Тело в моде: 5 молодых дизайнеров о канонах, травмах и инклюзивности

ИНТЕРВЬЮ

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Наталия Бахарева, выпускной проект "New Venus"

26 July, 2023

В разговоре о связи искусства и телесности мода стоит краеугольным камнем. Будучи пятой по величине мировой индустрией и одной из самых коммерционализированных сфер, мода оставляет за собой право оставаться тонким и чувственным видом искусства, реагирующим на внутренние переживания дизайнеров и социально важные события.

В небольшом блице молодое поколение дизайнеров и выпускников Школы дизайна ВШЭ делится своими размышлениями о прошлом, настоящем и будущем моды — в России и за рубежом.

Наталия Бахарева

Выпускной проект "New Venus" обращается к проблеме гинофобии и женской телесности. Ставится вопрос: как будет выглядеть одежда, если за основу конструирования взять феминные формы?

НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?

Как дизайнеру мне очень интересна тема телесности, так как в ней тесно переплетаются интимность и острые личные переживания с представлениями социума и его ожиданиями от тела. Особое внимание в своем творчестве я уделяю именно женской телесности из-за личного опыта и феминистской позиции. Для меня важно исследовать, как общественные представления о красоте влияют на положение женщин и их возможности.

ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?

В XX веке формируется новый телесный канон, согласно которому идеальное тело должно быть неизменным, стройным и вечно молодым. В дипломной коллекции мне было важно предложить другое представление о красоте. Поэтому в своих поисках я обратилась к образу палеолитических Венер, так как их мягкие, феминные формы нарушают принятые телесные границы и тем самым помогают принять факт существования других телесных форм и увидеть их красоту.

КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?

Среди всех дизайнеров, работающих с темой телесности, я хотела бы выделить Рей Кавакубо. Она часто работает с гротескным телом, подтачивая устоявщиеся представления о норме. В таких коллекциях как "Body meets dress, dress meets body" (SS1997) и "The future of silhouette" (FW2017) она создает мягкий, текучий и объемный силуэт, убрав из изделий четкие линии, изменив привычные объемы, формирует новый феминный силуэт, отсылающий к материнскому телу. Сила этих работ в том, что Кавакубо обращается к стигматизированному образу, заявляя о красоте неканоничной внешности.

НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Думаю, что сейчас в индустрии происходят изменения, но, к сожалению, часто они носят поверхностный характер. На подиумах все еще очень мало плюс-сайз моделей, и в последнее время их число начало уменьшаться. К сожалению, к инклюзивности часто обращаются просто как к способу создать себе нужную, «прогрессивную» репутацию. Но если говорить о локальных брендах, а не крупных домах, то я вижу больше искренности и настоящего желания поменять ситуацию.

ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?

Мода создает визуальные образы, оказывающие большое влияние на общество, особенно на подростков. Я хотела бы, чтобы индустрия внимательнее относилась к этому и понимала свою силу. Чем больше возможности влиять на идеи и убеждения, тем больше ответственность. Думаю, что инклюзивность позитивно повлияет на всех участников модного процесса и даст новые источники вдохновения, расширит творческие возможности.

Анастасия Хащивская

Концепция выпускной коллекции "Shell" основана на техниках пеленания, бинтования, укутывания, которые исторически используются человеком с целью сокрытия или сохранения.

НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?

Как дизайнеру одежды мне очень важна тема человеческого тела. Мода — это вид искусства, наиболее близкий к человеку, а тело — источник и носитель физических и эмоциональных ощущений. В своей дипломной работе я бинтую и укутываю его, намекая на то, что всем нам хочется спрятаться от нарастающей в связи с различными обстоятельствами в обществе тревожности.

ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?

Для меня было крайне важно отразить хрупкость и беззащитность «внутреннего я» каждого человека, ежедневно сталкивающегося с тревожностью и нестабильностью. А именно — желание укутаться и спрятаться в некий «кокон» зоны комфорта, в котором ты чувствуешь себя во всех смыслах абсолютно спокойно и безопасно.

КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?

Мне близок подход работы с амбивалентностью человеческого тела, который используют японские авангардные дизайнеры-деконструктивисты, — от Рей Кавакубо до Джуни Ватанабе и Кей Ниномии. Их дизайнерский инструментарий и приемы кажутся мне особенно чуткими и нетривиальными.

НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Мне очень близка diversity повестка, и я искренне считаю: каждый человек красив по своей природе. Например, концепция модельного агентства Lumpen, которое имеет большой успех в индустрии, кажется мне замечательной и очень отзывается внутри. Рамки конвенциональной красоты для меня сейчас являются несколько архаичными, а патриархальный взгляд на разделение «красивого» и «некрасивого» неоправданным и давно устаревшим. Однако, несмотря на значительные изменения, по-прежнему есть некоторое неравенство и недостаток инклюзивности. Стандарты «красоты» все еще доминируют, а люди сталкиваются с давлением на поддержание определенного внешнего вида.

ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?

Главная идея состоит в том, что мода не только создает «красивую» одежду, но и является платформой для социального прогресса и позитивных изменений. Она может, и на мой взгляд должна, служить инструментом, который помогает нам изменять представление о себе, разбивать стереотипы и принимать разнообразие и индивидуальность.

Виктория Ступакова

Выпускная коллекция "Fortitude" обращается к травме как импульсу к трансформации и сила для борьбы с внешними агрессорами. Виктория рефлексирует об опыте преодоления травмы и ищет способы репрезентации этого процесса.

НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?

Для меня тема тела и телесности вкупе с личностными переживаниями и рефлексией — основное поле для поиска вдохновения.

ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?

Мне было важно в выпускной коллекции отразить феномен травмы как источника силы. Хотелось поднять тему о преодолении страхов и своих пределов, о попытке через боль выйти на новый уровень и трансформироваться.

КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?

На мой взгляд интереснее всего работает с телом как с объектом Ирис Ван Херпен и, думаю, Энн Демьюльмейстер.

НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Действительно, есть тенденция на инклюзивность, что дает огромное поле для создания абсолютно новой модной истории. Хочется, чтобы этот тренд позволил и дизайнерам, и людям, связывающим себя с модой, действовать в концептуальном ключе и продвигать оригинальность и самобытность, не тратить себя, штампуя копии и становясь ими.

ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?

Однозначно мода, как и была, так и является социально значимой единицей. И, на мой взгляд, сейчас она и занимается тем, что показывает людям, что они могут быть любыми, могут использовать разные стили и выглядеть по-разному, могут меняться. Мода — это не тенденция, мода — это инструмент, благодаря которому ты можешь каждый день усовершенствовать и создавать нового себя.

Софья Кужавская

«Хтонь» — выпускная коллекция, основанная на образе пугающей «хтонической природы» и «прекрасной мертвой девы», смерть которой дает начало новой жизни.

НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?

Для меня тело — не субъект, а скорее плодородная почва, на которой растет все, что я туда посажу. Это прекрасная природная форма, идеальная по своей сути и совершенно удивительная в устройстве, и даже ее составные части воспринимаются глазом как нечто естественное и красивое.

ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?

Как ни странно, моя коллекция — это скорее про разрушения идеи антропоцентризма, человека как венца творения. В моей работе тело уже мертво и охвачено первобытной природой, которая меняет его форму, поглощает и нарастает. Так что важнее всего было показать этот конфликт природы с человеком на примере женской фигуры.

КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?

Лично мне очень близок подход современного австралийского дизайнера Диона Ли. Он работает не с гротеском или деконструкцией, а с «анатомичными» линиями, поэтому его дизайн очень аккуратный и выверенный, но при этом, как по мне, очень про тело.

НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Ни для кого не секрет, что даже бренды, на показы которых выходят плюс-сайз модели, в итоге не включают вещи больших размеров в линейку на продажу. И, с одной стороны, это довольно лицемерно, но с другой — тот факт, что у нас есть хотя бы репрезентация людей с неконвенциональной внешностью в фешн-сфере — уже ценно.

ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?

Мода в первую очередь держится на коммерции, а уже во вторую — на идее. Но это все еще искусство, и та часть индустрии, которая имеет свободу выбора, на мой взгляд, должна хотя бы пытаться пропагандировать любовь к себе. Хотя бы потому, что это сфера, имеющая наибольшую связь с человеческим телом и наибольшее влияние на отношение к нему.

Дмитрий Ковалев

Выпускной проект "La Vie en Thorns" является размышлением на тему взросления во враждебной среде. Главная метафора коллекции — молодая роза, еще не успевшая раскрыться, но уже обросшая шипами.

НАСКОЛЬКО ВАЖНОЙ ТЕМОЙ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАНОВИТСЯ ТЕЛО?

Не скажу, что я когда-либо напрямую обращался к проблематикам, связанным с телом, но в каждой работе я неким образом взаимодействовал с ним, делая тело частью своего дизайна.

ЧТО ВАМ БЫЛО ВАЖНО ОТРАЗИТЬ В СВОЕЙ ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?

Для меня было важно отразить ощущение внутренней хрупкости героини и ее внешней агрессивной защиты. Так была найдена главная метафора, на которой строится коллекция — молодая роза, еще не успевшая раскрыться, но уже обросшая взрослыми шипами. Для того, чтобы определить места на теле героини, где должны быть «нарощены» шипы, я помещал человека в «защитные» позы, находя тем самым незащищенные места на его теле.

КАКОЙ ДИЗАЙНЕР, НА ВАШ ВЗГЛЯД, РАБОТАЛ ИЛИ РАБОТАЕТ С ТЕЛОМ ЛУЧШЕ ВСЕГО?

Для меня это Александр Маккуин (именно те коллекции, над которыми работал сам дизайнер). Его принципы работы с телом раздвигают границы и бросают вызов восприятию. Меня всегда поражала его тонкая, но при этом яркая и шокирующая работа с телом.

НА СЛОВАХ МОДА СЕЙЧАС ОТКРЫТА КАК НИКОГДА РАЗНЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМ: МОДЕЛЯМ РАЗНОЙ ВНЕШНОСТИ И РАЗНОМУ ТЕЛУ. А КАК ДЕЛА ОБСТОЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Да, мода сейчас безусловно более открыта к разным индивидуальностям. Но все еще есть очень много требований к тому, какой должна быть модель, поэтому в большинстве случаев на показах мы видим худых и высоких. Все дизайнеры используют одни и те же параметры: если бы все модели были разных размеров и разного роста, было бы невозможно показать коллекцию. Но это касается только подиума — в рекламных кампаниях можно увидеть гораздо больше инклюзивности.

ЕСТЬ ЛИ У МОДЫ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДОЛЖНА ЛИ МОДА ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ПРИНИМАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ?

Да, безусловно, у моды есть социальная ответственность, как минимум потому, что она неразрывно связана с социумом и процессами, происходящими в нем. Я думаю, что мода — нечто большее, чем просто одежда, это то, как она заставляет вас себя чувствовать, какие эмоции она вызывает, откликаясь и поддерживая в принятии разнообразных точек зрения и своего тела.

ИНТЕРВЬЮ

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Наталия Бахарева, выпускной проект "New Venus"

26 July, 2023