5 художников из Ростова-на-Дону о городе и связи с ним
Летом 2024 года вышла книга «Десятые» — исследование ростовской художественной сцены прошедшей декады. Под одной обложкой редакторским коллективом — Лейли Аслановой, Катей Ниле и Владимиром Серых — собраны более 20 интервью с теми, кто определили культурный ландшафт южного города.
Мы попросили Владимира Серых, одного из авторов книги (и по совместительству нашего колумниста), взять короткие комментарии у художников, театральных постановщиков и кураторов, для которых Ростов-на-Дону стал точкой старта или постоянной точкой дислокации.
Лейли Асланова
художница и куратор, живет и работает в Тбилиси
КАК ТЫ НАЧАЛА ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
В детстве я уже была твердо убеждена, что буду художницей — причем известной и гениальной. Эти чувства возникли не на пустом месте. В художественной школе им. Чиненовых я ощущала себя звездой: меня поддерживали одногруппники и учительница Лилия Савельева. Университет, правда, нравился мне сильно меньше. А контакты с арт-тусовкой конца нулевых тоже подпортили мое художественное самоощущение. К счастью, в 2008 году я устроилась работать в М-галерею — локальный проект, который продавал работы местных художников (преимущественно тех, кто был активен в 1960-1980-е годы). Мои коллеги — галеристка Татьяна Колованова и Татьяна Казанцева — поощряли мои выставочные идеи.
Так я впервые сделала свой первый кураторский проект для первой (и последней) Южно-Российской биеннале современного искусства. Моя художественная практика ушла в сторону, даже несмотря на советы ростовских товарищей продолжать рисовать. И только благодаря знакомству с художником Арсением Сергеевым из Екатеринбурга я вновь возобновила работу и признала, что не мыслю свою жизнь без искусства.
Поэтому в моей географии всегда были важны две точки: Ростов-на-Дону и Екатеринбург. В последнее время к ним добавился Тбилиси, в котором я живу.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?
Мои основные материалы — бумага и карандаш. В Тбилиси я начала активнее наслаивать образы и бумагу друг на друга. Но совсем недавно стала писать картины: по счастливой случайности художник Roma Inxzair подарил мне пару холстов, а мой парень — акриловые краски. Первая картина быстро ушла покупателю. А одна галерея предложила создать цикл работ.
В этом году я уже успела показать работы на выставках в Тбилиси, Казани и Екатеринбурге. В декабре планирую сделать перерыв, чтобы подготовить анимацию по мотивам своей же картины «Отёл». В последнее время мне нравится рисовать и писать животных — в частности, домашний скот. Кажется, что было бы даже интересно пожить какое-то время на ферме. Тем более я уже переживала похожий (но чуть более суровый) опыт, обрабатывая коз от клещей. Что-то во мне готово преодолевать брезгливость во имя любви к живому существу.
КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?
От Ростова-на-Дону я унаследовала эстетическую неотшлифованность. Я обязана этому городу своим традиционализмом (все-таки я рисую на бумаге, пишу на холстах и делаю покадровую анимацию). И вместе с тем сама же выступаю за ниспровержение любых художественных иерархий.
СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?
Последние пару лет я работала над книгой «Десятые», которая, собственно, посвящена Ростову-на-Дону и ушедшему десятилетию. Это моя попытка сохранить связь с городом — даже не с позиции пишущего, а с позиции художницы. Я поддерживаю отношения с теми, кто продолжает что-то делать в городе: от режиссеров до искусствоведом. Правда, это более личные контакты.
И конечно, я остаюсь в контакте с местными коллекционерами. Несмотря на расстояние, они и дилеры продолжают сотрудничество.
КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?
На меня оказали сильное влияние представители ростовской сцены 1990-х — Вадим Мурин, Вадим Морозов и Саша Чернов. С первыми двумя я знакома: мы сотрудничали, когда я была куратором в местном арт-центре «Макаронка». А большую выставку Чернова я до сих пор мечтаю рано или поздно организовать.
Варвара Вивик
художница, живет и работает в Санкт-Петербурге
КАК ТЫ НАЧАЛА ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Тяга к рисованию и лепке у меня была с раннего детства. Повезло, что на это обратила внимание моя мама и всячески помогала развивать мои способности: показывала разные книги по искусству, водила в художественную школу, сама комментировала мои ранние работы. Затем были четыре года в местной художественной школе. В 2014 я переехала в Великобританию — училась живописи, фотографии и графическому дизайну. В этот момент появляются сырые студенческие работы, которые помогли сформировать собственное видение.
В 2018 году я вернулась в Россию. Здесь приняла участие в групповых выставках и провела пару персональных в Ростове. Чаще всего мои работы покупали из-за границы, другие — заказывали музыкальные обложки для мероприятий. Но затем я сделала перерыв: около двух лет на занимались искусством. Переживала небольшой кризис.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?
Сейчас больше времени отдаю керамике. Я заново открыла себя в работе с глиной. Мне нравится создавать объекты, это перекликается с моей параллельной деятельностью — я стилист по волосам. Считаю, что художнику необходимо иметь дополнительную деятельность, чтобы не выгорать (и одновременно содержать себя и спонсировать собственные проекты). Искусство на картинах и скульптурах не заканчивается.
Мне нравится привносить античные элементы, а также осколки фольклора разных культур в свои скульптуры. Поиск изображений древних артефактов в интернете — часть моего привычного исследования.
КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?
На меня в большей степени повлияла Британия. С Ростовом я сохраняю сильную эмоциональную связь, но в художественном плане он не оставил на мне отпечатка. Но, вернувшись сюда в 2018 году, я познакомилась с другими художниками и музыкантами. Я рада, что эти встречи произошли, — мы успели сделать несколько совместных проектов и в какой-то степени повлиять друг на друга.
СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?
Как я уже сказала, Ростов — родной для меня город. Я часто возвращаюсь к семье, гуляю по знакомым улицам и вспоминаю детство. Близких людей здесь становится все меньше — многих разбросало по другим городам.
КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?
Я ценю знакомства с местными кураторами: Лейли Аслановой, которая долгое время руководила выставочным пространством «Макаронки», и Олегом Устиновым, курировавшим программу собственного пространства llil.space. Кроме них я могу выделить художника Никиту Шорка, с которым мы сделали совместную выставку и ряд работ.
Илья Пучеглазов
музыкант и куратор, живет и работает в Санкт-Петербурге
КАК ТЫ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Я родился в творческой семье и с детства мог выбирать, чем заниматься: рисовать, играть музыку, танцевать, конструировать и так далее. Отдельной любовью была техника. Я разбирал ее, что-то записывал, собирал целые альбомы, как только у меня появился компьютер — в 2000 году.
В 15 лет я уже организовал свое первое выступление. В 20 — открыл музыкальный лейбл, чтобы объединить людей, которые занимаются электронной музыкой. И вот спустя 22 года я продолжаю писать, организовывать концерты и живые выступления, а также развивать музыкальное сообщество вокруг себя.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?
Последние 3 года я работаю куратором культурных программ на Новой сцене им. В. Мейерхольда Александринского театра. Здесь я занимаюсь сразу несколькими проектами. Например, веду программу «Новая электронная музыка», в которую входят шоу-кейсы международных фестивалей медиаискусства (Интервалы, НУР, GAMMA, Sound Around, Инверсия, Рихтерфест и другие). Курирую аудиовизуальные концерты Noiseroom — это такой срез того, что творится на стыке эмбиента, экспериментальной, электроакустической и электронной музыки, включая междисциплинарные перформансы. Кроме того, мы делаем цикл лекций «История электронной музыки», посвященный истории музыкальных направлений и электронных инструментов.
Помимо этого я занимаюсь развитием лейбла «Симфоническая тишина внутри», провожу концерты как на Новой сцене, так и в Музее звука (ГЭЗ-21) — это культовое место для российской нойз-сцены.
КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?
В Ростове я сформировался как музыкант и куратор. Культурная ситуация, в которой я оказался, во многом определила мое видение и подход. Например, серия концертов Noiseroom, которую я начинал еще в 2014-м году, сейчас проходит в Санкт-Петербурге, в стенах новой сцены Александринки.
СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?
Я достаточно активно общаюсь с местной сценой. Многих приглашаю играть в Петербурге. Среди них — художник и музыкант Александр Селиванов, виолончелистка Катя Королькова, Василиса Lilisλt, Морж Хороший, Арсен Согоян и многие другие. Например с видеохудожниками Олегом Потием и Леной Потуремец, которые тоже переехали в Петербург, мы продолжаем работать над совместными проектами, выступать на фестивалях и принимать участие в спектаклях. Вообще ростовчане — частые гости в северной столице.
КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?
Мне бы не хотелось в своем ответе кого-то выделять отдельно: это более развернутый разговор. Но я постарался ответить на этот вопрос в книге «Десятые», где подробно рассказал о том, что происходило в городе на протяжении последних десяти лет.
Дмитрий Цупко
художник, театральный постановщик, живет и работает в Ростове-на-Дону
КАК ТЫ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Искусство всегда было частью моей жизни, но осознание того, что это моя истинная страсть, пришло постепенно. В какой-то момент родители решили отдать мою сестру в художественную школу, меня взяли в тот день за компанию. Но я тоже попросил, чтобы меня отдали заниматься. После окончания школы я поступил в художественный вуз на живописной отделение.
Но моя сознательная художественная карьера началась с арт-группы «СИТО», которую мы основали с художником Стасом Якименко. Мы занимались уличными интервенциями: выставками во дворах, заброшенных парках, на улицах. Наша практика во многом была сфокусирована на городе и отдельных зданиях, которые формируют его облик. Чуть позже я начал работать в театре в качестве сценографа и режиссера — это в каком-то смысле расширило поле моей художественной практики.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?
В настоящее время я работаю над несколькими интересными проектами. Один из них — выставка, посвященная взаимодействию человека и природы в современном мире. Я исследую, как наше окружение влияет на наше восприятие жизни и искусства. Второй — театральный проект, в котором сочетаются элементы визуального искусства, перформанса и театра без актера. Это дневник выдуманного художника-аутсайдера, попытка создать собственный музей памяти.
Кроме того, я работаю над созданием новых уличных работ, посвященных коллективной памяти и детству. Хочется, чтобы искусство выходило за рамки эстетического переживания, и стало социальным комментарием.
КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?
Этот город — уникальное сочетание культурных традиций и купеческого снобизма. Его атмосфера, архитектура и люди вдохновляют меня. Меня заряжает его повседневность, истории и мифы, которые ты волей-неволей проживаешь. И, конечно, это место силы.
СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?
Моя художественная практика в рамках «СИТО» во многом завязана на городе. Последний — фундамент и для моего творчества, и для моих ощущений.
КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?
В Ростове-на-Дону много талантливых людей, которые меня вдохновляют. Один из них — Тимофей Теряев, культовый для местных авторов художник, который преподавал в местном художественном училище. Его живопись завораживает меня. Отношение Теряева к искусству, его интерес к модернизму и экспериментам во многом показал молодым художникам, какие горизонты перед ними открыты.
Другой автор — Сергей Медведев. Это современный драматург, своего рода современный сказочник.
Александр Селиванов
художник и музыкант, живет и работает в Ростове-на-Дону
КАК ТЫ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Мой художественный путь начался с музыки — я играл в индастриал-группе и часто выступал на концертах. После одного из них мы собрались у друзей. Кто-то показал мне каталог работ американских художников. Когда я его открыл, все отошло на второй план. Я выписал целый список имен. Впечатления от того вечера во многом определили мою визуальность и дальнейшую практику.
В начале 2010-х я стал выставляться в Ростове-на-Дону. Сначала в локальной галерее «Вата». Затем — на Южно-Российской биеннале. Потом в Музее современного искусства на Дмитровской вместе с Олегом Устиновым и Алексеем Хамовым мы открыли выставку Abstract Warriors.
Во многом становление всей ростовской тусовки прошло благодаря галерее 16th Line. В середине 2010-х мы впервые выбрались на европейский ярмарки, продали работы за границу, провели выставки за пределами города и обзавелись собственными мастерскими. Уже в 2015 году я отправился в резиденцию в музей Марка Ротко. А в 2016 году участвовал в фестивале, организованном галереей White Chapel в Лондоне. Затем, в 2017, выступал на фестивале Geometry Now в «ГЭС-2».
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?
Как и прежде — занимаюсь живописью. Иногда выбираюсь на концерты, но это единичные случаи. Сейчас готовлю персональную выставку.
КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?
Одно из ярких воспоминаний — выставочное пространство театра Горького на верхнем этаже. Там проходили разные события, связанные и с музыкой, и с живописью. А на стенах висела чуть ли не постоянная экспозиция Михаила Абрамова и Николая Константинова, культовых для Ростова художников. Туда стягивались все творческие люди города. Кажется, это место показало мне, что может делать художник.
СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?
Если говорить про художественный процесс — нет. Ростов переживает не лучшее время.
КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?
Косвенно — много человек. Но могу выделить двоих: Михаила Третьякова и Сергея Сапожникова. Они не столько повлияли на меня, сколько помогли провести множество знаковых для меня выставок и концертов.