XTAL CASTLE КАТИ ПРАВДЫ / HSE ART GALLERY

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕСС-СЛУЖБА HSE ART GALLERY

07 July, 2021

До 5 сентября в HSE ART GALLERY проходит персональная выставка художницы Кати Правды. Чувственные шарады из телесного и растительного — в проект вошли фотографии, гербарии, скульптуры из камней и конфет, создаваемые художницей с 2016 года. Куратор: Юлия Юсма и Алексей Рюмин.

Рабочие названия трех залов — 'гостиная', 'столовая' и 'замок'. Зеленый зал-знакомство — яркий и цветущий, как сегодняшний Инстаграм-профиль, по которому художница известна широкой аудитории. Катино коронное смешение сада и садовника в единое целое на месте, однако тут еще никого не стремятся озадачить.

  • Представьте, что мы уже познакомились и можем перейти к общению — или еде, так как это зал урожая. Здесь много натюрмортов в буквальном значении ('мертвая природа'), а компанию овощей, грибов и камней разбавляет пластик, подготавливающий нас к финалу экспозиции.
    Представьте, что мы уже познакомились и можем перейти к общению — или еде, так как это зал урожая. Здесь много натюрмортов в буквальном значении ('мертвая природа'), а компанию овощей, грибов и камней разбавляет пластик, подготавливающий нас к финалу экспозиции.

Катя Правда — художница по жизни, всегда при исполнении, снимает только на телефон. Искусство для нее — элементарная каждодневная практика, как для кого-то приготовление утреннего кофе или гимнастика. Отсюда ее щедрость (новые работы появляются в Инстаграме буквально каждый день) и сиюминутная искренность, имманентное онлайн-платформе ощущение 'здесь и сейчас'. Работы Кати Правды хорошо видно, но в то же время их сложно показать; многие существуют лишь в формате авторской цифровой документации. 'Все они либо стали удобрениями, либо съедены, либо повторно использованы для других задач', — комментирует художница этику своего творческого процесса. В этом плане выставка в HSE ART GALLERY для нее становится освоением новых территорий: здесь впервые материализуется физически то, что много лет существовало в цифровых пространствах или создавалось для единственной фотосъемки.

Катино искусство зрительское, демократичное. Слагаемые, из которых оно состоит, сами по себе хороши и приятны — лепестки цветов, ветки, камни, овощи, грибы. Но дальше в дело вступает азартный внутрикадровый монтаж при помощи клея для накладных ресниц: очертания знакомого начинают рябить, проступает иное.

Свойскость отношений с растительным миром для Кати, выросшей в окружении сада, цветов и деревьев, зверей и домов, где было не принято закрывать двери, не случайна. Многие могут вспомнить ноготки из ромашки или накладные ресницы из колокольчика, зарытые «секретики» и в целом детское состояние тщательного вглядывания в природное, дачное, лесное. Как ребенок варит кашу из песка и воды, легко назначая привычным вещам новые фантазийные свойства, так и Катя находит простые, но неожиданные визуальные комбинации, конструирует собственный художественный язык.

И здесь хочется поговорить о темной стороне этого языка и этих комбинаций. Подобно юнгианской тени, с которой следует подружиться вместо того, чтобы сбегать от нее сломя голову, тень наших поверхностных мечтаний о слиянии с природой, которую можно разглядеть в Катиных работах, придает им силу и широту диапазона. Темная экология Тимоти Мортона — нишевое направление популярной философии последних лет — предлагает нам принять изменчивость и неподконтрольность природного мира в качестве основы любых отношений с другими объектами. Это попытка посмотреть на природу с новой стороны, допустить отсутствие однозначно объясняемой системы, по которой она функционирует. Наделить каждый элемент природного мира собственной агентностью, способностью влиять на нас, вызывать ужас, приятие или трепет. Наделить самих себя смелостью признать: мир всегда шевелится. И мы не центр этого движения.

  • Миновав угодья первых залов, мы оказываемся в пространстве, где выставлены преимущественно ранние работы. Фата из старой простыни, зубы из ногтей, ресницы и хомуты, зарытые в землю видео-секретики. В этом зале садовник сталкивается уже не с окружающей природой, а с собственной. Здесь посетители наконец попадают в титульный 'замок', давший название выставке. Буквальная физиологичность в работах возрастает, сохранять дистанцию зрителю позволяет аккуратный коллажный этикет и остроумие художницы.
    Миновав угодья первых залов, мы оказываемся в пространстве, где выставлены преимущественно ранние работы. Фата из старой простыни, зубы из ногтей, ресницы и хомуты, зарытые в землю видео-секретики. В этом зале садовник сталкивается уже не с окружающей природой, а с собственной. Здесь посетители наконец попадают в титульный 'замок', давший название выставке. Буквальная физиологичность в работах возрастает, сохранять дистанцию зрителю позволяет аккуратный коллажный этикет и остроумие художницы.

Простота компонентов в Катином случае не делает проще результат — это демократичность медиума, а не контента. Красота и ясность оборачиваются завораживающими химерами. Свой композиционный метод Катя оттачивала на самых разных материалах и сформулировала следующим образом: 'Если у вас появляется ошибка, вы должны превратить ее в систему'. Что может быть интереснее, чем ошибка, и что такое шутка, как не точно подобранная ошибка? И из чего, как не из собственных драгоценных ошибок, каждому строить свой замок?

Время работы выставки: 12:00 — 20:00 / среда — воскресенье
Адрес: HSE ART GALLERY, ул. Малая Пионерская, 12. м. 'Павелецкая'

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕСС-СЛУЖБА HSE ART GALLERY

07 July, 2021