5 artists from Rostov-on-Don on the city and how they are connected to it

INTERVIEW

Author: Vladimir Serykh

Photos: by the heroes of the article

17 December, 2024

In the summer of 2024, the book “Tenths” was released — it’s a research of the last decade’s Rostov art scene. Under one cover, the editorial team of Leyli Aslanova, Katya Nile, and Vladimir Serykh have collected more than 20 interviews with those who defined the cultural landscape of the southern city.

We asked Vladimir Serykh, one of the authors (and our magazine’s columnist) of the book, to gather short commentaries from the artists, theatrical directors, and curators, for whom Rostov-On-Don was a starting point or a long-time residence.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Лейли Асланова

художница и куратор, живет и работает в Тбилиси

КАК ТЫ НАЧАЛА ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

В детстве я уже была твердо убеждена, что буду художницей — причем известной и гениальной. Эти чувства возникли не на пустом месте. В художественной школе им. Чиненовых я ощущала себя звездой: меня поддерживали одногруппники и учительница Лилия Савельева. Университет, правда, нравился мне сильно меньше. А контакты с арт-тусовкой конца нулевых тоже подпортили мое художественное самоощущение. К счастью, в 2008 году я устроилась работать в М-галерею — локальный проект, который продавал работы местных художников (преимущественно тех, кто был активен в 1960-1980-е годы). Мои коллеги — галеристка Татьяна Колованова и Татьяна Казанцева — поощряли мои выставочные идеи.

Так я впервые сделала свой первый кураторский проект для первой (и последней) Южно-Российской биеннале современного искусства. Моя художественная практика ушла в сторону, даже несмотря на советы ростовских товарищей продолжать рисовать. И только благодаря знакомству с художником Арсением Сергеевым из Екатеринбурга я вновь возобновила работу и признала, что не мыслю свою жизнь без искусства.

Поэтому в моей географии всегда были важны две точки: Ростов-на-Дону и Екатеринбург. В последнее время к ним добавился Тбилиси, в котором я живу.

Слева направо: Себастьян. Карандаш, бумага. 2024; Фонтанчик. Карандаш, бумага. 2024; Код Лейли. Бумага, коллаж, цветные карандаши, маркер, малярный скотч. 2023

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?

Мои основные материалы — бумага и карандаш. В Тбилиси я начала активнее наслаивать образы и бумагу друг на друга. Но совсем недавно стала писать картины: по счастливой случайности художник Roma Inxzair подарил мне пару холстов, а мой парень — акриловые краски. Первая картина быстро ушла покупателю. А одна галерея предложила создать цикл работ.

В этом году я уже успела показать работы на выставках в Тбилиси, Казани и Екатеринбурге. В декабре планирую сделать перерыв, чтобы подготовить анимацию по мотивам своей же картины «Отёл». В последнее время мне нравится рисовать и писать животных — в частности, домашний скот. Кажется, что было бы даже интересно пожить какое-то время на ферме. Тем более я уже переживала похожий (но чуть более суровый) опыт, обрабатывая коз от клещей. Что-то во мне готово преодолевать брезгливость во имя любви к живому существу.

КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?

От Ростова-на-Дону я унаследовала эстетическую неотшлифованность. Я обязана этому городу своим традиционализмом (все-таки я рисую на бумаге, пишу на холстах и делаю покадровую анимацию). И вместе с тем сама же выступаю за ниспровержение любых художественных иерархий.

СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?

Последние пару лет я работала над книгой «Десятые», которая, собственно, посвящена Ростову-на-Дону и ушедшему десятилетию. Это моя попытка сохранить связь с городом — даже не с позиции пишущего, а с позиции художницы. Я поддерживаю отношения с теми, кто продолжает что-то делать в городе: от режиссеров до искусствоведом. Правда, это более личные контакты.

И конечно, я остаюсь в контакте с местными коллекционерами. Несмотря на расстояние, они и дилеры продолжают сотрудничество.

КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?

На меня оказали сильное влияние представители ростовской сцены 1990-х — Вадим Мурин, Вадим Морозов и Саша Чернов. С первыми двумя я знакома: мы сотрудничали, когда я была куратором в местном арт-центре «Макаронка». А большую выставку Чернова я до сих пор мечтаю рано или поздно организовать.

Варвара Вивик

художница, живет и работает в Санкт-Петербурге

КАК ТЫ НАЧАЛА ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Тяга к рисованию и лепке у меня была с раннего детства. Повезло, что на это обратила внимание моя мама и всячески помогала развивать мои способности: показывала разные книги по искусству, водила в художественную школу, сама комментировала мои ранние работы. Затем были четыре года в местной художественной школе. В 2014 я переехала в Великобританию — училась живописи, фотографии и графическому дизайну. В этот момент появляются сырые студенческие работы, которые помогли сформировать собственное видение.

В 2018 году я вернулась в Россию. Здесь приняла участие в групповых выставках и провела пару персональных в Ростове. Чаще всего мои работы покупали из-за границы, другие — заказывали музыкальные обложки для мероприятий. Но затем я сделала перерыв: около двух лет на занимались искусством. Переживала небольшой кризис.

Слева направо: Mars Lion. 2024. Керамика, глазурь; Эрос. 2024. Цветные карандаши, пастель; Венера. 2024. Керамика, глазурь

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?

Сейчас больше времени отдаю керамике. Я заново открыла себя в работе с глиной. Мне нравится создавать объекты, это перекликается с моей параллельной деятельностью — я стилист по волосам. Считаю, что художнику необходимо иметь дополнительную деятельность, чтобы не выгорать (и одновременно содержать себя и спонсировать собственные проекты). Искусство на картинах и скульптурах не заканчивается.

Мне нравится привносить античные элементы, а также осколки фольклора разных культур в свои скульптуры. Поиск изображений древних артефактов в интернете — часть моего привычного исследования.

КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?

На меня в большей степени повлияла Британия. С Ростовом я сохраняю сильную эмоциональную связь, но в художественном плане он не оставил на мне отпечатка. Но, вернувшись сюда в 2018 году, я познакомилась с другими художниками и музыкантами. Я рада, что эти встречи произошли, — мы успели сделать несколько совместных проектов и в какой-то степени повлиять друг на друга.

СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?

Как я уже сказала, Ростов — родной для меня город. Я часто возвращаюсь к семье, гуляю по знакомым улицам и вспоминаю детство. Близких людей здесь становится все меньше — многих разбросало по другим городам.

КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?

Я ценю знакомства с местными кураторами: Лейли Аслановой, которая долгое время руководила выставочным пространством «Макаронки», и Олегом Устиновым, курировавшим программу собственного пространства llil.space. Кроме них я могу выделить художника Никиту Шорка, с которым мы сделали совместную выставку и ряд работ.

Илья Пучеглазов

музыкант и куратор, живет и работает в Санкт-Петербурге

КАК ТЫ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Я родился в творческой семье и с детства мог выбирать, чем заниматься: рисовать, играть музыку, танцевать, конструировать и так далее. Отдельной любовью была техника. Я разбирал ее, что-то записывал, собирал целые альбомы, как только у меня появился компьютер — в 2000 году.

В 15 лет я уже организовал свое первое выступление. В 20 — открыл музыкальный лейбл, чтобы объединить людей, которые занимаются электронной музыкой. И вот спустя 22 года я продолжаю писать, организовывать концерты и живые выступления, а также развивать музыкальное сообщество вокруг себя.

Аудиовизуальный концерт Noiseroom на Новой сцене Александринского театра. Санкт-Петербург

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?

Последние 3 года я работаю куратором культурных программ на Новой сцене им. В. Мейерхольда Александринского театра. Здесь я занимаюсь сразу несколькими проектами. Например, веду программу «Новая электронная музыка», в которую входят шоу-кейсы международных фестивалей медиаискусства (Интервалы, НУР, GAMMA, Sound Around, Инверсия, Рихтерфест и другие). Курирую аудиовизуальные концерты Noiseroom — это такой срез того, что творится на стыке эмбиента, экспериментальной, электроакустической и электронной музыки, включая междисциплинарные перформансы. Кроме того, мы делаем цикл лекций «История электронной музыки», посвященный истории музыкальных направлений и электронных инструментов.

Помимо этого я занимаюсь развитием лейбла «Симфоническая тишина внутри», провожу концерты как на Новой сцене, так и в Музее звука (ГЭЗ-21) — это культовое место для российской нойз-сцены.

КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?

В Ростове я сформировался как музыкант и куратор. Культурная ситуация, в которой я оказался, во многом определила мое видение и подход. Например, серия концертов Noiseroom, которую я начинал еще в 2014-м году, сейчас проходит в Санкт-Петербурге, в стенах новой сцены Александринки.

СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?

Я достаточно активно общаюсь с местной сценой. Многих приглашаю играть в Петербурге. Среди них — художник и музыкант Александр Селиванов, виолончелистка Катя Королькова, Василиса Lilisλt, Морж Хороший, Арсен Согоян и многие другие. Например с видеохудожниками Олегом Потием и Леной Потуремец, которые тоже переехали в Петербург, мы продолжаем работать над совместными проектами, выступать на фестивалях и принимать участие в спектаклях. Вообще ростовчане — частые гости в северной столице.

КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?

Мне бы не хотелось в своем ответе кого-то выделять отдельно: это более развернутый разговор. Но я постарался ответить на этот вопрос в книге «Десятые», где подробно рассказал о том, что происходило в городе на протяжении последних десяти лет.

Дмитрий Цупко

художник, театральный постановщик, живет и работает в Ростове-на-Дону

КАК ТЫ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Искусство всегда было частью моей жизни, но осознание того, что это моя истинная страсть, пришло постепенно. В какой-то момент родители решили отдать мою сестру в художественную школу, меня взяли в тот день за компанию. Но я тоже попросил, чтобы меня отдали заниматься. После окончания школы я поступил в художественный вуз на живописной отделение.

Но моя сознательная художественная карьера началась с арт-группы «СИТО», которую мы основали с художником Стасом Якименко. Мы занимались уличными интервенциями: выставками во дворах, заброшенных парках, на улицах. Наша практика во многом была сфокусирована на городе и отдельных зданиях, которые формируют его облик. Чуть позже я начал работать в театре в качестве сценографа и режиссера — это в каком-то смысле расширило поле моей художественной практики.

Арт-группа «СИТО». Работы из серии «Протокол одной прогулки». Смешанная техника. 2012-2013

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?

В настоящее время я работаю над несколькими интересными проектами. Один из них — выставка, посвященная взаимодействию человека и природы в современном мире. Я исследую, как наше окружение влияет на наше восприятие жизни и искусства. Второй — театральный проект, в котором сочетаются элементы визуального искусства, перформанса и театра без актера. Это дневник выдуманного художника-аутсайдера, попытка создать собственный музей памяти.

Кроме того, я работаю над созданием новых уличных работ, посвященных коллективной памяти и детству. Хочется, чтобы искусство выходило за рамки эстетического переживания, и стало социальным комментарием.

КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?

Этот город — уникальное сочетание культурных традиций и купеческого снобизма. Его атмосфера, архитектура и люди вдохновляют меня. Меня заряжает его повседневность, истории и мифы, которые ты волей-неволей проживаешь. И, конечно, это место силы.

СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?

Моя художественная практика в рамках «СИТО» во многом завязана на городе. Последний — фундамент и для моего творчества, и для моих ощущений.

КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?

В Ростове-на-Дону много талантливых людей, которые меня вдохновляют. Один из них — Тимофей Теряев, культовый для местных авторов художник, который преподавал в местном художественном училище. Его живопись завораживает меня. Отношение Теряева к искусству, его интерес к модернизму и экспериментам во многом показал молодым художникам, какие горизонты перед ними открыты.

Другой автор — Сергей Медведев. Это современный драматург, своего рода современный сказочник.

Александр Селиванов

художник и музыкант, живет и работает в Ростове-на-Дону

КАК ТЫ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Мой художественный путь начался с музыки — я играл в индастриал-группе и часто выступал на концертах. После одного из них мы собрались у друзей. Кто-то показал мне каталог работ американских художников. Когда я его открыл, все отошло на второй план. Я выписал целый список имен. Впечатления от того вечера во многом определили мою визуальность и дальнейшую практику.

В начале 2010-х я стал выставляться в Ростове-на-Дону. Сначала в локальной галерее «Вата». Затем — на Южно-Российской биеннале. Потом в Музее современного искусства на Дмитровской вместе с Олегом Устиновым и Алексеем Хамовым мы открыли выставку Abstract Warriors.

Во многом становление всей ростовской тусовки прошло благодаря галерее 16th Line. В середине 2010-х мы впервые выбрались на европейский ярмарки, продали работы за границу, провели выставки за пределами города и обзавелись собственными мастерскими. Уже в 2015 году я отправился в резиденцию в музей Марка Ротко. А в 2016 году участвовал в фестивале, организованном галереей White Chapel в Лондоне. Затем, в 2017, выступал на фестивале Geometry Now в «ГЭС-2».

Слева направо: Фрагмент экспозиции выставки Александра Селиванова Treasures в арт-центре MAKARONKA. 2022; Альбом Александра Селиванова K7. 2014; Александр Селиванов. Без названия. 2022

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?

Как и прежде — занимаюсь живописью. Иногда выбираюсь на концерты, но это единичные случаи. Сейчас готовлю персональную выставку.

КАК НА ТВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОВЛИЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ?

Одно из ярких воспоминаний — выставочное пространство театра Горького на верхнем этаже. Там проходили разные события, связанные и с музыкой, и с живописью. А на стенах висела чуть ли не постоянная экспозиция Михаила Абрамова и Николая Константинова, культовых для Ростова художников. Туда стягивались все творческие люди города. Кажется, это место показало мне, что может делать художник.

СОХРАНЯЕШЬ ЛИ ТЫ СВЯЗЬ С ГОРОДОМ?

Если говорить про художественный процесс — нет. Ростов переживает не лучшее время.

КТО ИЗ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ АКТОРОВ ПОВЛИЯЛ НА ТЕБЯ?

Косвенно — много человек. Но могу выделить двоих: Михаила Третьякова и Сергея Сапожникова. Они не столько повлияли на меня, сколько помогли провести множество знаковых для меня выставок и концертов.

INTERVIEW

Author: Vladimir Serykh

Photos: by the heroes of the article

17 December, 2024