The street is good, the studio is better: street artists of “Zerno”
Author: Oksana Lebedeva
Photos: by the organizers and heroes of the article
04 September, 2023
The 'Mesto' street art festival has been taking place in Nizhny Novgorod since 2017. One of its primary venues is the 'Zerno' studio, which opened its doors to street artists from various cities this year.
The studio's residents collaborate with each other, create new works, and exhibit them in an urban environment, reshaping and reimagining its cultural symbols. We interviewed the artists to understand why they opted for street art, how they developed their unique styles, and what sets studio work apart from street art.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Вера Ширдина
ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?
Формат заинтересовал своей демократичностью. Все началось в ранние подростковые годы со знакомства с Нижним Новгородом через стрит-арт. В то время город изобиловал партизанским уличным искусством. И соблазнившись этим, я начала создавать карту объектов, ничего не зная ни про сами работы, ни про людей, создавших их.
Разумеется, потом последовали первые вылазки уже в роли автора. Так много видеть и не попробовать самой было сложно — слишком заразно, словно спортивная игра. Говорить, конечно, было нечего, но понимание, что тогда и рисовать на улице не стоит, к счастью, присутствовало.
Сейчас меня привлекает монументальное искусство, работа с контекстом города и вписанностью в среду, так что стрит-арт является для меня одним из выходов именно к такой практике. Муралы — один из доступных инструментов общения с городским пространством посредством искусства.
КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?
Какое-то время я жила и училась в Санкт-Петербурге, где закончила СПБХУ им. Н.К. Рериха на отделении станковой живописи. Это оказало влияние, создав определенную базу. Сейчас я экспериментирую с различными инструментами и методами — увлекаюсь и ищу.
НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Уличное искусство очень разное. Если говорить про мой опыт работы с городом, то сейчас я работаю преимущественно с архитектурой, занимаясь монументальными росписями. У меня, соответственно, подобных вопросов вообще не возникает — это представляется мне одним из инструментов и способов.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?
В городе мне важно вписать работу, сделав ее частью целого — это, насколько возможно синтез с окружающим. Присутствуют параметры, которые заданы изначально и с которыми зачастую невозможно не считаться, тогда как в мастерской ты сам их создаешь. Про какие-то технические моменты вообще говорить нечего: фасады требуют очень многого, как и все, впрочем.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?
Для фестиваля «Место» я сначала выступала в роли волонтера в 2020 году. Это стало началом нашего личного знакомства с командой и плацдармом для дальнейшего сотрудничества. В 2021-22 годах мы реализовали 3-4 моих объекта в городе. Наиболее значимым для меня является фасад на ул. Ильинская, 29. Я также участвовала в выставках параллельной программы фестиваля.
Сейчас, когда проект «Место» проходит некоторую трансформацию и пробует новые для себя форматы, я стала резидентом мастерской и создала холст для коллекции фонда. В ближайшее время меня ждут путешествия в Мурманск, Владимир и Екатеринбург, где я буду работать над фасадами. А осенью в Нижнем Новгороде пройдет моя персональная выставка.
Никита Этогде
ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?
Я всю жизнь рисую, а примерно с начальной школы, то есть с 2009 года, занимаюсь граффити. Со временем случился естественный переход в стрит-арт — учеба на архитектурном и многие жизненные моменты повлияли на это.
КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?
Стиль также сформировался из граффити. Изначально рисовал шрифты, которые постепенно переродились в мой мрачный сказочный мир — так появился персонаж «Принц теней» и его история. Вдохновляет атмосфера заброшенности и старого города, деревянная архитектура и природа — густая и разноликая.
НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Сейчас мне это не мешает, а, наоборот, помогает переключаться и заниматься разными видами деятельности. Работа в мастерской отличается от уличной практики, что позволяет создавать разнообразные проекты — это мне очень нравится.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?
Масштабом, техникой, смыслами. Иногда это испытание для себя, иногда для зрителя.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?
Нарисовал большой холст для выставки в Зарядье в 2021 году. В том же году создал уличную работу, а в этом сделал холст в мастерской. Планируется еще одна большая работа на улице в продолжение истории с «Принцем теней».
Полина Стриж
ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?
Честно говоря, не могу как-то точно ответить на этот вопрос. Мне в принципе нравится работать с разными медиа, и в один момент я попробовала стрит-арт. Вот и все.
А так мне кажется, что у стрит-арта наибольший отклик от людей, если выбирать из всех форматов. Получается, ты делаешь работу и сразу «выставляешь» ее в городе — очень удобно!
КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?
Я рисую собак с детства, так что стиль рождался постепенно. Он постоянно менялся со мной, моим взрослением, взглядами на мир. Специально я ничего не вырабатывала и не выдумывала.
НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Все мои работы сделаны в мастерской (кроме одной). Просто одни потом вешаю на улице, другие продаю, а некоторые идут в галереи. Так что лично у меня никаких противоречий нет.
В мастерской вообще гораздо комфортнее и спокойнее. Но где и как работать — личное дело каждого
Некоторые форматы можно сделать только на улице или в мастерской. Не вижу смысла себя ограничивать в медиа — надо пробовать все, что хочется. Кроме того, искусство никому ничего не должно — ни уличное, ни студийное.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?
Я создала всего одну работу в городском пространстве и монтировала произведения из мастерской.
Лично мне всегда на улице тревожно. Я стараюсь побыстрее все сделать и уйти. Мне очень не нравится взаимодействовать с людьми, отвечать на их вопросы, угрозы и т.д.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?
Для «Места» сделала две уличные работы: «Путь к свету» (2018) и фанерную «Мне так страшно, господи» (2022). В этом году создала холст «Утонул : ))))» для фонда фестиваля. Сейчас медленно работаю над большим составным проектом, который рассказывает о последнем годе моей жизни.
Дмитрий Курбатов
ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?
Я начал интересоваться граффити, то есть нелегальным рисованием букв, еще в школе — это была, как мне казалось, крутая субкультура. Стрит-артом я занялся гораздо позже — после того, как начал расширять свою художественную практику.
КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?
Мне кажется, что необходимость иметь персональный стиль — это, в первую очередь, требование капитализма. Очевидно, что и социальные сети требуют того же самого. Стиль — вопрос маркетинга.
НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Сегодня нет и не может быть очевидных критериев для демаркации художественной практики. Вряд ли автономность медиума кого-то будоражит.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?
На самом деле, отличий немного. Пожалуй, единственное — это то, что на улице делать работы для меня физически сложнее, потому что приходится целый день кружить у стены, таскать ведра с краской и лестницу.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?
Я нарисовал две работы без учета смежных проектов и произведений в мастерской. Особенно мне нравятся два рисунка-оммажа Марии Примаченко прошлого года. Прямо сейчас я провожу цикл семинаров с общей темой «Политика и эстетика».
Синий Карандаш
ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?
Стрит-арт для меня — это форма участия в общественной жизни. Оставляя ту или иную надпись, Синий Карандаш делает видимым неявное или, наоборот, обостряет то, что всем заметно. Надпись — прием для возникновения отношений между зрителем, пространством и искусством.
Но также тут важно, что это и мои личные отношения с вышеперечисленным.
Стрит-арт — самый прямой путь попадания в голову другому человеку. На улице бывает всякий, и никогда неизвестно, кто может стать свидетелем твоей работы — это всегда случайность, но случайность без посредников.
КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?
Если с точки зрения формы, то довольно естественно. Вытянутые буквы синего цвета оказались самыми эргономичными, и их легко везде вписать: хоть на одиноком кирпиче, хоть на огромной стене. К тому же это узнаваемо.
Если говорить о содержании, то я не придерживаюсь единого стиля. Для меня, скорее, важен внутренний слух к слову.
НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Для меня нет противоречия. Синий Карандаш пишет на свободных поверхностях. Они есть и в мастерских.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?
Надписи и работы на улицах учитывают контекст. Я держу его в голове. Речь не только про среду и архитектуру вокруг, но и про культурную ситуацию, символические ценности, социальный ландшафт. Например, Кремль — не то же самое, что улица Вторчермета.
Работы в мастерской более замкнуты на себе, поэтому должны обладать считываемостью, где бы они ни оказались. Это не значит, что они вне контекста, но он у них урезан. Как в mp3-файле по сравнению с живым исполнением.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?
Самое интересное — работа 2022 года. Синий Карандаш решил стать ближе к народу — купил две совершенно одинаковые пейзажные картины. На одной написал «реально», на второй «фейк».
Повесил на заборе центральной улицы, где «настоящие художники, умеющие рисовать» традиционно продают свои произведения, а желающие сделать подарок или украсить интерьер могут их купить.
Продать «нижегородский стрит арт» не коллекционерам и знатокам, а простому человеку и заезжему туристу не удалось, но вопросов и реакций возникло много.
Сейчас я делаю татуировки на мертвых березах.
Катя Рыблова
ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?
Для меня стрит-арт — это новый формат взаимодействия с городом, наиболее честный и быстрый. Ранее я работала с пространством как архитектор, занималась благоустройством, а такая деятельность имеет определенные финансовые, юридические, этические и даже временные ограничения. Стрит-арт в этом случае более свободный и прозрачный формат — между тобой и городом нет посредников. Ты обретаешь безусловную агентность в городской среде.
КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?
Сейчас мой стиль еще на стадии формирования — я пробую новые материалы и форматы. Но неизменными остаются чистота и простота решений, максимальная автоматизация процесса, интерактивность и работа с контекстом.
НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Я думаю, эти два формата естественным образом дополняют друг друга. Передо мной как перед художником стоят не похожие друг на друга задачи, и я решаю их посредством разных форматов. Улица — большое поле возможностей для реализации любых проектов и амбиций, причем необязательно нелегальных: возможен большой общественный отклик, интерактив с жителями города и функциональность. Работа в мастерской — более комфортный формат исследований, не обязательно меньшего, но, возможно, более личного масштаба.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?
Улица требует быстрых действий и иногда социального взаимодействия в процессе. Мастерская дает столько времени, сколько тебе нужно. В том числе, для работы с разными материалами.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?
В прошлом году в рамках фестиваля «Место» я сделала свою первую стрит-арт работу «Точка пространства». Три точки красного, зеленого и синего цвета — основные цвета, с которыми я работаю в рамках проекта etorgb. Я разместила их в пространствах города, которые требуют изменений, тем самым обращая внимание на существующие проблемы: разрушенные трибуны стадиона, неотреставрированный угол исторического дома, заброшенный магазин.
В этом году как резидент открытой мастерской «Место» я сделала работу-манифест на холсте 1х1 метр — "Eto". Она о системе междисциплинарных проектов, которые со-существуют в моей художественной практике: etorgb, etostulya, etoplanatazemlya, 6:23.
Прямо сейчас я участвую в фестивале «Архстояние», где делаю работы в кэмпе ЦСИ «Сияние»: инсталляцию «Горизонт видимости» и перфоманс «Линия холода». А сразу после уеду в резиденцию «Выкса»
Даня Пирогов
ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?
Один из моих главных тезисов — единство пространства и важность взаимосвязи объектов в нем. Поэтому я не разделяю для себя практику на уличную или студийную: я работаю в студии, в городе, в лесу. В уличных работах меня привлекает их временность и контекст конкретных локаций.
КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?
Думаю, правильнее сказать, что он всегда находится в процессе трансформации и изменения. Но есть ключевые для моей практики точки: работа с пространством, важность тактильных материалов, монохромность. Мой пластический художественный язык балансирует между вмешательством в материал и его свободным «поведением» — текучестью, сыпучестью.
НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Для меня вся художественная практика — это изменение, переустройство пространства за счет появления в нем объектов. Мои уличные работы являются ответом на конкретную ситуацию, локации, в то время как студийные в большей степени планомерное продолжение моей мифологии.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?
Контекстом и количеством акторов в пространстве. Студия целиком и полностью отдана времени и идее художника, в то время как улица и ее обитатели готовы воспринять тебя как прохожего, но не как творческую единицу, которая на это пространство влияет.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?
В 2022 году в рамках фестиваля «Место» я создал работу из серии «Косху» — это проволочная структура, появившаяся в меняющемся квартале исторической части города. Она как маркер перемен: будущее в этом месте еще не наступило, а прошлое уже завершилось.
В рамках работы в студии «Зерно» в 2023 году я создал работу, связанную с главным героем моей мифологии — Земляной птицей.
Author: Oksana Lebedeva
Photos: by the organizers and heroes of the article
04 September, 2023