Новая волна с женским лицом: кто создает искусство в Чувашии

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Сайкова

Фото: предоставлены героинями материала

06 September, 2024

Чебоксары сложно назвать заметной точкой на карте современного искусства России, отчасти потому, что культурная жизнь города зажата инфоповодами более мощных соседей — Казани и Нижнего Новгорода. Но за последние пару лет толчок снизу, от молодых художников, дал импульс к формированию собственного арт-лица региона, во многом характеризующегося интересом к работе со своей национальной идентичностью.

Анастасия Сайкова, автор телеграм-канала и подкаста «Ан та кала», поговорила с пятью художницами из Чувашии о том, из чего состоит их практика, и какое влияние на нее оказывает природа, традиции и язык родных мест. В конце материала собрали личные рекомендации художниц — куда идти, чтобы познакомиться с современным искусством в Чебоксарах.

В Чебоксарах прошла первая чувашская биеннале современного искусства и планируется вторая, случаются небольшие арт-выставки и локальные коллаборации. Кажется, что не хватает объединяющих культурных институций, как та же казанская «Смена» или нижегородский «Терминал», но среда еще только формируется, и во многом этому способствуют героини этого материала — пять очень разных художниц из Чувашии.

Полина Осипова

Мультидисциплинарная художница родом из Чебоксар. Создает предметы, скульптуры и носимые скульптуры, сотрудничает с брендами. В 2021 году стала лауреатом международной премии Cothinkers и показала свои работы в Hoxton Gallery (Лондон), также получила премию Creative Activism Awards (Cultures of Resistance Foundation, Бразилия) за свои чувашские работы. Принимала участие в выставках в Великобритании, Италии, Германии, Нидерландах.

КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?

Из-за того, что живу за границей, моя связь с родиной стала более глубокой и качественной: появилась возможность посмотреть на наши особенности со стороны, понаблюдать за тем, что делает нас и нашу культуру такими, какие они есть. Я начала замечать моменты повседневной бытовой магии. Теперь я более качественно провожу время, оказываясь в родной деревне раз в год, пытаясь ухватить каждый закат, каждую травинку, продышать каждую частичку чувашского воздуха. Из-за этого у меня сформировалась отношение к своей деревне и к Чувашии как к священному месту силы, которое недоступно для меня физически большую часть времени из-за стоимости авиабилетов, и мне нужно напитаться вдохновением и энергией на целый год жизни и работы в разлуке.

"The Armour of Memory"; "Zastolie" ("The Feast"); "The Fallen Willows"

С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?

В основном я работаю с очень личной историей, семейной, с чувашским эзотерическим, встроенным в простую бытовую жизнь, и моим формированием в этой среде — в ообщем, с мироощущением меня как чувашки. Сюда входят и чувашские обряды, например, плач невесты, сказки, культура вышивки и обращения с тканью. Все эти темы в моей работе связывает идея о чувашском матриархате.

ПОЧЕМУ ИМЕННО МАТРИАРХАТ СТАЛ СВЯЗУЮЩЕЙ НИТЬЮ?

Мне всегда казалось, что так у всех — женщины управляют семьей — это нужно и правильно. Когда в подростковом возрасте я углубилась в исследование чувашских традиций, все встало на свои места: от обычая выдавать парней помоложе за девушек постарше до моей любимой конспирологической теории о волжских амазонках.
Чувашия очень природная и деревенская республика, и в моем представлении женщина тут тесно связана с естественной языческой силой. Речь идет и о возделывании земли, и о колдовстве, и о эзотерическом опыте. Думаю, все чуваши, размышляющие над жизненными процессами внутри наших семей, поймут, о чем я говорю.

КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?

У меня два метода работы. Первый — я нахожу воспоминание в своей памяти, которое требует рефлексии и переработки, часто это связано с чувашской бытовой жизнью, которая окружает нас в детстве, праздники, например. И создаю артефакт-крестраж для этого воспоминания, чтобы ничего не забыть. Второй — мне попадется предмет, который пробуждает во мне какие-то чувства, которые я не могу идентифицировать. Я кручу его в руках, и мои руки сами делают что-то, что помогает выстроить мост к этим чувствам, например, я делаю чувашскую маску из проволоки из дедушкиного гаража.

КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?

Я представляю нас исследователями-путешественниками в гигантском океане чувашского, которые ищут новые сокровища в нашей культуре или переизобретают старые.

Нина Федорова

Окончила ВГИК по специальности «художник кино и телевидения по костюму», а до этого — чебоксарское художественное училище. Сотрудничала с театрами в Чебоксарах и Нижнем Новгороде, летом 2023 года в музее чувашской вышивки открылась первая персональная выставка художницы «Перламутровый ток».

КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?

Я живу рядом с Волгой, люблю местный пляж и часто спускаюсь к нему по утрам. Это придает мне силы и настраивает на лирический лад. Кроме того, окружающий пейзаж я использую в своих рисунках.

С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?

Это тема красоты, которую создает человек или природа. Для меня красота — подобие определенного электрического заряда, который блуждает в зоне невидимого, чтобы найти свое воплощение в зримом образе. Этому электричеству свойственны противоположные качества: с одной стороны, это — напряжение, а с другой — текучая плавность, даже своего рода нежность. Также мне интересна тема творческого начала в человеке, ведь именно с его помощью каждый из нас может воспринять такой сигнал красоты извне и раскрыть свой потенциал. Это не обязательно должно быть именно художественное творчество, для меня эти понятия — часть человеческой природы вообще.

«Рука»; «Стайка»; «Лопухи»

КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?

Любая замеченная деталь или движение могут стать основой композиции. Хорошо бы сначала нарисовать приглянувшийся мотив много раз, чтобы однажды все сложилось в одном выразительном потоке линий. И тогда есть шанс, что получится тот самый рисунок, от которого мне самой будет радостно. Чаще всего я рисую простыми карандашами, растягивая тоновую палитру так, чтобы показать всю красоту серебристых переливов, весь художественный потенциал карандаша. Работая, я раскрываюсь как художник, и это перекликается с тем, как в моих руках раскрываются возможности материала.

НАСКОЛЬКО ТВОИ РИСУНКИ БИОГРАФИЧНЫ?

Я думаю, что совсем не биографичны. Они не отделимы от меня, но не описывают мою жизнь. Скорее из будничного потока жизни я выхватываю определенные образы, делая их «монументальными». Из таких образов складывается мир со своей системой знаков и фактур. Например, тема воды. Реки перетекли в серию паттернов, развивая идею отражений и отзеркаливания. А моя большая любовь к локонам и сложным прическам отразилась в женском образе на моих рисунках.

КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?

Это искусство обращенное к корням, которые тебя питают. Я думаю, что оно должно оставлять ощущение свежего ветра или глотка родниковой воды.

Олич Алеха

Хотела быть актрисой, но не поступила в театральный и стала художником, в своих работах часто использует человеческую фигуру как непосредственного участника произведения. Яркий представитель чувашского молодежного андеграунда, который только начинает выставляться — в портфолио пока две выставки, в Чебоксарах («Юн», 2023) и Барселоне (LODKA, 2023). Занимается сет-дизайном.

КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?

На самом деле я не до конца понимаю, где живу, постоянно мотаюсь между городами или странами. Последний год я провела по большей части дома, за исключением работы в Москве или поездок за границу. В Новочебоксарске сделана большая часть работ, если не все — тут я нахожусь одна, без тусовок, работы оффлайн, полностью отсутствует эффект FOMO и ощущение изолированности заставляет занимать себя самостоятельно. По сути, все мое творчество на этом завязано, я буквально пропитана местной культурой, колоритом улиц, лесов, полей или деревень.

«Временная»

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТВОЙ ПСЕВДОНИМ?

Придумала это имя для страницы во ВКонтакте на задней парте в школе вместе с подругой. Хотелось, чтобы это было недалеко от моего настоящего (прим. ред. — Ольга Алешина). Подруга предложила Олич, я подумала: «о круто, звучит броско, дерзко и угарно». А фамилию Алеха тоже от настоящей взяли, чтобы созвучно было. Так и пошло, все потихоньку стали так называть, даже инструктор по вождению.

С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?

Темы разные, не могу выделить одну. Тут скорее микс внутреннего содержания. Работаю с тем, что внутри и что хочу донести до мира. Иногда это перекликается с чем-то определенным: мифология, культура, природа, дом, время, любовь, смерть или война. Но чаще, конечно, тема дома и природы. Это, можно сказать, моя прошивка.

КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?

Сделай, пока горит или болит. Я почти никогда не делаю работы, если они не ярко пестрят внутри меня. Если говорить про технику, то тут разброс: от одежды и декоративных штук, до стихов и режиссуры. Я выберу тот метод, который вижу самым подходящим. Хочу сказать о смерти — разобью тюльпан об ткань, покажу выплескивание жизни из лепестка.

КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?

Современное искусство, как и все искусство, про время, это отражение актуальных процессов, происходящих здесь и сейчас. Очень важен контекст, неважно, какие методы ты используешь. И 3D-арт по старой деревенской легенде, и картина маслом про блокировку одной социальной сети — и то и то отражает нынешнее время, а значит уже современно по своему началу.

Юма Андреева

Молодая художница-этнофутуристка, выпускница чебоксарского художественного училища. Создает картины, украшения, арт-объекты и анимации. В своем творчестве старается показать, как этические элементы могут органично сочетаться с современностью. Участница группы чувашских активисток «Пилеш кайăксем». Работы были показаны на Чувашской биеннале современного искусства (2022), выставках «Юн» (2023) и «Савна Шупашкар» (2024) в Чебоксарах.

КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?

Я чувствую особую связь с Чувашией, с местом, где я родилась и выросла. Когда я далеко, физически ощущаю огромное расстояние между нами, будто натягивается невидимая струна. Не могу сказать, что у меня нет «осознания лишенности», чувства, которое присутствует у многих, уехавших отсюда. Я не чувствую себя полноценной чувашской девушкой: не говорила на языке с детства, не понимаю некоторые особенности жизни. Зависть к этому опыту и неспособность зажить жизнью «полноценной» — со связью с землей, ручным трудом, постоянным общением между родными, песнями — побуждает меня имитировать то, чего никогда не было.

«Телей кайӑкӗ» («Птица счастья»); «Шурӑ» («Белый»)

С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?

До того, как я пришла к чувашской теме, была классическим художником. Обожаю портреты — по какой-то магической причине всегда получались портреты только чуваш. Причины перехода мне самой не совсем ясны. Наверное, одна из главных — уже упомянутое чувство лишенности. Я не видела традиционных обрядов в их естественном, не сценическом состоянии. Попытки их представить всегда метафоричны и образны, что хорошо ложится на современное искусство. Образ может встретиться в украшениях, в доме, в запахах, в мелодии. Истинный смысл где-то между утилитарным и мифологическим — оба значения не ясны, как функция от двух переменных в трехмерной плоскости.

ЗА ТВОИМИ РАБОТАМИ ВСЕГДА КРОЕТСЯ ИСТОРИЯ?

Да, но это не всегда основополагающая вещь, так как одна и та же история, ставшая прообразом, для меня может быть огромным ресурсом, а для другого человека рядовой ситуацией, потому я стараюсь отойти от классического представления, что все требует предыстории.

КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?

Есть некоторая сложность, которую я сама взяла за основу — не до конца понимаю, что нарисовала или сделала. Изучаю этнографию, мифологию и образы всплывают сами по себе, но стараюсь не следовать по их прямому пути. Взять «Телей кайӑкӗ» (прим.ред. — с чувашского «Птица счастья») — люди видят в ней демонов, древо жизни, ангела, у каждого свое. Всегда оказывается, что все ориентируется на смотрящего, и моя роль как художника — стать проводником моих бессознательных образов в мир осязаемый, чтобы эти образы трансформировались в глазах наблюдателей.

КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?

Современное чувашское искусство — термин многослойный, включающий в себя много как и молодых, так и творцов старой школы. У нас есть Праски Витти и Станислав Юхтар (прим.ред. — Праски Витти (Виталий Петров) и Станислав Юхтар (Станислав Михайлов) — одни из ключевых представителей классического чувашского этнофутуризма) , а есть Олич Алеха и Полина Осипова. И все говорят на языке, который отзывается нам современным, и именно это я вижу в основе понятия современного чувашского искусства как образа в традиции, который отзывается человеку вне традиционной культуры.

Полина Серафимова

Работает в техниках коллажа, вышивки по текстилю и графики. Участница мастерских музея «Гараж» (2023) и творческой резиденции «Переделкино» (2024), Чувашской биеннале современного искусства (2022), выставок «Парижская квартира» в галерее Наковальня (2023), «Свое и другое» в казанском MOÑ (2023) и «Нити» в фонде Ruarts (2024).

КАК МЕСТО, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ И ТВОЕ ТВОРЧЕСТВО?

В Чувашии всегда перед глазами три четверти неба. Глаза спотыкаются о здания, но все-таки здесь много воздуха. Кто-то видит красивую архитектуру и живет в ней, а мы смотрим на красивые облака. Чувашия — это Поднебесная. Здесь замедляется время, а люди любят землю и труд. Эти ритмы проникают и в меня.

«Мой куратор Аполлон»; «Сердце»

С КАКИМИ ТЕМАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ И ПОЧЕМУ?

Шаг влево, шаг вправо — все песни только о любви. Я верю в силу искусства и особенно сегодня мне важно создавать работы, поле которых станет больше: от луча лучи. Я отношусь к своим работам как к магическим артефактам, которые изменяют реальность. Вот есть у тебя фонарь ночью, и тебе светло, и дорогу ты найдешь. На самом деле, конечно, все темы открытые и везде возможен поиск и диалог через взгляд и почерк художника.

СЛОВА У ТЕБЯ ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ, ОТКУДА ОНИ ПРИХОДЯТ?

Мне нравится, как ты задала вопрос, слова правда играют. Слова и приходят, и звучат музыкой везде. Для вышивки я беру что-то из диалогов, что-то звучит случайно, и мне это красиво, или со мной случаются стихотворения, и я их так записываю, хокку на манжетах. В коллажах слова тоже водят свой хоровод, я просто иду за процессом и долго всматриваюсь в них, и собираю новое.

КАК ТЫ ОПИШЕШЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД?

Я отношусь к искусству как к таинству, для меня это не математическая формула. Лучше прокладывать разные дороги и идти разными путями. Конечно, можно выделить переменные и это все глаголы: слушать, замечать, играть, смотреть, видеть, писать, рисовать. Пересобирать все и соединять. Но это такое упрощение — объяснять как. Иногда сон на новом месте расскажет больше, чем истории из библиотек. И затронет более глубокие пласты. Мой метод — доверять настоящему, его проявлениям.

КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ТЕРМИН «СОВРЕМЕННОЕ ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО»?

Это новая волна, у которой женское лицо.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Сайкова

Фото: предоставлены героинями материала

06 September, 2024