Новая волна с женским лицом: кто создает искусство в Чувашии
Чебоксары сложно назвать заметной точкой на карте современного искусства России, отчасти потому, что культурная жизнь города зажата инфоповодами более мощных соседей — Казани и Нижнего Новгорода. Но за последние пару лет толчок снизу, от молодых художников, дал импульс к формированию собственного арт-лица региона, во многом характеризующегося интересом к работе со своей национальной идентичностью.
Анастасия Сайкова, автор телеграм-канала и подкаста «Ан та кала», поговорила с пятью художницами из Чувашии о том, из чего состоит их практика, и какое влияние на нее оказывает природа, традиции и язык родных мест. В конце материала собрали личные рекомендации художниц — куда идти, чтобы познакомиться с современным искусством в Чебоксарах.
В Чебоксарах прошла первая чувашская биеннале современного искусства и планируется вторая, случаются небольшие арт-выставки и локальные коллаборации. Кажется, что не хватает объединяющих культурных институций, как та же казанская «Смена» или нижегородский «Терминал», но среда еще только формируется, и во многом этому способствуют героини этого материала — пять очень разных художниц из Чувашии.
Полина Осипова
Мультидисциплинарная художница родом из Чебоксар. Создает предметы, скульптуры и носимые скульптуры, сотрудничает с брендами. В 2021 году стала лауреатом международной премии Cothinkers и показала свои работы в Hoxton Gallery (Лондон), также получила премию Creative Activism Awards (Cultures of Resistance Foundation, Бразилия) за свои чувашские работы. Принимала участие в выставках в Великобритании, Италии, Германии, Нидерландах.
КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?
Из-за того, что живу за границей, моя связь с родиной стала более глубокой и качественной: появилась возможность посмотреть на наши особенности со стороны, понаблюдать за тем, что делает нас и нашу культуру такими, какие они есть. Я начала замечать моменты повседневной бытовой магии. Теперь я более качественно провожу время, оказываясь в родной деревне раз в год, пытаясь ухватить каждый закат, каждую травинку, продышать каждую частичку чувашского воздуха. Из-за этого у меня сформировалась отношение к своей деревне и к Чувашии как к священному месту силы, которое недоступно для меня физически большую часть времени из-за стоимости авиабилетов, и мне нужно напитаться вдохновением и энергией на целый год жизни и работы в разлуке.
С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?
В основном я работаю с очень личной историей, семейной, с чувашским эзотерическим, встроенным в простую бытовую жизнь, и моим формированием в этой среде — в ообщем, с мироощущением меня как чувашки. Сюда входят и чувашские обряды, например, плач невесты, сказки, культура вышивки и обращения с тканью. Все эти темы в моей работе связывает идея о чувашском матриархате.
ПОЧЕМУ ИМЕННО МАТРИАРХАТ СТАЛ СВЯЗУЮЩЕЙ НИТЬЮ?
Мне всегда казалось, что так у всех — женщины управляют семьей — это нужно и правильно. Когда в подростковом возрасте я углубилась в исследование чувашских традиций, все встало на свои места: от обычая выдавать парней помоложе за девушек постарше до моей любимой конспирологической теории о волжских амазонках.
Чувашия очень природная и деревенская республика, и в моем представлении женщина тут тесно связана с естественной языческой силой. Речь идет и о возделывании земли, и о колдовстве, и о эзотерическом опыте. Думаю, все чуваши, размышляющие над жизненными процессами внутри наших семей, поймут, о чем я говорю.
КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?
У меня два метода работы. Первый — я нахожу воспоминание в своей памяти, которое требует рефлексии и переработки, часто это связано с чувашской бытовой жизнью, которая окружает нас в детстве, праздники, например. И создаю артефакт-крестраж для этого воспоминания, чтобы ничего не забыть. Второй — мне попадется предмет, который пробуждает во мне какие-то чувства, которые я не могу идентифицировать. Я кручу его в руках, и мои руки сами делают что-то, что помогает выстроить мост к этим чувствам, например, я делаю чувашскую маску из проволоки из дедушкиного гаража.
КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?
Я представляю нас исследователями-путешественниками в гигантском океане чувашского, которые ищут новые сокровища в нашей культуре или переизобретают старые.
Нина Федорова
Окончила ВГИК по специальности «художник кино и телевидения по костюму», а до этого — чебоксарское художественное училище. Сотрудничала с театрами в Чебоксарах и Нижнем Новгороде, летом 2023 года в музее чувашской вышивки открылась первая персональная выставка художницы «Перламутровый ток».
КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?
Я живу рядом с Волгой, люблю местный пляж и часто спускаюсь к нему по утрам. Это придает мне силы и настраивает на лирический лад. Кроме того, окружающий пейзаж я использую в своих рисунках.
С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?
Это тема красоты, которую создает человек или природа. Для меня красота — подобие определенного электрического заряда, который блуждает в зоне невидимого, чтобы найти свое воплощение в зримом образе. Этому электричеству свойственны противоположные качества: с одной стороны, это — напряжение, а с другой — текучая плавность, даже своего рода нежность. Также мне интересна тема творческого начала в человеке, ведь именно с его помощью каждый из нас может воспринять такой сигнал красоты извне и раскрыть свой потенциал. Это не обязательно должно быть именно художественное творчество, для меня эти понятия — часть человеческой природы вообще.
КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?
Любая замеченная деталь или движение могут стать основой композиции. Хорошо бы сначала нарисовать приглянувшийся мотив много раз, чтобы однажды все сложилось в одном выразительном потоке линий. И тогда есть шанс, что получится тот самый рисунок, от которого мне самой будет радостно. Чаще всего я рисую простыми карандашами, растягивая тоновую палитру так, чтобы показать всю красоту серебристых переливов, весь художественный потенциал карандаша. Работая, я раскрываюсь как художник, и это перекликается с тем, как в моих руках раскрываются возможности материала.
НАСКОЛЬКО ТВОИ РИСУНКИ БИОГРАФИЧНЫ?
Я думаю, что совсем не биографичны. Они не отделимы от меня, но не описывают мою жизнь. Скорее из будничного потока жизни я выхватываю определенные образы, делая их «монументальными». Из таких образов складывается мир со своей системой знаков и фактур. Например, тема воды. Реки перетекли в серию паттернов, развивая идею отражений и отзеркаливания. А моя большая любовь к локонам и сложным прическам отразилась в женском образе на моих рисунках.
КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?
Это искусство обращенное к корням, которые тебя питают. Я думаю, что оно должно оставлять ощущение свежего ветра или глотка родниковой воды.
Олич Алеха
Хотела быть актрисой, но не поступила в театральный и стала художником, в своих работах часто использует человеческую фигуру как непосредственного участника произведения. Яркий представитель чувашского молодежного андеграунда, который только начинает выставляться — в портфолио пока две выставки, в Чебоксарах («Юн», 2023) и Барселоне (LODKA, 2023). Занимается сет-дизайном.
КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?
На самом деле я не до конца понимаю, где живу, постоянно мотаюсь между городами или странами. Последний год я провела по большей части дома, за исключением работы в Москве или поездок за границу. В Новочебоксарске сделана большая часть работ, если не все — тут я нахожусь одна, без тусовок, работы оффлайн, полностью отсутствует эффект FOMO и ощущение изолированности заставляет занимать себя самостоятельно. По сути, все мое творчество на этом завязано, я буквально пропитана местной культурой, колоритом улиц, лесов, полей или деревень.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТВОЙ ПСЕВДОНИМ?
Придумала это имя для страницы во ВКонтакте на задней парте в школе вместе с подругой. Хотелось, чтобы это было недалеко от моего настоящего (прим. ред. — Ольга Алешина). Подруга предложила Олич, я подумала: «о круто, звучит броско, дерзко и угарно». А фамилию Алеха тоже от настоящей взяли, чтобы созвучно было. Так и пошло, все потихоньку стали так называть, даже инструктор по вождению.
С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?
Темы разные, не могу выделить одну. Тут скорее микс внутреннего содержания. Работаю с тем, что внутри и что хочу донести до мира. Иногда это перекликается с чем-то определенным: мифология, культура, природа, дом, время, любовь, смерть или война. Но чаще, конечно, тема дома и природы. Это, можно сказать, моя прошивка.
КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?
Сделай, пока горит или болит. Я почти никогда не делаю работы, если они не ярко пестрят внутри меня. Если говорить про технику, то тут разброс: от одежды и декоративных штук, до стихов и режиссуры. Я выберу тот метод, который вижу самым подходящим. Хочу сказать о смерти — разобью тюльпан об ткань, покажу выплескивание жизни из лепестка.
КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?
Современное искусство, как и все искусство, про время, это отражение актуальных процессов, происходящих здесь и сейчас. Очень важен контекст, неважно, какие методы ты используешь. И 3D-арт по старой деревенской легенде, и картина маслом про блокировку одной социальной сети — и то и то отражает нынешнее время, а значит уже современно по своему началу.
Юма Андреева
Молодая художница-этнофутуристка, выпускница чебоксарского художественного училища. Создает картины, украшения, арт-объекты и анимации. В своем творчестве старается показать, как этические элементы могут органично сочетаться с современностью. Участница группы чувашских активисток «Пилеш кайăксем». Работы были показаны на Чувашской биеннале современного искусства (2022), выставках «Юн» (2023) и «Савна Шупашкар» (2024) в Чебоксарах.
КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?
Я чувствую особую связь с Чувашией, с местом, где я родилась и выросла. Когда я далеко, физически ощущаю огромное расстояние между нами, будто натягивается невидимая струна. Не могу сказать, что у меня нет «осознания лишенности», чувства, которое присутствует у многих, уехавших отсюда. Я не чувствую себя полноценной чувашской девушкой: не говорила на языке с детства, не понимаю некоторые особенности жизни. Зависть к этому опыту и неспособность зажить жизнью «полноценной» — со связью с землей, ручным трудом, постоянным общением между родными, песнями — побуждает меня имитировать то, чего никогда не было.
С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?
До того, как я пришла к чувашской теме, была классическим художником. Обожаю портреты — по какой-то магической причине всегда получались портреты только чуваш. Причины перехода мне самой не совсем ясны. Наверное, одна из главных — уже упомянутое чувство лишенности. Я не видела традиционных обрядов в их естественном, не сценическом состоянии. Попытки их представить всегда метафоричны и образны, что хорошо ложится на современное искусство. Образ может встретиться в украшениях, в доме, в запахах, в мелодии. Истинный смысл где-то между утилитарным и мифологическим — оба значения не ясны, как функция от двух переменных в трехмерной плоскости.
ЗА ТВОИМИ РАБОТАМИ ВСЕГДА КРОЕТСЯ ИСТОРИЯ?
Да, но это не всегда основополагающая вещь, так как одна и та же история, ставшая прообразом, для меня может быть огромным ресурсом, а для другого человека рядовой ситуацией, потому я стараюсь отойти от классического представления, что все требует предыстории.
КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?
Есть некоторая сложность, которую я сама взяла за основу — не до конца понимаю, что нарисовала или сделала. Изучаю этнографию, мифологию и образы всплывают сами по себе, но стараюсь не следовать по их прямому пути. Взять «Телей кайӑкӗ» (прим.ред. — с чувашского «Птица счастья») — люди видят в ней демонов, древо жизни, ангела, у каждого свое. Всегда оказывается, что все ориентируется на смотрящего, и моя роль как художника — стать проводником моих бессознательных образов в мир осязаемый, чтобы эти образы трансформировались в глазах наблюдателей.
КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?
Современное чувашское искусство — термин многослойный, включающий в себя много как и молодых, так и творцов старой школы. У нас есть Праски Витти и Станислав Юхтар (прим.ред. — Праски Витти (Виталий Петров) и Станислав Юхтар (Станислав Михайлов) — одни из ключевых представителей классического чувашского этнофутуризма) , а есть Олич Алеха и Полина Осипова. И все говорят на языке, который отзывается нам современным, и именно это я вижу в основе понятия современного чувашского искусства как образа в традиции, который отзывается человеку вне традиционной культуры.
Полина Серафимова
Работает в техниках коллажа, вышивки по текстилю и графики. Участница мастерских музея «Гараж» (2023) и творческой резиденции «Переделкино» (2024), Чувашской биеннале современного искусства (2022), выставок «Парижская квартира» в галерее Наковальня (2023), «Свое и другое» в казанском MOÑ (2023) и «Нити» в фонде Ruarts (2024).
КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?
В Чувашии всегда перед глазами три четверти неба. Глаза спотыкаются о здания, но все-таки здесь много воздуха. Кто-то видит красивую архитектуру и живет в ней, а мы смотрим на красивые облака. Чувашия — это Поднебесная. Здесь замедляется время, а люди любят землю и труд. Эти ритмы проникают и в меня.
С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?
Шаг влево, шаг вправо — все песни только о любви. Я верю в силу искусства и особенно сегодня мне важно создавать работы, поле которых станет больше: от луча лучи. Я отношусь к своим работам как к магическим артефактам, которые изменяют реальность. Вот есть у тебя фонарь ночью, и тебе светло, и дорогу ты найдешь. На самом деле, конечно, все темы открытые и везде возможен поиск и диалог через взгляд и почерк художника.
СЛОВА У ТЕБЯ ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ, ОТКУДА ОНИ ПРИХОДЯТ?
Мне нравится, как ты задала вопрос, слова правда играют. Слова и приходят, и звучат музыкой везде. Для вышивки я беру что-то из диалогов, что-то звучит случайно, и мне это красиво, или со мной случаются стихотворения, и я их так записываю, хокку на манжетах. В коллажах слова тоже водят свой хоровод, я просто иду за процессом и долго всматриваюсь в них, и собираю новое.
КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?
Я отношусь к искусству как к таинству, для меня это не математическая формула. Лучше прокладывать разные дороги и идти разными путями. Конечно, можно выделить переменные и это все глаголы: слушать, замечать, играть, смотреть, видеть, писать, рисовать. Пересобирать все и соединять. Но это такое упрощение — объяснять как. Иногда сон на новом месте расскажет больше, чем истории из библиотек. И затронет более глубокие пласты. Мой метод — доверять настоящему, его проявлениям.
КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?
Это новая волна, у которой женское лицо.
КУДА ИДТИ, ЧТОБЫ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ В ЧЕБОКСАРАХ: РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ ХУДОЖНИЦ.
Чувашский государственный художественный музей