На улице хорошо, а в мастерской лучше: стрит-артисты «Зерна»

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Оксана Лебедева

Фото: предоставлены организаторами и авторами

04 September, 2023

Фестиваль уличного искусства «Место» проходит в Нижнем Новгороде с 2017 года. Одно из его главных пространств — студия «Зерно», которая в этом году открыла двери для стрит-артистов из разных городов.

Резиденты мастерских общаются друг с другом, создают новые работы и выставляют их в городском пространстве, подчерчивая и переосмысляя его культурную символику. Мы поговорили с художниками и узнали, почему они выбрали уличное искусство, как пришли к своему стилю и чем мастерская отличается от улиц.

Вера Ширдина

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?

Формат заинтересовал своей демократичностью. Все началось в ранние подростковые годы со знакомства с Нижним Новгородом через стрит-арт. В то время город изобиловал партизанским уличным искусством. И соблазнившись этим, я начала создавать карту объектов, ничего не зная ни про сами работы, ни про людей, создавших их.

Разумеется, потом последовали первые вылазки уже в роли автора. Так много видеть и не попробовать самой было сложно — слишком заразно, словно спортивная игра. Говорить, конечно, было нечего, но понимание, что тогда и рисовать на улице не стоит, к счастью, присутствовало.

Сейчас меня привлекает монументальное искусство, работа с контекстом города и вписанностью в среду, так что стрит-арт является для меня одним из выходов именно к такой практике. Муралы — один из доступных инструментов общения с городским пространством посредством искусства.

КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?

Какое-то время я жила и училась в Санкт-Петербурге, где закончила СПБХУ им. Н.К. Рериха на отделении станковой живописи. Это оказало влияние, создав определенную базу. Сейчас я экспериментирую с различными инструментами и методами — увлекаюсь и ищу.

НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Уличное искусство очень разное. Если говорить про мой опыт работы с городом, то сейчас я работаю преимущественно с архитектурой, занимаясь монументальными росписями. У меня, соответственно, подобных вопросов вообще не возникает — это представляется мне одним из инструментов и способов.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?

В городе мне важно вписать работу, сделав ее частью целого — это, насколько возможно синтез с окружающим. Присутствуют параметры, которые заданы изначально и с которыми зачастую невозможно не считаться, тогда как в мастерской ты сам их создаешь. Про какие-то технические моменты вообще говорить нечего: фасады требуют очень многого, как и все, впрочем.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Для фестиваля «Место» я сначала выступала в роли волонтера в 2020 году. Это стало началом нашего личного знакомства с командой и плацдармом для дальнейшего сотрудничества. В 2021-22 годах мы реализовали 3-4 моих объекта в городе. Наиболее значимым для меня является фасад на ул. Ильинская, 29. Я также участвовала в выставках параллельной программы фестиваля.

Сейчас, когда проект «Место» проходит некоторую трансформацию и пробует новые для себя форматы, я стала резидентом мастерской и создала холст для коллекции фонда. В ближайшее время меня ждут путешествия в Мурманск, Владимир и Екатеринбург, где я буду работать над фасадами. А осенью в Нижнем Новгороде пройдет моя персональная выставка.

Никита Этогде

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?

Я всю жизнь рисую, а примерно с начальной школы, то есть с 2009 года, занимаюсь граффити. Со временем случился естественный переход в стрит-арт — учеба на архитектурном и многие жизненные моменты повлияли на это.

КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?

Стиль также сформировался из граффити. Изначально рисовал шрифты, которые постепенно переродились в мой мрачный сказочный мир — так появился персонаж «Принц теней» и его история. Вдохновляет атмосфера заброшенности и старого города, деревянная архитектура и природа — густая и разноликая.

НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Сейчас мне это не мешает, а, наоборот, помогает переключаться и заниматься разными видами деятельности. Работа в мастерской отличается от уличной практики, что позволяет создавать разнообразные проекты — это мне очень нравится.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?

Масштабом, техникой, смыслами. Иногда это испытание для себя, иногда для зрителя.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Нарисовал большой холст для выставки в Зарядье в 2021 году. В том же году создал уличную работу, а в этом сделал холст в мастерской. Планируется еще одна большая работа на улице в продолжение истории с «Принцем теней».

Полина Стриж

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?

Честно говоря, не могу как-то точно ответить на этот вопрос. Мне в принципе нравится работать с разными медиа, и в один момент я попробовала стрит-арт. Вот и все.

А так мне кажется, что у стрит-арта наибольший отклик от людей, если выбирать из всех форматов. Получается, ты делаешь работу и сразу «выставляешь» ее в городе — очень удобно!

КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?

Я рисую собак с детства, так что стиль рождался постепенно. Он постоянно менялся со мной, моим взрослением, взглядами на мир. Специально я ничего не вырабатывала и не выдумывала.

НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Все мои работы сделаны в мастерской (кроме одной). Просто одни потом вешаю на улице, другие продаю, а некоторые идут в галереи. Так что лично у меня никаких противоречий нет.
В мастерской вообще гораздо комфортнее и спокойнее. Но где и как работать — личное дело каждого

Некоторые форматы можно сделать только на улице или в мастерской. Не вижу смысла себя ограничивать в медиа — надо пробовать все, что хочется. Кроме того, искусство никому ничего не должно — ни уличное, ни студийное.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?

Я создала всего одну работу в городском пространстве и монтировала произведения из мастерской.
Лично мне всегда на улице тревожно. Я стараюсь побыстрее все сделать и уйти. Мне очень не нравится взаимодействовать с людьми, отвечать на их вопросы, угрозы и т.д.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Для «Места» сделала две уличные работы: «Путь к свету» (2018) и фанерную «Мне так страшно, господи» (2022). В этом году создала холст «Утонул : ))))» для фонда фестиваля. Сейчас медленно работаю над большим составным проектом, который рассказывает о последнем годе моей жизни.

Дмитрий Курбатов

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?

Я начал интересоваться граффити, то есть нелегальным рисованием букв, еще в школе — это была, как мне казалось, крутая субкультура. Стрит-артом я занялся гораздо позже — после того, как начал расширять свою художественную практику.

КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?

Мне кажется, что необходимость иметь персональный стиль — это, в первую очередь, требование капитализма. Очевидно, что и социальные сети требуют того же самого. Стиль — вопрос маркетинга.

НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Сегодня нет и не может быть очевидных критериев для демаркации художественной практики. Вряд ли автономность медиума кого-то будоражит.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?

На самом деле, отличий немного. Пожалуй, единственное — это то, что на улице делать работы для меня физически сложнее, потому что приходится целый день кружить у стены, таскать ведра с краской и лестницу.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Я нарисовал две работы без учета смежных проектов и произведений в мастерской. Особенно мне нравятся два рисунка-оммажа Марии Примаченко прошлого года. Прямо сейчас я провожу цикл семинаров с общей темой «Политика и эстетика».

Синий Карандаш

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?

Стрит-арт для меня — это форма участия в общественной жизни. Оставляя ту или иную надпись, Синий Карандаш делает видимым неявное или, наоборот, обостряет то, что всем заметно. Надпись — прием для возникновения отношений между зрителем, пространством и искусством.
Но также тут важно, что это и мои личные отношения с вышеперечисленным.

Стрит-арт — самый прямой путь попадания в голову другому человеку. На улице бывает всякий, и никогда неизвестно, кто может стать свидетелем твоей работы — это всегда случайность, но случайность без посредников.

КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?

Если с точки зрения формы, то довольно естественно. Вытянутые буквы синего цвета оказались самыми эргономичными, и их легко везде вписать: хоть на одиноком кирпиче, хоть на огромной стене. К тому же это узнаваемо.

Если говорить о содержании, то я не придерживаюсь единого стиля. Для меня, скорее, важен внутренний слух к слову.

НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Для меня нет противоречия. Синий Карандаш пишет на свободных поверхностях. Они есть и в мастерских.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?

Надписи и работы на улицах учитывают контекст. Я держу его в голове. Речь не только про среду и архитектуру вокруг, но и про культурную ситуацию, символические ценности, социальный ландшафт. Например, Кремль — не то же самое, что улица Вторчермета.

Работы в мастерской более замкнуты на себе, поэтому должны обладать считываемостью, где бы они ни оказались. Это не значит, что они вне контекста, но он у них урезан. Как в mp3-файле по сравнению с живым исполнением.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Самое интересное — работа 2022 года. Синий Карандаш решил стать ближе к народу — купил две совершенно одинаковые пейзажные картины. На одной написал «реально», на второй «фейк».
Повесил на заборе центральной улицы, где «настоящие художники, умеющие рисовать» традиционно продают свои произведения, а желающие сделать подарок или украсить интерьер могут их купить.
Продать «нижегородский стрит арт» не коллекционерам и знатокам, а простому человеку и заезжему туристу не удалось, но вопросов и реакций возникло много.

Сейчас я делаю татуировки на мертвых березах.

Катя Рыблова

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?

Для меня стрит-арт — это новый формат взаимодействия с городом, наиболее честный и быстрый. Ранее я работала с пространством как архитектор, занималась благоустройством, а такая деятельность имеет определенные финансовые, юридические, этические и даже временные ограничения. Стрит-арт в этом случае более свободный и прозрачный формат — между тобой и городом нет посредников. Ты обретаешь безусловную агентность в городской среде.

КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?

Сейчас мой стиль еще на стадии формирования — я пробую новые материалы и форматы. Но неизменными остаются чистота и простота решений, максимальная автоматизация процесса, интерактивность и работа с контекстом.

НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Я думаю, эти два формата естественным образом дополняют друг друга. Передо мной как перед художником стоят не похожие друг на друга задачи, и я решаю их посредством разных форматов. Улица — большое поле возможностей для реализации любых проектов и амбиций, причем необязательно нелегальных: возможен большой общественный отклик, интерактив с жителями города и функциональность. Работа в мастерской — более комфортный формат исследований, не обязательно меньшего, но, возможно, более личного масштаба.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?

Улица требует быстрых действий и иногда социального взаимодействия в процессе. Мастерская дает столько времени, сколько тебе нужно. В том числе, для работы с разными материалами.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

В прошлом году в рамках фестиваля «Место» я сделала свою первую стрит-арт работу «Точка пространства». Три точки красного, зеленого и синего цвета — основные цвета, с которыми я работаю в рамках проекта etorgb. Я разместила их в пространствах города, которые требуют изменений, тем самым обращая внимание на существующие проблемы: разрушенные трибуны стадиона, неотреставрированный угол исторического дома, заброшенный магазин.

В этом году как резидент открытой мастерской «Место» я сделала работу-манифест на холсте 1х1 метр — "Eto". Она о системе междисциплинарных проектов, которые со-существуют в моей художественной практике: etorgb, etostulya, etoplanatazemlya, 6:23.

Прямо сейчас я участвую в фестивале «Архстояние», где делаю работы в кэмпе ЦСИ «Сияние»: инсталляцию «Горизонт видимости» и перфоманс «Линия холода». А сразу после уеду в резиденцию «Выкса»

Даня Пирогов

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТРИТ-АРТОМ? ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ФОРМАТ?

Один из моих главных тезисов — единство пространства и важность взаимосвязи объектов в нем. Поэтому я не разделяю для себя практику на уличную или студийную: я работаю в студии, в городе, в лесу. В уличных работах меня привлекает их временность и контекст конкретных локаций.

КАК ВЫРАБАТЫВАЛСЯ ВАШ СТИЛЬ?

Думаю, правильнее сказать, что он всегда находится в процессе трансформации и изменения. Но есть ключевые для моей практики точки: работа с пространством, важность тактильных материалов, монохромность. Мой пластический художественный язык балансирует между вмешательством в материал и его свободным «поведением» — текучестью, сыпучестью.

НАСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА, НЕЗАВИСИМОГО И НЕЛЕГАЛЬНОГО, СООТНОСИТСЯ С ИДЕЕЙ СОЗДАВАТЬ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ — БОЛЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРОСТРАНСТВЕ? НЕТ ЛИ В ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Для меня вся художественная практика — это изменение, переустройство пространства за счет появления в нем объектов. Мои уличные работы являются ответом на конкретную ситуацию, локации, в то время как студийные в большей степени планомерное продолжение моей мифологии.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОЗДАНИЕ РАБОТ В МАСТЕРСКОЙ ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УЛИЦАХ?

Контекстом и количеством акторов в пространстве. Студия целиком и полностью отдана времени и идее художника, в то время как улица и ее обитатели готовы воспринять тебя как прохожего, но не как творческую единицу, которая на это пространство влияет.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ «МЕСТО»? И НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

В 2022 году в рамках фестиваля «Место» я создал работу из серии «Косху» — это проволочная структура, появившаяся в меняющемся квартале исторической части города. Она как маркер перемен: будущее в этом месте еще не наступило, а прошлое уже завершилось.

В рамках работы в студии «Зерно» в 2023 году я создал работу, связанную с главным героем моей мифологии — Земляной птицей.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Оксана Лебедева

Фото: предоставлены организаторами и авторами

04 September, 2023