Что читают дизайнеры Музея современного искусства «Гараж»
Спросили у дизайнеров Музея современного искусства «Гараж», какие книги они могли бы посоветовать и получили список из текстов, посвященных не только дизайну. Среди Бруно Мунари и Виктора Папанека есть Мишель Фуко, Эрих Фромм и даже комикс «Маус». Список был составлен из библиотеки «Гаража». Почему нужно прочитать именно эти книги — в нашем новом материале.
Дарья Осипова
1. БРУНО МУНАРИ «ФАНТАЗИЯ» И «ИСКУССТВО КАК РЕМЕСЛО»
Эти две книжки попались мне в руки еще в студенческие годы. Когда ты совсем юный художник или дизайнер и не понимаешь с чего начать, как быть, если не приходит совершенно никаких идей, все кажется скучным и банальным, — эти книги приходят на помощь. Бруно Мунари, прекрасный художник и дизайнер, отвечает на все эти вопросы, рассказывает про разные упражнения, а, самое главное, в книге много визуального ряда, который помогает лучше принять информацию, вдохновиться и посмотреть на свой творческий путь с другой стороны.
Очень тяжелая книга, но непременно рекомендуется к прочтению. Сюжет строится на взаимоотношениях самого автора и его отца, который на протяжении всего романа рассказывает о том, как жил в темные времена двадцатого века и пережил Освенцим. Одна из историй того времени, которая сворачивает, переворачивает и оставляет глубокий след в душе.
3. В. ЛОМАСКО И А.НИКОЛАЕВ «ЗАПРЕТНОЕ ИСКУССТВО»
Жанр графического судебного репортажа для меня был в новинку. Эта книга рассказывает об уголовном процессе над организаторами выставки «Запретное искусство-2006», инициированным ультраконсервативным движением «Народный собор». Очень актуальная история, которая задает вопрос «А должно ли искусство быть свободным?».
Никита Михин
1. БРУНО МУНАРИ «ФАНТАЗИЯ»
Мунари всегда отзывался во мне своей любознательностью и многообразием того, что ему было интересно. От пособий для детей, которые ничуть не менее полезны и любому взрослому, до попытки точно установить подход к определению механизмов креативного мышления. С его книгами стоит ознакомиться хотя бы для того, чтобы узнать или напомнить себе, что у творчества нет порога вхождения, и им можно заниматься легко и с увлечением, не отменяя всей глубины процесса при этом. Бруно проводит важную демократизацию творчества, которая остается актуальной и важной по сей день.
2. DESIGNWORKOUT. CARS AND SNEAKERS
Хорошая и легкая книга, которая позволяет на первичном уровне установить взаимосвязь между привычными для нас объектами, будь то кроссовки или автомобили, и общими трендами, которые формируют среду и, тем самым, позволяют этим объектам появиться именно такими.
Это не глубокое и научное исследование, но яркая прогулка по срезам времени. Для каждого объекта был придуман свой шрифт; автомобили и кроссовки изобилуют фотографиями и рекламными плакатами; срез времени представлен многообразием объектов искусства или быта, которые ему соответствуют.
3. ЭЛИС РОСТОРН «ДИЗАЙН КАК ОТНОШЕНИЕ»
Книга — ознакомление с ролью дизайна в контексте гуманитарных и социальных функций. Масса примеров, которые используются уже сейчас и меняют мир, при этом информация подана достаточно емко, чтобы точно познакомиться с проектом, и достаточно коротко, чтобы не расплываться в деталях. На русском языке таких исследований совсем немного, особенно современных.
Хорошая штука, если вы хотите объяснить кому бы то ни было, что дизайн — не просто коммерческое баловство, направленное на украшательство, но многогранная сфера деятельности, меняющая жизнь человека в самых разных областях его взаимодействия со средой.
Уля Савич
Возможно, другие читатели этих книг совершенно иным образом поймут или интерпретируют их. Я делюсь именно личным впечатлением, поскольку все три автора воспринимаются мною как рецепт для поддержания себя как человека и человека в себе.
1. ЭРИХ ФРОММ «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У КАРЛА МАРКСА» И «ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ»
Когда я его читала, то натолкнулась на словосочетание «человечная человечность». Сначала оно поставило меня в тупик: я никогда не думала, что понятие «человечности» необходимо усиливать или уточнять. Мы так много и долго пытаемся определить суть понятия «человек» и все глубже закапываем человека в себе, что нам необходимо дополнительная характеристика даже для «человечности». Это, конечно, вызывает боль и подчеркивает абсурд происходящего.
У Фромма сложно выделить отдельно какую-то книгу, его лучше читать целиком, все сильно переплетается, как впрочем и везде. Но эти две книги особенно хорошо раскрывают темы гуманизма, на что сейчас, кажется, стоит обратить внимание. Читая его, я подумала, почему в школах нет такого предмета про человека — как мы устроены, как работают наши рефлексы, как мы относимся к потреблению, как мы воспринимаем окружающий мир. Мне кажется, нам сильно этого не хватает, ведь человек—результат того, что было и причина того, что будет.
2. МИШЕЛЬ ФУКО «НАДЗИРАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ. РОЖДЕНИЕ ТЮРЬМЫ»
Возможно, для себя я нашла ответ на вопрос, почему мы не изучаем человека в школе, как раз прочитав эту работу Фуко. Очень сложно контролировать думающих и осознанных людей, гораздо проще раздробить «человека» на фрагменты и контролировать их по отдельности, сверху, постепенно вырабатывая у него нужные рефлексы. Фуко словно рентген позволяет увидеть устройство системы. Своеобразная книга для наведения порядка в голове.
«Вечное наказание, пронизывающее все точки и контролирующее каждое мгновение в дисциплинарных институтах, сравнивает, различает, иерархически упорядочивает, приводит к однородности, исключает. Одним словом, нормализует».
3. ВИКТОР ПАПАНЕК «ДИЗАЙН ДЛЯ РЕАЛЬНОГО МИРА»
Эту книгу я бы рекомендовала прочесть каждому человеку вне зависимости от профессии, поскольку в ней автор говорит о дизайне, как о процессе создания чего-либо, и обращает внимание на его суть. Создание очередной условной ручки кажется скорее проблемой, в то время как дизайн — это всегда решение. Мы понимаем, что живем в эпоху жуткого перепотребления и, казалось бы, корни идут так глубоко, но все же, почему у нас столько товаров, почему мы так хотим подчеркнуть разнообразие, хотя именно в нем мы становимся одинаковыми. Некий круговорот иллюзии и декораций. Мы настолько стали зависимы от потребления, что не заметили, как оно стало частью наших взаимоотношений. Среда, в которой мы живем, убеждает нас приобрести то, что нам не нужно, на деньги, которых у нас нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела. Человек все меньше удовлетворяется сутью, но охотно приобретает образ жизни, декорируя свое существование. Есть о чем подумать.