Хороший пример: выставка Лены Скрипкиной «Алхимия Готики» в Галерее на Песчаной

ВЫСТАВКИ

Автор: Анжела Гурциева

Фото: Ирина Кара

28 February, 2023

По словам художницы Лены Скрипкиной, кураторами ее персональной выставки «Алхимия готики» являются Пруст, Рескин и Фулканелли. Опираясь на их труды, художница строит собственный «готический собор» из фотографий, 3D-скульптур, одежд, гвоздик, морской гальки и веток.

Мы встретили Лену, недавно получившую грант фонда V-A-C, в Галерее на Песчаной, чтобы узнать, как в одном пространстве могут тематически соседствовать алхимия и инклюзия, Франция и Соловки.

Лена Скрипкина, художница: «Изначально планировалось, что выставка будет разделена на две связанные между собой локации — часть профанных экспонатов находилась бы в соборе, а сакральные формы были бы здесь, в галерее. Из-за того, что в российские храмы едва ли пускают художников современного искусства, пришлось соорудить собственный собор на Песчаной. Здесь есть алтарь, келья, Святой Грааль, в одной из комнат висят рясы и раз в час раздается органная мелодия.

На выставке соседствуют работы, выполненные в совершенно разных техниках. На ум приходит мысль Пруста о соборе как о цельном создании, или как о платье, сшитом из множества разных лоскутков и деталей. На выставке также много тонкостей, и каждый объект хочется подолгу рассматривать. Я часто езжу на русский север; это прослеживается и здесь. Есть, например, работы, которые отсылают к образам морского дна: рифам, которые при пристальном внимании оказываются готической лепниной, чайкам, песку, дюнам и синему цвету. Баскетбольное кольцо на месте алтаря и видеопроекция моря в центре экспозиции вдохновлены стихотворением французского поэта Малларме "Бросок Костей": "И будет судно кружить вокруг пучины, не погружаясь и не сбегая, и жребий будет брошен, рождая некий новый символ".

Я показываю не только природу, дикий ландшафт и холодное море, но и историческую трагедию северных мест. Например, одна из инсталляций отсылает к архитектуре Соловецких островов. В 1939 году там было спроектировано и построено единственное кирпичное на архипелаге здание — тюрьма в готическом стиле. Удивительно, как даже в таких условиях у братьев Минихов, архитекторов-заключенных, нашлось место для сакральности. Напоминанием о погибших в северных лагерях и тюрьмах на выставке служат керамические кандило и букеты из двух гвоздик — поминальный символ, когда-то давно позаимствованный, как и готический стиль, из Франции.

На выставке, в целом, можно найти много Франции, где я участвовала в программе художественной резиденции Cité internationale des Arts. Однажды в одном из загородных французских парков мне повезло увидеть семью диких оленей и играющих между собой оленят. Впоследствии, сотрудничая с российским инклюзивным фондом, трогательность и хрупкость этого момента вдохновили меня сделать серию фотографий с этими уязвимыми животными. Ее я посвятила тесной связи, возникающей между матерью и детьми с инвалидностью, и назвала "Синяя Ртуть, или Меркурий", потому что ртуть — особенное вещество. Ядовитое, но чистое, в алхимии оно было необходимо для приготовления философского камня, главного magnum opus алхимиков, превращающего любой неблагородный металл в золото.

Олово, свинец, вода, золото — практически все экспонаты названы в честь алхимических элементов. Из всех этих междисциплинарных и подчас магических связей, отраженных в выставке, и отсылок к наследию прошлого мне хотелось составить интеллектуальное высказывание, обращенное в настоящее, к современной России: ведь, как известно, правда о прошлом всегда находится в другом месте».

Выставка продлится до 12 марта, стоимость билета от 50 рублей.

ВЫСТАВКИ

Автор: Анжела Гурциева

Фото: Ирина Кара

28 February, 2023