Anna Samoilova on Russian culture and her latest project

INTERVIEW

ФОТОГРАФИИ: АНАСТАСИЯ ОСТРИКОВА

ИНТЕРВЬЮ : МАРИНА АНЦИПЕРОВА

22 February, 2022

На прошлой неделе а ММОМА открылся новый проект Анны Самойловой, художницы, за которой мы давно следим, под названием «Немолоко». Он оказался очень личным и по своей сути сильно отличается от всего, что Самойлова рисовала раньше. О том, как устроена выставка, в какую сторону меняются темы работ, и что будет происходить в ее творчестве дальше, художница рассказала ОБЪЕДИНЕНИЮ.

МНЕ ВСЕГДА БЫЛО ИНТЕРЕСНО, КАКАЯ ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ? ПОТОМУ ЧТО КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ДОЛЖНА ВСЕГДА ХОДИТЬ В КОКОШНИКЕ И ВЫШИТЫХ РУБАШКАХ — ДАЖЕ ЗА ПРОДУКТАМИ.
В жизни всё не всегда так нарядно, как оно могло бы быть, но я периодически хожу дома в старых рубахах, обожаю их — нахожу на Авито и в поездках. Из Вологды у меня есть рубахи. Я люблю носить наши венцы из коллаборации с Котомой, постоянно хожу в их ободках-листочках. Не могу сказать, что как-то супер необычно выгляжу, хотя хотелось бы.

А В МАСТЕРСКОЙ У ТЕБЯ СТОЯТ СУНДУКИ И ПРЯЛКИ. КАК ТЫ ИХ ВООБЩЕ НАХОДИШЬ? ЭТО ЧАСТЬ ТВОЕГО РЕСЕРЧА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ, КОТОРОЕ ТЫ ПОТОМ ПЕРЕВОРАЧИВАЕШЬ В КАРТИНЫ?
Я с детства люблю ходить на барахолки — поэтому когда мы куда-то едем, я нахожу людей, кто старые вещи продает, мы к ним едем и скупаем всё, что можно.

ПОСЛЕДНИЕ ТВОИ ПРОЕКТЫ — ПРО ПЕРЕХОД И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ИЗ ОДНОЙ СТАДИИ В ДРУГУЮ, И КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТО ТВОЯ ТЕМА ЛЕЙТМОТИВ. ТВОЯ ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ — ЖЕНЩИНА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ. ТЫ ОСОЗНАННО ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ ДЛЯ СЕБЯ?
Скорее нет. Героиня просто менялась в процессе и плюс-минус похожа на себя из одной картины в другую. И она во многом исходит из моих ощущений и из того, что происходит в моей жизни, особенно на выставке «Куда деть волю девичью?»

ГДЕ В ТВОЕМ МИРЕ МЕСТО МУЖЧИНАМ? КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕДИНСТВЕННЫЙ МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ — ЭТО ПУТИН.
Кстати, очень смешная картина современной России, на самом деле. Может быть, даже очень честная.
Это сложный вопрос, я, кстати, часто об этом думаю — почему нет мужчин? У меня была одна работа, и на работе «Свадьба» много мужчин, потому что в свадьбе не могут участвовать одни женщины. Мне кажется, что на самом деле, ответ очень простой: я сама женщина, и мне интереснее и понятнее вещи, которые происходят с женщинами, поэтому я так много в это погружена. Да и в принципе женская судьба — что тогда, что и сейчас — не слишком лёгкая, поэтому про это интересно рассуждать.

ДАВАЙ, РАЗ ЗАГОВОРИЛИ О НЕПРОСТОЙ СУДЬБЕ, ПОГОВОРИМ И О ПОСЛЕДНЕМ ПРОЕКТЕ. СКОЛЬКО ТЫ ЕГО ГОТОВИЛА?
С прошлого февраля. Получается, что год. За это время я сильно изменилась, прежде всего из-за больницы. Я стала матерью и стала гораздо сильнее. Беременность не была легкой ни физически, ни эмоционально. Но роды просто переплюнули вообще все по силе и переживаниям. Я заболела ковидом на 36 неделе. Все эти события получилось преодолеть, поэтому чувствую себя сильнее.

РАССКАЖИ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ВЫСТАВКИ, ПРО БЕРЕМЕННОСТЬ. У ТЕБЯ НА ВЫСТАВКЕ МНОГО ТИПИЧНЫХ ДЛЯ ТЕБЯ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИХ ВЕНЕР.
Да, во время беременности ощущался странный диссонанс: ты живешь в современном, технологичном мире, но вдруг начинаешь испытывать первобытные чувства: пытаешься максимально сосредоточиться на своей безопасности. Думаешь много о том, чтобы не упасть, не поскользнуться. Венеры очень точно и по форме, и по ощущениям передают состояние беременности.

СКОЛЬКО РАБОТ РАССКАЗЫВАЕТ ПРО САМЫЕ СТРАШНЫЕ МОМЕНТЫ?
Около 27: они в хронологическом порядке рассказывают о том, что со мной было, это весь второй зал проекта. В больнице я провела неделю после экстренного кесарева сечения, и во втором зале пытаюсь хронологически выстроить все события, которые со мной произошли. Удивительно, что мозг вычищает эти страшные моменты. Я дня четыре или три не помню совсем и многое восстанавливала из переписок, фотографий на телефоне. Я снимала себя и палату, а фотографии Варвары нам с мужем присылали врачи.

ВЫСТАВКА ОЧЕНЬ ЛИЧНАЯ, И СРЕДИ ЭКСПОНАТОВ ЕСТЬ ОЧЕНЬ ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ, ИЗОБРАЖЕНИЯ, ТЫ СЕБЯ ПОКАЗЫВАЕШЬ ОБНАЖЕННОЙ В ТОМ ЧИСЛЕ И НА ЭТОМ ОДЕЯЛЕ. НЕ БОЯЛАСЬ ТОГО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНАЯ РЕАКЦИЯ НА ПРОЕКТ? ОТНОШЕНИЕ К ТРАВМЕ В НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ ВСЕ ЖЕ НЕ ВСЕГДА САМОЕ АДЕКВАТНОЕ.
Знаешь, это просто мой способ все принять: я вдруг поняла, что мне очень важно про это говорить. Мои близкие и родные как-будто не хотят вспоминать и разговаривать об этом, а мне очень важно говорить про то, что случилось. Кажется, что так мне становится легче.

ТЕБЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ ПОЙТИ В АБСТРАКЦИЮ? Я ВСПОМИНАЛА, ГЛЯДЯ НА ТВОИ РАБОТЫ, ПРОЕКТЫ НИТЧА — АБСТРАКТНЫЕ, ПУГАЮЩИЕ, ИНОГДА КРАСНЫЕ.
Нет, я же все-таки человек из академической среды и мыслю теми картинками, которые вижу. На одеяле есть пара абстрактных лоскутов, с помощью которых я пыталась передать ощущения толчков и движений ребенка в животе — это довольно сложно передать не абстрактным способом. Вообще беременность больше про ощущения: ты видишь только себя, а ребенка нет. Ребенка ты только чувствуешь и периодически видишь очертания на узи.
А еще во второй части проекта много акцентов на узорах, потому что мне они казались комичными: ты находишься в таком тяжелом состоянии, но при этом в очень милой ночнушке.
Варвару забрали сразу после родов, и я не видела ее неделю. Но нам присылали фотографии, где она также была завернута в пелёночки с кисами, собачками — это тоже очень странно, как-то неуклюже смотрелось в контексте всего того, что происходило.

КАК ТЫ ИЗМЕНИЛАСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД? И ЧТО ДУМАЕШЬ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ? ЭТОТ ПРОЕКТ ВСЕ ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТВОИХ УЖЕ КАЖУЩИХСЯ КЛАССИЧЕСКИМИ ДЛЯ ТЕБЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ЖЕНЩИН.
Я настолько сильно изменилась внутреннее и внешнее. Когда смотрю на себя, мне кажется, что я совершенно не похожа на себя же до больницы. Это и на творчестве тоже отразилось.
Я не видела, как можно изобразить роды по-другому. Мне было важно досконально изобразить все, что помню и показать именно так: не приукрашивая, не вкладывая никакие вторые смыслы. Потому что у того, что произошло, как мне кажется, нет никакого смысла.
А говоря про планы.. я давно уже хотела заканчивать с прекрасными женщинами. Это не значит, что я хочу остановить исследование традиционной культуры. Скорее посмотреть на эту тему с другого ракурса. Русская традиционная культура — это огромное поле для изучения.
Всегда, если честно, боялась стать тем человеком, который делает постоянно одно и то же. Планы есть, но пока не готова делиться: нужно открыть проект в ММОМА, отдохнуть и, наконец, двинуться дальше.

INTERVIEW

ФОТОГРАФИИ: АНАСТАСИЯ ОСТРИКОВА

ИНТЕРВЬЮ : МАРИНА АНЦИПЕРОВА

22 February, 2022