленания, бинтования, укутывания, которые исторически используются человеком с целью сокрытия или сохранения.
НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?
Как дизайнеру одежды мне очень важна тема человеческого тела. Мода — это вид искусства, наиболее близкий к человеку, а тело — источник и носитель физических и эмоциональных ощущений. В своей дипломной работе я бинтую и укутываю его, намекая на то, что всем нам хочется спрятаться от нарастающей в связи с различными обстоятельствами в обществе тревожности.
ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Для меня было крайне важно отразить хрупкость и беззащитность «внутреннего я» каждого человека, ежедневно сталкивающегося с тревожностью и нестабильностью. А именно — желание укутаться и спрятаться в некий «кокон» зоны комфорта, в котором ты чувствуешь себя во всех смыслах абсолютно спокойно и безопасно.
КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
Мне близок подход работы с амбивалентностью человеческого тела, который используют японские авангардные дизайнеры-деконструктивисты, — от Рей Кавакубо до Джуни Ватанабе и Кей Ниномии. Их дизайнерский инструментарий и приемы кажутся мне особенно чуткими и нетривиальными.
НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Мне очень близка diversity повестка, и я искренне считаю: каждый человек красив по своей природе. Например, концепция модельного агентства Lumpen, которое имеет большой успех в индустрии, кажется мне замечательной и очень отзывается внутри. Рамки конвенциональной красоты для меня сейчас являются несколько архаичными, а патриархальный взгляд на разделение «красивого» и «некрасивого» неоправданным и давно устаревшим. Однако, несмотря на значительные изменения, по-прежнему есть некоторое неравенство и недостаток инклюзивности. Стандарты «красоты» все еще доминируют, а люди сталкиваются с давлением на поддержание определенного внешнего вида.
ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?
Главная идея состоит в том, что мода не только создает «красивую» одежду, но и является платформой для социального прогресса и позитивных изменений. Она может, и на мой взгляд должна, служить инструментом, который помогает нам изменять представление о себе, разбивать стереотипы и принимать разнообразие и индивидуальность.
Виктория Ступакова
Выпускная коллекция "Fortitude" обращается к травме как импульсу к трансформации и сила для борьбы с внешними агрессорами. Виктория рефлексирует об опыте преодоления травмы и ищет способы репрезентации этого процесса.
НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?
Для меня тема тела и телесности вкупе с личностными переживаниями и рефлексией — основное поле для поиска вдохновения.
ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Мне было важно в выпускной коллекции отразить феномен травмы как источника силы. Хотелось поднять тему о преодолении страхов и своих пределов, о попытке через боль выйти на новый уровень и трансформироваться.
КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
На мой взгляд интереснее всего работает с телом как с объектом Ирис Ван Херпен и, думаю, Энн Демьюльмейстер.
НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Действительно, есть тенденция на инклюзивность, что дает огромное поле для создания абсолютно новой модной истории. Хочется, чтобы этот тренд позволил и дизайнерам, и людям, связывающим себя с модой, действовать в концептуальном ключе и продвигать оригинальность и самобытность, не тратить себя, штампуя копии и становясь ими.
ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?
Однозначно мода, как и была, так и является социально значимой единицей. И, на мой взгляд, сейчас она и занимается тем, что показывает людям, что они могут быть любыми, могут использовать разные стили и выглядеть по-разному, могут меняться. Мода — это не тенденция, мода — это инструмент, благодаря которому ты можешь каждый день усовершенствовать и создавать нового себя.
Софья Кужавская
«Хтонь» — выпускная коллекция, основанная на образе пугающей «хтонической природы» и «прекрасной мертвой девы», смерть которой дает начало новой жизни.
НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?
Для меня тело — не субъект, а скорее плодородная почва, на которой растет все, что я туда посажу. Это прекрасная природная форма, идеальная по своей сути и совершенно удивительная в устройстве, и даже ее составные части воспринимаются глазом как нечто естественное и красивое.
ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Как ни странно, моя коллекция — это скорее про разрушения идеи антропоцентризма, человека как венца творения. В моей работе тело уже мертво и охвачено первобытной природой, которая меняет его форму, поглощает и нарастает. Так что важнее всего было показать этот конфликт природы с человеком на примере женской фигуры.
КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
Лично мне очень близок подход современного австралийского дизайнера Диона Ли. Он работает не с гротеском или деконструкцией, а с «анатомичными» линиями, поэтому его дизайн очень аккуратный и выверенный, но при этом, как по мне, очень про тело.
НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Ни для кого не секрет, что даже бренды, на показы которых выходят плюс-сайз модели, в итоге не включают вещи больших размеров в линейку на продажу. И, с одной стороны, это довольно лицемерно, но с другой — тот факт, что у нас есть хотя бы репрезентация людей с неконвенциональной внешностью в фешн-сфере — уже ценно.
ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?
Мода в первую очередь держится на коммерции, а уже во вторую — на идее. Но это все еще искусство, и та часть индустрии, которая имеет свободу выбора, на мой взгляд, должна хотя бы пытаться пропагандировать любовь к себе. Хотя бы потому, что это сфера, имеющая наибольшую связь с человеческим телом и наибольшее влияние на отношение к нему.
Дмитрий Ковалев
Выпускной проект "La Vie en Thorns" является размышлением на тему взросления во враждебной среде. Главная метафора коллекции — молодая роза, еще не успевшая раскрыться, но уже обросшая шипами.
НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?
Не скажу, что я когда-либо напрямую обращался к проблематикам, связанным с телом, но в каждой работе я неким образом взаимодействовал с ним, делая тело частью своего дизайна.
ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Для меня было важно отразить ощущение внутренней хрупкости героини и ее внешней агрессивной защиты. Так была найдена главная метафора, на которой строится коллекция — молодая роза, еще не успевшая раскрыться, но уже обросшая взрослыми шипами. Для того, чтобы определить места на теле героини, где должны быть «нарощены» шипы, я помещал человека в «защитные» позы, находя тем самым незащищенные места на его теле.
КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
Для меня это Александр Маккуин (именно те коллекции, над которыми работал сам дизайнер). Его принципы работы с телом раздвигают границы и бросают вызов восприятию. Меня всегда поражала его тонкая, но при этом яркая и шокирующая работа с телом.
НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Да, мода сейчас безусловно более открыта к разным индивидуальностям. Но все еще есть очень много требований к тому, какой должна быть модель, поэтому в большинстве случаев на показах мы видим худых и высоких. Все дизайнеры используют одни и те же параметры: если бы все модели были разных размеров и разного роста, было бы невозможно показать коллекцию. Но это касается только подиума — в рекламных кампаниях можно увидеть гораздо больше инклюзивности.
ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?
Да, безусловно, у моды есть социальная ответственность, как минимум потому, что она неразрывно связана с социумом и процессами, происходящими в нем. Я думаю, что мода — нечто большее, чем просто одежда, это то, как она заставляет вас себя чувствовать, какие эмоции она вызывает, откликаясь и поддерживая в принятии разнообразных точек зрения и своего тела.
Photos: by the heroes of the article
Cover: Natalia Bakhareva, project "New Venus"
26 July, 2023