A good example: Lena Skripkina’s exhibition “The alchemy of gothic” in the “Gallery na peschanoy”

on view

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Irina Kara

28 February, 2023

Lena Skripkina's exhibition "The Alchemy of Gothic", as she says, is curated by Prust, Reskin, and Fulcanelli. Using their works as inspiration, Skripkina creates her own "gothic palace" using photos, 3D sculptures, clothing, carnations, sea pebbles, and branches.

We had the pleasure of meeting with Lena, who recently received a grant from the V-A-C foundation, at the "Gallery na Peschanoy". Our conversation touched on the fusion of alchemy and inclusion, as well as the combination of France and Solovki in her artwork.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Лена Скрипкина, художница: «Изначально планировалось, что выставка будет разделена на две связанные между собой локации — часть профанных экспонатов находилась бы в соборе, а сакральные формы были бы здесь, в галерее. Из-за того, что в российские храмы едва ли пускают художников современного искусства, пришлось соорудить собственный собор на Песчаной. Здесь есть алтарь, келья, Святой Грааль, в одной из комнат висят рясы и раз в час раздается органная мелодия.

На выставке соседствуют работы, выполненные в совершенно разных техниках. На ум приходит мысль Пруста о соборе как о цельном создании, или как о платье, сшитом из множества разных лоскутков и деталей. На выставке также много тонкостей, и каждый объект хочется подолгу рассматривать. Я часто езжу на русский север; это прослеживается и здесь. Есть, например, работы, которые отсылают к образам морского дна: рифам, которые при пристальном внимании оказываются готической лепниной, чайкам, песку, дюнам и синему цвету. Баскетбольное кольцо на месте алтаря и видеопроекция моря в центре экспозиции вдохновлены стихотворением французского поэта Малларме "Бросок Костей": "И будет судно кружить вокруг пучины, не погружаясь и не сбегая, и жребий будет брошен, рождая некий новый символ".

Я показываю не только природу, дикий ландшафт и холодное море, но и историческую трагедию северных мест. Например, одна из инсталляций отсылает к архитектуре Соловецких островов. В 1939 году там было спроектировано и построено единственное кирпичное на архипелаге здание — тюрьма в готическом стиле. Удивительно, как даже в таких условиях у братьев Минихов, архитекторов-заключенных, нашлось место для сакральности. Напоминанием о погибших в северных лагерях и тюрьмах на выставке служат керамические кандило и букеты из двух гвоздик — поминальный символ, когда-то давно позаимствованный, как и готический стиль, из Франции.

На выставке, в целом, можно найти много Франции, где я участвовала в программе художественной резиденции Cité internationale des Arts. Однажды в одном из загородных французских парков мне повезло увидеть семью диких оленей и играющих между собой оленят. Впоследствии, сотрудничая с российским инклюзивным фондом, трогательность и хрупкость этого момента вдохновили меня сделать серию фотографий с этими уязвимыми животными. Ее я посвятила тесной связи, возникающей между матерью и детьми с инвалидностью, и назвала "Синяя Ртуть, или Меркурий", потому что ртуть — особенное вещество. Ядовитое, но чистое, в алхимии оно было необходимо для приготовления философского камня, главного magnum opus алхимиков, превращающего любой неблагородный металл в золото.

Олово, свинец, вода, золото — практически все экспонаты названы в честь алхимических элементов. Из всех этих междисциплинарных и подчас магических связей, отраженных в выставке, и отсылок к наследию прошлого мне хотелось составить интеллектуальное высказывание, обращенное в настоящее, к современной России: ведь, как известно, правда о прошлом всегда находится в другом месте».

Выставка продлится до 12 марта, стоимость билета от 50 рублей.

on view

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Irina Kara

28 February, 2023